Экологический проект. «Берегите эту землю»: (неживая природа).
проект по окружающему миру (средняя группа)

Торжинская Римма Сергеевна

Решением проблем, связанных с экологией занимаются во всем мире. От состояния нашей планеты зависит будущее всего человечества. Важно начать формирование бережного отношения к миру природы уже в дошкольном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

   МБДОУ БГО ДЕТСКИЙ САД № 16 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Проэкт разработан для детей средней группы.

Тема:  Экологический проект. «Берегите эту землю»:

 (неживая природа).                                              

                                                                   Составила воспитатель: Торжинская Р.С.

Тема:  Экологический проект. «Берегите эту землю»: (неживая природа).

Тематическое поле: Ознакомление детей с объектами неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении;

Проблема: низкий уровень экологической грамотности, культуры у дошкольников среднего возраста.

Актуальность проблемы. Весь мир говорит о разных экологических катастрофах. Молчать не получается. Даже болезни у современных людей от плохой экологической обстановки. Люди уже достаточно долго разрушают и нерационально используют природные богатства, поэтому приходится думать, как исправить и вернуть нормальное состояние экосистеме.

Решением проблем, связанных с экологией занимаются во всем мире. От состояния нашей планеты зависит будущее всего человечества. Важно начать формирование бережного отношения к миру природы уже в дошкольном возрасте. Ведь все, что изучено в раннем детстве хорошо откладывается в подсознании человека, позднее менять мировоззрение человека сложно. И есть надежда, что работа в ДОУ по экологическому воспитанию даст хорошие результаты, станет начальной ступенью в экологическом образовании детей. И подрастающие поколения будут больше думать о природных ресурсах, беречь их.  

Цель:

  1. обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении;
  2. сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательно-речевую и ценностно-ориентированную;
  3. развивать желание узнавать новое из прочитанной научно-популярной и художественной литературы.

Задачи проекта:

 Для детей:

  1. Сформировать основные природоведческие представления и понятия о неживой природе посредством художественной и научно-популярной литературы. Познакомить детей с творчеством современных писателей-натуралистов.
  2. Формировать собственный познавательный опыт у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
  3. Развивать у детей умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.
  4. Сформировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
  5. Развивать любознательность, творческие и коммуникативные способности детей.

Для педагогов:

  1. Создать информационную  базу;
  2. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
  3. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Для родителей:

1. Формировать партнёрские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Гипотеза: Для того чтобы у детей сформировать элементарные экологические знания и культуру поведения в природе, необходимо создать условия для развития проектной исследовательской деятельности детей.

Ожидаемый результат:  

Для детей:

  • будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
  • дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к природным ресурсам;
  • разовьётся интерес к явлениям и объектам неживой природы;
  • дети начнутся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
  • дети будут интересоваться энциклопедиями, книгами о природе.

Для педагогов:

• Создание поэтапной системы по экологическому воспитанию средних дошкольников.

 Для родителей:

  • Информированность о представлении детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении;
  • Проявление интереса к экскурсииям  проводимых в ДОУ;
  • Информированность о необходимости экологического образования в ДОУ.

Вид проекта:

По  продолжительности:   долгосрочный;

По доминирующей линии в проекте: информационно-исследовательский;

По содержанию:  социально-педагогический;

По характеру контактов: осуществляется внутри средней группы в контакте с семьёй;

Состав участников:  воспитанники группы, воспитатели,  родители.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:

Информация  из книг, нормативных документов, журналов, музейных архивов и Интернета.

Принципы реализации проекта:

1. Принцип развивающего образования — деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

2. Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.

3. Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.

4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание

благоприятных условий для её развития.

5. Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.

6. Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • Организация детской лаборатории неживой природы, где выделено место: для постоянной выставки (различные коллекции, редкие экспонаты), для приборов, для хранения материалов (природного, бросового, неструктурированного), для проведения опытов;
  • Подбор и постоянная выставка научно-популярной и художественной литературы;
  • Обогащение и пополнение природного материала, специальных приборов-помощников для опытно-экспериментальной деятельности в детской лаборатории;
  • Использование современных технических средств обучения (DVD, магнитофон, мультимедиа);
  • Создание сборника наблюдений на прогулке, включающего тематические наблюдения, художественное слово и загадки.
  • Создание сборника опытов в лаборатории с детьми;

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Поисковый и

аналитический

1.Изучение понятий касающихся темы проекта;

2. Подборка видеоматериалов и аудиоматериалов об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении.

3. Разработка методических рекомендаций  о ознакомлению дошкольников с обьектами неживой природы.

4. Разработка перспективного плана по проэкту.

5. Подготовка цикла познавательных занятий.

6. Диагностирование детей.

Сентябрь

Практический

Консультирование по данному вопросу, интегрированные занятия для детей с участием родителей, беседы, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, фотовыставки и выставки рисунков.  

Сентябрь -Май

Контрольный

Обследование детей по данному вопросу, анализ проведенной работы.        

Май

Презентационный

КВН на тему «Природа. Экология. Человек»

Май

Организационная форма работы над проектом.

Организация деятельности детей в рамках проекта .

Формы работы

Сроки

«Песочная сказка» Цель: Познакомить со свойствами сухого и влажного песка. 

Наблюдение «Песок на участке».

Опыт «Песчаный конус».

Чтение: «Сказка про песок и солнечный свет».

Наблюдение «Следы на песке».

Опыт «Чудесные фигурки».

Наблюдение «Сравнение песка и почвы».

Опыт «Песок пропускает воду».

Творческая мастерская: рисование цветным песком «Песочная сказка».

Итоговое занятие «Песочные чудеса в природе».

Создание мини-музея «Песочная сказка».

октябрь

«Волшебные свойства глины» Цель: Познакомить со свойствами сухой сырой глины. 

Наблюдение «Где найти глину?».

Опыт «Узнаем, какая глина».

Чтение: «Глиняная сказка», «Глиняный парень».

Наблюдение «Песок или глина?».

Опыт «Сравнение песка и глины».

Творческая мастерская: лепка из глины по замыслу.

Опыт «Глина – водонепроницаемая».

Рассматривание разных видов глины.

Викторина «Волшебные свойства глины».

Итоговое занятие «Удивительное превращение глины».

Оформление выставки «Чудеса из глины».

Экологическое развлечение «Этот удивительный и хрупкий мир».

ноябрь

«Эти загадочные камни» Цель: Познакомить с разнообразием камней и их свойствами. 

Рассказ воспитателя «Камни в природе».

Опыт «Почему говорят: крепкий, как камень?».

Опыт «Камень тяжёлый».

Чтение: Н.И.Сладков «Сушёные камни».

Опыт «Сравнение свойств камней».

Мультзал: «Серебряное копытце» (по мотивам сказки П.П.Бажова).

Творческая мастерская «Волшебное превращение камней».

Оформление выставки «Такие разные камни».

Итоговое занятие «Минеральное царство».

декабрь

«Самое удивительное вещество на планете» Цель: Выявить свойства воды. Познакомить с тремя агрегатными состояниями воды. Дать элементарные представления о круговороте воды в природе. 

Ситуация общения «Вода – помощница».

Опыт «Узнаем, какая вода».

январь

Наблюдение «Белые лебеди в небе живут».

Чтение: И.Урядова «Сказка о воде», «Сказка о воде, самом чудесном чуде на земле».

Наблюдение «Выпал иней на луга».

Наблюдение «Белый снег пушистый».

Опыт «Лёд и снег – твёрдая вода».

Наблюдение «Что искрится на тропинке?»

Опыт «Пар – это вода».

Игра-исследование «Цветные льдинки».

Творческая мастерская: «Поэзия воды» (рисование по сырому слою).

Наблюдение «Расписные снежинки».

Итоговое занятие «Вода – источник жизни».

«Воздух-фокусник» Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, познакомить со свойствами воздуха.

 Опыт «Что в пакете?».

Рассказ воспитателя «Что такое воздух».

Наблюдение «Свойства воздуха зимой».

Чтение: «Как воздух заболел».

Опыт «Чем мы дышим?».

Ситуация общения «Как нужно правильно дышать».

Самостоятельное экспериментирование «Поймай воздух».

Творческая мастерская: «Волшебные воздушные пузырьки» (рисование мыльными пузырями).

Итоговое занятие «Воздух-фокусник».

 февраль

 «Тепло или холодно?» Цель: Познакомить детей с таким явлением как температура (теплота). 

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Наблюдение «Температура предметов на солнце и в тени».

Опыт «Смешиваем воду».

Наблюдение «Состояние почвы в зависимости от температуры воздуха».

Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?»

Рассматривание обсуждение: знакомство с термометром.

Творческая мастерская: «Разноцветные бабочки»

Итоговое занятие «Тепло или холодно?»

Экологический праздник «Мы друзья твои, природа!».

апрель

«Приключения лучика» Цель: Познакомить со свойствами света, источниками света. 

Наблюдение «Гори-гори ясно!»

Опыт «Путешествие лучика».

Наблюдение «Луна».

Чтение: «Сказка про лучик».

Наблюдение «Вечерние тени».

Самостоятельное экспериментирование со светом и тенью.

май

Наблюдение «Ах ты, радуга-дуга!»

Опыт «Радуга».

Чтение: «Сказка о радуге».

Наблюдение «Гроза».

Творческая мастерская: «Светлячки».

Создание мини-музея «Музей света».

Итоговое занятие «Приключения лучика».

Организация работы с родителями в рамках проекта.

Формы работы

Сроки

Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье.

(сентябрь)

Консультация «Как знакомить дошкольников с неживой природой?»

(октябрь)

Рекомендации «Как провести опыты с песком, глиной, камнями и водой?»

(ноябрь)

Родительское собрание «Знакомьтесь: экологическое право»

(декабрь)

Консультация-агитация «Колокола тревоги»

(январь)

Рекомендации «Воздух в вашей квартире»

(февраль)

Акция «Утомлённый мусором»

(март)

Рекомендации «Как провести опыты с воздухом, ветром, температурой (теплотой) и светом?»

(апрель)

Консультация «Помоги зверям, птицам, рыбам найти свой дом»

(май)

Итоговое анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье.

(май)

Оформление стенгазеты «Человек и природа: конфликт или гармония?»

(май)

Фотовыставка «Красота родной природы»

(май)

Родительское собрание «Представление результатов экологического проекта детей»

(май)

Форма проведения презентации: КВН на тему «Почти все о неживой природе».

Предполагаемые продукты (выход):

  • оформление проектной папки;
  • выпуск бестселлера «Тебе и мне нужна Земля»;
  • оформление картотеки свойств объектов неживой природы;
  • оформление картотеки «Опыты Лаборатории неживой природы»;
  • создание сборника наблюдений в природе, включающего тематические наблюдения, художественное слово и загадки;
  • создание сборника опытов в лаборатории с детьми;
  • оформление стенгазеты «Юные знатоки природы»;

  • фотовыставка «Красота родной природы».

Аннотация.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая есть не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества, сотворчества. Для того, чтобы преодолеть интеллектуальную пассивность детей, мы пришли к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, а именно в ориентировочно-исследовательскую (поисковую) деятельность, направленную на познание окружающего мира. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок все видит, слышит и делает сам. На этом и основывается выбор темы данного проекта.

Список использованных источников:

Литература

1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: 2003.

2. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей. Программа для детского сада и не только. – СПб.: 2010.

3. Николаева С. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: 2002.

4. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С.58–63.

5. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.

Интернет-ресурсы

1. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/prezentaciya-ekologicheskiy-proekt-laboratoriya-nezhivoy-prirody-2

2. http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-ya-sam

3. http://www.docme.ru/doc/123082/programma-shag-v-prirodu 

4.

http://detsadmickeymouse.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/znakomstvo_s_okruzhajushhimi/rybe_carstvo_zanjatie_v_starshej_gruppe_detskogo_sada/9-1-0-2550  

5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/12/ekologicheskiy-proekt-priroda-nash-dom

6. http://planetadetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/ekologicheskij-proekt-v-gostyax-u-ekosovy-laboratoriya-nezhivoj-prirody.html 

7.   https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/12/02/ekologicheskiy-proekt-v-gostyah-u-ekosovy-laboratoriya 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско – родительский экологический проект « Береги природу!»

Формирование экологической  культуры детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения. Прививать навыки культурного пове...

Экологический проект «Берегите природу»

Формирование элементарных экологических представлений  детей младшего дошкольного возраста  через ознакомление с природой родного края  и воспитание гуманного отношения к объектам приро...

Экологический проект «Берегите природу»

Формирование элементарных экологических представлений  детей младшего дошкольного возраста  через ознакомление с природой родного края  и воспитание гуманного отношения к объектам приро...

Экологический проект «Берегите природу!»

Как известно, сущность экологического  образования и воспитания заключается в понимании того, что природа есть основа всего живого на Земле. Природа – это источник здоровья, эстетического наслажд...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ проект «Берегите нашу природу!!!»

•Цель проекта: формирование экологической            •культуры детей, расширять представления о•природе родного края, о взаимосвязях в ней•и...

Экологический проект "Берегите природу"

проект для средней группы...

Экологический проект "Береги природу!"

экологический проект поможет воспитателям сформировать у детей дошкольного возраста чувство заботы и бережного отношения к природе и ко всему окружающему миру....