Конспект открытого занятия в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Костылева  Юлия Александровна

Конспект открытого занятия в старшей группе

"Удивительные свойства воздуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_svoystva_vozduha.docx687.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ДЕТСКИЙ САД   №60 «ТЕРЕМОК»

Конспект открытого занятия в старшей группе

"Удивительные свойства воздуха"

(в рамках проведения "Дня открытых дверей")

Воспитатель:

КостылеваЮ.А.

2017г.

Цель:

Расширить и углубить знания детей по теме: «Воздух».

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, вкуса, цвета, он лёгкий, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Расширять представление об использовании воздуха.

Развивающие:

4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

5. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

Воспитательные:

6. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия

Сегодня, я шла в детский сад и думала: какое интересное занятие приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она то открывается, то закрывается. Подошла поближе: никого нет. А калитка всё равно то откроется, то закроется… .

- Кто же её открывал? (ветер)

- А что такое ветер? (это движение воздуха).

- Правильно! А в помещении детского сада, группы есть воздух?(Да) А чтобы это доказать, превратимся в учёных и отправимся в лабораторию.  

Дети превращаются в учёных.

- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)

 - А где есть воздух? (везде)

- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).

- А можно жить без воздуха? (ответы детей)

 - Почему? (ответы детей)

Давайте проверим, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

Не токай соседа во время работы.

Сначала посмотри, потом повтори.

Выполнил, на место положи.

Будь осторожен!

Опыт № 1

- Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно.

- Какое было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна.

- Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Какое свойства воздуха мы с вами откроем? (воздух не имеет вкуса) опорная схема с выводом.

- Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей - твёрдый)камень - это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух  и сжать его? (ответы детей – нет)

Значит можно сделать вывод, что воздух не  твердое тело.

опорная схема с выводом.

- Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она?(ответы детей). А что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? (ответы детей). Да, вода это жидкость. А воздух может течь, переливаться? (нет)

Значит можно сделать вывод, что воздух не  жидкость.

опорная схема с выводом.

А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).

Пахнет чем-нибудь воздух?
            Значит, какой вывод?  (
Чистый воздух запаха не имеет).

опорная схема с выводом.

Вывод, используя схемы

- Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это смесь газов. Воздух - не видимый, прозрачный, бесцветный  и не имеет запаха. Вот наше первое открытие.

Но как же тогда его обнаружить?      

   - Продолжим наши исследования.

Опыт №2

Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей).  А хотите увидеть воздух? (Да).              

- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите  конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха). Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.

опорная схема с выводом.

Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.

- А теперь обратите внимание на этот предмет. Воспитатель показывает резиновый мяч. Что это? (мяч) 

- Какой удивительный предмет, он и в  речке не тонет и высоко скачет. Почему же он такой упругий, что у него внутри? (воздух). Правильно. Играть с мячом одно удовольствие.

 Пальчиковая гимнастика «Мячик-ёжик»

Я мячом круги катаю                        (мяч между ладонями)

Взад-вперёд его гоняю.

Я сожму его немножко                (сжать в руке)

Как сжимает лапы кошка.

А теперь – последний трюк:         (перебрасываем из руки в руку)

Мяч летает между рук.

 - А сейчас, юные учёные, возьмите, пожалуйста, лист бумаги и помашите перед собой. Что вы почувствовали? (ответы детей).

- А откуда взялся ветер? (мы заставили двигаться воздух)

Вывод: ветер – это движение воздуха.

опорная схема с выводом.

- Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но, он может быть и врагом. Какие ветры вы знаете? (ураганы, торнадо, тайфуны – воспитатель показывает иллюстрации)

- Расскажите, какие несчастья приносят такие сильные ветры? (ответы детей) - показ иллюстраций. Много бед приносят ветры, но  человек воспользовался силой воздуха. Ветер приводит в движение ветреные двигатели, которые вращают жернова мельниц, вырабатывают электричество. А что используют люди в больших помещениях, когда бывает жарко? (вентилятор).

Воспитатель сопровождает свой рассказ показам иллюстраций.

- Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперёд. Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где сильно печёт солнце, стало бы ещё жарче. Ветер переносит семена растений, перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озёра, колодцы.

Вот какую помощь оказывает  ветер.

Слышится шум ветра.

- Что это такое?

Воспитатель выходит, надевает на руку игрушку – Ветерок, у которого  сбоку прикреплён мешочек, а в мешочке вертушки и воздушные шарики. Заходит и загадывает загадку:

Бежал по тропке луговой,

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой –

Речка сделалась рябой.

- Вы, догадались кто я? (ответы детей - ветерок). Правильно. Здравствуйте, ребята! Да, я - шалунишка-Ветерок! И хочу с вами поиграть. Выходите все, становитесь-ка в кружок.

(во время  игры младший воспитатель убирает со столов материал)

игра с элементами дыхательной гимнастики

Под музыку Ветерок раздаёт детям вертушки и предлагает ребятам вытянуть губки  вперёд, и плавно подуть – дуем тихо-тихо, а теперь сильнее.

Ветерок: Молодцы! А теперь давайте надуем воздушный шарик и зажмём его у хвостика. А теперь отпустите его в противоположную сторону и посмотрите, чей шарик дальше улетит.

           Дети надувают воздушный шар, отпускают его и обращают внимание на траекторию и длительность  его полета.

 Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, его надо больше надувать:  воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. 

Ветерок: а чем это вы тут занимались, когда я к вам прилетел? (ответы детей – мы исследовали воздух). Ух, ты! А я тоже хочу. Возьмите меня с собой, пожалуйста.

Воспитатель: Ну что, ребята, возьмём Ветерок с собой? (ответы детей).

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию №2. Дети подходят к столам, расставленным полукругом. На столах стоят ёмкости с водой, стаканы с прикреплённой на дне салфеткой; полотенца. Воспитатель усаживает Ветерок на подставку и предлагает посмотреть, что сейчас будет происходить.

Опыт №3

- Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите  сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите,  на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно  погружаю в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

- Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в  стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).

- Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)

- Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)

- А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).

Значит, хотя воздух и  невиден, все же его можно обнаружить и узнать, что воздух – прозрачный, невидимый и он занимает место.

Воспитатель предлагает детям  повторить этот опыт самостоятельно. Ветерок хвалит детей.

        - Наши  исследования продолжаются.

Опыт №4

Посмотрите у меня на столе 2 стакана воды. Один стакан с простой водой, а второй стакан сминеральной газированной водой. На подносе лежит виноград. Я опускаю одну виноградинку в стакан с простой водой. Что происходит? (она тонет). А теперь я  опускаю виноградинку в стакан с газированной водой. Посмотрите, она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".  Этот принцип людьми используется в спасательных жилетах.

Далее воспитатель предлагает ученым вернуться в лабораторию №1 и занять свои места за столами.

Ветерок предлагает сыграть в д/и «Дышит, не дышит», называется предмет или живое существо, дети отвечают: хлопок руками – дышит, ногами топаем – не дышит) "/.

Физкультминутка «Воздух»

Мы сидели, мы устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора.

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

И закончили зарядку

Тихо-тихо сев за парту.

Отлично!

Подошла к концу игра.

Расставаться нам пора.

Только помните, ребята,

Птицы, люди и зверята,

Солнце, воздух и вода –

Ваши лучшие друзья!

Ветерок  благодарит детей, прощается и под музыку «Шум ветра» улетает.

Итог занятия.

- Что нового вы узнали сегодня? Давайте сделаем вывод с помощью наших знаков. (дети подходят и прикрепляют знаки на ватман – делая выводы - воздух необходим для всех живых организмов. Воздух не имеет ни вкуса, ни запаха. Он прозрачен, бесцветен, но его можно почувствовать и услышать; в воде виден в виде пузырьков).

- Молодцы, юные  учёные, спасибо вам за работу. Сегодня мы смогли провести исследование воздуха и пришли к выводу, что воздух - это смесь газов,  он невидимый, бесцветный, прозрачный, заставляет предметы двигаться и занимает место.  На следующих занятиях мы с вами узнаем другие свойства воздуха.

C:\Users\Группа №1\Desktop\А.О. Казачинская.2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Удивительные свойства воздуха»

         Задачи:       Дать детям представления о том, что наличие воздуха — одно из условий существование живых организмов.      ...

Конспект занятия в старшей группе "Свойства воздуха"

Формировать представления детей о роли воздуха через опыты....

Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха»

Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха»Алина Владимировна Букреева  Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.Обучающие задачи:• Упра...

Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха»

Исследовательской деятельности в детской лаборатории: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Ф...

Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Удивительные свойства воздуха»

Область: Познание.Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Свойства воздуха».

Цель. Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. Развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментирования, расширение кругозора....

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха».

Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Свойства воздуха»....