Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Свойства воздуха».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель. Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. Развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментирования, расширение кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

«Свойства воздуха».

Интеграция образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.

Цель. Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. Развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментирования, расширение кругозора.

Задачи.

Образовательные.

1. учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

2. Способствовать обогащению и закреплению знаний о воздухе и его свойствах, расширению представлений детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

3. учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.

Развивающие.

1. развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

3. Активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательные.

1. воспитывать культуру общения.

2. Воспитывать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

3. формировать основы безопасности детей при проведении опытов.

Методы и приемы.

1. Практические (опыты, дидактические игры).

2. Наглядные ( рассматривание картин, карточки-символы).

3. Словесные (вопросы, пояснения, выводы).

4. Игровой прием (перемещение в лабораторию).

5. Художественное слово (загадка).

Материал.

Оборудование: стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2 свечи, спички.

Демонстрационный: карточки-символы, картины «Город», «Деревня в лесу».

Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целлофановые пакеты, резиновые  игрушки, зубочистки.

Дидактический: «Экологический светофор».

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений».

«Как загрязняется окружающая среда», «Живая и неживая природа».

Формы и методы организации совместной деятельности.

Двигательная: дыхательная гимнастика, физкультминутка.

Игровая:  д/и «Ответь правильно», «Угадай по запаху», «Экологический светофор», игровые упражнения.

Познавательно-исследовательская: экспериментирование.

Коммуникативная: вопросы, беседы, обсуждение, выводы.

Ход занятия.

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами отправимся в научную лабораторию (это помещение, где проводят опыты и исследования). В лаборатории работают ученые. И мы тоже  на один день превратимся в ученых. С вашего позволения я буду руководителем. А вот что мы будем исследовать,наете, отгадав загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Для начала я напомню вам правила поведения в экспериментальной лаборатории.

1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

2. Соблюдать тишину, не мешать другим, работать тихо, аккуратно, внимательно.

3. Приступать к выполнению опыта только после объяснения.

4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.

5. Помнить, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

6. Знать правила гигиены, после опытов вытирать руки салфеткой.

Вот теперь мы готовы, пройдем в лабораторию, занимайте свои места.

Что такое воздух? Где он? Куда спрятался? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить.

Опыт 1 . Обнаружение воздуха.

Цель: доказать, что воздух не пустое место.

1. Кто видит воздух?

2. Как его можно обнаружить?

Давайте поймаем воздух. Возьмите со стола полиэтиленовые пакты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.

3. Что произошло с пакетами?

4.Почему?

5. Что в них находится?

6. Мы его видим?

7. Какой он? (невидимый).

Повесить на доску карточку-символ «воздух невидимый».

А я думаю, что там ничего нет. Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? Молодцы! Вы сделали правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.  

Возьмем веер. Помашем веером перед лицом. Что вы чувствуете? Прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух. И он движется, когда его толкаем. Ребята, где мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

Повесить на доску карточку-символ «Увидеть движение воздуха».

Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вынем стакан и посмотрим на ватку. Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно в стакане находится воздух, он не пускает туда воду. Это показывает, что воздух занимает место.

Повесить карточку-символ «Воздух занимает все свободное пространство».

Ребята, вы доказали, что воздух есть в предметах. Как вы думаете, есть ли он в человеке? Давайте проверим это. Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? Как вы думаете, почему появились пузырьки7значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Воздух находится вокруг нас повсюду.

Дыхательная гимнастика.

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Подыши одной ноздрей,

И к тебе придет покой.

Опыт №2. Прозрачность.

Цель: показать, что воздух прозрачен.

Сравним воздух с непрозрачными предметами. Возьмите лист бумаги. Посмотрите на меня через него. Вы меня видите? Почему? А через воздух все видно. Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. И не имеет цвета. Карточка-символ «Воздух не имеет цвета».

Опыт №3. Воздух не имеет формы.

Цель: доказать, что воздух не имеет формы. Все предметы имеют форму: мяч круглый, кубик квадратный. А воздух какой формы? Ребенок надувает три воздушных шарика разной формы. Что происходит? Воздух приобретает форму того шарика, который вы только что надули. Вывод: воздух не имеет формы. Карточка-символ «Воздух не имеет формы».

Опыт №4. Отсутствие запаха.

Цель: показать, что воздух ничем не пахнет.

Закройте глаза. Когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (стаканы с продуктами: апельсин, чеснок, лимон; пустой стакан). У чистого воздуха нет запаха, но воздух легко может присваивать запахи разных веществ. Карточка-символ «воздух не имеет запаха».

Опыт №5. «Воздух не имеет вкуса».

Цель: доказать, что воздух не имеет вкуса.

Воздух имеет вкус? Мы можем его попробовать? Откройте рот и вдохните. Попробуйте полизать воздух. Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус? Карточка-символ «воздух не имеет вкуса».

Опыт №6. «Воздух легче воды».

Цель: показать, что воздух легче воды.

Возьмите в руки камешки и бросьте их в воду. Что произошло? Почему? Камешки тяжелые, поэтому они утонули. Если мы воздушные шарики опустим в воду, они утонут? Давайте проверим. Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит? Шарик не тонет, потому что он легче воды. Вывод: воздух легче воды. Карточка-символ «Воздух легче воды».

Уважаемые ученые, мы с вами говорили о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого. Может человек жить без воздуха? Давайте проверим. Закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Почему открыли рот и убрали пальцы? Чего не хватало? Хорошо было без воздуха? Что будет, если чистый и хороший воздух закончится? Давайте посмотрим, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Возьмем 2 свечи, зажжем их. Одну из них накроем банкой и будем наблюдать, что происходит. Почему свеча под банкой погасла? Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и дышать им. Вот так и мы не можем жить без кислорода в воздухе.

Здоровье человека зависит от того, как мы дышим (через нос) и чем мы дышим. Отличается воздух в городе от воздуха в лесу? Давайте рассмотрим картинки. Где воздух чище? Что загрязняет воздух в городе?  (выхлопные газы, дым заводов, фабрик, пожары). Что делать, чтобы воздух был чистым? (на заводах – фильтры для очистки, сажать деревья, поливать тротуары, проветривать помещение, вытирать пыль). За чистотой воздуха следят экологи.

А теперь давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. У вас на столах два кружка: красный и зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны – зеленый, если не согласны – красный.

1. Воздух окружает нас со всех сторон.

2. воздухом дышат люди и животные.

3. Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

4. Человек может жить без воздуха.

5. Воздух – это вещество, не имеющее цвета.

6. Воздух  тяжелее воды.

7. Воздух можно почувствовать.

8. Воздух можно услышать.

9. Воздух имеет свою форму.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали, узнали много нового. На сегодня наши исследования закончены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие в подготовительной группе "Свойства воздуха и его охрана"

Данное занятие с интеграцией образовательных областей "Формирование целостной картины мира" и "Конструирование" с элементами экспериментирования. Цель занятия: развивать познавательную активность в пр...

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе "Свойства воздуха"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Свойства воздуха"...

Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха»

Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха»Алина Владимировна Букреева  Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.Обучающие задачи:• Упра...

Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха»

Исследовательской деятельности в детской лаборатории: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Ф...

Конспект открытого занятия в младшей группе “Свойства предметов”

Цель: формировать способность детей к диалогической речи, учить детей отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов, обогащать и активизировать словарь по теме: “свойства пр...

Конспект занятия в подготовительной группе "Свойства воздуха"

Закрепить представление детей о свойствах воздуха  через опыты....

Конспект проведения занятия в подготовительной группе "Свойства снега"

Цель: систематизировать и расширить представления детей о неживой природе.Задачи:Образовательная: закреплять знания откуда идет снег, где рождается снег, о свойствах снега: легкий, белый, мокрый, холо...