Главные вкладки

    Конспект занятия "Удивительные камни"
    план-конспект занятия по окружающему миру

    Стрелковская Ольга Германовна

    Конспект занятия "Удивительные камни" для детей  5-6 лет (эксперементально - исследовательская деятельность)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx21.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия «Удивительные камни»

    (экспериментальная деятельность в старшей группе)

    Воспитатель Стрелковская О.Г.

    Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

    Задачи:

    Обучающие: 

    • обратить внимание на особенности камней.;
    • классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть - тонет в воде;
    • нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

    Развивающие: 

    • развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление; способствовать развитию эстетического вкуса;
    • побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения;
    • закрепить навыки работы с увеличительными приборами;
    • способствовать развитию слухового восприятия.

    Воспитательные:

    • воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

    Ход занятия

    Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит сундучок ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к сундучку. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет.

    Делают вывод: Что же лежит внутри сундука? - Камень.

    Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы.

    Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. А свои наблюдения будем зарисовывать на бумаге. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, тарелки с камушками.

    Опыт № 1. Определение цвета и формы.

    Внимательно осмотрите все камни. Какого цвета у вас камни? (серого, белого)

    Чем еще могут отличаться камни?

    Вывод: Камни по цвету и форме бывают разные.

    Опыт № 2. Определение размера.

    Воспитатель: “Все камни одинакового размера?” - Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

    Вывод: Камни бывают разных размеров.

    Опыт № 3. Определение характера поверхности.

    Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.)Камни бывают шершавыми и гладкими. Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

    Вывод: Камень может быть гладким и шероховатым.

    Опыт №4. Самый красивый и некрасивый.

    • Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают камни)
    • Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.
    • Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)

    Вывод: Значит, какие могут быть камни?

    Воспитатель: Из камней, выбранных вами, мы сделаем коллекцию. А сейчас мы рассмотрим готовую коллекцию горных пород и минералов. (Дети подходят к столу, рассматривают горные породы. Воспитатель рассказывает о некоторых из них.)

    Опыт 5. Определение веса.

    Ребята, у меня к вам есть интересное предложение. Мы на минуту станем весами. А что делают весы? Да, взвешивают. Дети поочереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

    Вывод: Камни по весу бывают разные: тяжелые и легкие.

    Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.

    Опыт № 6: Определение температуры.

    Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт).

    Опыт №7. Твёрдый или мягкий.

    • Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)
    • Почему?

    Вывод: Значит, камни какие?

    Опыт №8. Плавучесть

    Дети берут стакан с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Вынем камень ложечкой. Изменился ли цвет?

    Вывод: камни тонут в воде. Цвет стал более ярким.

    Опыт № 9. Звук.

    • Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Слышите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже? (ответы детей).

    Вывод: Камни могут издавать звук.

    Опыт №10. Рисование.

    • Ребята, узнаем ещё об одном свойстве камня. Для этого Рома подойдёт к доске и попробует нарисовать камнем. Что мы видим? А вы знаете, как этот камень называется? (известняк.) Какой можно сделать вывод?

    Вывод: Камнем можно писать, рисовать.

    • Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Посмотрите на свои зарисовки и вспомните их свойства. (Ответы детей)
    • Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).
    • Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней. (Дети рассматривают постройки из камней) Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. (Дети рассматривают фото ювелирных изделий из драгоценных камней и делятся впечатлениями).

    Сегодня на занятии мы с вами не назвали еще один вид камушков. Что это за камушки мы узнаем от сундучка ощущений. Сережа подходит к сундучку и достает конфеты «морские камушки» и угощает ребят.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

    Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

    Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

    Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

    Коллекция камней в мини-музей "Мир камней"

    В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предме...

    Использование технологии коллекционирования в познавательном развитии дошкольников. Мастер-класс "Рисование на камнях. Создание картин из расписных камней"

    Рассматривание, изучение коллекций интересно детям, но каким образом можно использовать коллекции детьми. Мы живём в Крыму, и самый распространённый материал для коллекций – это камни. Они всюду...

    Конспект занятия "Камни"

    Цель занятия: создание условий для развития познавательных и творческих способностей дошкольников, вовлечение их в исследовательскую деятельность...

    Конспект НОД "Камни"

    Цель: ознакомление детей с многообразным миром камней, создать условия для развития познавательных, художественно-эстетических  и исследовательских способностей.Задачи: - актуализировать зна...