Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия по окружающему миру

Ровжанова - Смирнова Галина Павловна

В конспекте раскрывается содержание занятия по познавательному развитиюв старшей гру ппе на тему:  «Путешествие в прошлое»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_proshloe.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по познавательному развитию

в старшей группе на тему:

 «Путешествие в прошлое»

Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

1 .Познакомить детей со старыми  русскими обычаями:

- гостеприимство (встречать гостей с хлебом – солью, принимать важного гостя в «красном» углу);

-хлеборобство;

-отмечать православный праздник Пасху.

Раскрыть смысл этих обычаев.

2. Уточнить значение старых слов, вышедших из употребления: путник, утварь, чугунок, ухват.

3. Учить детей подбирать существительные к словам (гостеприимный, гостеприимные), к словообразованию (…березовые, дубовые, липовые, еловые).

4. Развивать артикуляцию.

5. Уточнить знания детей об убранстве русской избы.

6. Прививать интерес к русским народным играм («Волшебный платок», «Танцующее пасхальное яйцо»), колыбельным песням.

7. Познакомить с изделиями, сделанными из муки (кекс, рогалик, батон, лепешка, булка, печенье).

8. Воспитывать уважение к традициям, культуре своего народа.

9. Развивать творческие способности в процессе раскрашивания яиц, лепки изделий из теста.

10. Закрепить умение детей выделять в словах твердый и мягкий звуки: л - ль, н – нь, р – рь, к – кь.

Под русскую  народную  музыку  дети  входят  зал.  Их  встречает девочка  в  русском  сарафане с хлебом – солью.  Она приветствует гостей.  

Д: здравствуйте,  гости  дорогие,  милости  прошу,  проходите. (дети проходят, встают полукругом)

-Ребята,  посмотрите,  сколько гостей к  нам сегодня пришло, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

-  В старину существовала такая традиция встречать путников и дорогих гостей хлебом солью.

- Ребята вы знаете кто такие путник?  (ответы детей)

- Хлеб – выражал пожелания богатства и благополучия. А соль считалась оберегом способным защитить человека от чего - то плохого. Соль в старину была очень дорогая и по этому, её использовали в особых случаях.  

- Традиция эта называлась гостеприимство. Она существует и сейчас. Как вы понимаете слово гостеприимство (гостей принимать)? (ответы детей)

О чём можно сказать гостеприимный, используя слова дом, хозяйка, хозяин, люди. (гостеприимный дом и т.д)

- Раз существует такая традиция, встречать дорогих гостей хлебом – солью. Давайте угостим наших гостей.

Дети угощают гостей хлебом – солью

- Ребята, а вы хотите больше узнать о русских традициях? (ответы детей)

- Зачем нужно знать русские традиции? (ответы детей)

Потому что мы живём в России и важно знать традиции наших предков, чем они жили, что чтили….

- Тогда я предлагаю вам отправиться в прошлое. Нам с вами нужно решить на чём мы могли бы отправится в путешествие. (ответы детей)

- Но в старину не было ни машин, не самолетов даже поездов.

Как же тогда люди путешествовали? (ответы детей)

- Люди передвигались пешком, а более состоятельные на лошадях.

Вот и я вам предлагаю отправиться в путешествие на тройке лошадей.

Предлагается  3 детям с имитировать тройку лошадей. Они надевают на голову маски. Дети встают в упряжку и под чоканье копыт отправляются в путешествие.

- Вот мы с вами и оказались в прошлом.

- Ребята посмотрите, что находится в центре нашего мини музея. (дом)  

- Правильно дом. А из чего строились дома в старину? (из бревен)

- Как называли такие дома? (Изба). Правильно русская изба.

Отгадайте загадку:

      То печет блины,

      То показывает сны.

- Что это как вы думаете? (печка)

-  Центральное место в нашей избе занимает – русская печь.

Для чего нужна печь в русской избе? (ответы детей)

- Конечно же, чтобы готовить еду и чтобы было тепло в избе.

- А   что нужно сделать с печкой для этого? (растопить)

- А чем топили печь? (дровами)

Какие дрова дольше горят?  (дрова из берёзы)

А как называются дрова из берёзы – берёзовые, из дуба – дубовые, из липы – липовые, из ели – еловые.

- Молодцы ребята!

- Но в печи не только готовили, но и спали на ней, сушили одежду, грибы и ягоды.

- Ребята, вы любите играть? Как вы думаете, в старину дети играли?  

- А какие старинные игры вы знаете?

( «Гори, гори ясно», «Гуси – лебеди»).

Сегодня я для вас приготовила игру «Волшебный платок»

- Хотите поиграть? (дети играют в игру).

- Вам понравилось играть?

- Ребята, в русской избе мы видим разную утварь. Это предметы, которыми пользовались в старину

- Мы с вами говорили о том, что нужно подготовить загадки о предметах старины. Кто хочет загадать?

          Книзу узок, верх широк,
         Не кастрюля
… (чугунок)

        - Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит. (дети    

        показывают).

- Ребята, почему его называют чугунок? (ответы детей).

- А в чём, сейчас готовят? (в кастрюле)

- Чем чугунок отличается от   кастрюли? (ответы детей).

 -Из какого материала сделан чугунок (из чугуна).

- Молодцы, ребята,  чугун это прочный метал.

 - А для того, чтобы поставить чугунок в печь  нам нужен еще один    

предмет слушайте следующую загадку:

           Рогат, да не бык, 
          Хватает, да не сыт, 
          Людям отдаёт, 
          А сам на отдых идёт. 
(ухват)

- А давайте найдём,   ухват в избе? (дети показывают)

- Ребятки, а как называлось место, где принимали дорогих гостей

 (красный угол).

- Почему его так называли? (красный потому, что красивый)

 Правильно потому, что это было самое красивое, светлое и чистое место.

- Что еще мы видим в нашей избе? (люльку)   

- Маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка.

- В старину верили, что в подвешенной  над полом колыбели ребёнок находится под покровом небесных сил.

- Люльку для малыша делал отец, а спать укладывала его мать. Она

пела колыбельную.  

- Давайте мы с вами тоже споём колыбельную. (дети исполняют  колыбельную).

В старину люди занимались творчеством. Они делали разные изделия из глины и дерева.

- Самира приготовила нам  одну загадку:

       Девчонки деревянные,

       Веселые, румяные.

       Открывается игрушка,

       А внутри сидит подружка.

            Кто это?     (матрешка)

 - Конечно же, матрёшка. Посмотрите, какие они нарядные и красивые.

- Но матрёшки не простые, а звуковые. Они предлагают с ними поиграть в игру. Вы хотите?

- Нужно нам с вами поделиться на пары и пройти за столы.

Проводится игра «Звуковые матрёшки».

- А теперь давайте проверим все ли справились. Посмотрите у всех картиночки на нужном месте. А теперь поменяйтесь местами и посмотрите у соседа правильно ли у него.

- Посмотрите ребята, что это такое? (мельница)

- Как вы думаете, для чего нужна мельница? (ответы детей)

- Это еще одна традиция люди сами выпекать  хлеб. Они  занимались хлеборобством. Как вы понимаете, слово хлеборобство. (хлеб и работа, работа на земле).

Что люди делали, чтобы вырастить пшеницу? (ответы детей)

- Правильно ребята сначала люди  вспахивали землю,  сеяли озимую пшеницу.

- Когда засевают озимую, пшеницу? (осенью, под зиму)

- Затем  наступало время жатвы. Как вы понимаете слово жатва? (ответы детей)

- Жали пшеницу в ручную  чтобы не потерять ни одного зернышка.  

- Затем зерно привозили куда? (на мельницу).

- Так делали в старину, а как сейчас сеют и убирают пшеницу?

- Что там делали? (перемалывали  и получалась мука).

-  Давайте рассмотрим как выглядит пшеница и мука, которая из нее получается. (дети рассматривают зерно и муку трогают ручками, пробуют на вкус)

- Ребята, зерно какое? (твёрдое, желтое, мелкое).

- А мука какая? (белая, пушистая, не вкусная, вязкая).

-Давайте рассмотрим какие изделия  получаются из муки. (дети рассматривают муляжи хлебный изделий и называют их).

- Но на Руси люди не только работали, но  отдыхали и праздновали.

- Какие вы знаете праздники? (ответы детей).

- Какой был недавно праздник? (масленица).

- Правильно Масленица. 

- Что вы знаете об этом празднике? (проводы зимы).

- Посмотрите Масленица – весёлый и древний праздник на Руси со своими традициями. Вы знаете, почему масленица – такой громкий и шумный праздник? (землю нужно разбудить и тогда начнётся весна, можно будет пахать землю и сеять пшеницу).

- Что ещё делают на масленицу? (жгут чучело, пекут блины).

- А какой праздник наступит скоро? (Пасха)

- Уже тысячу лет существует такая традиция отмечать праздник Пасхи.  Это праздник, когда добро побеждает зло.

- А чем отличается Пасха от других праздников? (Ответы детей.)

- Правильно только на Пасху красят яйца и  пекут пасхальные куличи.

- На Пасху всегда было принято дарить друг другу раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскрес!». И отвечать «Воистину Воскрес!», то есть христосоваться.

- А кто знает, почему  стало традицией на Пасху красить яйца?

-С крашеными яйцами на Пасху связана следующая история: ученица Иисуса Христа, святая Мария Магдалина, ходила из страны в страну и рассказывала всем о том, как Христос воскрес из мертвых. Однажды она пришла в город Рим к римскому императору, протянув ему простое яйцо, она громко сказала: «Христос воскрес!» Однако император не поверил и  сказал: «Как же можно воскреснуть из мертвых, трудно в это поверить, так же трудно, как поверить в то, что это яйцо может стать красным». И пока он это говорил, яйцо стало меняться цветом, порозовело, потемнело и, наконец, окрасилось в красный цвет – цвет крови, которую пролил Христос за народ. С тех пор и возник обычай дарить друг другу крашеные яйца.

- Давайте рассмотрим, какие бывают пасхальные яйца.

- А вы хотите попробовать раскрасить сами яйца.

 - Я предлагаю пройти в нашу мастерскую, где можно будет кому – то раскрасить яйца, а  может кто – то  захочет слепить праздничные куличи.

- Какие вы молодцы! Какие красивые яйца у вас получились, мы их сложим в нашу корзинку и сохраним до праздника. А куличики отнесём на кухню, чтобы их испекли.

- В моей семье тоже существует традиция красить яйца на Пасху. И вот какие яйца для своей семьи приготовила я.  

Я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра «Танцующее яйцо»

Каждому игроку раздать по одному яичку и показать, как можно их раскрутить на столе. По команде одновременно раскрутить яйца. Победа присуждается тому, чье яйцо прокрутится дольше других.

- Молодцы ребята вы сегодня славно потрудились. Но наше время вышло и нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Где наша волшебная тройка лошадей? (под чоканье копыт дети возвращаются в детский сад).

- А в детском саду для вас накрыт стол. Я приглашаю вас и наших гостей за стол.

- Ребята, вам понравилось путешествие?

- Где мы сегодня были?

- Какие русские традиции вы запомнили?

- Какая традиция вам понравилась больше?

- Спасибо вам, ребята, вы сегодня очень постарались. И я приглашаю вас угоститься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию (познание предметного мира) в старшей группе на тему "Путешествие в прошлое жилища"

Материал будет полезен воспитателям ДОУ для проведения открытых просмотров, методических объединений. Конспект ООД составлен по программе "Детство" с учетом ФГОС....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с элементами развития речи в старшей группе по теме: «Путешествие в прошлое планеты Земля».

·        познакомить детей с понятием «вулканолог», «палеонтолог»;·        сформировать представление у детей о природном явлении ...

Конспект занятия в старшей группе на тему:«Путешествие в прошлое книги»

Цель: Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги.Задачи:Образовательные: Закреплять знания детей о книге и ее значении в жизни человека.Познакомить детей с историей происхожд...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"...

Конспект. Познавательное развитие(Формирование целостной картины мира)в старшей группе на тему:"Путешествие в прошлое лампочки"

Конспект. Позновательное развитие(Формирование целостной картины мира)в старшей группе на тему:"Путешествие в прошлое лампочки"  Цель: -Создать условия для ознакомления детей с дос...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме: «Путешествие в прошлое одежды»

Знакомство с русским народным костюмом через интеграцию различных видов деятельности....

Конспект занятия старшая группа ФЦКМ Тема: «Путешествие в прошлое лампочки»

Конспект занятия старшая группа ФЦКМТема: «Путешествие в прошлое лампочки»...