Конспект открытого занятия для родителей на тему: "Перелетные птицы" (ознакомление с окружающим миром и художественное конструирование)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Стребуляева Наталья Алексеевна

Конспект открытого занятия для родителей на тему: "Перелетные птицы" (ознакомление с окружающим миром и художественное конструирование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_ptitsy.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и художественному конструированию

цели

Образовательная

  • Обобщить знания детей о перелетных птицах.
    Воспитательные
  • Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете.

• Закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные  с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, играют определенную роль в эволюции планеты.

Развивающие

  • Развивать творческие способности, речь, мышление.
  • Учить строить высказывания типа рассуждений.
  • Развивать умение строить причинно-следственные связи.
  • Учить понимать образный смысл загадок.

материалы для занятия

  • Демонстрационные картины с изображением перелетных и оседлых птиц.
  • Гнездо, репродукция картины «Грачи прилетели», деревянная птица-солнце.
  • Заготовки для изготовления птичек из бумаги и картона.
  • Аудиозапись голосов птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

часть 1 Введение

Звучит запись голосов птиц.

Воспитатель: 

- Ребята, как вы думаете, о ком мы с вами будем говорить? Для чего нужны птицы в природе?

Разговор о пользе птиц:

  1. Украшение природы.
  2. Спасают от вредителей деревья, поля, огороды.
  3. Радуют пением, с ними не скучно.

В природе строгий порядок. Всё в ней крепко накрепко связанно. Живут по строгим законам и растения, и насекомые, и рыбы, и птицы и звери. Сегодня речь пойдёт о жизни наших  птиц.

Слайд №1, 2,3

Детям предлагается отгадать загадки:

1. Спинкой зеленовата,

    Животиком желтовата,

    Чёрненькая шапочка

     И полоска шарфика. (Синица)

 2. Красногрудый, чернокрылый,

     Любит зёрнышки клевать,

     С первым снегом на рябине

     Он появится опять. (Снегирь)

 

 3. Непоседа пёстрая,

     Птица длиннохвостая,

     Птица говорливая,

     Самая болтливая.

     Вещунья белобока,

     А зовут её ... (Сорока)

     

 4. Чёрен  конь за морем бывал;
    Спереди шильце, сзади вильце,
    На груди белое полотенце. (Ласточка)

   

5. На шесте дворец, во дворце - певец. (Скворец)

6. Всех прилетных птиц черней,
   Чистит пашню от червей. (Грач)

часть 2

Почему перелетные птицы покидают нас осенью, а оседлые нет?

Воспитатель:

Птицы бывают перелетные и оседлые.

- Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелетными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.) Правильно, перелетные птицы - это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

Всем вам хорошо известны такие перелетные птицы, как ласточки, грачи, скворцы, соловьи, кукушки, дрозды, трясогузки (рассказ сопровождается показом иллюстраций).

А вот оседлые птички, которые живут у нас постоянно – это воробьи, вороны, голуби (рассказ сопровождается показом иллюстраций).

- Ребята, давайте вместе подумаем, почему с наступлением холодов перелетные птицы отправляются в теплые края, а оседлые птицы остаются зимовать в наших краях? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Чтобы лучше понять это, давайте вспомним, что служит им кормом.

 Перелетные птицы питаются насекомыми, а оседлые птицы – всеядные.

Слайд №4

Грач, например, добывает червяков из свежевскопанной земли (грач способен уничтожить за день 400 червей).

Слад №5

Вот синица и воробей. Синица летом  малозаметна, потому что обитает в парках и лесах, ловко прячется в листве. А осенью и зимой синички держатся стайками, перебираются поближе к человеческому жилью. Основной корм синиц - насекомые, которых они ловко достают острым маленьким клювом из-под коры деревьев.

Воробьи  могут и насекомых поклевать, но основная их пища - семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Слайд №6

 Кукушки охотятся за гусеницами (кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц  и майских жуков).

Слайд №7

Дрозды - великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

Но осенью (мы с вами хорошо это знаем) насекомые исчезают. Наши перелетные птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в теплые края.

Значит, что страшнее птицам зимой - холод или голод? Конечно же, голод. Вот оседлые птички, которые живут у нас постоянно, переносят  зимние холода.

Физкультминутка

часть 3

 Весенний перелет птиц

Слайд №8

Воспитатель:

- Итак, перелетные птицы улетают от нас осенью, потому что исчезает их основной корм - насекомые. Улетают они в теплые края, где круглый год много насекомых. А почему они всё же возвращаются обратно, как выдумаете? Ведь каждый перелет очень труден для птиц и опасен. Они пролетают от 2 до 5 тысяч километров. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают. Осенью их гонит отсюда голод. Но что же заставляет их вернуться к нам обратно весной? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их).

- Знаете, ребята, ученые до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц. Именно здесь они учились летать, родители учили их добывать пищу. Наверное, обратно их зовет любовь к родному краю, родному дому.

Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит  весна, а с ней – яркое, тёплое солнышко.

С приходом весны возвращаются в родные края перелётные птицы.

Слайд №9 

Итак. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идёт в строгом порядке отрядами, каждый отряд прилетает в свою очередь.

Птицы должны обладать необыкновенной выносливостью, иначе они не могли бы преодолевать большие расстояния. По своим атлетическим качествам они не имеют себе равных. Чтобы совершить длительный перелёт, птицы сначала должны накопить гигантские запасы горючего жира, удваивая свой нормальный вес.

Воспитатель:

- Ребята,  кто же из перелётных птиц прилетает к нам первым?

Слайд №10

Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнёздам птицы очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Грачи в народе всегда были символами весны. Есть немало поговорок, связанных с этим днём: «Грач зиму расклевал».  «Увидел грача – весну встречай».

Слайд №11

      Грачи не боятся холодов.  Пока поля не освободились от снега,  грачи ищут зерно, остатки пищи у жилья человека.  Потом начинают строительство гнёзд. Из прутьев и веток, высоко над землёй, чтобы не достала кошка. Грач приносит прутики, а грачиха начинает строить гнездо.

Слайд №12

Показ картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Слайд № 13

    Вслед за грачами прилетают скворцы.  Первыми прилетают самцы - скворцы, а за ними, через несколько дней, самки - скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселяя из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поёт, поджидая подружку.

Слайд №14

Издавна любят скворцов в народе не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, летом отыскивают различных гусениц, жуков-листоедов, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду 200-300 раз в день.

Поэтому проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело!

Слайд №15

      Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых.

      Ласточки - прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые , увлекаемые потоками тёплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, так же летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает» к земле, ласточки летают низко.

Слайд № 16

      Прожорливые птенчики широко раскрывают ярко-жёлтые клювики, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей.

Птенцы растут быстро, и вскоре в укромных уголках открываются птичьи школы.

Слайд №17

Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце-соловье, хотя само его пение слышали далеко не все. Поёт соловей, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья.

Слайд №18

Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Зимует соловей в Африке, прилетает к нам поздно - в середине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьётся из берёзового листка», т.е. когда у берёзы будут листочки, что в них уместятся капли росы.

Слайд №19

Прилёт аистов происходит в конце марта — начале апреля. Это белая птица с чёрными концами крыльев, длинной шеей, длинным тонким красным клювом и длинными красноватыми ногами.

Слайд №20

Аисты чаще гнездятся на деревьях, крышах домов и других построек, на трубах. Они устраивают там из веток огромное гнездо.

Питаются аисты  лягушками, жабами, кузнечиками, червяками, мышками.

Слайд №21

      Ранней весной, когда снег только сошёл и когда ещё не кончился ледоход, к нам возвращается трясогузка. Недаром  в народе говорят: «Трясогузка прилетает – хвостиком лёд разбивает».

      Весной, когда насекомых ещё совсем немного, у трясогузки одна забота - поиск еды. Оба родителя выкармливают появившихся птенцов. Принося своим детишкам с раннего утра и до позднего вечера, то комара, то муху.

Слайд №22

Кукушки возвращаются в родные края с зимовки в основном в мае.

Самцы кукушки издают характерный громкий и многократный «ку-ку», известный многим и порой переходящий в глухой хохот. Именно благодаря этому звукоподражанию кукушка и получила своё имя. Самки более молчаливы, но также издают в полёте характерную булькающую трель «кли-кли-кли».

Слайд №23

Кукушки ведут преимущественно одиночный образ жизни, гнёзд не строят, яиц не насиживают. Самки подкладывают свои яйца в гнёзда других птиц.

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете какую пользу приносят птицы человеку?

  • Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
  • Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей.
  • Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.
  • Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие - склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.
  • Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

Вот мы и вспомнили с вами, какую пользу приносят нам птицы. Давайте вспомним, какую пользу люди могут принести птицам. Какие правила мы всегда должны помнить.

Слайд №24

Охрана птиц.

1. Не следует тревожить птенцов в гнёздах, брать яйца.

2. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку       гнезда, чтобы птичка не бросила своё гнездо, а выводила птенцов.

3. В холодное время года подкармливать птиц из кормушек.

Слайд №25, 26

Многие писатели и композиторы писали песни и стихотворения о птицах.

Народные мастера в России изготавливали птицу-солнце из дерева и щепы и подвешивали под потолком избы. Она украшала дом, делала его уютнее, приносила в дом счастье (показ птицы).

 

Воспитатель предлагает детям смастерить птицу из бумаги и картона, украсить ими группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для родителей по конструированию «Загородка с воротами» в средней группе

Конспект открытого занятия для родителей по конструированию «Загородка с воротами»в средней группе по программе "Развитие"...

Комплексное открытое занятие для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром "Москва - город, в котором мы живем"

1. Конспект открытого занятия для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром "Москва - город, в котором мы живем"...

Конспект открытого НОД в старшей группе по познавательному развитию ознакомление с окружающим миром "Волшебница - вода"

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизн...

Открытое занятие "Что нам осень принесла?" для старшей группы по окружающему миру

Цели: обобщение представлений детей об осени.Задачи: образовательные:Формирование у детей положительной мотивации к участию на занятии.Учить дошкольников различать изменения в погодных явлениях осенью...

Открытое занятие по математике на тему "Перелетные птицы" для детей дошкольного возраста 6-7 лет

Материал открытого занятия по ОО «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) для детей дошкольного возраста 6-7 лет по теме:«Перелетные птицы&r...

Открытое занятие с презентацией в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Бумага и её свойства».

Цель: Формировать у детей знания о бумаге, её свойствах и производстве.Задачи:   •Дать детям элементарные понятия о производстве бумаги из древесины.• Развивать познавате...