Проектная работа "Мы- будущие агрономы"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ахметзянова Алия Наильевна

Проектная деятельность по познавательному развитию для старших дошкольников "Мы - будущие агрономы!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my-budushchie_agronomy.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Мы - будущие агрономы!»

                                 

Авторы:

воспитатели подготовительной группы МБДОУ

«Асекеевский детский сад «Солнышко»:

Сираева Р.А.

Ахметзянова А.Н.

Асекеево, 2019 г.

Аннотация к проекту.

Актуальность.

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

 Практическая значимость.

Организация исследовательской деятельности дошкольников,  объектами которой  является природа, формируют эмоционально-ценностные отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования, патриотизм, любовь к своей местности, своему региону,  своей стране.

Ведущая педагогическая идея - повысить значимость исследовательской деятельности в развитии познавательной активности детей.

Инновационная направленность. Дошкольный возраст – это нежный возраст, когда  формируется представление об окружающей действительности, накапливаются знания, но самые прочные знания – это те, которые они добыли сами в процессе наблюдения за окружающей действительностью. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Оригинальность данного проекта определяется тем, что он предполагает реализацию подхода к организации целостного развития ребенка дошкольного возраста, как субъекта детской деятельности и поведения.

Актуальность темы проекта:

Ребенок по природе своей исследователь.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными, ведь  именно в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё не  известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.  Важно, что данная деятельность не задаётся заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.

Современные дети получают   много информации из телевизора, компьютерных игр, книг. Но ребенок только тогда сможет понять многие природные явления, процессы, получить определенные знания, когда сам станет участником исследований, опытов и экспериментов. Когда сам прочувствует: увидит, рассмотрит, потрогает и т.д.

На ознакомление с окружающим миром по теме «Откуда хлеб на стол пришел?» я принесла зерна пшеницы. Дети были удивлены, как из такого маленького зернышка появляется колос. Ребята задавали много вопросов, было видно, как их заинтересовала эта тема. Так возникла необходимость проекта.

Наблюдение, пожалуй, самый популярный и самый доступный  метод исследования в дошкольном возрасте. Чтобы наблюдать - надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности.

Гипотеза:

 Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основан наш проект -  наблюдение за посадкой и ростом пшеницы в разных условиях прорастания. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, тем самым развить познавательный интерес.

Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию пшеницы в различных условиях прорастания.

Задачи.

Образовательные задачи:

1. Формировать представления детей о строении, развитии и разнообразии семян пшеницы,   обогатить знания о живой  природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; 2.Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

3. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы, заботы человека для роста растений.

4. Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.

Развивающие задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук, связную речь.

2. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение.   Умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдения  за ростом пшеницы;связывать их с условиями, в которых они находятся; правильно отражать наблюдения в рисунке.

Воспитательные задачи:

1. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Способствовать взаимодействию ребенка и родителей в познавательно-исследовательской деятельности.

2. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

Принципы реализации проекта.

1. Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и

непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

3.Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,  обеспечивающий гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию.

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5.Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

6.Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Прогнозируемый результат:

Закрепить и расширить  знания детей о родном крае, о  злаковых культурах, прорастающих в нашей  местности, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Экспериментальным путем выяснить, как на прорастание и рост пшеницы влияют такие факторы как : свет, тепло, влага, холод.

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.

Вид проекта: познавательно- исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы.

Сроки реализации проекта: краткосрочный.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

I. Подготовительный этап

-Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

-Поиск, анализ, систематизация, имеющейся по данной теме литературы. (Использование материалов  детской энциклопедии, детских  познавательных  журналов и книг.)

-Чтение:  русская народная сказка «Вершки и корешки», украинская народная сказка «Колосок», К.Д. Ушинский «Хлеб», В. Дацкевич «От зерна до каравая»,  стихи, загадки, пословицы и поговорки по теме.

- Подбор наглядных пособий. Рассматривание гербарий и семян пшеницы.

 Подготовка цикла бесед, игр.

• В группе детского сада на подоконнике обустроили огород.

• Подготовили необходимое оборудование: контейнеры для рассады, лейка, пшеница, почва.

II. Основной этап

-Посадка пшеницы. Наблюдение и уход за посевами (полив, измерение, сравнение побегов.)

- Уточнить и расширить представление детей о пшенице.

- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

III. Заключительный этап. Презентация проекта

-Обобщение результатов работы.

- Пошагово исследовать процесс прорастания пшеничных зерен, содержащих в разных условиях прорастания.

-Создание альбома: «Мы будущие агрономы», где будут помещены все рисунки детей по наблюдению за прорастанием и ростом пшеницы; гербарии из ростков пшеницы после каждой зарисовки.

Дневник наблюдения за ростом пшеницы.

Дата

Результаты наблюдения

Длина побегов

15.03.19г

        Посадка  пшеницы.

Все три горшочка отметили кружочками определенного цвета- полили теплой водой поставили в разные условия прорастания : свет, темнота , холод.

18.03.19г

А -появились  ростки белого цвета.

Б –единичные ростки.

В- ростков нет.

1 см

20.03.19г.

А-все зерна дружно  взошли , ростки зеленого цвета.

Б -  все зерна взошли , ростки белого цвета.

В - ростков нет.

3 см

2см

22.03.19г.

А- ростки зеленого цветадружно растут-поворачиваются  к свету

Б–ростки бледно-желтые.

В- появились единичные ростки белого цвета.

5,5 см

9 см

1 см

25.03.19г.

А- ростки зеленого цвета дружно растут  вверх

Б – ростки бледные, почти белые -легли.

В- ростки бледно –желтого цвета.

12 см

20 см

3 см

27.03.19г.

А-ростки растут, но чуть наклонились.

Б –ростки поникли-легли

В-ростки бледно-желтые, растут вверх.

18 см

25 см        

6 см.

А-  желтый кружок. Условия: свет, полив, в тепле.

Б-красный кружок. Условия: тепло, полив, в темноте.

В – синий кружок. Условия : свет, полив,  на  холоде.

Вывод.

На протяжении  всего периода наблюдения за ростом пшеницы в первом поддоне (желтый  кружок), который рос на  свету, мы с детьми  отмечали, что он уверенно растет  вверх, набирая силу; ростки сочные, зеленые, пахнут свежестью.                                                  

Второй поддон с пшеницей, (красный кружок), который рос в тенечке, быстро набрал высоту, ростки  зелено - желтые на  основании от корня  белые; на концах ростков всегда были видны капельки воды, что очень удивляло детей: «Откуда здесь роса»- спрашивали они.

Но к концу наблюдения ростки пшеницы легли.

Третий поддон с пшеницей (синий кружок), который рос на холоде, взошел позже всех всхожесть - редкая,  ростки бледно- желтые, почва почти всегда была влажной и мы с детьми реже поливали этот поддон.

Из всего вышеописанного мы с детьми сделали вывод, что пшеница лучше взошла и растет там, где созданы все условия – свет, тепло, полив.

   Результаты проведенной работы показали, что познавательно –экспериментальная деятельность оказала влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент);

- развиваются навыки планирования  своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы;

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

- развитие  личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, креативности,  умения сотрудничать друг с другом, потребности отстаивать свою точку зрения).

Расширяется кругозор детей, в частности обогащаются знания о живой  природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце) и их свойствах;

        Опыты, проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действий путём результатов. Знания, полученные в играх – экспериментах дети чаще стали использовать в различных видах деятельности.

Нормативно-правовая база проекта.

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования».

5.Письмо от 7 февраля 2014г. № 01-52-22/05-382 Министерство образования и науки РФ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Список литературы.

1. Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 3, с. 24-26.
         2. Рабиза Ф.В «Простые опыты: забавная физика для детей» - М.:

Дет. лит., 2002 – 222с.

3.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.

4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»

5.Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. -  М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.

6.Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Будущие космонавты"

Проектная деятельность "Будущие космонавты"Данный проект был проведен в подготовительной к школе группе и приурочен к Дню космонавтики. Детей познакомили с историей развития космоса, с великими отечес...

Проектная деятельность "Будущие защитники"

В этом году мы уже начали свой проект, посвященный 23 февраляВот такую открытку мы подготовили ко Дню защитника Отечества в группе....

Проектная деятельность "Будущие олимпийцы"

Проектная деятельность по физической культуре "Будущие олимпийцы"Цель проекта:Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоро...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА "БУДУЩИЕ ЗАЩИТНИКИ"

Формировать героическое начало нужно с детства, оно выражается в отношении к родной стране и государству, где живёт человек. Детям будет интересно узнать что- то новое о защитниках Отечества, начиная ...

Экологический проект для детей среднего дошкольного возраста «Юные агрономы»

Актуальность проекта   Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное д...

Проект «Мы сами огородники, сами агрономы»

Цель: Организовать самостоятельную познавательно-исследовательскую, трудовую, продуктивную деятельность детей, выращивая урожай томатов Задачи:– поддерживать любознательность детей, их стрем...

Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность «Юные агрономы-исследователи»

Доклад Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность   «Юные агрономы-исследователи»  ...