перспективное планирование проекта "Загадочный и неизведанный космос"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Крылова Татьяна Игоревна

В представленном материале вы познакомитесь с проектом "Загадочный и неизведанный космос", который поможет в развитии самостоятельности в познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_proekta.docx60.54 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование проекта «Загадочный и неизведанный космос»

этап

Дата

Организованная деятельность

Совместная деятельность в режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей с использованием ресурсов среды

Ожидаемые результаты

Работа с родителями

мотивационный

1 неделя

19.03. -23.03.18

- Подготовить материал для познавательной продуктивной деятельности.

- Подборка книг, фотографий, игр в игровых центрах по теме «Космос».  

- Разработать картотеку опытов и экспериментов в неживой природе (сила притяжения, образование облаков и др.)

-Дидактические игры:

Д/и «Земля – планета,  на которой мы живем»

- Д/и «Почему бывают зима и лето»

- Д/и «Почему бывают день и ночь»

-Слушание звуков природы

-Рассматривание с детьми энциклопедий по тематике, просмотр мультфильмов, научно-популярных фильмов.

- подобрать настольно-печатные, развивающие, дидактические игры по космической теме.

Наблюдение на прогулке:

 - за ветром, как узнать, откуда дует ветер?

- за небом

-за солнцем

Экспериментальная деятельность «Воздух и его свойства»

-демонстрационные опыты:

«Куда делась вода?» [8, c.83 ], «Откуда дует ветер?», «Живые тени»

 Ситуативные разговоры:

- Можно ли совершить путешествие на воздушном шарике?

- Д/и «От колесницы до ракеты»

- Почему глобус устроен так, что его можно вращать?

- беседа «Зачем надо изучать космос».

- Рассматривание иллюстраций в книгах, фотографий, плакатов по теме.

- Рассматривания предметов для экспериментов: лупа, бинокль, калейдоскоп, компас – сравнение, выяснение для чего эти предметы нужны.

-опыт работы с магнитами:  «Сила тяготения. Упрямые предметы»

- надувание игрушек

- Изготовление вертушек, биноклей, телескопов из разных материалов.

- Д/и «Наблюдатели»

- Рисование с использованием трафаретов, обводок по замыслу.

- выявление первоначальных знаний детей о космосе.

-Заинтересовать детей и родителей в предстоящей деятельности.

- участие детей в коллективных беседах, учить общаться.

- приобретение опыта в исследовании.

- формировать у детей целостную картину мира, приобщать к социально-нравственным ценностям.

- Повысить родительскую компетентность.

- дать знания детям о природных явлениях, о зависимостях. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

-Анкетирование родителей «Формирование представлений о космосе у ребенка дома».

- проинформировать родителей о предстоящей деятельности.

-Поиск информации по теме.

 - изготовление ширмы «Гимнастика будущих космонавтов», подборка упражнений.

- Объявление конкурса совместной поделки из бросового материала «Необычный космический корабль», знакомство с положением конкурса.

Проблемно-деятельностный

2 неделя

26.03. -30.03.18

НОД по теме «Звезда по имени Солнце»

Художественно-эстетическое развитие.

- Лепка «Космонавт»

-Рисование в технике восковые мелки + гуашь «Путь к звёздам» 

- Д/и «Звезды»

Аппликация по теме «Космические роботы - луноход»

- Д/и «Роботы в космосе»

- Беседа: «Каким должен быть космонавт»

- Д/и «Скафандр»

- Д/и «Что возьмем с собою в космос»

-  чтение В.Бороздин «Первый в космосе»

- Д/и «Как устроен дом космонавта»

- заучивание стихотворения «Взлетел в ракете …»

 Наблюдение на прогулке:

 - за солнцем в дневное время, как образуется тень

Опыт по выявлению свойств солнечных лучей (потрогать стенки дома на солнечной стороне и теневой)

- за облаками

Опыт: «Делаем облако»

- Решение проблемной ситуации: «Что будет, если … Солнце скроется насовсем?»

 

- П/игра «Вокруг Солнца»

- опыт с электрической лампочкой

- Чтение албанской сказки «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»

- Опыт: «Солнечная система»

-Слушание музыкальных произведений

муз. Э.Колмановского, сл. Н.Добронравова и С.Гребенникова «Капитаны межпланетных кораблей»

- Строительно-конструктивная деятельность «Космодром».

- Сюжетно-ролевая игра

«Полет в космос».

- Изготовление телескопов, биноклей из разного материала.

- Д/и «В обсерватории»

- Рассматривание альбомов, энциклопедий.

- создание космического словаря

- Д/и «Ракета»

- Д/и «Почему в космос летают на ракете»

- Конструирование космических роботов и летательных аппаратов из разных конструкторов.

- решение кроссвордов, ребусов

- П/игра «Подготовка космонавтов»

- формировать у детей целостную картину мира, приобщать к социально-нравственным ценностям.

- дать знания детям о природных явлениях, о зависимостях. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

- участие детей в коллективных беседах, учить общаться.

- закрепить  понятие, что от деятельности солнца зависит жизнь на Земле.

-Обогатится пассивный и активный словарь детей за счет слов: «космонавт», «скафандр», «спутник», «метеорит», «орбита», «телескоп» и др.

- Экскурсия выходного дня с посещением планетария.

- Рекомендации «Играем вместе с ребенком» - картотека космических игр

- Помощь в поиске и оформлении информации по созданию космического словаря

3 неделя

02.04. -06.04.18

 Художественно-эстетическое развитие.

- Лепка. Изготовление подвижной  модели «Солнечная система».

-Рисование  по теме «Ракеты и кометы»

- Конструирование из бумаги. Оригами «Ракета»

- Д/и «Космический словарь»

- Речевое развитие.

НОД по теме «Луна-спутник Земли» [Шорыгина]

-ФЭМП.

Решение логических задач

«Узнай, с какой планеты гость»

-Речевое развитие.

НОД по теме «Земля – наш дом во Вселенной».

- беседа «Мои путешествия» (виртуальные и реальные путешествия по карте, по глобусу)

- викторины «Покорители космоса»

- придумывание  космических загадок и творческих рассказов «Я – житель планеты Земля»;

Наблюдение на прогулке:

 - за облаками и тучами

- Опыт: «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения»

- Чтение «Почемучка» о звездочете

- Рассматривание глобуса

- Опыт: «День и ночь»

- беседа «Земля – наш дом» 

- Опыт: «На орбите» [8, с.109]

- Чтение: Н.Носов «Незнайка на Луне»

- Чтение «Почему у месяца нет платья»

- Д/игра «Подбери правильную одежду для космонавта»

Наблюдение за вечерним небом:

- Какого цвета небо днем, а вечером?

Куда пропадают днем звезды?

Далеко ли до звезд?

Как вы думаете, какого размера Луна? Она больше или меньше Солнца? 

- Отгадывание загадок, ребусов с космической тематикой.

- Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие».

- Строительно-конструктивная деятельность «Ракета».

- П/игра «Встреча на планете Нептун»

- Д/и «Что возьмем с собой в полет» (сортировка)

-Д/игра «Собери ракету»

- Развивающая игра «Сложи узор» - конструирование летательных аппаратов.

- П/игра «Кольца Сатурна»

- Сюжетно-ролевая игра «Космическая столовая».

- эксперимент: «Лунные кратеры»

- Д/и «Скажи наоборот»

- Д/и «Почему звезды разные!»

- Д/и «Звезды»

П/игра «Звездный десант»

- побуждать детей творчески использовать в игре  полученные знания об окружающем.

- закрепление и систематизация знаний о солнечной системе. Учить детей ориентироваться в пространстве.

- Повысить интерес родителей к деятельности педагогов и детей.

- воспитывать умение согласовывать собственный замысел с замыслом сверстников

- побуждать детей отражать свои впечатления в играх

- Предложить родителям во время вечерних прогулок понаблюдать за звездным небом, за луной.

- привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры.

- Экскурсия выходного дня с посещением музея космонавтики в Петропавловской крепости

-посоветовать родителям совместное прочтение книг о космосе

творческий

4 неделя

09.04. -13.04.18

- Физкультура: спортивный познавательно-тематический праздник «Неизведанный космос»

- Презентация совместной поделки -  макета «Солнечная система»

- Организация выставки детских работ конструктивной деятельности «Инопланетные существа».

- Презентация летательных космических аппаратов, придуманных детьми из  комплекта развивающей  игры «Сложи Узор».

- Конкурс совместной поделки из бросового и подручного материала «Необычный космический корабль» - подведение итогов.

- Организация выставки детской продуктивной деятельности:

 рисунков по теме «Звезды зовут»,

лепки «Первый космонавт», конструирования «Ракета», аппликации «В космическом пространстве».

- Игры-эстафеты:  «Кольца Сатурна»; «Подготовка космонавтов»; «Встреча на планете Нептун»; «Звездный десант»; «Лунатики».

- конструирование «Космический гость» -  из конструктора «Бамчерс»  

- Воспитывать у детей интерес и любовь к космонавтам, учить восхищаться их героическим трудом.

-Укреплять детско-родительские партнерские отношения.

- Повысить интерес родителей к деятельности педагогов и детей.

- Формирование у дошкольников интереса к занятиям физической культурой и спортом.

- Привлечение родителей к изготовлению медалей для награждения юных космонавтов.

- Встреча с интересными людьми, курсантами из военно-космической академии имени Можайского.

- Изготовление макета «Солнечная система» (совместная поделка)

Приложение 9

Опытно-экспериментальная деятельность детей

 Опыт по выявлению свойств солнечных лучей: 

  • мокрые игрушки выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как игрушки постепенно высыхают.

  • предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Объяснить, что в это время зима как бы борется с наступающей весной.

Опыт с электрической лампочкой: 

Лампочка излучает свет и тепло как солнце. Чем ближе наша рука к лапочке, тем горячее, чем дальше, тем холоднее. Так и планеты – чем находятся ближе к солнцу, тем на планете температура выше и наоборот.

 

Опыт "Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. 

Что ближе к нам солнце или облака?".  Взрослый встает между двумя детьми и спрашивает их, что делает другой ребенок?

         – Не видно.

         – Почему?

          – Потому что вы заслонили его.

         – Верно, вот так облака и тучи заслоняют от нас Солнце, Луну, звезды.

         – Что ближе к нам, Солнце или облака? Когда я заслонила от тебя Свету, кто из нас был ближе, а кто дальше. Раз тучи заслоняют от нас Солнце, значит они ближе.

Опыт: «Делаем облако»
Цель: познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.
Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.
Ход опыта: Необходимо налить в трехлитровую банку горячую воду (примерно 2,5-3 см.). Далее, кладем на поддон несколько кубиков льда и ставит его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облака.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они «жмутся» друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Опыт: Воздух и его свойства [4, стр.59]

Цель. Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей

к преобразованию.

Материал. Надувные резиновые игрушки, тазик с водой, картинки: водолаз под водой,

над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма.

Методические указания

Педагог показывает детям воздушный шарик и спрашивает: «Что находится внутри

шарика?»

Если кто-то из ребят скажет, что внутри шарика ничего нет, то эту версию стоит под-

держать: действительно, ведь шарик кажется пустым, прозрачным – ничего там не видно.

Воспитатель. Давайте проверим: я развяжу шарик, а вы подставите ладошки и скажете,

почувствовали что-то или нет.

Дети подставляют ладони под струю воздуха.

Воспитатель. Так есть что-то в шарике или нет? Ведь мы ничего не видим, но что-то

чувствуем. Что же это? Отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Правильно, это воздух. Воздух всегда вокруг нас, мы дышим воздухом, и не только мы,

но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать. Сделайте все глубокий вдох.

Раз, два, три! Наберите побольше воздуха и держите его, а я сосчитаю до пяти.

Дети задерживают дыхание. Педагог считает до пяти. На счет «пять» дети выпускают

воздух.

Воспитатель. Трудно вам было без воздуха? Конечно да, сразу хочется вдохнуть воз-

дух! Человек не может жить без воздуха,  если нет воздуха, он может задохнуться. Если кто-то не умеет плавать и окажется под водой, то он может утонуть – ведь под водой нет воздуха.

Воздух есть вокруг нас, мы его не видим, но его можно почувствовать: дуньте на ладошку

Чувствуете воздух? Если помахать ладошкой, то тоже можно почувствовать воздух. Вот так помашите ладошками. (Дети машут.) Чувствуете что-то легкое? Это и есть воздух. Летом, когда тепло, воздух не видно, а вот зимой можно увидеть, как мы дышим, – из рта выходит пар. Воздух нельзя пощупать пальцами, он очень легкий, как пар. Воздухом можно надуть воздушный шарик. Посмотрите, у меня есть воздушный шарик – что внутри него?

Педагог показывает надутый шарик. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. Внутри шарика воздух, он не виден. Но можно увидеть, как воздух выхо-

дит из шарика. Посмотрите, я развязываю шарик и воздух выходит из него. (Струю воз-

духа из шарика педагог может для наглядности направить себе на волосы.) Если под водой работает водолаз, то он дышит воздухом, который поступает через трубку. (Показывает картинку.) Водолаз выдыхает воздух, и он пузырьками выходит вверх из воды, ведь он очень легкий! А сейчас мы проведем опыт: будем учиться надувать резиновые игрушки.

Педагог раздает ребятам резиновые игрушки и продолжает: «У каждой игрушки есть

клапан. Покажите клапаны своих игрушек. Через клапан мы будем надувать воздух, а чтобы он не выходил обратно, заткнем клапан пробкой. Возьмите пробку и заткните клапан. Потренируйтесь».

Дети учатся затыкать клапан.

Воспитатель. А теперь мы научимся надувать игрушку. Возьмите пальчиками игрушку

за клапаном вот так двумя руками или одной и подуйте в клапан. (Показывает.) Подули

и зажали пальчиками, чтобы не выпустить воздух… Подули и зажали (дети надувают

игрушки.) Надуйте игрушку и заткните клапан пробкой. Что у всех получилось? (Помогает детям.) Теперь, когда у всех есть надувные игрушки, мы понаблюдаем за тем, как воздух выходит из игрушек. Ребята, подойдите, пожалуйста, к тазику с водой. Я зажимаю пальцами резину за клапаном. (Показывает.) Вытаскиваю пробку и опускаю клапан в воду, потом разжимаю чуть-чуть пальцы… Видите, как пузырьки выходят?

Дети наблюдают за тем. как из игрушек выходит воздух.

Воспитатель. Молодцы, у всех очень хорошо получалось! (Собирает игрушки.) А

теперь давайте нарисуем, как воздух выходит под водой в виде пузырьков.

Закрепление материала в течение недели

Обратить внимание детей на прогулке на выдыхаемый воздух, на ветер, который дует

и колышет ветви деревьев.

Домашнее задание родителям

Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку-свистульку

с дырочкой. Погружайте игрушки в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух.

Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушек.


Опыт: «Солнечная система»
Цель: объяснить детям, почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков. 
Ход опыта: Представьте себе, что желтая палочка - Солнце, а 9 шариков на ниточках – планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?
- Солнцу помогает вечное движение.
- Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система «распадется», и не будет действовать - вечное движение.

Опыт: «Солнце и Земля»
Цель: объяснить детям соотношение размеров Солнца и Земли.
Оборудование: большой мяч и бусина.
Ход опыта: Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звездами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. «Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.

Опыт: «День и ночь»
Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: фонарик, глобус.
Ход опыта: Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы! Для нее понадобятся всего-то две вещи — глобус и обычный фонарик. Включите в затемненной групповой комнате фонарик, и направьте луч на глобус, примерно на ваш город. Объясните детям: «Смотри, фонарик — это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем — теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, — у нас ночь». Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта, я уверена, любой ребенок догадается, что это либо утро, либо вечер.

Опыт: "Почему день сменяется ночью?" 

Глобус – это модель земли. Лампочка – это пусть будет солнце, звездочка из самоклеющейся бумаги на глобусе показывает место, в котором мы живем на земле. Оно сейчас освещено?

  Да, значит в нашем городе сейчас день. Теперь я поворачиваю глобус, и вы видите, что наш город оказывается не на освещенной Солнцем стороне земного шара. Как вы думаете, что сейчас скажут жители нашего города?

– Что у нас ночь.

– А когда будет день?

– Когда Земля еще повернется, и нас будет освещать солнышко.

– Отчего же на Земле бывает день и ночь?

Опыт с лучом света.

Почему у человека есть тень? (Необходим фильмоскоп) Дети видят на экране тени, играют с тенями – из рук. Пытаются создать тень от прозрачного стекла. Не получается – свет проходит сквозь стекло и тени не отбрасывает. Вывод: Когда свет попадает на непрозрачный предмет, то получается тень. Это получается потому, что сквозь этот предмет лучи света пройти не могут.

Наблюдения

За Солнцем:

- Обратить внимание, где светит солнышко утром, куда садится вечером. Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, а какие – во время вечерней, сравнить. После многократных наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свойствах солнечных лучей.

-  Продолжать вместе с детьми наблюдать и отмечать путь солнца (утром солнце будит детей, когда они еще дома, а зимой было темно, кода они уже приходили в детский сад). Солнце все выше, светит ярко, ослепительно.

-  Солнышко стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть? – солнце стало более ярким.

За облаками:

-  В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный – быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.

За небом:

-  Предложить детям посмотреть на небо и сказать, таким ли оно было зимой. Что изменилось? Дети замечают, что зимой небо часто было серым, а теперь синее. На нем появились белые облака. Они называются кучевыми, так как держатся на небе кучками. Понаблюдать с детьми за их движением, уточнить, почему облака движутся.

Дети наблюдают, как движутся облака: то медленно, то быстро. Объясните, что их гонит ветер. Если ветер сильнее, облака бегут быстрее и часто меняют форму.

Пальчиковая гимнастика «Телескоп»

Посмотрю сейчас на небо я в огромный телескоп (дети смотрят через сложенные пальцы обеих рук(«телескоп») правым глазом)

И увижу то, что раньше я увидеть бы не смог (смотрят через сложенные пальцы обеих рук левым глазом)

Вижу звезды и планеты, астероиды, кометы, вижу спутники комет (загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя увиденное)

Жаль, летающих тарелок в этом телескопе нет (смотрят в «телескоп» правым глазом, потом левым)

Спортивный познавательно-тематический праздник «Неизведанный космос»

 ЭСТАФЕТА  № 1 «ПОДГОТОВКА КОСМОНАВТОВ»

Команда строится за линией старта в колонну по одному. У первого в руках баскетбольный  мяч (№3). Впереди через каждые 2м на полу лежат маленькие обручи — 3 шт.,далее через 4м стоит корзинка. Рядом с корзинкой лежит большой обруч с 5-ю баскетбольными мячами (№3).

По сигналу первый игрок, пробегая рядом  с обручами, отбивает мяч двумя руками в каждый обруч 1 раз, добегает до корзинки, бросает в нее свой мяч, берет из большого обруча другой мяч, по прямой возвращается к команде и передает мяч следующему игроку из рук в руки около линии старта. Эстафета заканчивается финишем последнего игрока.

ЭСТАФЕТА  № 2 «КОЛЬЦА САТУРНА»

Команда стоит за линией старта в колонну по одному. Впереди через каждые 1,5 м стоят 3 стойки, далее через 3-4м на полу друг на друге лежат обручи (6шт), еще через 2м стоит стойка-ориентир.

По сигналу первый участник пробегает змейкой 3 стойки, добегает до обручей, прыгает в них, берет один обруч двумя руками и в обруче бежит до стойки-ориентира ,обегает ее и по прямой возвращается к команде.

Передает эстафету по плечу или руке и встает в конец команды. Эстафета заканчивается финишем последнего игрока.

ЭСТАФЕТА  № 3 «ВСТРЕЧА НА ПЛАНЕТЕ НЕПТУН»

С одной стороны зала стоят друг за другом 3 девочки. Первая держит руками мяч-фитбол. На противоположной стороне  стоят 3 мальчика. Между ними расположена  стойка-ориентир. По сигналу девочка бежит и прокатывает мяч впереди себя двумя руками  вокруг   стойки, затем  передает мяч  мальчику, сама встает в колонну за мальчиками. Мальчик проделывает тоже самое в обратном порядке,  передает мяч второй девочке и встает за девочками.  Эстафета заканчивается финишем последнего игрока.

ЭСТАФЕТА  № 4 «ЗВЕЗДНЫЙ  ДЕСАНТ»

Команда строится за линией старта в колонну по одному. Впереди через каждые 2м лежат  средние  обручи – 6 шт., далее стоит стойка-конус.

По сигналу все игроки бегут друг за другом. Первый  игрок ставит первый обруч на пол и все пролезают в него. После чего первый игрок опускает обруч на пол и присоединяется к своей команде. Второй игрок поднимает второй обруч и все пролезают в него, третий игрок поднимает третий обруч и т.д. Когда все игроки пролезут в каждый обруч, они должны обежать стойку-конус и по прямой вернуться на финиш.

ЭСТАФЕТА № 5 «ЛУНАТИКИ»

Команда стоит за линией старта в колонну по одному. У первого игрока в руках цветное кольцо.  Впереди через каждые 2м стоят 3 барьера, далее через 3м стоит стойка-конус, на который надето цветное кольцо.

По сигналу игрок бежит, перепрыгивая через каждый барьер любым способом. Добежав до стойки-конуса, снимает кольцо, надевает свое кольцо, бежит обратно, перепрыгивая через каждый барьер любым способом, передает кольцо следующему игроку.

НОД по теме проекта

Тема: «Звезда по имени Солнце»

 [11, с. 38-40]                          

Цель:

-заложить основы естественнонаучных представлений  о космосе, Вселенной и Солнечной системе;

-начинать проявлять умение заботиться о своем здоровье;

-продолжать развивать речь как средство общения.

-воспитывать ловкость, быстроту.

Материал: карточки для игры «Круглый год», ширма и силуэтные изображения для теневого театра, компас, иллюстрации по теме.

В групповую комнату входит Звездочёт.

Звездочёт. Здравствуйте, ребята!  Вижу, потрудились вы на славу. Сколько книг интересных принесли, какие картинки замечательные нарисовали!

Воспитатель.  Да, дети постарались. А вы, Звездочёт, что интересного расскажите нам сегодня.

Звездочёт. Сегодня мы познакомимся с Солнцем.

-Солнце – монетка, - скупой проворчал.

-Нет, сковорода! – обжора  вскричал.

- Нет, каравай, - хлебопек произнёс.

-Компас, - сказал убежденно матрос

-Солнце – звезда, - астроном объявил.

-Доброе сердце, мечтатель решил.

                                                            (А.Еськова.)

Вы внимательно слушали стихотворение?

Дети. Да.

Звездочёт. Скажите, почему его герои сравнивают Солнце с такими разными предметами: монеткой, сковородкой, караваем, компасом, звездой и добрым сердцем? И какое из этих определений правильное?

Дети. Солнце сверкает как новенькая монетка. Оно горячее, как раскалённая сковорода. Солнце румяное, как каравай. Оно круглое, как компас. Солнце сравниваю с добрым сердцем потому, что оно дарит всем своё тепло и свет. Солнце светит только днём, но, наверное, правильный ответ: Солнце – звезда.

Звездочет. Правильно, Солнце – самая близкая к Земле звезда. Но некоторые ваши ответы я хотел бы дополнить. Солнце освещает нашу планету не только днём, но и ночью. Вы знаете наша Земля круглая. Она вращается вокруг своей оси и поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной. Поэтому в то время как на одной стороне нашей планете наступает день, на другую приходит ночь. Но в то же время Земля движется и вокруг Солнца. (Показывает) Благодаря этому происходит смена времён года. Какие времена года вы знаете?

Дети. Зима, весна, лето, осень. А знаете ли вы месяцы, из которых состоит каждое время года?

Дети. (Называют месяцы.)

Игра «Круглый год»

Игроки (12 человек) получают карточки, на одной стороне каждой написано название месяца, а на другой изображен соответствующий пейзаж.

 Звучит спокойная музыка. Дети произвольно ходят по групповой комнате, а по окончании музыки образуют круг, соблюдая последовательность месяцев в году. Остальные дети проверяют вместе со Звездочётом правильность образованной последовательности. Потом дети меняются.

Звездочет. Дети, в стихотворении матрос сравнивает солнце с компасом.

Компас – прибор, которым с давних времён пользуются все путешественники, мореплаватели и летчики (показывает компас). С его помощью они определяют своё местонахождение. Какие стороны света вы знаете?

Дети. Север, юг, запад, восток.

Звездочёт. Куда указывает стрелка компаса?

Дети. На север.

Звездочёт. Но еще до того, как был изобретён компас, люди заметили, что Солнце восходит на востоке, заходит на западе, а в полдень находится на юге.

Воспитатель. Но ведь компас указывает на север? Как по Солнцу определить направление к северу?

Звездочёт. Попробую объяснить. Вы знаете, что в солнечный день все предметы отбрасывают тени. Давайте поиграем с тенями. Еще в древности на Востоке изобрели теневой театр. Для показа спектаклей там использовали не солнечный свет, а специальные фонарики.

Воспитатель. Наши дети тоже умеют управлять силуэтами театра теней.

Звездочёт. Но играть с тенями можно просто руками. Складывает пальцы рук таким образом, чтобы на стене появились тени, похожие на животных.

Воспитатель. Играть с тенями интересно, но как это поможет определить, где находится север?

Звездочёт. Если в полдень встать лицом к своей тени, то впереди будет север, позади – юг, справа – восток, а слева – запад. Так Солнце помогает людям ориентироваться на местности.

Воспитатель. Солнце дарит всем живущим на Земле свет т тепло. А как люди используют его энергию?

Дети.

Звездочет. Солнечные часы помогают определить время, солнечные батареи – отапливать и освещать дома. А космические аппараты с помощью парусов, которые улавливают поток частиц, идущих от солнца (солнечный ветер) бороздят просторы Вселенной. Знаете ли вы, какие явления природы происходят благодаря Солнцу?

Воспитатель выставляет репродукции картин с изображением дождя. Радуги, тумана, восхода и заката. Дети называют картины.

Звездочёт. Нельзя забывать и о том, что Солнце – отличный доктор. При некоторых болезнях врачи назначают солнечные ванны. Но следует помнить, что загорать можно только рано утром или перед закатом. Иначе можно получить солнечный удар или ожог кожи.

Воспитатель. Оказывается, Солнце может быть не только полезным, но и опасным.

Звездочёт. Как же уберечься от палящих солнечных лучей в жаркие летние дни?

Дети. Надо надевать головные уборы. Можно укрыться под зонтом. Играть нужно в тени деревьев или в беседке. Необходимо пить больше воды, носить лёгкую светлую одежду.

Воспитатель. Кто из вас выучил стихотворение про Солнце.

Ребенок.

Скачут побегайчики-

Солнечные зайчики.

Мы зовем их – не идут.

Были тут – и нет их тут.

Прыг. Прыг по углам.

Были там – и нет их там.

Где же зайчики? Ушли.

Мы нигде их не нашли.

        (А. Бродский.)

 игра «Солнечные зайчики»

 Воспитатель и звездочёт пускают с помощью зеркал солнечные зайчики. Дети их ловят.

Звездочёт. Вам нравится солнечные зайчики? Какие они?

Дети. Яркие, шустрые, быстрые, ловкие, золотистые, сверкающие.

Звездочёт. А теперь мне пора. Я вам желаю быть такими шустрыми, ловкими, быстрыми.

Тема: «Луна – спутник Земли»

[11, с. 35-37]                          

Цель:

-заложить основы естественнонаучных представлений  о космосе, Вселенной и Солнечной системе;

-формировать умение ориентироваться на листе бумаги;

-совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными;

-продолжать учить внимательно и заинтересованно слушать сказки;

-вызвать у детей желание наблюдать за звездами, явлениями природы;

-активизировать словарь по теме.

Материал. Костюм Звездочёта, глобус, сербская народная сказка «Отчего у месяца нет платья», иллюстрации по теме.

Звучит аудиозапись «Песни Звездочёта». В группу входит Звездочёт с глобусом в руках, оглядывается.

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемый! Кто вы и что ищете?

Звездочёт. Здравствуйте! Я Звездочёт. Ищу удобное место для наблюдений.

Воспитатель. Что же вы собираетесь наблюдать?

Звездочёт. Я буду наблюдать за планетами и кометами, за звездами и созвездиями. Разве вы не знаете, что именно этим занимаются все астрономы?

Воспитатель. Очень интересно! Может быть, вы, уважаемый Звездочёт, поделитесь своими знаниями с детьми?

Звездочёт. С удовольствием! (обращается к детям.) Но готовы ли вы узнать удивительные тайны Вселенной? Сможете ли вы быть внимательными, наблюдательными и любознательными?

Дети. Да.

Звездочёт. Тогда начнём с главного. Знаете ли вы, как называется чудесная планета, на которой  вы живёте?

Дети. Да. Эта планета называется  - Земля.

Звездочёт. Какую форму имеет Земля?

Дети. Она круглая.

Звездочёт. Правильно. Что у меня в руках?

Дети. Глобус. Макет нашей планеты.

Звездочёт. Скажите, почему глобус устроен так, что его можно вращать?

Дети. Глобус  макет Земли, а Земля крутится.

Звездочёт. Молодцы! Вокруг нашей планеты летают спутники, созданы учёными, но один, самый большой спутник Земли мы видим на небе почти каждую ночь.

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

                                   (Луна.)

Звездочёт. Как называют Луну, когда она превращается в тонкий серпик?

Дети. Месяц.

Звездочет. Луна не только убывает, она умеет и расти. Как же узнать, глядя на месяц, растет он или убывает?  (Предположение детей.) Запомните: если месяц похож на букву С, про него говорят: месяц старый, он убывает, а если серп имеет форму полукруга буквы Р –  месяц растёт. он молодой. Сегодня вечером посмотрите на месяц и определите, растет он или убывает. Это будет моим первым заданием.

Воспитатель. Уважаемый Звездочёт, скажите, а если на небе будет круглая Луна или вообще не будет?

Звездочёт. Если ночное небо освещает круглая ясная Луна – это полнолуние. Безлунную ночь называют новолунием. За Луной люди наблюдали с древности. В те давние времена считали, что Луна – светило, что она имеет такой же размер, как Солнце. На самом деле Луна намного меньше Солнца и не излучает своего света, а только отражает солнечные лучи. В ясную ночь в полнолуние на поверхности луны можно заметить тёмные пятна – это горы и впадины. Как вы думаете, на Луне есть леса, луга, животные и растения? (Предположения детей.) На Луне нет воздуха. Нет воды, поэтому поверхность Луны  - безжизненная каменная пустыня. Знаете ли вы,  как люди изучают Луну?  (Её фотографируют со спутников. На Луну отправляют космические аппараты, которых исследуют лунный грунт. На Луну высаживались  астронавты.)

Воспитатель. Хотели вы побывать на Луне, к такому путешествию надо хорошо подготовиться.

Проводится разминка.

За окошком месяц весел,  

(Маршируют на месте.)

С чёрной тучки ножки свесил.

(Садятся на пол, выполняют круговые движения ногами – велосипед.)

Поболтал одной ногой,

(Встают и прыгают на правой ноге.)

Поболтал другой ногой.

(Прыгают на левой ноге.)

Вдруг…погас и почернел.

(Садятся на корточки, закрывают ладонями глаза.)

Видно, он перегорел!

                               (Г.Новицкая.)

Давайте поиграем. Назовите слова, образованные от слова «луна», и скажите, сколько слогов в каждом из этих слов.

Дети. Лу-но-ход в слове три слога, лу-на-тик в слове три слога.

Придумайте выражения со словом «лунный» Что может быть лунным?

Дети. Лунная дорожка, лунная ночь, лунный свет, лунные моря, лунное сияние.

Звездочёт. Для путешествия на Луну нужен космический корабль. Давайте, по клеточкам нарисуем космический корабль.

Воспитатель. Знаете ли вы, что о Луне сложено множество легенд и сказок? Послушайте одну из них. Читает сербскую народную сказку «Отчего у месяца нет платья».

Звездочёт. Вам понравилась сказка? Значит, вам придется  по душе и моё второе задание. Вместе с родителями найдите книги, в которых рассказывается о различных космических объектах. Выучите загадки и маленькие стихотворения о звездах, планетах и космосе.

А теперь мне пора. До наступления темноты я должен найти подходящее место для наблюдения за небесными светилами. До свидания, и не забудьте мои задания. (Уходит.)

Воспитатель. Напомните мне, какие задания дал вам Звездочёт.

Дети. (Понаблюдать за Луной, определить,  растет она или убывает.  Найти книги, выучить стихи и загадки о космосе, звездах и планетах.)

Сюжетно-ролевые игры по теме проекта

Сюжетно – ролевая игра « Космическое приключение»

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».

Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.

Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Сюжетно – ролевая игра «Полет в космос»

Цель: учить детей самостоятельно развивать сюжет игры; воспитывать ответственные отношение к учению; способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников

Игровой материал. Строительный материал, эмблемы, игрушки, атрибуты для игры.

Подготовка к игре:

  • чтение художественной литературы (А. Андреев «Звездный») и очерков о космонавтах.
  • просмотр фильма о космонавтах.
  • рисование на тему «Космос».
  • разучивание песен о космонавтах.
  • изготовление атрибутов.

Игровые роли: Командир отряда космонавтов (педагог), бортинженер, диспетчер, командиры космических экипажей, космонавт номер 1, космонавт номер 2, космонавт номер 3.

Ход игры. Для развития интереса к игре педагог предлагает ребятам рассмотреть набор открыток «Космонавты» и иллюстрации в книге А, Андреева «Звездный», беседует с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт. Воспитатель обсуждает с детьми характеристики людей — космонавтов. Например, командир корабля, спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдения в космосе; бортинженер внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полетом и стыковки; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль.

После этого педагог совместно с детьми намечает примерный план-сюжет игры «Полет в космос», который может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, сдача экзамена на готовность к полету, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета.

Далее воспитатель может предложить ребятам построить ракету из строительного материала. При сооружении постройки ракеты он выделяет ее части (нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления) и обыгрывает все части постройки с помощью игрушек, предметов-заместителей.

Затем педагог предлагает ребятам придумать эмблему отряда космонавтов. Воспитатель может организовать конкурс между детьми на лучшую эмблему. После всех приготовлений к игре он может поделить ребят на группы — экипажи, имеющие разные названия: «Смелый», «Отважный», «Веселый» и др.

Затем весь отряд космонавтов выстраивается на площадке. После этого педагог объявляет о первом этапе игры — подготовке к космическим полетам. Воспитатель зачитывает приказ о формировании экипажей космического корабля «Ракета», знакомит ребят с законами космонавтов:

1. Только сильные ребята могут полететь в космос.

2.  Только умные ребята могут стать космонавтами.

3.  Только трудолюбивые могут отправиться в полет.

4.  Только веселые и дружелюбные могут полететь в космос.

         После команды «смирно» командиры экипажей сдают рапорты командиру отряда (воспитателю): «Товарищ командир отряда юных космонавтов! Экипаж «Смелый» построен и готов для испытаний. Командир экипажа Александр». Затем командир отряда приветствует космонавтов и предлагает им спеть песню, которая заранее разучивается детьми.

Затем начинается первый этап проверки — испытание силы. На этом этапе проверяют физическую подготовку экипажей. Космонавты бегают, упражняются на бревне, прыгают, выполняют гимнастические упражнения, соревнуются по метанию в цель.

Командир объявляет о втором этапе испытаний. Проводится конкурс на решение задач по математике, проверка знаний по развитию речи и др. В этот конкурс включают занимательные вопросы типа викторины в рамках программы детского сада. Здесь можно провести космическую викторину, в которую войдут такие вопросы: «Кто первым полетел в космос? В каком году? (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года.) Кто совершил первую прогулку» в космосе? (А. А. Леонов.) Назовите первую женщину, побывавшую в космосе» (Валентина Терешкова.) и т. д.

Заключительный этап конкурса — экипажи участвуют в космическом концерте, разыгрывают заранее отрепетированные в экипажах космические сценки (высадка на Венеру, прилунение).

Командир отряда и жюри (другие воспитатели, няня) подводят итоги конкурса, вручают медали, заготовленные заранее, — «Лучший космонавт», «Космонавт номер 1», «Космонавт номер 2», «Космонавт номер 3».

Далее игра продолжается. Космонавты идут на осмотр к врачу, затем производится запуск ракеты. Летят на Луну несколько человек, остальные ждут их возвращения на Земле. Воспитатель дает ребятам самостоятельность в игре, стараясь не вмешиваться в ее ход. Он только вносит новое содержание в игру, например, полет нескольких экипажей и их совместная работа на орбите; в космосе проводится выход космонавтов в открытое пространство, стыковка кораблей.

В самостоятельной игре педагог призывает ребят моделировать отношения людей (трудовые и личностные), направленные на выполнение ответственного задания. Например, педагог сообщает детям, что одни люди создают корабли и ракеты, другие — испытывают их и готовят к полету, третьи — обеспечивают полет и приземление.

После каждой игры воспитатель привлекает детей к разбору игровых ситуаций

Дидактические игры по теме проекта

Игра «Земля — планета, на которой мы живем»

 Цель: изменять имена существительные по числам; находить родственные слова; подбирать прилагательные к существительным, согласовывать местоимения с существительными, образовывать имена прилагательные от существительных.

Оснащение: сюжетная картинка.

Ход игры: покажите ребенку картинку. Скажите: «Так выглядит Земля, если смотреть на нее из космоса. Видишь, она имеет форму шара. Самые темные места — вода, светлые — суша, самые светлые — облака. На Земле есть и суша, и вода. Окружает Землю атмосфера — воздушная оболочка. У нее несколько слоев. Там образуются облака, дождь, снег. Предложите ребенку изменять слова по образцу: облака — облако, грозы — (гроза), ливни — ... (ливень), снегопады —... (снегопад).

      Попросите ребенка назвать родственные слова солнце — ... (солнышко, солнечный, подсолнух, солнцепек); облако — ... (облачко, облачный, заоблачный).

Предложите ребенку вспомнить, на что или на кого были похожи облака, которые он видел на небе. Попросите его назвать, каким может быть небо ... (голубое, безоблачное, грозовое); облако ... (огромное, маленькое, пушистое); ливень ... (долгий, осенний).

Предложите ребенку ответить на вопрос «чей?» (чья?, чье?, чьи?), правильно согласуя местоимение с существительным: небо — мое; облака — мои; ливень — мой

Игра «От колесницы до ракеты»

Цель: употреблять в речи имена существительные и прилагательные в родительном падеже; согласовывать прилагательные с существительными; находить общую часть родственных слов; образовывать слова при помощи суффиксов.

Оснащение: предметные картинки.

Ход игры: предложите ребенку послушать рассказ: «Человеку всегда хотелось подняться в небо. Он пробовал привязывать себе самодельные крылья, забирался на колокольню или высокую гору и оттуда бросался вниз. Но прежде человек научился ездить по земле. Одним из первых видов транспорта были колесницы. Им на смену пришли машины, а затем и поезда. Позже появился воздушный шар, которым нельзя было управлять. Куда ветер подует — туда шар и летит. Потом придумали дирижабль — управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый. Позднее появился аэроплан. Ему на смену пришли быстроходные и надежные самолеты и вертолеты. Но самый быстрый транспорт — ракета». Спросите ребенка: «Что быстрее — колесница или автомобиль? паровоз или электровоз? дирижабль или самолет? самолет или вертолет? самолет или ракета?»

Покажите ребенку картинки, назовите изображения и среди них произнесите слово, изображения которого нет, например: колесница, автомобиль, паровоз, пароход. Попросите ребенка назвать слово, изображение которого отсутствует, а затем изменить число с единственного на множественное: «Нет парохода, нет пароходов».

Аэроплан, паровоз, воздушный шар, дирижабль. (Нет паровоза, нет паровозов.) Самолет, вертолет, дельтаплан, ракета. (Нет дельтаплана, нет дельтапланов.) Попросите ребенка выбрать лишнее слово из трех предложенных: летчик, летать, лето; шарик, шаровая, шарить.

Предложите ребенку образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и объяснять смысловые оттенки слов: паровоз, паровозище, паровозик; самолет, самолетище, самолетик.

Игра «Почему бывают день и ночь»

Цель: находить общую часть родственных слов; образовывать новые слова; согласовывать прилагательные с существительными; образовывать слова при помощи суффиксов; усвоит конкретные пары слов-антонимов

Оснащение: юла, предметные картинки .

Ход игры: расскажите, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси — совсем как юла. Предложите ребенку завести юлу. Скажите: «Земля похожа на огромную юлу. У нее тоже есть ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от «макушки» до «макушки». На самом деле, Землю, конечно, никто не протыкал: ее ось воображаемая. Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещенной половине земного шара день, на неосвещенной — ночь».

Предложите ребенку прислушаться к словам: день и ночь. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов много, и предложите потренироваться в их подборе, восход — ... (заход), север — ... (юг), свет — ... (тьма), холод — ... (жара).

Попросите ребенка найти слова, противоположные по смыслу: «После темной ночи наступает светлый день. Солнце всходит на востоке, а заходит — на западе». Темная — светлый, ночь — день, всходит — заходит, восток — запад.

Предложите ребенку из ряда слов выбрать те, которые имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночевка; свет, светлячок, солнце, светлеть.

Предложите изменять слова по образцу: восход — восходит, холод — ... (холодит); север — ... (северный), ночь — ... (ночной), пасмурно — ... (пасмурный).

Спросите, каким может быть: утро... (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное...); день, вечер, ночь?

Игра «Почему бывают зима и лето»

Цель: находить родственные слова; образовывать имена прилагательные от существительных; усвоит конкретные пары слов-антонимов

Оснащение: предметные картинки

Ход игры: расскажите ребенку: «За год Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. В году 365 дней Солнце освещает Землю по-разному». Предложите ребенку посмотреть на картинку, где нарисован земной шар, «проткнутый» воображаемой осью. Скажите: «На концах оси находятся Северный и Южный полюсы. Если Северное полушарие обращено к Солнцу, то оно получает больше тепла и света и здесь лето. А в Южном полушарии в это время зима. Через полгода будет больше освещено Солнцем Южное полушария и теперь здесь наступает лето, а о Северное полушарие приходит зима. Когда одинаково освещены оба полушария, то наступает весна или осень. В разных полушариях времена года всегда разные». Произнесите медленно и четко: «Полушарие». Спросите: «Как ты думаешь, что обозначает это слово? Как оно образовано?» (Полушарие — половина шара.) Объясните, что это сложное слово. Таких слов много, например: полнолуние — ... (полная луна). Предложите ребенку прислушаться к словам: зима — лето. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Предложите найти слова, противоположные по смыслу: «Летом дни длинные, а зимой — короткие. Летом жарко, а зимой холодно. Поздней осенью грустно, а весной радостно».

Предложите ребенку выбрать лишнее слово в ряду: холодок, холодец, холодильник; лето, летний, летать; жар, жарко, поджаристый. Предложите ребенку образовывать новые слова по образцу: лето — ... (летний), весна — ... (весенний), жара — ... (жаркий).

Игра «Наблюдатели»

Цель: согласовывать местоимение с существительным; образовывать слова при помощи суффиксов; игра способствует развитию мышления.

Оснащение: мяч.

Ход игры: спросите ребенка, обращал ли он внимание на то, что вечером в безоблачную погоду можно увидеть множество звезд. Кажется, что они очень-очень маленькие, а на самом деле это не так. Просто они находятся далеко-далеко от Земли. Некоторые люди пытались сосчитать звезды — их назвали звездочетами Звездочетов можно назвать и по-другому — астрономы. Когда-то, давно-давно, звездочеты насчитали всего три тысячи звезд. «Наверно, мы не смогли рассмотреть все звезды! Не может быть так мало! — удивились они. — Наши глаза, видимо, недостаточно зорки». Тогда люди стали использовать подзорную трубу для наблюдения за звездами. И оказалось, что звезд в десять раз больше! А если посмотреть на небо в телескоп?

Бросайте ребенку мяч, произносите одушевленные и неодушевленные слова. Попросите ребенка возвращать вам мяч, и подбирать к этим словам вопросы кто? или что?

Лексический материал: Солнце, Земля, телескоп, звездочет, ракета, труба, небо, астроном, бинокль, звезда, вездеход, облако, ливень, снегопад, вода, самолет, дирижабль, корабль, спутник.

Бросая ребенку мяч, произносите те же слова и просите его ответить на вопрос чей? (чья?, чье?). Ребенок, возвращая мяч обратно, должен правильно согласовать местоимение с существительным, например: мое Солнце, моя Земля, мой телескоп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Неизведанный космос"

Занятие для детей старшей группы.Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, ф...

Проектная деятельность. "Этот неизведанный космос"

Материал содержит описание пректа и фотографии, на которых отражены отдельные этапы проекта и  итоговое мероприятие: совместный детско-родительский досуг "Лучшие знатоки космоса"...

Проект "Этот неизведанный космос"

Проект "Этот неизведанный космос"...

Конспект НОД "Неизведанный космос"

Расширить знания и представления детей о космосе....

Рекомендации по лексическим темам (Я и мое тело, Юрий Гагарин - наш герой, Этот неизведанный космос, Мебель)

Рекомендации по лексическим темам (Я и мое тело, Юрий Гагарин - наш герой, Этот неизведанный космос, Мебель)...