Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ленгле Татьяна Владимировна

Конспект ООД с дошкольниками в старшей группе

Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_bumagi.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД с дошкольниками в старшей группе

Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Воспитатель  Ленгле Татьяна Владимировна

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;  рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

Ознакомление со свойствами камня, глины, кожи, бересты и бумаги.

Оборудование и материалы:  камень, глиняная дощечка, кожа, береста, образцы современных видов бумаг, мультимедийный проектор, экран, компьютер, фломастеры, зубочистки, стеки, ёмкости с водой, салфетки, наполнитель (сухие листья, цветы, разноцветные нитки), клей ПВА, крахмал, миксер, емкость с водой, поднос, москитная сетка, полотенце, губка, стеки, пресс.  

Ход занятия:

Ребята к нам сегодня заходил почтальон и оставил вот эту посылку.

«п. Садовое, ул. Центральная,  Детский сад, детям старшей группы»

Посмотрите, что в ней лежит. Это камень, кожа, глиняные дощечки и лист бумаги. Что у них может быть общего?

Ребята, а что это прикреплено ко всем предметам (цифры).

«Предметы по порядку разложите. Узнайте, что они в себе хранят»

1.        камень            побывайте в пещере первобытного человека

2.        глина              ждут вас в Древнем мире

3.        береста           посетите землю Новгородскую    

4.        кожа               ваш путь лежит в Малую Азию

5.        бумага            Вас ждет Древний Китай

Мы с вами сейчас отправимся в путешествие на машине времени, чтобы заглянуть в прошлое. Для этого нам надо встать в круг, закрыть глаза и тот, кого я коснусь рукой, тот же час окажется в прошлом.

Вокруг вас я обойду в прошлое вас приведу.

Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Посмотрите, вот мы и очутились с вами в далеком прошлом. Во времена первобытных людей (первый слайд– наскальный рисунок)

Воспитатель: Давным-давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах нечего не было. Им как-то надо было общаться, люди вместо бумаги использовали камень - высекали на нем изображения. Самое древнее письмо было вырублено на стене своего жилища первобытным человеком. На земле много мест, где на скалах, стенах пещер мы можем увидеть сохранившиеся выдолбленные рисунки и знаки, это – петроглифы. Они были не просто картинами, они служили указателями границ владений племен, места охоты. Значит, эти рисунки и знаки передавали информацию, иными словами – были первыми письмами.  (Показ на экране слайды с изображением камней с высеченными буквами.)

А теперь давайте сядем за столы.

Найдите, пожалуйста, камень. Потрогайте камни на ощупь. Какие они? Теперь сожмите, попробуйте его сломать, смять. Получилось? Почему? Но скажите, удобен ли камень для письма? Попробуйте чего-нибудь написать на камне. Получается? А почему?

Дети. Он твердый, жесткий и тяжелый

Правильно, ребята. Камень - неудобный материал для письма, так как он твердый, жесткий и тяжелый.

Так какой же был самый первый материал для письма. (КАМЕНЬ)

Выставляю первую картинку на ленте времени.

А сейчас отправляемся в другую эпоху (слайд)

Мы с вами попали в Древний мир. Посмотрите, что делают люди.

Жители  Междуречья использовали для письма глину. Ее долго месили, делали небольшие таблички, затем брали острую палочку и писал по сырой глине. Затем табличку обжигали, и она становилась долговечной. (Показ на экране слайды с изображением глиняных дощечек с буквами.).

Найдите у себя глиняные дощечки.

Я предлагаю Вам сравнить глину и камень. Что легче? Вы можете смять глину? Почему? А теперь попробуйте что-то написать или нарисовать.

Какой  же был второй материал для письма. (ГЛИНА)

Выставляю вторую картинку на ленте времени.

Куда мы отправляемся теперь? В Нижний Новгород.

Чтобы отправится дальше нам понадобятся ладьи (слайд)

Занимайте места в своих ладьях, и мы отправляемся в путь во времена Древней Руси.

А сейчас мы с вами в Нижнем Новгороде (показ слайдов с разъяснением).  Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста – наружный защитный слой коры березы. Отличается чистым белым наружным слоем с продольными черточками – чечевичками. Состоит береста из слоев, образуемых с каждым новым годом жизни березы, поэтому служит также для определения возраста дерева.

Найдите у себя бересту. Какая она на ощупь?  Давайте попробуем смять, согнуть. Она - мягкая, пластичная, прочная, гибкая.

Значит следующим  материалом для письма была  (БЕРЕСТА)

Выставляю третью картинку на ленте времени.

Отправляемся дальше. Наш путь лежит в Малую Азию. Для  этого пересаживаемся на лошадей.

Посмотрите, на чем писали люди в это время? Кто знает, что это такое?

Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в  городе Пергаме было организовано производство прекрасного материала для письма, из обработанной особым способом кожи животных. По имени города этот материал стал называться пергамент. Он был прочным, эластичным и долговечным, на нём можно было легко писать, причём с обеих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый.

Найдите у себя кусочки кожи. Какая она на ощупь? Попробуйте смять, согнуть. Что произошло? Давайте мы с вами попробуем  нарисовать на ней что-нибудь. Удобно было рисовать? А почему? (Рисовать трудно: кожа растягивается, рисунок расплывается.)

Итак, четвертым материалом для письма стал. (ПЕРГАМЕНТ)

Выставляю четвертую картинку на ленте времени.

Что же пора отправляться дальше. Нам предстоит переход по пустыне на верблюдах. А вы сможете изобразить верблюда? Разбиваемся на пары! Представим себя настоящими  кораблями пустыни и друг за другом караваном в путь.

 Мы с вами в Древнем Китае. (показ слайдов )

- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность.

Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.) Как часто и для каких целей нам нужен этот материал?

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

А что? Догадывайтесь сами

Найдите у себя на столах бумагу. Потрогайте, погладьте бумагу и скажите, какая она на ощупь? У вас одинаковая бумага? В чем разница? Разложите от самой тонкой до самой толстой. Попробуйте смять бумагу. Что вы слышите? («Шуршит».) А что еще вы заметили? («Мнется».) попробуйте распрямить смятую бумагу. Что произошло? («Не распрямляется, не разглаживается».) Потяните за края, что произошло?  Что мы можем сказать о бумаге.

Так что же стало пятым материалом для письма. (БУМАГА)

Выставляю пятую картинку на ленте времени.        

В награду за то, что мы выполнили все задания. Мы получаем в награду рецепт приготовления бумаги.

Рецепт  приготовления бумаги.

•        Для  изготовления бумаги можно брать практически любое растительное сырье и отходы: волокна (опилки) дерева, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё.

•        Всё это смешать с водой и крахмалом. Хорошо перемешать и дать настояться.

•        Получившуюся массу выложить на форму (сито, мелкую решетку).

•        Собрать лишнюю воду и выровнять получившуюся массу.

•        Положить изделие под пресс.

А теперь пришло время нам вернуться в наше  время. Встаем в круг, закрываем глаза и тот, кого я коснусь рукой тот же час окажется в нашем времени.

Вокруг  вас я обойду в настоящее верну.

 Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать

 Вот мы и вернулись в наше время

А хотите узнать, как делают бумагу сейчас. Давайте посмотрим.

Просмотр отрывка из мультфильма «Почемучки»

Ребята мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.

А сейчас я хочу вам предложить попробовать самим изготовить бумагу. Возьмите обычные столовые салфетки разных цветов. Разорвите их на мелкие кусочки.  

Зальём салфетки водой и взобьём миксером в однородную массу. Добавим клей ПВА и немного крахмала. На поднос положим кусок москитной сетки. Выльем получившуюся смесь на поднос. Вода должна покрывать бумажную кашицу. Добавьте наполнитель. Например: нитки, лепестки, кусочки салфеток. Накроем все второй москитной сеткой. Губкой собираем воду с поверхности от центра к краям. Поверхность должна быть максимально сухой. С помощью доски и полотенца перекладываем бумагу.  Снимаем москитную сетку. Бумагу помещаем между полотенцами. Теперь необходимо убрать «бумажный сэндвич» под пресс и сушить бумагу около 4 дней.

- Скажите мне, где мы с Вами были? (в прошлом).

- Что нового, вы узнали?

Дети.- Узнали, на чем раньше писали.

- Узнали о происхождении бумаги.  

- Где впервые научились делать бумагу.

Воспитатель: - Правильно, молодцы, ребята. Вы все очень хорошо работали, отвечали на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"...

НОД по Познавательному развитию с детьми средней группы. Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Интеграция ОО: «Познавательное развитие»? «Социально-коммуникативное развитие».Форма организации: коммуникативная, познавательно-исследовательская.Задачи:Познакомить детей с историей бумаги, с совреме...

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие". Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Цель: Познакомить детей с историей происхождения бумаги.Задачи:Познакомить с названием бумаги и материалом разного вида. Учить детей самостоятельно проводить опыты и эксперименты.Развивать внимание, м...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Путешествие в прошлое бумаги»

Данный материал способствует созданию условий для расширения представлений детей об окружающем мире, помогает знакомить с широким кругом предметов и объектов, используя новые способы обследования....

Выступление "Ознакомление воспитанников шестого года жизни с бумагой через проект "Путешествие в прошлое бумаги"

Выступление раскрывает систему работы по ознакомлению воспитанников шестого года жизни с бумагой через проектную деятельность....

Презентация на тему "Путешествие в прошлое бумаги"

—На чем мы пишем что-нибудь,На чем мы любим рисовать,Что можно скомкать и согнутьИ даже трубочкой свернуть?А ну, попробуй угадать!...

Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

- познакомить детей с историей бумаги, с её современными видами;- воспитывать в детях бережное отношение к изделиям из бумаги;– формировать умения сравнивать и группировать предметы окружающего ...