Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Путешествие в прошлое бумаги»
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

    Бесхмельницына Людмила Юрьевна

    Данный материал способствует созданию условий для расширения представлений детей об окружающем мире, помогает знакомить с широким кругом предметов и объектов, используя новые способы обследования.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kons_proshloe_bumagi.docx25.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организованной  образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему

    «Путешествие в прошлое бумаги»

    Цель. Создать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, познакомить с широким кругом предметов и объектов, используя новые способы обследования.

    Задачи интеграционных областей.

    Познавательное развитие.

    Формировать навыки активной исследовательской деятельности, умение анализировать, делать простейшие умозаключения.

    Социально-коммуникативное развитие.

    Дать первоначальные знания об истории возникновения бумаги. Воспитывать бережное отношение к бумаге.

    Развитие речи.

    Пополнять и активизировать словарь, совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

    Художественно-эстетическое развитие.

    Закреплять умения правильно держать карандаш, кисть, использовать их при создании изображения.

    Словарная работа: экспонаты,  предки, писало, археологи.

    Оборудование и материалы:  камень, глиняная дощечка, ткань, береста, листы бумаги низкого качества, раздаточный материал: камешки, кусочки ткани, бересты, бумаги низкого качества, кисти, карандаши, гуашевая краска.

    Ход занятия

    Занятие проводится в помещении, в котором заранее подготовлены разнообразные предметы, которые применялись в качестве бумаги (камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества)

    Чтоб провести нам время интересно

    И с пользой для себя и для друзей,

    Нам долго выбирать не нужно место –

    Мы дружно отправляемся в …..музей!

    Воспитатель. Дети, а что такое музей?

    Дети. Это  место, где показывают разные предметы и рассказывают о них.

    Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный музей. Для этого нам надо встать в круг, закрыть глаза и тот, кого я коснусь рукой тот же час, окажется в музее.

    Вокруг вас я обойду

    В музей быстро приведу.

    Один, два, три, четыре, пять

    Можно глазки открывать.

    - Посмотрите, вот мы и очутились с вами в музее, далеко от детского сада. Но музей этот не простой, это музей бумаги.

    В нём мы с вами узнаем, всегда ли люди рисовали только на бумаге?

    - Ребята, хочу вам сказать, что все предметы музея – это экспонаты.Скажите, как называются предметы музея? (Ответы детей)

    - С какой цифры начинается счёт? (Ответы детей)

    - Скажите, какие экспонаты находятся под цифрой 1?

    Дети подходят к экспонатам под первым номером – называют  и рассматривают их. (Человек, камни)

    Воспитатель:

    - Дети, человек это не простой, это наш предок. Люди, которые жили давным-давно – это наши предки.

    - Как называются люди, жившие давным-давно? (Ответы детей – предки).

    -Скажите, где жили наши предки? (В пещерах)

    - Правильно. Давным-давно люди жили в пещерах. Говорить, как мы с вами они не могли, поэтому общались звуками и рисунками. А в жилищах, в которых они жили, кроме камней  ничего не было. Им как-то надо было общаться, для этого люди использовали камень - высекали на нем изображения животных, людей, сцены охоты.

    Давайте проведём эксперимент  с камнем

    - Камень, он какой? Попробуйте сжать его (Твёрдый).

    - Попробуйте написать на камне маленьким камнем, как это делали наши предки (показывает экспонат)

    Дети высекают на камнях рисунок.

    - Удобно ли высекать на камне? (Неудобно он твердый, поэтому  не оставляет след).

    - А если нарисовать на нём краской? Наши предки рисовали специальной краской, которую они делали сами, на камнях. (Работа в лаборатории, нанесение рисунка на камень с помощью кисточки с использованием гуашевой краски)Дети делают вывод, что легче, рисовать на камне краской или высекать камушком?

    - Вот так и  наши предки, решили, что рисовать легче и стали наносить свои рисунки на стенах пещер, на камнях с помощью краски.

    - А какой камень на вес? (дети пробуют взвесить камень в руке) Делают вывод, что он тяжелый.

    - Как вы думаете, письмо, написанное на камне, удобно было передавать получателю? Выводы детей (Такое письмо было очень тяжёлым)

    - Правильно. Камень, хоть и прочный, но неудобный материал для письма и рисования, так как он твёрдый и тяжёлый. На нем очень сложно рисовать и тяжело переносить на дальние расстояния.

    - А сейчас давайте найдем экспонат под цифрой 2.(Дети находят экспонат, пытаются угадать название материала).

    - Правильно, это глина.

    - Посмотрим на этот экспонат, это глиняная дощечка (показ глиняной дощечки).

    - Люди стали искать более удобный материал для письма и решили использовать глину. Я предлагаю Вам сравнить глину и камень и определить их свойства.

    - Что тяжелее камень или глина?  (Камень тяжелее, глина легче)

    - Ребята, а если глина сырая, то на ней можно, что-нибудь написать? (Можно)

    -Правильно, на сырой глине можно было писать и рисовать, а делали это  наши предки специальными палочками с остро заточенными концами.

    Такая палочка называлась – писало.

    Как называлась, палочка, которой писали люди на глиняных дощечках.  (Ответы детей – писало)

    ( Воспитатель предлагает детям порисовать на глине палочками, показывает глиняную дощечку с символами)

    -Писать на ней удобно? ( Да)

    - Вот так и древние люди писали на сырых глиняных дощечках, а затем высушивали их.

    - А давайте проверим глиняные дощечки, которые уже высохли,  на прочность (в руках детей глиняные дощечки ломаются).

    -Что случилось с дощечками? (Они ломаются и крошатся)

    -Скажите, глина какая? (Хрупкая)

    - Правильно.

    -Значит, делаем вывод: глина легче камня, и писать на ней можно, но  из нее нельзя сделать книжку или тетрадь, потому что она хрупкая.

    -Люди  стали искать другой материал, на котором можно писать и рисовать. Подойдем к следующему экспонату под номером 3.

    -Дети, какой экспонат находится под номером ? (Ткань)

    -Древние люди попытались использовать ткань (Показ куска ткани).

    - Сейчас каждый из вас возьмёт в руки  ткань. Давайте мы с вами попробуем сложить ткань пополам.

    Что вы можете сказать о свойствах ткани? (Она легко складывается, из нее можно сделать книжку,)

    - А можно ли на ткани писать  или рисовать на ней что-нибудь? Давайте поэкспериментируем.

     (Дети выполняют задание, пытаются писать красивые буквы)

    -Удобно было рисовать? (Нет)

    -Почему?  (Рисовать трудно: ткань растягивается, рисунок расплывается и отпечатывается на другой стороне)  

      -Ткань тоже оказалась не очень удобным материалом для письма.

    Подойдем к следующему экспонату под номером 4.

    Это береста - наружная часть березовой коры.

    Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста -  чисто русское изобретение.

    -Как называется наружная часть берёзовой коры? (Ответы детей)

    Сначала на ней писали грамоты, а потом и книги.

    - Я предлагаю вам попробовать на ней что-нибудь написать.

    (Дети пишут на бересте)

    -Удобно писать на бересте? ( Да)

    - Ребята, давайте с вами попробуем сложить бересту пополам и сделать из неё обложку для книги. Получилось? (Нет, она сломалась. Береста хрупкая)

    - Вывод.  Писать на бересте было удобно, но для книг она не годилась, так как береста хрупкая и ломается.

    - Подойдем к экспонату под номером 5 (экспонат первой бумаги).

    - Дети, что это? (бумага)

    - Правильно, это самая первая бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в далёком Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через много-много лет Европа узнала, как делать это чудо.

    -  Возьмите бумагу в руки и скажите, какая была по качеству первая бумага? ( Она желтая, темная, плотная, шероховатая)

    - Правильно, ребята. И тогда человек стал думать, как проще изготовить бумагу, как улучшить ее качество. Со временем появились новые сорта бумаги, удобной в использовании и несложной в изготовлении.

    - Давайте рассмотрим современные сорта бумаги (Показ образцов современных видов бумаги).

    - Как изменилось качество современной бумаги? (Она стала белой, гладкой, тонкой.)

     - Как люди используют бумагу? (На бумаге пишут, рисуют; из нее делают тетради, печатают газеты, журналы, книги, открытки, изготавливают коробки, мешки, веревки, игрушки, одежду, белье, посуду...)

    - Молодцы. А сейчас, предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку». Я раздам картинки, вы разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т.д. воспитатель раздает картинки с изображением камня, глиняной дощечки, бересты и бумаги. (Дети работают самостоятельно)

    Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот и закончилось наше путешествие в прошлое бумаги и пора нам из музея возвращаться в детский сад.

    Встаем в кружок, закрываем глазки и к кому я прикоснусь рукой, тот окажется обратно в детском саду.

    Вокруг вас я обойду,

    В детский сад вас возвращу.

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Можно глазки открывать.

    - Скажите мне, где мы с Вами были? (в музее).

    - Что нового, вы узнали, пока были в музее?

    Дети:

    - Узнали, на чем раньше писали?

    - Узнали о происхождении бумаги?

    - Где впервые научились делать бумагу?

    -Хочу добавить, что все старинные вещи и экспонаты появились в нашем музее только благодаря людям, которые ведут раскопки. Это – археологи.

    - Сейчас мы с вами пойдем на прогулку и поиграем в игру «Юные археологи».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Путешествие в царство комнатных растений»

    Задачи: Закрепить знания детей о комнатных растениях, поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними; Уточнить и обобщить представления детей об уходе за комнатными расте...

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: "Путешествие в страну геометрических фигур"

    Конспект по математике в средней группе на закрепление у детей знаний по геометрическим фигурам....

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Познакомимся с песком поближе».

    Создание благоприятных условий для сенсорного восприятия, через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Путешествие в страну Правил Дорожного Движения»

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитиюв средней группе на тему:«Путешествие в страну Правил Дорожного Движения»...

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Путешествие в сказку»

    Выявить знания детей:умение соотносить цифру с количеством предметов;знания о геометрических фигура;знания о временах года (зима, весна, лето, осень);умение ориентироваться на листе бумаги; конст...