ООД "Путешествие на озеро Байкал"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Исмоилова Наталья Геннадьевна

Данное занятие проводится в подготовительной группе по теме "Байкал - жемчужина Сибири"

Проводя данное занятие мы закрепляем знания детей об озере Байкал, развиваем  познавательный интерес, внимание, диалогическую речь: мелкую моторику

Цель:  создание условий для формирования познавательного интереса к малой Родине.

Задачи:

-Закреплять знания детей об озере Байкал.

-Развивать познавательный интерес, внимание, диалогическую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас.

-Воспитывать любовь и интерес к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Путешествие на озеро Байкал"27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Капелька»

«Путешествие на озеро Байкал»

в подготовительной группе (6-7 лет)

Воспитатель: Исмоилова Н.Г.

2018 г

Цель:  создание условий для формирования познавательного интереса к малой Родине.

Задачи:

-Закреплять знания детей об озере Байкал.

-Развивать познавательный интерес, внимание, диалогическую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас.

-Воспитывать любовь и интерес к природе родного края.

Предварительная работа:

Беседы об озере Байкал; его обитатели; знакомство с картой Иркутской области и глобусом; рассматривание иллюстраций и фотографий; просмотр документальных фильмов: «Животный мир Байкала», «Серебристое богатство Байкала»; знакомство с журналом «Сибирячок», знакомство с очерками и легендами; рассказами сибирских авторов;  изготовление макета озера Байкал; изготовление Красной книги: «Животные Прибайкалья»; разучивание стихов о Прибайкалье; разгадывание загадок; экспериментирование с водой; оформление фото-выставки «Путешествие по Прибайкалью»; творческая выставка детских работ методами нетрадиционного рисования «Сюжеты Байкала».

Методы:

-Словесные - художественные средства - чтение стихотворения, загадывание загадки, беседы.

-Наглядные - рассматривание слайдов, показ образца действия.

-Практические -  движение в соответствии с текстом, конструирование по образцу, определение запаха, составление целого изображения из частей по образцу.

- Игровой - игра с мячом «Опиши озеро», игра с камнем, путешествие на воздушном шаре.

Материалы: стулья, столы, мультимедийная установка, цифра на стулья, карточки с точками, мяч, разрезанные на части изображения, образцы изображений, мешочки с травами, зеленая ткань, счетные палочки, схема оленя, камень, магнитная доска, смайлики, картинки для игры «Чудо –юдо».

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся.

(Дети здороваются)

Уважаемые гости, мы рады видеть вас у нас, мы всегда рады гостям. Ребята! Прежде, чем начнется наше занятие, встанем в круг, взявшись за руки, как приятно держаться за руки:

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)

На чем можно путешествовать?

Дети: (на автобусе, автомобиле, поезде, самолете, корабле, велосипеде, мотоцикле, пешком).

Вы хотите отправиться в путешествие? (ответы детей)

Воспитатель: а для того, что бы узнать на чем мы отправимся в путешествие отгадайте загадку:

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля-

Словно на картинке.

Дети: (воздушный шар)

Предлагаю совершить наше путешествие на воздушном шаре. (включается экран слайд №2)

Чтобы в небо нам взлететь,

Нужно правильно нам сесть.

На билет свой посмотри,

Место нужное займи!

Воспитатель: Возьмите билеты. Посчитайте на нем количество точек и найдите на стульчике соответствующую цифру. Занимайте свои места. Садитесь поудобнее. (запись звук воздуха №1)

Шар поднимается,

Путешествие начинается.

Воспитатель: Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте то, что я говорю.

 Что это такое, такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось,

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

Быть может, это солнце легло поспать под скалы,

Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча, а это и не небо,

А это и не солнце, а озеро Байкал!

(М.Сергеев) (запись звука воды №2)

Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.

Включается экран (слайд № 3 оз.Байкал)

Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал называют Прибайкальем. Байкал – это озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Что такое пресная вода?

Дети: (чистая, питьевая).

Воспитатель: Это озеро очень красиво.  Давайте попробуем описать его. Для этого поиграем в игру «Опиши озеро».  Я буду бросать вам мяч, а вы отвечать на вопрос : Какое озеро?

Дети: (большое, холодное, блестящее, спокойное, голубое, глубокое, синее, чистое).

Проводится игра с  мячом. (экран выключается)

Воспитатель: Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера?

Дети: (рыбы, нерпа).Действительно, рыбы, нерпа.

Воспитатель: Перед нами ребята рисунок Байкала. Мы с вами говорим о том, что в Байкале водится много рыбы, но вот беда, посмотрите, какой-то он у нас пустой и безжизненный. Давайте его заселим. Я предлагаю вам каждому взять по одной рыбке и поселить в наше чистое и уютное озеро Байкал.

Воспитатель: Какую рыбку ты взял?

Дети: ( омуль, голомянка, осетр, щука, хариус)

Расскажи про нее. ( спросить несколько человек). Дети крепят рыбок на макет Байкала с помощью магнитов. Ну вот, все рыбки у нас в своем родном доме. А нам пора продолжать наше путешествие.

Воспитатель: Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают различные растения, некоторых из них больше нет нигде на планете. Богаты окрестности ягодами.

Давайте, погуляем и соберем вкусных и спелых ягод .(запись №3 звук леса)

Чтобы собрать ягоды предлагаю вам разделиться на группы по два человека. Каждая группа подойдет к своему столу и соберет разрезанную на части картинку. Когда вы соберете ее, то увидите, какие ягоды растут около Байкала. Что у вас получилось?

Дети: (голубика, ежевика, морошка, малина, брусника).

Воспитатель:  Устали не много, давайте присядем на мягкую зеленую травку. (запись №4 звук луга). Трава в Прибайкалье не только мягкая, но и полезная. Тут встречается много лекарственных трав. Что значит лекарственные травы?

Дети: (полезные, целебные).

Воспитатель: Какие лекарственные травы вы знаете?

Дети: (ромашка, подорожник, крапива, одуванчик, шиповник, укроп)

Воспитатель: Для чего они нужны человеку?

Дети: (для того чтобы не болеть или лечится, если уже заболели).

Воспитатель: Как ими можно лечиться?

Дети: (прикладывать к больному месту, заваривать, приготовить чай).

А сейчас я вам предлагаю познакомиться  с запахом лекарственных трав Прибайкалья. Некоторые вам, возможно, знакомы и вы по запаху определите их название.

Воспитатель: Кто знает этот запах? (ответы детей). Это мята.(включается экран слайд №4). Чай с мятой улучшает аппетит, помогает от головной боли, обладает бодрящим действием.

Понюхайте вот эту траву. Знаком вам этот запах? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята,  это чабрец.  (слайд №5) Его используют для лечения ран, воспалений, а так же насморка и кашля.

Вот эта трава пахнет не очень приятно. Узнаете? (ответы детей)

Воспитатель:  Это полынь (слайд №6). Не смотря на такой запах, она тоже полезна. Отвары из полыни убивают болезнетворные микробы, улучшают аппетит.

Вот еще одна трава. Запах этот вам, скорее всего, знаком. Это тысячелистник. (слайд №7)

Воспитатель:  Как вы думаете, почему он так называется? (ответы детей)

Его растение помогает остановить кровотечение, применяют при укус насекомыми, ушибах, опухолях. (выключается экран).

Воспитатель:  А какие их этих растений встречаются в нашей местности?

Дети:(  полынь, тысячелистник, мята).

Воспитатель: Где вы их встречали?

Дети: (на лугу, огороде, в саду).

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю понюхать вот это мешочек. Догадайтесь, что так пахнет?

Дети:( елка). Действительно, это хвойное дерево. Посмотрите на экран. (слайд №8 кедр).

Воспитатель: Кто знает, как это дерево называется?

Дети: (кедр)

Воспитатель:  Кедр - очень высокое дерево, которое живет очень долго, около 200 лет. Вы, наверное, ели кедровые орешки. (ответы детей)(слайд №9)

Воспитатель: Они очень полезны. Полезные вещества, содержащиеся в кедровых орехах, защитят вас от всех болезней, потому что защищают наш организм и укрепляют иммунную систему.

Воспитатель: По берегам Байкала  встречаются еще такие сказочные странные деревья. (слайд № 10 ходульные деревья). Стволы  их находятся очень высоко от поверхности земли. Эти деревья стоят на своих высоких корнях как на ходулях, поэтому называются они ходульными. Эти деревья - один из символов Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли куда- то, остановились отдохнуть и скоро двинуться в путь. (экран выключается) 

Физкультминутка.

Давайте и мы с вами превратимся в деревья и немного разомнемся:

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!( Потягивание –руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивание –руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.(Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед-

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?  (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети присели)

(запись №5 крик чайки)

Воспитатель:  Что это за звук?

Дети: (крик птицы)

Воспитатель: Кто так кричит?

Дети: (чайка)

Воспитатель:  Да, это чайка. (слайд № 11 чайка) (экран выключается)

Воспитатель: Какие птицы еще гнездятся на скалистых берегах Байкала?

Дети: ( чайки, орлы, цапли, утки)

Воспитатель:   Рядом  с озером Байкал живут разные животные. Какие животные живут рядом с Байкалом?

Дети: (медведь, лиса, белка, куница, сурок, бурундук, заяц, рысь и т.д.) (включается экран слайд №12,13,14, 15,16, 17, 18, 19 экран выключается)

Воспитатель:      Мы не назвали еще одного обитателя Прибайкалья. Чтобы узнать, кто это, предлагаю вам выложить его изображение по схеме их цветных палочек. Проходите за столы, присаживайтесь. Но прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика: « Белочки»

Раз, два, три, четыре, пять,

(выставить пять пальцев)

Пришли белки поиграть.

(спрятать руку за спину)

Одна куда-то подевалась,

(выставить четыре пальца)

Четыре белочки осталось.

(спрятать руку за спину)

А теперь скорей смотри-

Их уже осталось три.

(выставить три пальца)

Ну и ну, какая жалость,

(спрятать руку за спину)

Только две у нас осталось.

(выставить два пальца)

Эта новость так грустна-

(спрятать руку за спину)

Осталась белочка одна.

(выставить один палец)

Пока мы с тобой считали,

Белочки от нас сбежали.

(спрятать руку за спину)

Воспитатель: У вас на столах лежат палочки, рядом схема. Выложите изображение, используя схему.

Воспитатель: Кто у вас получилось?

Дети: Лось.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами работали по схеме, наши животные перемешались. Игра «Чудо – юдо». Работа на мольберте. Назовите, какие части, каких животных вы видите на первом рисунке?

Дети: рога лося, голова медведя, туловище нерпы, лапы птицы.

Воспитатель: На втором рисунке?

Дети: (голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище нерпы, лапы медведя).

Воспитатель: Посмотрите, ребята  на третий рисунок?

Дети: (голова куницы, туловище лося ,крыло птицы, хвост нерпы)

Воспитатель: Молодцы, ребята распутали мы с вами всех животных. А наше путешествие подходит к концу. Пришло время возвращаться домой. Прошу занять свои места в воздушном шаре. (включается экран слайд №20).А пока мы летим, давайте немного поиграем. У меня есть с собой камень со дна озера Байкал, но он не постой, а волшебный. Кто его в руки возьмет, то обязательно вспомнит о Байкале. Давайте попробуем.

Например, я помню, что в озере Байкал водится рыбка голомянка. А что помните вы?

Дети: (пресная вода, омуль, осетр, щука, кедр, лекарственные травы, малина, голубика, медведь, нерпа, и т.д.)

Дети передают камень по цепочке и вспоминают о Байкале.

Воспитатель:  Вот мы и прилетели. Ребята, наше путешествие окончено.

Что вам понравилось в нашем путешествии? (ответы детей)

Рефлексия. Ребята, посмотрите у нас на столе лежат смайлики: веселые и грустные. Поделитесь с нами своим настроением после путешествия, если у вас хорошее настроение, то веселый смайлик, если нет, то грустный. (Работа на магнитной доске).

Спасибо вам за путешествие. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)

СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного  возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...

Воспитание патриотизма через знакомство с достопримечательностью родного края озером Байкал

Одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует  у...

ПРОЕКТ «УНИКАЛЬНОСТЬ ОЗЕРА БАЙКАЛ. ЖИВОТНЫЙ МИР ПРИБАЙКАЛЬЯ». Педагоги-соавторы Соловьева Н.П и Ивановская С.С

В системе дошкольного образования существуют педагогические возможности и средства формирования общей культуры ребенка        Байкал является одним из чудес св...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"

Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»

Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...