Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt2.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54 комбинированного вида Красносельского района    Санкт-Петербурга

Конспект

    Непрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы

Тема :  «Там на неведомых дорожках»

Программные задачи:

Обучающие:

          Дать представление о том, что лес –  живой организм, который мы должны беречь.

          Закрепить знания о деревьях, повторить их названия, принадлежность к разным видам

          Уточнить и расширить представления детей о лесе и его обитателях

          Закрепить правила поведения в лесу                                                                                            

         

Развивающие:

          Развивать связную речь детей.

          Продолжать расширять активный словарь детей (березняк, березовая роща, дубрава, лесничий, перелесок)

          Развивать память, внимание, воображение, мышление, любознательность детей.

          Способствовать умению делать выводы, умозаключения, высказывать свое мнение.

Воспитательные:

          Вызвать познавательный интерес к занятию.

          Воспитывать ответственное, гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.

          Создать условия для активности и любознательности.

Тип – комплексное занятие

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

         

Количество детей: 8 человек

Способы организации НОД: полукругом, свободная, сменная

(например: полукругом, буквой «П», ленточным способом, сидя, стоя и т.д.)

Материалы и оборудование:

Экран, проектор, магнитофон,  презентации:  «Книга природы», «Лес», «Животные леса», магнитная доска,  иллюстрации с изображением деревьев,  листьев. Разрезные картинки к игре «Сложи знак»,  макет «Муравейник»,  цифры на дисках к игре «Тропинка»,  фонограмма «Голоса птиц»,  иллюстрации животных к игре «Чей хвост», сундучок с медальками,  экологические знаки, ковролин

Ход занятия:

Этап

Длительность

(мин.)

Методы, формы, приемы,

способствующие решению    образовательных задач,  активизации всех участников мероприятия и созданию  общей атмосферы заинтересованности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Вводная часть

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.

Ребята, у меня очень хорошее настроение. И я хотела бы передать его вам.       Для начала встанем в круг, Сколько радости вокруг!   Мы все за руки возьмемся  И друг другу улыбнемся  Вы готовы поиграть?        Можно встречу начинать!  

Дети здороваются с гостями.

Дети встают в круг.

Мотивация на деятельность

   Показ презентации

Ребята, а вы любите путешествовать?                    А что значит – «путешествовать?»

Сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам книги «Тайны природы». Эта книга не простая, она проведет нас по неведомым лесным дорожкам, где нас ждет много интересного.

Узнавать что-то новое, интересное

Дети садятся на мягкие пуфики.

Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитанников)

Загадка

Какие же тайны скрывают ее страницы?                                 Прежде чем открыть первую страницу, отгадайте загадку:                              Дом со всех сторон открыт.  Он резною крышей крыт.  Заходи в зеленый дом    

Книга открывается, на ее странице – лес (презентация)

Вопросы

Вопросы

Чудеса увидишь в нем.

Ребята, вы знаете, что такое – лес?

Какую пользу приносит лес людям?

Для чего нужен лес животным и птицам?

Ребята, а вы знаете, что лес бывает разным:                     -Как называется лес, где растут только березы?          -Как называется лес, где растут ели и сосны?              -Как называется лес где растет много дубов?                -Как называется лес, где растут разные деревья?

 Давайте представим, что мы волшебники и посадим свой лес.                                          Я вам буду загадывать

Дети: Лес

Дети (предполагаемые ответы) лес – это деревья, кусты, трава, птицы, животные

Дети: Деревья очищают воздух, в лесу легко дышится, в лесу можно отдыхать, собирать грибы, ягоды

Дети: Лес – это их дом. В лесу птицы вьют гнезда. Лес укрывает птиц и зверей от непогоды, кормит их и защищает.

Березняк, березовая роща

Хвойный

Дубрава

Смешанный

Динамическая пауза

Открытый выход из деятельности. Рефлексия

Загадки

Игра «собери листья»

Игра «Вопрос ответ»

Вопрос

Дыхательная гимнастика «Вырасту большим»

Игра «Собери знак»

загадки, а вы отгадывать их, находить нужную картинку  и располагать деревья там, где подскажу (на магнитной доске).                                     – Стоит красавица на поляне                                      В белом сарафане                (посадите березу в левом верхнем углу)  

- Никто не пугает, а вся дрожит  (посадите осину в правом нижнем углу)

- Я из крошки бочки вырос.  Корешки пустил и вылез,   Стал высок и могуч.            Не боюсь ни гроз, ни туч       (дуб в правом верхнем углу)

- Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы       (рябину в левом нижнем углу)  

- Высоконько торчит, далеконько глядит     (сосну в середине нашего леса)

- Что же это за девица?        Не швея, не мастерица,    Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год    (ель слева от сосны)

-листья этого дерева похожи на раскрытую ладошку         (клен справа от сосны)

Воспитатель: Вот и выросли у нас деревья. Какой лес у нас получился?

Вдруг налетел сильный ветер                                        - Засвистел ветер у-у-у-у-у (вместе с детьми), загудел с-с-с-с-с все громче и громче. Сорвал листики и разнес их по лесу.  Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев лежит на земле, надо их собрать.

 Вы молодцы. справились с заданием. Посадили деревья, собрали листья.

Давайте поиграем в игру и посмотрим, какие лесные слова вы знаете.                     – Как называется маленький лес?                                          -  Как мы называем растение, растущее в лесу?

- Как называется  профессия человека работающего в лесу?

- Сказочное « существо» охраняющее лес  

- Маленький, редкий лес соединяющий два больших леса?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, книга открыла нам новую страницу и там вопрос «Какие правила поведения в лесу вы знаете?»

Почему нельзя ломать ветки, разжигать костер?

Воспитатель: Правильно, поэтому в лесу так легко дышится.

Давайте подышим.

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох  - опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. 4 – 5 раз

Давайте соберем знаки, которые напомнят о том,  что нельзя делать в лесу

Воспитатель: Посмотрите, наша книга перевернула страничку и мы с вами путешествуем дальше по лесным дорожкам

Что же произошло?                 Ой, беда, беда, беда!             Пропала муравьиная тропа.  На муравейник кто-то наступил,                                   Потом тропу камнями завалил!

 Ребята, как вы думаете, почему нельзя разорять муравейники?

Какую пользу лесу приносят муравьи

Восстановление разрушенного муравейника отнимает у муравьиной семьи много сил и муравьи могут не успеть до зимы.

Ребята, давайте муравьям поможем.  Камни снова на тропинку сложим.

Воспитатель: Посмотрите, страница нашей книги опять перелистнулась

Назовите, какие птицы на странице

Какую пользу они приносят лесу?

 Ребята, посмотрите,  это гнездо, а вне птенцы. Какие хорошенькие. Давайте возьмем их с собой.

Воспитатель: давайте присядем, отдохнем и послушаем пение птиц

Ребята, можно шуметь в лесу? Почему?

Давайте поиграем (тихонько, что бы не напугать лесных жителей)

Мы идем лесной дорогой,   Интересного тут много,    По дорожке  в лес пойдем, чудеса в лесу кругом:      Вот растет под елкой гриб  Рябинка пламенем «горит», Белка скачет скок, поскок, И орешки щелк, да щелк  Тихо, тихо не шумите,        По дорожке  в лес идите       Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!

Воспитатель: Наша книга опять перелистнула страницу

Путешествуя дальше по лесной дорожке, мы видим: – паук натянул паутину, но она порвалась.                        Нужны пауки лесу? Почему не надо рвать паутину?

Давайте поможем паучку и сплетем ему новую паутину

 В лесу живет много разных животных, но они все где-то спрятались. Посмотрите,  видны только  хвосты. Давайте отгадаем животное по хвосту

Ребята, посмотрите, «Книга природы» просит нас вспомнить правила природы

Давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали?       Кого видели?                       Кому помогли?                            Что вам больше всего запомнилось?                          Что удивило?

Ребята, сегодня вы были настоящими спасателями. Так давайте будем всегда беречь лес, птиц, животных, насекомых. Ведь все они живут на нашей прекрасной Земле.  А Земля – наш дом

Дети отгадывают загадки и располагают картинки с изображением деревьев на магнитной доске.

Береза                                  Дети выполняют задание воспитателя        

Осина

Дуб

Рябина

Сосна

Ель

Клен

Дети: Смешанный

Дети собирают листья и прикрепляют около деревьев на магнитную доску

Дети сели на подушечки

Лесок, лесочек

Лесное

Лесник, лесничий

Лесовичок

Перелесок

Ответы детей:

не разжигать костер, не бросать мусор, не ломать ветки деревьев и кустарников, не повреждать кору деревьев…

Дерево – живое, ветви с листьями играют важную роль в его жизни. Листья участвуют в дыхании растения. Листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль.

Дети выполняют

Дети собирают знаки из двух частей

Ответы детей                  Муравьи - санитары леса, они уничтожают насекомых вредителей и их личинки, тем самым сохраняя деревья

Дети берут «камни», а на них цифры. Раскладывают по порядку.

Дети называют

Уничтожают вредителей …

Ответы детей:                    нельзя брать птенцов, их родители  могут насовсем покинуть гнездо

Дети присели отдохнуть

Ответы детей

Дети выполняют движения по тексту

Ответы детей

Дети выполняют задание

Дети отгадывают животное и оно появляется на экране

Дети берут эмблему, называют правило и выкладывают его на ковролине.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изоэкологию

       На заре своей юности человечество было частью природы, оно и сейчас ею остаётся, хотя и не всегда это признаёт.         Многие...

Проект «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

Проект о  фрмировании культуры у детей старшего дошкольного возраста...

«Экскурсия, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»

План - конспект «Экскурсия, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Цель: выявить уровень сформированости экологической культуры у детей старшего дошколь...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности».

Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной...

Использование мультимедийных презентаций в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно, владеть компьютером каждый образованный человек. Персональн...