Мастер - класс "Опыты и эксперименты с водой"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Пальшина Ольга Николаевна

Цель педагогической деятельности: создание социальной ситуации развития  в процессе экспериментирования с водой для активизации познавательной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_palshina_o.n.docx218.06 КБ

Предварительный просмотр:

🕮

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК ДЕТСКИЙ САД  № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»

Мастер-класс

Обобщение опыта работы по теме:

«Опыты и эксперименты с водой ».

Воспитатель:

Пальшина Ольга Николаевна

г. Саяногорск, 2017г.

Мастер-класс

Обобщение опыта работы по теме:

«Опыты и эксперименты с водой ».

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: воспитатели ДОО.

Цель мастер-класса: создание условий для повышения уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ при организации опытно- экспериментальной деятельности.  

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с  организацией опытов и экспериментов с водой при работе с детьми дошкольного возраста;
  • показать значимость применения опытов и экспериментов с водой для развития познавательного интереса и совершенствования представлений о свойствах воды у дошкольников;
  • создать условия для овладения большинством педагогов методами и приемами проведения опытов и экспериментов с водой..

План проведения:1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

        Актуальность использования данной методики.

2-й шаг. Представление системы работы.

        Практическая значимость.

        3-й шаг. Имитационная игра.

        Создание «Радужной воды»

        4-й шаг. Моделирование.

        5-й шаг. Рефлексия.

        «Сосуд настроения».

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера.

 «Для ребёнка нет ничего естественнее, 
как развиваться, формироваться, 
становиться тем, что он есть в процессе 
исследовательской деятельности»
С.Л. Рубинштейн

Актуальность использования данной методики.

 

Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.

           Познавательная экспериментальная деятельность идёт от самого ребёнка с первых дней его жизни и эффективно способствует формированию его        личности. 
           Из утверждений академика Н.Н.Поддьякова («Мышление дошкольника») следует, что детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах – является                необходимым        условием успешного становления личности дошкольника.
Это подтверждают и результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, И.Я.Лернер, А.И.Савенков, Г.И. Щукина), которые показывают, что возможности
умственного развития ребёнка дошкольного возраста напрямую зависят от потребностей в познании окружающего мира.

Для решения выявленной проблемы была обозначена цель педагогической деятельности.

Цель педагогической деятельности: создание социальной ситуации развития  в процессе экспериментирования с водой для активизации познавательной деятельности дошкольников.

За основу своей работы взяла программу А.И.Ивановой «Живая экология» и технологию З.Ф.Аксёновой – «Войди в природу другом». Нами был разработан перспективный план опытно-экспериментальной деятельности – «Хочу все знать», с целью развития поисково-познавательной активности детей, для формирования представлений об окружающих природных объектах и явлениях.

Создана развивающая предметная среда, которая включает коллекцию различных материалов и приборов для экспериментирования, картотеку опытов и экспериментов, карточки и схемы для наглядного моделирования, выделено место для постоянной выставки различных коллекций.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, дни открытых дверей. Родители принимают активное участие, помогают в пополнении оборудования и  необходимых материалов, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

 

2- шаг. Представление системы работы.

При организации опытов и экспериментов используется два вида исследовательской деятельности.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от  самого ребёнка. Он выступает как её  полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.
Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

  • постановка  задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;
  • уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
  • уточнение плана эксперимента;
  • выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне проведения эксперимента;
  • распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах;
  • анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Формы работы с детьми:

  • индивидуальные (1-4 ребенка)
  • групповые ( 5-10 детей)
  • коллективные (вся группа)

С целью определения эффективности педагогических действий по экологическому воспитанию дошкольников был подобран диагностический материал (автор: Афонькина Ю. А) и проведен мониторинг индивидуального развития детей по следующим критериям:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;
  • формирование первичных представлений об особенностях природы.

Углубленная работа по организации опытно-экспериментальной деятельности детей даёт определённые положительные результаты.

Анализируя полученные данные, пришла к выводу о том, что, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, удается способствовать формированию стойких экологических знаний, развитию желания экспериментировать и познавать мир природы.

3-шаг. Имитационная игра.

Практическая часть: Создание «Радужной воды».

Проведение опыта с водой.

1-й шаг. Берем 3 пустых стакана.

2-й шаг. В первый стакан насыпаем 4 ложки сахара, во второй 2 ложки, третий пустой.

3-й шаг. Наливаем в каждый стакан одинаковое количество теплой воды и размешиваем до полного растворения сахара.

4-й шаг. Окрашиваем воду в каждом стакане разным цветом.

5-й шаг. Берем пустой сосуд и выливаем в него жидкость из первого стакана.

6-й шаг. Затем из второго стакана вливаем тонкой струйкой окрашенную воду с помощью шприца.

7-й шаг  Последним вливаем содержимое третьего стакана.

8-й шаг. Наблюдаем, что получилось, делаем выводы.

4-й шаг. Моделирование.

5-й шаг. Рефлексия.

«Сосуд настроения».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мастер - класса "Игры с водой" для родителей воспитанников средней группы

Материал можно использовать для организации работы с родителями....

Мастер - класс "Игры с водой"

МАСТЕР-КЛАССДЛЯ ПЕДАГОГОВ«ИГРЫ С ВОДОЙ»        Подготовили и провели:     Воспитатель...

Конспект НОД : «Экспериментирование в изодеятельности Мастер класс – «Рисование на воде, техника ЭБРУ»

Цель: развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности....

Мастер-класс "Опыты с водой"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №10» города Сим  Ашинского районаЧелябинской области...

Мастер-класс "Экспериментирование с водой"

Исследовательская деятельность: опыты с водой....

Мастер- класс игры с водой

Мастер- класс для воспитателей игры с водой...

«Чудо на воде». Мастер-класс по «Эбру» — рисованию на воде

Нетрадиционная техника рисования.Рисуем на воде и получаем чудо!!!...