Мастер-класс "Экспериментирование с водой"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Исследовательская деятельность: опыты с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Экспериментирование с водой»
Сегодня я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился новый предмет. Давайте к нему подойдём и рассмотрим его. Дети подходят к фонтану и рассматривают его.
Кто знает, как называется этот предмет? Для чего он нужен? А что льётся в фонтане? (вода) Что мы можем сказать о воде? (вода плещется, журчит, переливается, бежит, льётся, течёт).
Вы сказали: «вода льётся, течёт». Давайте это проверим. Для начала подойдём к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она? (Стеклянная).
Как нужно обращаться с такой посудой? (Аккуратно. Постараться не ударять её друг об друга, можно разбить).
Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке.
Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку? (Потому что вода жидкая).
Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?
Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.
Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.
А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку.
Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает? (Форму баночки).
А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце? (Вода приняла форму этих предметов).
Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
(Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают).
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?». Итак, начали: «Вода – это хорошо. Почему?»
Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода нужна для того чтобы поливать цветы, растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.
Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем ответы второй команды: «Вода – это плохо. Почему?».
Если в жару напиться холодной воды, то модно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути не жалея ни кого и ничего.
Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему вопросу.
А теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, шипеть и булькать? Когда это происходит? (Когда её нагревают).
А что так сильно нагревает воду, что она закипает? (Огонь, газ, электронагреватель).
В нашу лабораторию я принесла один из электроприборов. Как он называется? Совершенно верно – это кипятильник. Давайте с его помощью нагреем воду. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта (вспомнить правила пользования электроприборами). Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит? (Она кипит, булькает, бурлит). А какая кипящая вода? (Она очень горячая).
Приведите пример, где вода очень – очень горячая, а где тёплая.
В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. В природных горячих источниках. Тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кране, где мы моем руки, в ванне, где купаемся.
Итак, ребята, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Вода может нагреваться, быть тёплой и горячей.
Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, перестаёт кипеть, но остаётся горячей. Посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он появился? Я в банку наливала только воду. А вы знаете, откуда появился пар?(высказывания детей)
Вы правы, если воду сильно нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки (предложить детям потрогать пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая».
Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает. (Сахар)
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Теперь вторая загадка:
В воде родится,
Воды боится. (Соль)
Убираем салфетку со второго блюдца.
И, наконец, последняя загадка:
Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде – пенится,
Брызгается и шипит. (Масло)
Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?
Потому что они в ней исчезают, растворяются.
Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. Дети рассаживаются на свои рабочие места.
Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается?
Сахар растворился в воде.
Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соль. Размешайте её. Что теперь произошло.
Соль растворилась в воде.
А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.
Что произошло с маслом?
Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.
Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?
Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Её нужно очистить от масла.
А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей.
У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идёт самостоятельная работа детей.
Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Вода стала чистой.
Куда же делось масло?
Всё масло осталось на фильтре.
Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали из опытов?
-Вода это жидкость;
-Вода не имеет собственной формы;
-Вода может нагреваться, быть горячей;
-Вода может растворять одни вещества и не растворять другие;
-Воду можно очистить с помощью фильтра.
Вода добрый друг и помощник человека. Многие поэты написали свои произведения о воде, о морях, океанах, реках, ручейках. Послушайте стихотворение Н.Рыжовой «Волшебная вода»
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"
Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...