Методическая разработка"программа "Интокс"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Старикова Татьяна Анатольевна

Данная программа рассчитана как средство познания мира и развития разнообразных социально-психологических и учебных навыков, а также как своего рода школа обучения взаимодействию с четко описанными ограничениями: играть можно только по правилам, которые одинаковы для всех и обязательны к исполнению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития и коррекции по

«Интокс-оборудованию»

Возрастная группа от 4 до 5 лет

Программа рассчитана на 236 учебных часов.

Составитель:

Воспитатель :

Старикова Татьяна Анатольевна

Санкт-Петербург

2017г.

         

          1.Пояснительная записка.

В жизни детей игра занимает совершенно особое место. Ребенок, не научившийся играть в ролевые игры, не может принять мир таким, каков он есть. Его возмущает наличие непреложных законов природы. Он не желает смириться с тем, что у других людей есть интересы, отличные от его собственных. Единственный шанс преодолеть эгоцентризм такого ребенка- научить его представлять себя врачом и больным, машинистом и пассажиром, учителем и учеником. Играя, он «войдет в положение» людей и предметов, которые его окружают.

В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми. Известно, что дети лучше всего обучаются именно в игре. А в детском саду такой способ обучения традиционно является одним из основных.

В игре со сверстниками дети получают психологическую основу для осознания особенностей своего «Я». Подобные переживания не всегда позитивны. Например, многим детям бывает трудно признать свой проигрыш. В таком случае игра является средством, с помощью которого ребенка можно научить проигрывать, адекватно реагировать на неудачу и выносить из нее главное – желание научиться делать то, что пока не умеешь. Кроме того, проиграв, ребенок учится терпимее относится к проигрышу другого.

Но может случится, что в процессе игры у ребенка возникнет очень важное ощущение собственной полноты и целостности, наполняющее его «Я» новыми силами. Особенно радует, когда такое чувство возникает не как следствие выигрыша, то есть за счет других детей, а в коллективной игре – как результат совместного успеха, разделяемого с другим ребенком.

Данная программа рассчитана как средство познания мира и развития разнообразных социально-психологических и учебных навыков, а также как своего рода школа обучения взаимодействию с четко описанными ограничениями: играть можно только по правилам, которые одинаковы для всех и обязательны к исполнению.

Обучение с привлечением игровых пособий позволяет повысить у детей интерес к занятиям, превратить рутинные процедуры в забаву и развлечение, создать предпосылки для полноценного и полномасштабного мыслительного процесса. Играя, ребенок забывает о том, что он учится. Такая работа дает возможность даже самым слабым учащимся принимать участие в коллективной деятельности и не чувствовать себя постоянно отстающим.

Применение дидактических игр на занятиях в группах позволяет добиться не только решения определенных образовательных задач, но и не менее важно бывает сменить вид деятельности группы или отдельных детей, чтобы сохранить работоспособность и поддержать познавательную активность детей.

Описываемые в данной программе игры помогут воспитателю детского дошкольного учреждения для индивидуальной или парной игры с целью общего развития, расширения словарного запаса, развития памяти, внимания, формирования коммуникативных навыков, а также для предупреждения агрессивности, снятия мышечного напряжения детей.

Цель:

Стремление помочь любому учащемуся развивать свои способности к самостоятельному поиску и открытию истины и практические умения решения принципиально новые жизненные задачи.

          1.Вызвать у детей интерес и повысить их познавательную активность.

2.Расширить тактильные и кинестетические ощущения, которые способствуют обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной, и кинестетической памяти, обогащению речи.

3.Сформировать у ребенка со дружественные движения глаз и руки( это умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма)

4.Обучать детей внимательно исследовать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой, четкий и понятный алгоритм действий.

Основные задачи деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

- развитие динамических пространственных представлений- умение мысленно измерять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей;

- развития мышления ( овладение обобщенными способами конструирования и самостоятельным их использованием);

- развитие поисковой деятельности( поиск способов, вариантов структурных комбинаций, отдельных конструкторских решений), творчества, интеллектуальной инициативы;

- формирование умения конструировать по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции;

- развитие описательной, инициативной, образной , эмоциональной речи детей.

Принцип построения программы.

Принцип проведения занятий:

-системность подачи материала;

-наглядность обучения;

-цикличность построения занятий;

-доступность;

-проблемность;

-развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Учитывая особенности детей, комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которого состоит занятие, варьируется ведущем. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомление детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей.

Каждая тема рассчитана на два занятия , чтобы дети запомнили тематику по занятию, правила игр, упражнения и т.д. на современном оборудовании Интокс, и на оборудовании Ми ми о студия. Все игры и упражнения, входящие в одно занятие , объединены сказочно-игровым сюжетом.

Структура, которая определяет последовательность этапов:

  1. Ориентировочный этап.
  2. Коррекционный этап.
  3. Релаксационный этап.
  4. Заключительный этап.

Этапы:

-Создание эмоционального настроя в группе;

-Упражнения и игры с целью привлечения детей;

Выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме;

-Подача новой информации на основе имеющихся данных;

-Задания на развитие личностных и творческих способностей;

-Снятие психоэмоционального напряжения;

-Обработка полученных навыков на практике;

-Подведение итогов (получение обратной связи).

Категория обучаемых.

Программа направлена на работу с детьми с целью общего развития , расширения словарного запаса, развития памяти, внимания , формирования коммуникативных навыков, а также для предупреждения агрессивности, снятия мышечного напряжения детей.


Возраст детей

4-5 лет

Количество детей

12-15

Продолжительность занятий

15-20

Количество занятий

35

Работа с родителями детей –участников программы предусматривает:

  1. Совместные занятия, которые являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них показываются новые средства и способы общения с детьми;
  2. Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной жизни;
  3. Просветительскую работу с родителями в форме индивидуальных консультаций, лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

Материально-техническое оснащение:

- Оборудования «Интокс»

- Дополнительные предметы, аксессуары, карточки по тематикам.

        

Ожидаемые результаты освоения программы.

I.1.Дети успешно преодолевают трудности в период адаптации к детскому саду.

2. Развиваются навыки взаимодействия друг с другом.

3. Гармонично развиваются все виды активности ребенка.

II. 1. Снижение импульсивности, повышенной двигательной активности, преодаление упрямства, негативизма.

2. Повысится уровень коммуникативности, детям станет легче общаться со сверстниками, они лучше будут понимать чувства других и легче выражать свои.

3. У детей снизится уровень личностной тревожности, страхов, агрессивности.

III. 1. Поддерживается  у детей интерес и повысится их познавательная активность.

2.Расширятся тактильные и кинестетические ощущения, которые способствуют обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной, и кинестетической памяти, обогащению речи.

3.Сформируются у ребенка со дружественные движения глаз и руки ( это умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма)

4.Обучатся  дети внимательно исследовать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой, четкий и понятный алгоритм действий.

Методы оценки результатов.

Усвоение в использовании «Интокс» оборудования в игровой деятельности, как средство познания мира и развития разнообразных социально-психологических и учебных навыков, а также как своего рода школа обучения взаимодействию с четко описанными ограничениями: играть можно только по правилам, которые одинаковы для всех и обязательны к исполнению.

Учебно-методический план.

Возрастная группа от 4 до 5 лет.

Цели и задачи

Месяц

Часы

Название занятий

- Развитие познавательной деятельности,   психических процессов (внимания, памяти, речи, мышления, воображения).

- Закреплять умение понимать поставленную задачу; развивать коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе ; доставить детям радость через игру ;

укреплять физическое и психическое здоровье детей.

- Расширение  представлений об окружающем мире, формирование   элементарных математических и временных представлений.

- Формирование элементарных знаний о диких животных наших лесов, развитие внимания, речи и памяти.

Игры способствуют:

  1. «Магнитный лабиринт» (.Развитию мелкой моторики, в т.ч. улучшению скоординированных действий правой и левой рук; самоконтроля, выдержки и настойчивости; формирование навыков коммуникации.) и «Зоопарк из Тарамбуко». (Развитие зрительной памяти; восприятие формы, размера, цвета; связной устной речи; тактильного восприятия).
  2.  «Сенсино» (Развитие тактильной чувствительности, тактильной памяти; навыков различения геометрических форм; устной речи и навыка звукового анализа; навыков устного счета; коммуникативных навыков.) и «Гонщик» с цифрами (Развитие координации движений; пространственной ориентации, умения различать цвета; внимания, зрительной и тактильной памяти, воссоздающего воображения; усвоение зрительного и кинестического образа букв и цифр; навыков анализа своей деятельности и составления алгоритма, ее описывающего; формирование навыков следования инструкции.).
  3.  «Сенсино» и «Скалолазы» с буквами. (Развитие ориентации в пространстве бумажного листа; мелкой моторики; стратегического мышления, планирования своей деятельности).
  4.  «Сенсино» с животными и «Семейка Джубиду». (Развитие моторики и зрительно-моторной координации; зрительного восприятия, речи, концентрации внимания, творческих способностей.)

Октябрь

40 мин

  1. «История старика лесовика»
  2. «Путешественники по стране цифермания»
  3. «Покорение горной высоты с секретом»
  4.  «В гостях у семейки Джубиду»

- Уточнять представления детей о составе семьи, о простых родственных связях (мама-папа, сын-дочь, внук-внучка, бабушка-дедушка, брат-сестра).

- Закреплять ранее изученный материал. Расширять представления детей об окружающем мире.  

- Развитие свободного общения детей со сверстниками и взрослыми;

- Развитие зрительно-моторной координации и пространственной ориентации;

- Развитие конструктивных и творческих способностей, фантазии, мелкой  моторики.

- Воспитание интереса к совместной деятельности со сверстниками, развитие  чувства общности;

- Создание  эмоционально – положительного настроя во время совместной деятельности;

Игры способствуют:

  1.  «Пощупай и угадай». Развитие мелкой моторики пальцев рук и стереогностического чувства, речи, памяти, концентрации внимания. (все вместе)
  2. «Семейка Джубиду» и «Что это?»  (Развитие стереогностическогочувства, а также мелкой моторики пальцев рук; речи, памяти, концентрации внимания, ориентированию на плоскости.)

  1. «Сенсино», см.выше и «Уравновесим шары». (Развитие кинестетического чувства и осязания;речи, мышления, мелкой моторики, концентрации внимания, наблюдательности, представлений об окружающем мире; начальных навыков экспериментирования.)

  1. «Бамболео» и «Скалолаз», см. выше.

Ноябрь

40 мин

  1. « Секретные домики»
  2. «На прогулке с семейкой Джубиду»
  3. «Самые находчивые и талантливые»
  4. «Познаем законы статики и механики опытным путем»

- Развитие зрительного внимания, развитие восприятия, развитие логического мышления, совершенствование умения ориентироваться в пространстве.

- Развивать логическое и наглядно-образное мышление, внимание, наблюдательность при выполнении заданий,  долговременную память, связную речь, конструктивные способности.

Игры способствуют:

  1. «Набор полупрозрачных строительных кубиков.( Развитие конструкторских умений; пространственного мышления, воображения, зрительного восприятия, внимания и памяти, а также коммуникативных навыков.).
  2. «Сенсино» и «Сырный ломтик» Развитие зрительно-моторной координации; понимания пространственных отношений (влево-вправо, вверх-вниз); навыка балансирования; концентрации внимания; умения различать и соотносить геометрические размеры и формы.
  3. «Пощупай рукой и определи ногой» (тактильное воспириятие, развитие памяти, речи, концентрации внимания), все вместе.
  4. «Тактильные доски» (большие). Развитие тактильного восприятия кончиками пальцев рук; мелкой моторики, зрительно-моторной координации, памяти, внимания, речи, способностей распознавать основные геометрические фигуры; ознакомление ребенка с различными видами линий и геометрических фигур, которые имеют важное психологическое значение. (все вместе).

Декабрь

  1. мин
  1. «Дворец снежной королевы»
  2. «В мире геометрических форм»
  3. «Самый сообразительный»
  4. «Неизведанные дорожки»

         Игры способствуют:

  1. «Кугельбан». (Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации; внимания, зрительного восприятия, речи, мышления, укреплению глазных мышц и профилактике близорукости; начальных навыков экспериментирования.) (все вместе)
  2. «Игры с песком». (Развитие сенсорно-перцептивной сферы ребенка,развитие мелкой моторики, ручной умелости, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, речи,мышления, творческих способностей) и «Смешиваем цвета»
  3. «Бамболео» и «Кугельбан». (Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации; внимания, зрительного восприятия, речи, мышления, укреплению глазных мышц и профилактике близорукости; начальных навыков экспериментирования.)
  4. «Сенсибар» на слух («Анализируем: вкус, запах, звук». Развитие слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений; фонематического слуха, мышления, концентрация внимания, расширение словарного запаса и представлений об окружающем мире.) и «Песочный карандаш (развитие мелкой моторики, ручной умелости. Зрительно-моторной координации. Речи, мышления. Творческих способностей)._

        

Январь

40 мин

  1. «Юные экспериментаторы» с шарами»
  2. «В мире радужных цветов»
  3. «Поможем Маше определить устойчивость и скорость геометрических форм»
  4. «Слуховое восприятие окружающего мира с помощником песочным карандашом»

         Игры способствуют:

  1. 4. «Игры с песком» (развитие мелкой моторики, ручной умелости. Зрительно-моторной координации. Речи, мышления. Творческих способностей).

Февраль

40 мин

  1. «Здравствуй песок», знакомство
  2. «Волшебные следы на песке и рисуем вместе»
  3. «Путешествие по пустыне с секретами»
  4. «Занимательный песочный карандаш и в гостях в деревне»

-Расширение представлений детей об окружающем мире.

- Обобщение знаний детей, развитие внимания,  речи, памяти, логики.

Закреплять ранее изученный материал.

- Создание комфортного психологического микроклимата в группе, бодрого и радостного настроения у детей.

         Игры способствуют:

  1. «Игры с песком» и «Сырный ломтик», см.выше.
  2. -4 «Игры с песком», см. выше.

Март

40 мин

«Зеркальные отражения и «Замри-отомри»

«История магнитных жучков»

Игры с песком «Утята»

Игры с песком «Гризовик с орехами»

- Расширить игровой опыт детей, учить управлять игровыми действиями, вести  диалог от имени  персонажей, развитие эмоционального отношения и интереса

к окружающему миру.

- Развитие интеллектуальных способностей у детей.

- Вовлечение детей в мир морских приключений, смоделированных в виде дидактических игр, направленных на формирование и систематизацию знаний о море и его обитателях.

         Игры способствуют:

  1. -2.«Игры с водой», (Развитие мелкой моторики, ручной умелости, зрительно-моторной координации, развитие внимания, тактильного восприятия, пространственного мышления и воображения, навыков взаимодействия в группе, побуждение к занятиям с природными материалами).
  1. «Набор полупрозрачных строительных кубиков», все вместе, см. выше.
  2. «Гонщик», см. выше.

Май

40 мин

Игры с водой «Поймай шарик»

Игры с водой «Рыбалка»

«Путешествие в лего-мир»

«Помоги команде собрать узор»

Список литературы:

  1. Е. Синицына. «Умные занятия, через игру к совершенству», Москва, 1998.
  2. Под редакцией С.А. Трактуевой. «Игры для развития и коррекции», Методические рекомендации и практические советы, Москва, 2011.
  3. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова, «Сценарии комплексных занятий в средней группе», Москва, 2007.
  4. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», Москва, 2005.
  5. Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий, средняя группа», Москва, 2015.
  6. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, «Комплексные занятия», средняя группа, Волгоград, 2013.
  7. Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду», Москва, 2003г.
  8. С.С. Бычкова «Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников», Москва, 2003г.
  9.  Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению. Характер, коммуникация.», Ярославль, 1996г.
  10.  Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира ребенка», Ярославль, 1997г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...