Конспект НОД по познавательному развитию "Первые весенние цветы" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сивкова Елена Д. Валентинаса

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanjatie_cvety.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Первые весенние цветы»

Задачи:

• Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;

• Продолжать развивать связную речь;

• Вызвать у детей положительные эмоции.

• Воспитывать аккуратность, бережное отношение ко всему живому.

Ход занятия: (Слайд 1)

Дети сидят возле воспитателя полукругом.

Дети, какое сейчас время года? (весна).

А какие весенние цветы вы знаете? (Мать-и-мачеха, одуванчик, нарцисс, подснежник).

А о подснежнике есть очень красивая легенда. Хотите ее послушать?

Однажды богиня цветов Флора решила устроить бал – маскарад. Всем цветам Флора раздала костюмы. Подснежнику она подарила красивый белый наряд. Снег тоже захотел прийти, но Флора не подарила ему костюм. И тогда снег стал упрашивать цветы поделиться с ним нарядом. Цветы боялись снега, слишком он уж был холодный. И только подснежник предложил ему свое платье. Они подружились и с тех пор неразлучны, и всегда вместе

Понравилась вам легенда? (Да)

Слайд 2

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток,

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

Слайд 3

(Подснежник.)

А вы хотите отправиться к подснежнику в гости? (Да)

Но путь будет не легкий. Богиня цветов Флора просто так не пускает в свое царство, любит она давать сложные задания. Ну что в путь? (Да)

Слайд 4

Воспитатель:

Слушайте загадку:

Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый,
Желтый маленький цветок

Слайд 5

(Мать-и-мачеха)

Воспитатель: Что вы о нём знаете?

Воспитатель: Как по-другому называют мать-и-мачеху? Почему? Это из-за их листиков: верхняя сторона у них нежная и мягкая, как мамочкина ладошка, а нижняя - грубая и шершавая, как руки у злой мачехи из сказки.

Весной их очень  много появляется на проталинках. Цветки мать-и-мачехи похожи на солнышко – жёлтые. Они радуют глаза людей весной своими цветками. Лишь прогоняет первые лучи весеннего солнышка снег, вылезают из земли короткие и толстенькие стебли, первыми появляются не листья, а цветы.

Слайд 6

А вот и первое задание, приготовленное для вас: Назовите признаки весны, начиная со слова «Весной». Молодцы! А теперь снова в путь!

Слайд 7

Воспитатель: А сейчас послушайте еще загадку, и отгадайте, про какой цветок говорится в ней?

Что за чудо, за цветок –

Нежный белый лепесток.

С ветерком играет,

Дубраву украшает.

Слайд 8

(Ветреница).

Воспитатель: Стоит подуть даже слабому ветру, как закачаются на тоненьких стебельках белые цветки. Поэтому и назвали это растение ветреницей. Листья у ветреницы красивые, резные. Словно юбочку каждый стебелек надел.

Ох и хитрая эта ветреница. Стоит небу нахмуриться и собраться дождю, как цветки-снежинки закрываются. Словно никогда их и не было.

Но, лишь солнце вновь приласкает землю своими лучами, цветы оживают. Опять начинают кивать головками легкому весеннему ветерку.

Слайд 9

И новое задание от Флоры: Каких насекомых вы знаете? Какую пользу они приносят? А вот и их представитель.

Слайд 10

Воспитатель: А сейчас послушайте еще загадку, и отгадайте, про какой цветок говорится в ней?

Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик
Носит…

Слайд 11

(одуванчик)

Воспитатель: Расцветает одуванчик еще весной, в каких-то местах это происходит уже в марте, в других – в апреле или в мае. Цветки у этого растения ярко-желтые, издалека кажется, будто маленькие цыплята в траве копошатся. Если рассматривать цветок одуванчика вблизи, можно увидеть, что он представляет собой корзинку, в которой плотно-плотно растет множество крошечных желтеньких цветочков. Рано зацветшие одуванчики очень помогают своим нектаром пчелам, подкармливая их до начала цветения основных медоносных растений.

Слайд 12,13

А вот и еще одно задание от Флоры, Одуванчик нам его приготовил? Да здесь загадки! (загадки на тему «весна»)

Молодцы! Все загадки мы отгадали, а теперь в путь.

Слайд 14

Воспитатель: Пройдет совсем немного времени, и на смену мать-и-мачехе, подснежнику, ветренице придет еще один из наших любимых лесных цветов. Какой? Догадались? Нет? Тогда слушайте еще одну загадку.

Белые фонарики

На зеленой ножке

Я весной встретила

На лесной дорожке.

Слайд 15

(Ландыш).

Воспитатель: Правильно: это ландыши. Поздней весной. Когда солнце щедро посылает свои теплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат.

Слайд 16

Новое задание от Флоры

Психогимнастика «Весенние цветы»

(Проводится под музыку).

Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали прекрасный весенний цветок.

Слайд 17

Воспитатель: Слушайте загадку, и отгадайте, про какой цветок говорится в ней?

Душистый и чистый,
Он – цветочный принц-поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам …

Слайд 18

(Нарцисс)

Воспитатель: С этим цветком связывали красивый и печальный миф:

«Прекрасному юноше Нарциссу предсказали, что он будет жить до тех пор, пока сам не увидит себя. Но юноша ничего не знал об этом и проводил время весело и счастливо.
Однажды, когда он охотился в лесах, Нарцисса увидела нимфа Эхо и полюбила его. Но он надменно отверг ее любовь. Оскорбленная нимфа стала молить богов, чтобы они наказали жестокого красавца. И боги услышали ее.
В жаркий полдень Нарцисс прилег отдохнуть на берегу ручья и вдруг в чистых струях его увидел человека редкой красоты. Забыв о сне и еде, он все пытался обнять в струе чудное видение. Сбылось предсказание. Нарцисс умер от любви к себе. А на берегу ручья вырос цветок с ослепительно белыми лепестками. Люди назвали его именем юноши».

Во всех легендах этот нежный цветок связывают с водой. Так, в Китае его называют цветком водяного бога. Здесь дарят нарциссы, когда хотят отблагодарить человека за доброту. Нарцисс, как и гиацинт обладает сильным ароматом.

Слайд 19

Новое задание от Флоры

Для того чтобы на клумбе вырос цветок, нужно потрудиться. Что же необходимо сделать? (Показ схемы).

Вскопать землю.
Посадить семена.
Засыпать их землей.

Полить.

Слайд 20

Воспитатель:

Отгадайте, про какой цветок говорится?

Стройный стебелёк,
Алый лепесток.
В жёлтой серединке
Чёрные тычинки.

Слайд21

(тюльпан)

Лишь пригрело солнце ярко,
Но ещё совсем не жарко.
Разноцветный сарафан
Одевает наш тюльпан.

Свое название цветок получил от персидского слова «тюрбан». И действительно, по форме он напоминает своеобразный головной убор. (Показ картинки с изображением человека в тюрбане). Родина его — Турция. Оттуда его привезли и стали выращивать в других странах.
Цветки тюльпана чаще всего красные или желтые, но бывают белые, зеленоватые и темные, почти черные. Бывают и пестро окрашенные. Аромат тюльпанов не слишком сильный. Цветки тюльпанов широко раскрываются на солнце и закрываются ночью и в пасмурную погоду.

Слайд 22

А Флора предлагает вам поиграть.

Игра «Что лишнее?»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, мышления, диалогической речи.

Воспитатель.  А теперь поиграем в знакомую вам игру «Что лишнее?»

Воспитатель показывает слайд (мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, гладиолус).

Воспитатель.  Что тут лишнее? Как вы думаете и почему?

Дети: лишний гладиолус, т.к. это растение цветет осенью, а остальные первоцветы.

Воспитатель: Ребята, много вы знаете цветов, наверное, вы их очень любите?

Воспитатель: А за что?

Дети: Потому, что они красивы, украшают дом человека, они полезны.

Воспитатель: А чем еще полезны цветы?

Дети: У них остаются семена. Их семенами питаются птицы.

Цветы лекарственные, человек использует их для лечения.

Воспитатель: А кто совсем не может прожить без цветов?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что насекомые питаются пыльцой, а пчелы собирают нектар с цветов.

Воспитатель: А вы любите дарить цветы?

Дети: Да.

Воспитатель: Когда и кому?

Дети: На праздники мамам и бабушкам, воспитателям.

Воспитатель: Ребята как же быть? Мы должны срывать цветы, чтобы сделать подарок, и не должны, так как красоту губим, цветы могут исчезнуть.

Слайд 23

Дети: Для букетов цветы специально выращивают, в садах, теплицах, круглый год.

Слайд 24

Воспитатель: Много цветов рвут. Некоторые цветы на грани исчезновения. Ребята, а что вы знаете о Красной книге?

Дети: Ученые создали Красную книгу и занесли в нее названия редких и исчезающих растений и животных.

Воспитатель: Ребята, какие виды первоцветов занесены в Красную книгу?

Дети: мать-и-мачеха, подснежник, ветреница лютиковая, ландыш.

Воспитатель:

Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать

Ведь цветы, леса, поля и речки.

Это все для нас навечно!

Воспитатель: Молодцы.

Цветы – символ прекрасного, улыбка матушки Природы. Но они так беззащитны перед нами, что требуют охраны. Многие из них занесены в Красную книгу. Их нужно беречь, преумножать. Представьте себе мир без единого цветка – это будет печальное зрелище.

А сейчас Флора предлагает вам нарисовать тот цветок, который вам больше

Молодцы! Вы со всеми заданиями справились, и за это богиня Флора передала вам вот эти картинки, которые вы можете потом раскрасить.

всего понравился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию в первой младшей группе "Путешествие в весенний лес".

Занятие для млышей, как они по пали в зимний лес и что сними произошло....

Конспект НОД по познавательному развитию детей второй младшей группы «Весенняя прогулка в лес»

Цель: продолжить знакомить детей с характерными признаками весны.Задачи:- закрепить у детей знания о перелетных птицах: грачах и скворцах, их жизни в весенний период;- развивать интерес к природе;- во...

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ «ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ» ( Подготовительная группа)

Конспект по пластилинографии " Весенние цветы" в подготовительной группе...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе «Весенняя прогулка в лес»

систематизирование полученных ранее знаний детей по математике в игровой форме с использованием математического занимательного материала....

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе "Путешествие в весенний лес"

Цель : Уточнить знания детей о времени года, изменениях в природе, происходящих весной.1.Закрепить признаки весны.2. Способствовать развитию речи как средства общения.3. Развивать воображени...

Конспект ООД по познавательному развитию во второй младшей группе «Прогулка по весеннему лесу».

Цель: продолжать знакомить с характерными признаками весны.Задачи:- закреплять и обобщать знания детей о весенних изменениях в природе (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы); способс...