Проект "Природа для малышей"
проект по окружающему миру

Осипова Ирина Николаевна

Основная задача в работе с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию – заложить первые ориентиры в мире природы растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologii_s_prilozheniyami.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Природа для малышей»

Актуальность проекта: 

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития в России 2017 год объявлен годом экологии.

Основная задача в работе с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию – заложить первые ориентиры в мире природы растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накопление конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы. Дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а так же познать видимые составные части предметов и объектов, кроме того получить возможность деятельности с ними.

Поэтому был разработан экологический проект «Природа для малышей», который будет способствовать закреплению знаний о природе. Все запланированные мероприятия объединяются идеей сохранения экологии страны, в которой мы живем.

Цели проекта: создание   условий для ознакомления   детей младшего дошкольного возраста с природой.

Задачи:

  •  Знакомство   детей с миром   живой и неживой природы;        
  • Формирование познавательного интереса к миру природы.
  • Развитие умения видеть и выделять основные закономерности в природе (умение замечать сезонные изменения)
  • Воспитание чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому.

Участники проекта: специалисты ДОУ, педагоги, родители, дети.

Сроки реализации: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Этапы реализации:

            1-й этап – подготовительный:

  • Анкетирование родителей;
  • подбор методической литературы;
  • создание предметно-пространственной среды по теме: оформление уголка «Мир природы» в группе;      

2-й этап – практический:

  • Подбор художественной литературы (потешки, заклички, загадки, стихи, короткие рассказы);
  • Создание картотеки дидактических игр по ознакомлению с природой;
  • Создание макетов по временам года и лэпбуков;
  • Подготовка и проведение НОД;
  • Подбор материала для консультаций, буклетов, памяток в работе с родителями.

3-й этап – заключительный:

  •  Составление методических рекомендаций для родителей;
  •  Обобщение опыта работы на педагогическом совете.

Формы работы с детьми:

  • НОД
  • Дидактические игры
  • Пальчиковые игры, речевые игры
  • Исследовательская деятельность
  • Наблюдения в природе
  • Чтение художественной литературы
  • Художественно творческая деятельность
  • Труд в природе
  •  Просмотр презентаций, видеофильмов, мультфильмов.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование;
  • консультации;
  • беседы;
  • информационные листы, памятки, рекомендации;
  • просмотр презентаций, открытых непосредственно образовательной деятельности;
  • совместные мероприятия: выставки, развлечения, презентации, праздники.

План реализации проекта

Название мероприятия

Сроки

Участники

Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье» 

Консультация в папку передвижку «Как воспитывать у детей любовь к природе»

Беседа «Что происходит в природе осенью»

НОД «Осень золотая», «Листопад, листопад»

Д/и: «Разноцветные листочки», «Чудесный мешочек»

Разучивание стихотворения Е. Григорьева «Доктор осень»

Чтение «Осенние разговоры» А.Александрова

сентябрь

Воспитатели

Родители

Дети

Беседа «Осень в гости к нам пришла»

НОД «Разноцветные краски осени»; «Разноцветный ковер».

Презентация «Времена года»

 Д/игры: «Когда -  это бывает?»; «Собери картинку»; «С какого дерева листок?»

Пальчиковая гимнастика: «Лукошко»,

 «Пальчик – мальчик»;

Разучивание стихотворения А.Плещеева «Осень»

Выставка поделок «Что нам осень подарила»

Праздник «Осень в гости просим!»

Информация для родителей на стенде «Экологическое воспитание дошкольников»

октябрь

Воспитатели

Дети

Воспитатели

 Родители

Беседа: «Как дикие животные живут в лесу зимой»

НОД: «У кого какие шубки?» «Как зайка от лисы спрятался»

Д/и «Чей хвост»; «Кто, что ест?»

Пальчиковая гимнастика «Белочка», «Ёжик»

Чтение художественной литературы И. Гурина: «Про кого расскажет белка»

Акция: «Птичий домик»

ноябрь

Воспитатели

Дети

Воспитатели

 Родители

Просмотр слайдов «Зимушка –Зима»

Общение «Вот пришла к нам – Зима!»

НОД «Зима белоснежная»; «Снег, снег кружится»

Заучивание стихотворения У.Ильина, О.Высотской «Наша елка»; «Холодно»

Д/и «Подбери шубку»; «Подери снежинку»

Акция: «Елочка колкая иголочка»

Выставка поделок «Ёлочка-ёлка – колкая иголка»;

Праздник новогодний «Петрушкины башмачки»

декабрь

Воспитатели

Дети

Воспитатели Родители

Общение «Зима белоснежная»

НОД «В гостях у нас Снегурочка»

Загадывание загадок.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик», «Здравствуй»

Д/и: «Узнай по описанию», «Когда это бывает?»

Заучивание потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели»

Чтение рассказа «Лесные жители» И.Гурина.

Консультация в уголок родителей «Экологическое воспитание детей в семье»

январь

 Воспитатели

дети

Беседа: «Как живется птичкам зимой»

 НОД «В зимний лес с зайкой»

Д/и: «Назови птичку», «Кто как кричит»

Чтение «Голуби, голуби»

Заучивание «Десять птичек стайка»

Консультация в родительский уголок               «Покорми птиц зимой»

Спортивный праздник «Мы друзья природы»

февраль

Воспитатель

 Журавлева В.В

Родители

Беседа: «Путешествие капельки»

Чтение: «Путешествие капельки» (сказки, придуманные   родителями)

НОД «Весело играм с водой»

Д/И «Цветная водичка»

Развлечение «Весна – красна»        

Выставка «Для мамочки – подарочки»

март

Воспитатель

Долгова Н.Г.

Воспитатели, Музыкальный   руководитель

Беседа: «Мир вокруг нас»

НОД «Грачи прилетели», «Гнезда для птичек»

Чтение художественной литературы Л. Грачева «Ау!», Г Ладонщиков «Подснежники»

Мало - подвижная игра: «Кто как ходит?»

Д/И «Кто, где спрятался?»

Слушанье музыки «Весенняя капель»

Развлечение: «Времена года»

Консультация: «Природа и я верные друзья»

апрель

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Ожидаемый результат проекта:   

  • Дети имеют элементарные представления о временах года, о труде взрослых.
  • Проявляют интерес к наблюдению за объектами живой и неживой природы.
  • Проявляют бережное отношение ко всему живому и неживому.
  • Родители взаимодействуют с педагогами по вопросам ознакомления детей с природой, проводят с детьми наблюдения в природе, привлекают детей к совместному труду в природе.

 Приложение №1

        Анкета для родителей

«Экологическое воспитание в семье»

1. Что такое экология?

2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о

природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

        Приложение № 2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как воспитывать у детей любовь к природе»

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть. Семья - это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье ребенок получает азы об окружающем мире, откладываются представления у ребенка о добре и зле. С близкими он переживает чувства любви, дружбы, долга. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Чувства любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождают ребенка в семье, начиная с внутриутробного развития до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему проходящее ощущение счастья, нежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - помощников, советчиков, старших друзей.

        Семейное воспитание продолжается всю жизнь человека, в любое время суток. Его благотворное влияние ребенок испытывает даже тогда, когда вне дома: в школе, на отдыхе. Дети очень любознательны. Они задают массу вопросов: «Что это?», «Зачем оно?», «Какое оно?», «Почему?». На все детские вопросы надо стремиться отвечать серьезно, доступно. Никак нельзя от них отмахиваться, перекладывать ответ на потом. В этих вопросах выражается качественно новый этап развития детей, их мышления. Очень эффективным для развития детей являются прогулки в природу.

        При первой возможности, в любое время года, лишь бы была погода сносна, отправляйтесь в лес, парк, поле, к реке, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков. Отнесите гостинцы лесным зверькам. Устройте им столовую. Постарайтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите и затаитесь. Может быть, Вам посчастливится увидеть белочку, полюбоваться работой дятла, стрекотуньями синичками. Радость встречи с живыми объектами надолго останется в памяти детей, пробудит пытливость, добрые чувства к природе. Постарайтесь открыть для себя и своих детей красоту багряных красок осени, переплетенных золотыми нитями, украшенными темной зеленью сосен. Полной грудью вдохните запах грибов, соберите коллекцию листьев многообразных по форму и окраске, найдите сучки, коряги, похожие на скульптуру зверей и людей. Не забудьте найти невзрачную травинку. Взгляните на нее. Да она только издали кажется некрасивой. А на самом деле она изящна, красива, как нежны ее листочки, как тонки переходы красок. Выйдите с ребенком на поляну. Посмотрите, как заманчива таинственная даль, зовущая в глубь леса. Обратите внимание на перспективу, на небо, облака. Подумайте вслух, выскажите свои ощущения. Пусть дети видят, что общение с природой радует и волнует вас, создает хорошее настроение, пробуждает мечты. Если у вас есть сад, выделите в нем для ребенка опытную грядку. Может у кого-то есть уголок — грядка на дачном участке? Во многих семьях есть любимый цветок. Умейте в тот день, когда он зацветет или впервые появится в вашем доме, устроить в честь него небольшой семейный праздник. Научите ребенка дарить цветы людям. Этим Вы воспитываете умение возвышенно любить.

        Удивительный мир природы... Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху заполненный земляникой... Эти памятные картины согревают сердце во взрослой жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты. А если бы ничего этого не было, и вы никогда не бродили по шелковым травам, не видели разноцветья лугов, не смотрелись в лесные озера - зеркал, не слышали соловьиных трелей, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых, дефицитом жизненного пространства?

Человек - это часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир движений и мир природы, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта. Необходимо взрослым организовывать с детьми прогулки — походы с целью глубокого познания окружающего мира. Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое уже в известном. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой- взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать.

  Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.

   Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

   Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

   В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

   Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

      Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

   Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

   Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

  Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений.  Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.

   Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников.  Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

   Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Приложение № 3

Конспект НОД  

 Тема: «Золотая осень»

Цель: Закрепление знаний детей о времени года осень и ее характерных признаках.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с признаками осени (холодно, холодный ветер, часто идет дождь, на небе тучи, листопад); развивать   любознательность, смекалку, наблюдательность; воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие природных явлений.

Ход НОД:

Воспитатель: Организационный момент (звучит колокольчик)

- Ребята, вы любите путешествовать?

Хотите отправиться со мной в путешествие в парк?

        А сейчас мы в парк идём -
       Листья сыплются дождём,
       Под ногами шелестят
       И летят, летят, летят...

(на экране слайд 2)

Воспитатель: Да, дети, правильно, речь идет об осени. А теперь скажите мне, какие изменения происходят осенью? (падают листья, желтеет трава, идут дожди).

Воспитатель: Правильно, осенью часто идут дожди, опадают листья, желтеет трава, на дорогах собираются лужи. Под ногами шуршат листья. Такое красивое время года.

         Осень – славная пора.

         Любит осень детвора.

         Осенью кругом чудесно

         Необычно, интересно.

         Осень - время не простое,

         Осень - время золотое!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему осень называют золотой? (Осень названа золотой, потому что на всех деревьях листья меняют зеленый цвет на золотой.)

Воспитатель: Традиционным цветом осени всегда считался желтый. Именно с желтых листочков на деревьях и начинается эта удивительная пора. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название - золотая.

Воспитатель. А какие дни осенью? (Холодные).

Воспитатель: Правильно дети, осенью холодно, несмотря на то, что днем выходит солнышко, утром и вечером холодно. Поэтому люди одеваются теплее. А вот вы что одеваете осенью? (Куртки, брюки, шарфы, шапки).

Воспитатель: Да дети, правильно, если не будем тепло одеваться, можно простудиться.  А еще осенью происходит такое красивое явление, как листопад. Ребята! Все вы сейчас будете листочками. Выберите листочек, который вам понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький.  (Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине).

Воспитатель рассказывает:  

(музыка – слайд 2)

«Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху (Дети бегают и взмахивают руками).

Листопад! Листопад!

Листья разные летят!

Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).

Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).

Кружатся красивые большие листочки.

Кружатся красивые маленькие листочки.

Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели и замерли. (Дети не шевелятся).

Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)

Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по группе)      

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте посмотрим на экран.

(слайд 3)

Что вы можете сказать про эти изображения? (они похожи)

 (Дети рассматривают картины, на которых изображены осенние пейзажи).

Здесь даны две похожие картинки, отличающиеся тремя признаками.  Найдите эти отличия.

Воспитатель: вы хорошо знаете природу и ее особенности в осеннее время года. А теперь давайте станем с вами маленькими волшебниками и нарисуем осеннюю картину. (на мольберте картина, отдельно символы осени – желтые листья, тучи, зонт, теплая одежда, птицы, которые нужно разместить на картине).

Вы постарались и нашими общими усилиями получилась вот такое замечательное осенняя картина. А теперь давайте еще раз назовем признаки осени (Дети называют признаки осени, а на экране появляются изображения: 1) тучи (слайд4), 2) птицы (слайд 5), 3) листья желтые (слайд 6), 4) зонт (слайд 7), 5) шапка, шарф (слайд 8), 6) брюки (слайд 9)).

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! А что вам особенно понравилось сегодня? И я сейчас проверю, как вы запомнили приметы осени. Буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них «Да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

Часто – часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно ли нам загорать?

Ну а что же надо делать?

Надо куртки надевать?

Воспитатель: Молодцы! Всем спасибо! На этом наше путешествие в парк заканчивается, и мы возвращаемся в свою группу.

        

                                    Приложение № 4        

Конспект НОД

Тема: «Разноцветные краски осени»

Задачи: 

  Закрепить признаки осени, сезонные изменения в природе.

  Активизировать речь детей, расширять словарный запас.

  Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать осенними листьями».

  Развивать у детей фантазию, творческие способности, чувство световосприятия, композиции.

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоционально отзываться на красоту осени, поддерживать интерес к процессу рисования.

Наглядные средства: музыкальная запись П.И.Чайковский «Времена года»,  

Оборудование: Гуашевые краски синяя, желтая, красная, осенние листочки, лист ватмана, палитры, кисточки, баночки с водой, осенние листочки на ниточках.

Вводная часть

Игровая ситуация

Дети находят корзиночку с осенними листочками, рассматривают, обсуждают.

Воспитатель: Ребята, что вы нашли?

- А что лежит в корзинке?

- Какие листья вы нашли?

- Какого цвета листочки?

-Почему они разного цвета и разной формы?

- Где растут листочки?

- Почему они не на деревьях?

-Как называется явление, когда падают листья?

- Как вы думаете чья же эта корзинка? Кто ее оставил в нашей группе? (ответы детей).

-Ребята, я думаю, что обязательно найдется хозяин корзины, которому мы должны ее вернуть.

- Но так не хочется расставаться с красивыми осенними листочками.

- Как сделать, чтобы листики радовали нас своей красотой (вырезать из бумаги, нарисовать красками, карандашами, фломастерами).

- Что вам для этого нужно?

- Где вам удобнее это будет делать?

Основная часть

Дети проходят за столы.

- Какие цвета вы будете использовать в своей работе?

- На столах у нас 3 краски: синяя, желтая, красная, ни оранжевой, ни зеленой нет.

- Осенние листики бывают синими? (Ответы детей).

- Как нам быть? (нужно смешать краски, синюю и желтую получится зеленая, желтую и красную получится оранжевая).

Воспитатель: возьмите краски и палитры и проверьте так ли это.

Воспитатель: Ребята, я умею рисовать осенними листиками, хотите покажу?

- Для этого нужно взять понравившийся листочек, покрыть его краской с помощью кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на клеенке. Окрашенной стороной положить листик на бумагу и прижать салфеткой, стараясь не сдвинуть его с места, иначе отпечаток получится смазанным. Затем взять за черенок и осторожно снять с поверхности листа и повторить все сначала.

- Перед тем как начать рисовать, разомнем пальчики.

 Раз, два, три, четыре, пять

 Будем листья собирать                                              загибают пальцы начиная

Листья березы,                                                             с большого, сжимают                 Листья рябины,                                                             и разжимают кулачки

Листья тополя,                                                               загибают пальцы

Листья осины.

Листья дуба мы соберем,                                             шагают пальчиками по

Красивый букет отнесем.                                  столу, указательным и средним                                            

Воспитатель: Приступайте к работе.

Заключительная часть

Рефлексия:

Воспитатель: Какие красивые листочки у вас получились.

- На что это похоже?

- Какое настроение у вас после выполненной работы?

- У вас получилось выполнить работу, так как вы запланировали?

- Какое название мы можем дать ковру из осенних листочков?

- Где мы еще можем использовать умение рисовать отпечатками?

Входит кукла Осень.

Осень: Не у вас ли, ребята, я корзинку оставила?

Воспитатель: У нас, вот, пожалуйста, возьмите.

Осень: Спасибо! Я так рада, что нашлась корзинка, что хочется устроить листопад. А вы, ребята, можете мне помочь? Как это можно сделать?

Осень на ладошку каждому ребенку кладет листочек на ниточке.

Осень: Нужно глубоко вздохнуть,

На листочек чтоб подуть.

(Дети делают свободный вдох и задерживают дыхание. Губы складывают трубочкой   делают 3 коротких выдоха и дуют на листочек).

Осень: Сегодня вы хорошо потрудились, а хотите превратиться в осенние листочки и потанцевать под музыку.

(звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года», дети произвольно танцуют). 

Приложение № 5

Конспект НОД в младшей гркппе

Тема: «У кого какие шубки»

Цель: Обобщить представления детей о диких животных.
Образовательные задачи:

1. Дать детям представление об «одежде» зверей, которая помогает перенести холодную зиму, защищает и маскирует от врагов

2. Познакомить с характерными признаками животных.

Развивающие задачи:
1. Развить речь, память, мышление.

2. Развивать умение внимательно слушать воспитателя.

Воспитательные задачи:
1. Формировать интерес к животным, доброжелательное отношение и желание помогать им

2. Воспитывать отзывчивость, любознательность, вызвать положительные эмоции.

Предварительная работа:
• беседы о диких животных;
• рассматривание иллюстрационного материала по теме;
• загадывание загадок про диких животных.
Ход НОД:
Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг воспитателя.

В: - Ребята, в чём вы пришли сегодня в детский сад?
Дети рассказывают, в какой одежде они пришли, какого цвета и т.д.
В: - Молодцы! Ребята, а как же животные зимуют в лесу? У них есть одежда? 
Д: - Нет.
В: - А что их согревает?
Д: - Мех.
В: - Правильно, мех, меховые шубки. Ребята, а звери шубы когда-нибудь снимают?
Д: - Нет.
В: - Сейчас я вам расскажу интересную историю, которая произошла в лесу жарким летом. 
         Собрались звери на полянке, стали жаловаться на зной и жару. Услыхала их ворона на ветке и стала смеяться над ними: «Да снимите вы с себя шубы, тогда и не будет вам жарко».

Задумались звери, может, дельные совет ворона даёт, может и правда снять шубы жаркие. Тут белка первая заговорила: «Я не могу шубку снять – она меня от колючих веток спасает». Медведь сказал: «А моя шуба помогает мне в малиннике от комаров и мошек сберечься». Зайчик тоже проговорил: «А моя серая шубка на земле не видна, охотник меня не замечает».

 Никто не захотел свою шубку снимать – нужны они зверям, защищают их.
Но вот пролетело лето, прошла осень, наступила холодная зима. Не увидишь комаров и мошек, и земля стала не серая, а белая, снегом покрытая. Только и теперь звери в шубках ходят, не желают их снимать». 

В: - Ребята, подумайте, почему? Шубки такие же остались или изменились? (Ответы детей).

В: - Шубки животным очень нужны.  Летом они были красивые, а зимой красивее, летом шубки были тёплые, а зимой теплее, летом шубки были пуховые, а зимой пуховее.

Воспитатель: Мы сейчас с вами отправимся в лес. Готовы? Тогда в путь.

Физ. минутка.
В лес отправимся гулять
Будем весело шагать. (Дети маршируют.)
По тропиночке пойдем (Ходят «змейкой»)
Друг за дружкою гуськом, (Ходят «гуськом»)
На носочки встали
И к лесу побежали. (Бегут на носочках.)
Ноги выше поднимаем,
Мы на кочки наступаем. (Ходят высоким шагом.)
Мы на кочки наступаем.
Очень весело шагаем. (Дети маршируют на месте.)

Вот мы и пришли. Садитесь на стульчики, немного отдохнем.

Слайд 2.

В: - Отгадайте загадку: Снег на полях,

                                         Лёд на реках,

                                         Вьюга гуляет.

                                         Когда это бывает?
В: - Правильно, зимой! Мы с вами попали в зимний лес.

Слайд 3,4.

В: - Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Зима – трудный период в жизни зимующих животных. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу.

В: - Про кого сочинили загадку: «Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору! (ответ детей)

Слайд 5,6,7

В: - Правильно, молодцы! Осенью заяц меняет шубку серую летнюю на белоснежную, тёплую и пушистую. Ему никакой мороз не страшен, да и на белой скатерти снегов его ни охотник, ни волк, ни лиса не заметят. «Бел, потому и цел» - говорит народная пословица. 

В: - Следующая загадка: Хитрая плутовка, рыжая головка,  хвост пушистый - краса! А зовут ее... (ответ детей)

Слайд 8,9,10,11.

В: - Все лису называют хитрой. Да и как не быть хитрой, на белом снегу издалека видна ее огненно-рыжая шубка. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. Охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами.

В: - Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу (ответ детей).

Слайд 12,13,14.

В: - На снегу под деревьями можно видеть шелуху разгрызенных белкой еловых и сосновых шишек. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев.

В: - Кто зимой холодной ходит злой, голодный (ответ детей).

Слайд 15,16,17,18.

В: - У волка прекрасное зрение, он видит даже в темноте. Питается в основном мясом. Зимой пищу найти трудно, и волк часто остается голодным. Логово волки устраивают в расщелинах скал, в нишах, на склонах оврагов, под вывернутыми корнями деревьев. Иногда приспосабливают норы других зверей, реже роют их самостоятельно. Волки, как правило, живут в стаях.  

В: - Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.  Ходит смело и легко, рога раскинув широко (ответ детей).

В: - Правильно, лось. Зимой им мешает двигаться снежный покров. В это время года стадо лосей нередко находится на одном участке, величиной несколько гектаров (охотники называют такие места стойбищем или двором лосей). Зимой лось нередко становится жертвой своего главного естественного врага - волка.

В: - Дикий зверь тропой бежит, то как хрюкнет, завизжит.  С ним детишек караван, этот зверь лесной – … (ответ детей)

В: - Чем питается кабан зимой? Как правило, в оттепель это животное питается корневищами растений, а когда мороз – разрывает корневища деревьев и кустарников. В глубокоснежные зимы кабаны поедают кору с деревьев, наземные части растений, а также их корневища и дождевых червей.

В: - Много животных мы с вами посмотрели. Зачем же им шубки зимой? (ответ детей)

В: -  Если летом шубки красивые, то зимой… (ответ детей)

В: - Летом шубки теплые, а зимой… (ответ детей)

В: - Летом шубки пуховые, а зимой… (ответ детей)

В: - Молодцы, ребята! Какие вы любознательные и заботливые! А теперь давайте поиграем в игру «Зайцы и лиса».

Дети выполняют движения по тексту.

По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки – побегайки.
Дети – зайчики легко бегают по группе.
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки – побегайки.
«Зайки» присаживаются и выполняют имитационные движения по тексту.
Вот бежит лисичка – 
Рыжая сестричка.
Ищет, где же зайки?
Зайки – побегайки.
Лиса бежит между детками, с окончанием слов догоняет малышей.

Приложение № 6

Конспект НОД в младшей группе

Тема: «Зима белоснежная»

Цель: Способствовать познавательной активности детей.

Задачи:

  1. Систематизировать знание детей о зиме (зимой холодно, дует холодный ветер, одеваемся тепло, зимой катаемся на лыжах, санках, коньках).
  2. Расширить словарный запас прилагательными (холодная, белая, колючая, снежная, пушистая).
  3. Познакомить со свойствами снега, развивать у детей умение анализировать и делать выводы.
  4. Воспитывать у детей умение проявлять заботу, формировать доброжелательность.

Предварительная работа: Рассматривание и беседа по картинам «Зима», «Зимние развлечения», «Зима в лесу»; эксперименты детей со снегом, разучивание пальчиковых и подвижных игр.

Пособия: Елочки для зимнего леса, разной высоты, снежинки, простыня белая для снега, ведёрко со снегом, тарелочки и салфетки, пластилин, коробочка для витаминов, игрушки заяц и лиса.

Ход занятия:

Приветствие – пальчиковая игра «Здравствуйте».

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй облачко дружок,

Здравствуй беленький снежок.

-Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую.

Дети, поприветствуйте наших гостей.

-Ребята, а когда у нас идёт беленький снежок? (зимой)

-Значит у нас сейчас какое время года? (зима)

-А как мы зимой одеваемся? (тепло)

- А почему тепло одеваемся? (холодно, идёт снег. Дует холодный ветер)

- Я предлагаю вам, совершить прогулку в сказочный зимний лес, полный сказок и чудес! Начнём собираться в дорогу. В лесу холодно, поэтому одеваемся тепло.

  (тактильная игра массаж «Собираемся на прогулку)

                    Обуваем ножки в теплые сапожки,

                    Шапку на голову и завяжем ловко,

                    На руки перчатки, в добрый путь ребятки.

-Ребята, а на чем же мы поедем в лес? (ответы детей)

Предлагаю отправиться в лес на санках, встаньте парами, кто с кем поедет на санках.

          (Под музыку с бубенцами поехали)

Дети, вот мы с вами и пришли в волшебный зимний лес.

-Ребята, что вы видите на полянке? (ёлочки)

-Какие они? (зелёные, колючие, большие и маленькие)

-сколько их? (много)

-Какого они цвета? (зелёного)

- Ребята, а что лежит на ёлках? (снежинки)

-Сколько снежинок? (много)

Какая красота. Возьмите в руки по одной снежинке.

-Какие снежинки? (белые, пушистые, легкие, воздушные, узорчатые)

-Сколько снежинок у тебя в руке? (одна)

-Ребята, давайте покружимся все как снежинки.

(игровое упражнение на развитие положительных эмоции)

-Посмотрите, сколько снега намело под ёлочку.

Воспитатель достаёт из-под простыней ведёрко со снегом, подходим к столу, где для каждого ребёнка тарелочка и салфетка.

- Дети, возьмите снег в ладошку, какой он? (холодный, мягкий, белый)

- А что можно лепить из снега? (снеговика)

- а сейчас спрячьте снег в кулачке, и посмотрите, что случится. (водичка капает)

- А откуда появилась вода? (из снега)

- А почему снег тает на ладошке? (ладошка тёплая, а снег холодный)

- Конечно, ведь снег любит холод, мороз, а рука у нас тёплая, поэтому снег начинает таять в тёплой ладошке.

-Замёрли ваши ручки? Давайте вытрем руки салфеткой.

-Ребята, а вы ничего не слышите? По-моему, кто-то плачет?

Появляется зайчиха. Помогите, помогите, мои зайки, мои ребятки заболели.

-А как же твои зайчата заболели?

-Они ели снег.

- ай-ай-ай. Разве можно есть снег, ребята? (нельзя. Можно заболеть)

-Правильно, можно заболеть, а ещё посмотрите какой снег грязный.

- а чем же мы тебе можем помочь?

-Им срочно нужны витаминки.

-ну, это не беда, поможем ребята маме зайчихе. (да)

- А из чего же можно слепить витамины? (из пластилина)

(дети садятся за столы)

- Нам ребята, надо слепить много витаминов. Давайте вспомним, как надо лепить. Напомним приём лепки: от кусочка пластилина отламываем маленькие кусочки, потом круговыми движениями ладоней раскатываем витамины.

(Дети выполняют, в процессе работы называем, какого цвета у них витамины.)

- Вот и готово! Мама-зайчиха, посмотри сколько витаминов ребята приготовили для твоих зайчат. Теперь они обязательно поправятся.

- Спасибо, вам ребята.

- А сейчас надо витамины сложить в коробочку.

(Дети по одному складывают витамины в коробочку.)

- Ребята, а давайте вместе с зайкой поиграем. Встаньте в кружок:

Мы лепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Зайка вышел как живой,

С головой и хвостиком.

За усы ты не тяни

Из соломинок они,

Длинные блестящие

Словно настоящие.

(Зайки прыгают, веселятся. Вдруг лиса появилась, зайки тихо стоят не шевелятся, чтобы лиса не заметила. Лиса зайчиков не заметила и дальше пошла.)

- Ребята, а почему лиса не заметила зайчика? (зимой зайчик белого цвета, на белом снегу лиса его не заметила.)

- Ну, зайка, скачи к своим зайчатам, витамины им отнеси, и передай, что нельзя есть снег.

- Зайка благодарит. Поскачу быстрей к своим зайчатам и скажу им, что помогли мне ребята. До свиданья. (прощается и убегает.)

- А теперь пора, уезжаем детвора. В саночки садимся, в садик возвращаемся.

ИТОГ: - Куда мы с вами путешествовали? (в зимний лес)

Кого мы там встретили? (зайку)

Как мы ей помогли? (слепили витамины для зайчат)

Вам понравилось путешествие? (да)

- А мне понравилось путешествовать с вами.

Приложение № 7

Конспект НОД в младшей группе

Тема: «В гостях у нас Снегурочка»

Цель: Расширять представления детей о свойствах воды, снега дать детям представления о превращениях воды в зависимости от температуры.

Задачи.

1. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

2.Дать расширенные представления о снеге, как объекте неживой природы (свойства, качества).

3. Развивать связную речь, умение сравнивать и анализировать.

Материал и оборудование: кукла Снегурочка, салфетки по количеству детей, сахар, пластилин, фольга.

Предварительная работа

Беседы с детьми о морозе, снеге; экскурсия в природу с наблюдением за снежинками; рисование снежинок.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышите? (хруст снега)

Наверно, кто-то торопится к нам в гости, интересно кто это?

Ответы детей.

Воспитатель: А вот и не угадали, слушайте внимательно.

Воспитатель:

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

Воспитатель: Молоды, ребята! Нет нашей Снегурочки, а обещала прийти. Давайте ее поищем, может заблудилась. (дети ищут Снегурочку, находят возле батареи в луже)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему возле Снегурочки образовалась лужа? (высказывания детей)

Воспитатель: Правильно, потому что Снегурочка из снега, а у нас в группе очень жарко и она начала таять. Что же делать, как спасти Снегурочку? (ответы детей). В группу заноситься снег, и дети помещают туда Снегурочку.

Воспитатель: Снегурочка хочет с вами поиграть, загадки загадать. Будем отгадывать? (ответ детей)

Воспитатель за Снегурочку:

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (Снег)

Воспитатель: Молодцы, хорошо умеете отгадывать загадки. А почему Снегурочку так называют? Вспомните стихотворение загадку, которое я вам читала.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, из какого снега ее слепили дед и бабка?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы, снег бывает разный. А на что снег похож?

 Посмотрите, что у меня есть: (пух, мех, сахар, пластилин, фольга) .

Они похожи на снег? Ответы детей: снег, как и мех пушистый; рассыпчатый как сахар, легкий, как перышки, липкий как пластилин, блестящий как фольга.

Воспитатель: Молодцы. А кто слышал, как скрипит снег?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, он скрипит по-разному. Закройте глазки. В сильный мороз снег скрипит громко (шуршу мешочком с крупой, когда легкий – тихо (мешочек с сахаром)

Воспитатель: Почему же скрипит снег?

Ответы детей.

Воспитатель: Вспомните, мы рассматривали снежинки. На что они похожи?

Ответы детей

Воспитатель: Когда мы наступаем на снежинку, ее лучики ломаются, мы слышим скрип.

Снег бывает разный:

Чистый, невесомый,

Снег бывает грязный –

Липкий и тяжёлый.

Снег летит пушистый,

Мягкий и приятный,

Снег бывает рыхлый,

Снег бывает ватный.

Воспитатель: Какого цвета снег? (ответ детей)

Воспитатель: Вот какой разный снег, красивый, удивительный. Ребята, а какие зимние игры вы знаете?

А сейчас мы поиграем с нашей Снегурочкой

Физкультминутка «Мы в снежки играем» (под музыку)

Воспитатель: Молодцы, поиграли, отдохнули. А давайте посмотрим, что еще у нас здесь?  Садитесь за столы. (Да это же настоящий снег. Давайте его понюхаем. Чем пахнет снег? (у детей снег на тарелочках) (ответ детей)

В. Что это происходит со снегом? (тает)

А давайте подышим на снег… Что происходит со снегом, во что он превращается? Почему это происходит?

А мне кажется, что снег похож на мороженое. А можно его съесть? (ответ детей)

Почему нельзя?

В. Ребята, посмотрите снег был чистый белый, а растаял и превратился в грязную воду. А откуда взялась грязь? (ответ детей)

В. А теперь вам понятно, почему нельзя есть снег. Не будете этого делать?

В. Да, зима неповторимое время года. Можно кататься с горок, на лыжах, коньках, санках, играть в снежки. Но нашему снежку пора уходить, а то он и Снегурочка совсем растают.

Приложение № 8

Конспект НОД по образовательной области «Познание»

 детей младшей группы

Тема: «В зимний лес с зайкой»

Цель: Закрепить знания детей о времени года зима и ее характерных признаках.

Задачи:

Обобщить знания младших дошкольников о зиме, проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни животных и птиц.

Развивать любознательность. Формировать способность видеть красоту окружающего мира.

Воспитывать любовь к родной природе, развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Предварительная работа:

Чтение рассказа К.Ушинского«Проказы старухи зимы», стихов «Зима», «Снег, снег»; заучивание стихов «Снегирь», «Синички»; загадывание загадок о зиме, о диких животных; рассматривание иллюстраций, наблюдение за снегом на прогулке; дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает?», «Кто где живет?».

Материал и оборудование: игрушки: зайчик, мышка белка, ежик, лиса, медведь; книга Лепбук «Зима»; картинки «Времена года», синичка, снегирь, воробей, ворона, сорока.

Ход НОД: 

Организационный момент. Малоподвижная игра «Зайка беленький сидит»

Воспитатель: Ребята, я сегодня, когда шла в наш детский сад встретила, угадайте кого? (загадываю загадку)

Летом серый, а зимой белый.

Прыгает ловко, любит морковку.

(Зайчик)

Воспитатель: Он заблудился и не может найти дорогу домой. А вы знаете, где живет зайчик? (ответы детей)

Воспитатель: Зайчик - это лесной житель.

Не плачь маленький дружок

Уведем тебя в лесок

Книга нам в пути поможет

И подсказки нам предложит.

Воспитатель: Вот она волшебная книга, называется она «Зимушка-Зима» (Лэпбук), эта книга непростая в ней много спрятано интересного.

(Дети встают у стола вокруг книги)

Воспитатель: Я думаю, нам книга поможет зайку в лес вернуть.

А скажите, какое сейчас на улице время года? (ответы детей)

Рифмовка

Раз, два, три, четыре, пять

Будим зиму провожать.

Что зима нам принесла?

Ветер, снег и холода.

Воспитатель: в нашей волшебной книге есть календарь. И называется он «Времена года», найдите в календаре какое сейчас время года и покажите стрелочкой? (Дети работают с календарем)

Воспитатель: А что бывает зимой?  (ответы детей)

Игра «Подбери картинку зимы»

Воспитатель: А скажите, а есть ли у зайки друзья в лесу? (ответы детей)

Воспитатель: Друзья у зайки и мышки, и белочки, и птички. Ну, тогда давайте отправимся в лес к друзьям зайчика. (Идем по дорожке ребристой, по сугробам, по мостику).

Воспитатель: Вот мы пришли в лес. Послушайте загадку и отгадайте про кого она?

Загадки

Рыжий маленький зверек

По деревьям скок-поскок. (Белка)

Живет в норке, грызет корки

Короткие ножки

Боится кошки (Мышка)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень- много,

А ниток ни одной (Ёжик)

Воспитатель: Давайте найдем друзей нашего зайки.

Воспитатель: А теперь отгадайте, какие в лесу живут птички?

Хоть поменьше воробья

Не боюсь зимы и я

Всем известная вам птичка

А зовут меня (синичка)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды

- С первым снегом тут как тут (снегирь)

Воспитатель: Куда мы посадим птичек?

Дети: На дерево (дети помещают всех птиц на ветки дерева)

Воспитатель: Давайте поиграем, представьте, что мы в зимнем лесу и поиграем в пальчиковую игру «Ой, мороз, мороз...»

Ой, мороз, мороз, мороз

Щиплет щеки, щиплет нос,

Щиплет ушки, щиплет губки.

Забирается под шубки,

Чтоб согреться- посмотри

Все как следует, потри

Щечки, носик, ушки, губы.

Пар пошел даже от шубы.

Воспитатель: Вот какие мы с вами добрые детки, помогли зайчику домой в лес добраться. А в знак благодарности зайчик и его друзья нам дарят игру.

Игра «Найди пару»

Приложение № 9

        Конспект НОД

Тема: «Грачи прилетели»

Цель: Формировать элементарные представления о птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к ним.

Задачи:

1.Продолжать развивать интерес к природе; уточнять представления о строении птиц, о том, чем они питаются; формировать желание заботиться о них.

2. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, связную речь детей.

3.Воспитывать интерес и любознательность.

Материал: голоса птиц (в записи); птичка (игрушка); кормушка; семечки и пшено (для кормления птиц); картинки по тематике.

Ход НОД:

Воспитатель загадывает загадку:

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать,

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «чик - чирик».

(воробей)

Слышатся чирикание воробья (в записи).

Воспитатель: Кто это поет? Неужели в группе живёт птичка? Дети давайте с вами вспомним, когда мы с вами гуляли на участке и вокруг сада, где видели птиц?

Дети: на дорожках, не ветках, на кормушке, на деревьях.

Воспитатель. Каких птиц мы с вами видели, когда мы гуляли на участке, когда вы гуляли у дома с мамой, в городе, в парке?

Дети. Воробей, ворона, голубь.

Воспитатель: Ребята, по-моему, птичка залетела к нам в группу. Давайте поищем её глазками.

Посмотрите где же она!

Дети. На полке.

Воспитатель. Вот она, птичка! Птичка – невеличка(игрушка). Подойдем к ней тихо, чтобы не напугать.

Воспитатель. Здравствуй, птичка! Не бойся нас, мы тебя не обидим, мы твои друзья. Садись, птичка, ко мне на ладошку, я тебя всем покажу. Кто же это ребята?

Дети. Воробей.

Дети рассматривают птицу.

Воспитатель: Посмотрите, какой он, большой или маленький?

Дети. Маленький.

Воспитатель. Чем покрыто его тело?

Дети. Перышками.

Воспитатель. Погладьте воробья, осторожно одним пальчиком, чтобы не напугать его и не сделать ему больно.

Воспитатель. Воробышек умеет песенки петь. Вы знаете, как он песенку поёт?

Дети. Да! Чик-чирик.

Воспитатель: Смотрите: воробышек загрустил. Давайте попробуем его развеселить и поиграем. Мы сейчас с вами превратимся в маленьких воробьёв.

Физкультминутка: "Воробьи"

Воробьи летали,

Крыльями махали. (Махи руками)

Песни распевали,

чик-чирик, чик-чирик.

Все на землю сели,

Червячков они поели.

Клю, клю, клю, клю, (Сесть на корточки)

Клю, клю, клю, клю,

Как я червячков люблю. (Погладить животик)

Перышки почистим,

Чтобы были чище. (Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)

Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок,

Чтоб сильней стать деткам.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята посмотрите на воробья ему всё ещё грустно, но мы с вами учили стихотворения про воробья, давайте расскажем нашему гостю и порадуем его.

Дети: Воробьи-воробушки,

Серенькие пёрышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Воспитатель: Дети посмотрите воробей всё ещё грустит, как вы думаете, что же он хочет?

Дети. Хочет есть!

Воспитатель. А вы знаете, что любят есть птицы?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте мы насыплем семечки и зерна в кормушку.

 Дети насыпают семечки. (педагог садит птицу в кормушку воробей клюёт зёрна и семечки).

Воспитатель: Ну вот смотрите воробей стал веселее даже песенку запел (звучит чирикание воробья), но ему уже пора улетать, а когда мы пойдём гулять повесим кормушку на дерево прилетят другие воробьи и тоже поклюют зёрна и семечки.

Дети прощаются с птицей. Воробей "улетает " на улицу.

Итог:

Ребята, кто к нам в гости прилетел? Какой он? Какие у него крылышки?

Когда мы с вами играли в кого мы превратились?

Вам понравилось?

Приложение № 10

Консультация для родителей  

«Природа и я, верные друзья»

    К сожалению, длительное время многие родители считали, что любое эстетическое воздействие на детей должно производиться прямо, просто и быстро. Провел с детьми одно- два занятия по знакомству с красотой природы- значит, осуществил работу по развитию эстетического восприятия, сформировал интерес к природе.

   А вот у японцев одним из секретов постижения красоты является длительное любование ею. Долгими часами способны японские дети любоваться горой Фудзияма, рассматривать камешек на своей ладони. И в этом нет ничего удивительного. Общеизвестно, что на воду, огонь многие люди могут смотреть часами. Они как бы завораживают человека, и только длительное восприятие обеспечивает глубокий контакт, приносит радость.

 В результате такого единения и возникает особое настроение, при котором человек отделяет эстетические свойства от других свойств природы. Он видит не горы и деревья, а красивый пейзаж, слышит не щелканье соловья, а прекрасную музыку. Даже самый скромный луговой цветок, травинка наполнены благородством и изяществом и способны вызвать эстетические чувства ребенка, которые останутся с ним на всю жизнь.

К сожалению, родители не всегда правильно понимают значение целостности восприятия и начинают «препарировать» эстетический объект. Своеобразный мастер слова, удивительный и неповторимый М. Пришвин по этому поводу писал следующее «Разве я не понимаю незабудку: ведь я и весь мир чувствую при встрече с незабудкой, а спроси сколько в ней лепестков- не скажу. Неужели же вы пошлете меня изучать незабудку?

Специалисты не рекомендуют родителям и педагогам подробно анализировать красоту природы, а просто погружать детей в мир ее образов, звуков, запахов. Живописная природа, полная контрастов, красочно меняющаяся в различные времена года, несомненно, способствовала тому, что педагогика всех веков и народов использовала ее как важнейшее средство развития личности ребенка- дошкольника.

Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках и пластических формах и получает разного рода информацию. В результате этого накапливаются впечатления- цветовые, осязательные.

На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, формируются эстетическое чувство и эстетический вкус. А для эстетического развития крайне важно, что такие знания о мире существуют для ребенка в наглядной форме.

Работу надо начинать с формирования у детей эстетического интереса к хорошо знакомым им овощам и фруктам. Поэтому, обращаясь к родителям, мы просим их: «Увлекайте детей красотой формы и цвета овощей и фруктов, заворожите их ароматом, доставьте им удовольствие от их вкуса! Поиграйте, с детьми в натюрморт- и вы подарите им яркие, незабываемые впечатления.

Радость общения с цветами- одно из самых сильных чувств, пожалованных человеку природой. Величавые гладиолусы и пышные георгины, великолепные тюльпаны и многие другие цветы наделяют детей ни с чем несравнимыми впечатлениями.

Средствами создания образа у цветов являются формы листьев, стеблей, цветков, игра красок. Неповторимые сочетания форм, цвета, запаха определяют своеобразную прелесть. Не менее поэтичны и красивы деревья и кустарники. Угрюмые ели с почти черной хвоей и нежные веселые ели, торжественные стволы березок и зелено- бурые осинок и тополей.

К сожалению, совершенство таких дивных созданий природы, как цветы, деревья, кустарники, не сразу открывается детям.

Поэтому известный детский врач и большой специалист в вопросах детей Е.А. Аркин, обращаясь к родителям, писал: «Надо дать ребенку возможность на прогулке, во время экскурсий за город или пребывания в деревне, видеть природу во всей красе, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей простоте, видеть звездное небо, восход и заход солнца, видеть землю в различных одеяниях: зимой- в белоснежном покрове, весной- в пленительных формах пробуждения ее к новой жизни.

Пусть ребенок четырех- пяти лет не в состоянии еще испытать на себе во всей полноте обаяние раскрывающейся перед ним красоты природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и теней в лесу, величие бездонного неба, пусть его привлекают иногда всякие мелочи- всюду разлитая жизнь- весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем след, который если не сейчас, то будущем послужит материалом для глубоких, чистых переживаний.

Так вместе с воспоминанием чувства красоты родной природы близости с ней воспитывается с самой ранней поры жизни никогда уже потом не исчезающее чувство любви к родным местам, которое с возрастом крепнет, расширяется и превращается в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств- в любовь к Родине.

В результате специальных наблюдений было установлено, что на формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения к природе благоприятное влияние оказывают следующие факторы:

-длительное погружение в красоту природы, в мир ее образов, звуков, запахов;

-активные действия с природным материалом (создание цветочных аранжировок, композиций из засушенных цветов, трав, уход за цветущими комнатными растениями;

-знакомство со сказками, легендами, мифами о цветах.

Приложение № 11

 Консультация для родителей 

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы дышим и живём. И в дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче, и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы - взрослые. Не смогли научить видеть красивое, и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, ведь животные доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

 В конце сообщения хочется предложить стихотворение В. Орлова.

«Живой букварь»

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит пас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучатся нужно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной парод

Учит крепкой дружбе.

Приложение № 12

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

В настоящее время у большинства дошкольников сформировано чёткое деление животных на «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых», «вредных» и «полезных».  Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить одни в лесу, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен природе, и что прекрасный лес – это лес без волков (без хищников).

С точки зрения экологии в природе нет «плохих» и «хороших», «вредных» и «полезных». Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определённую роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязняются вода и воздух.

Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это мы не так воспитали.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.

Запомните правила!


- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.

- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. 
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. - Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.

- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

 - Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

- НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.


В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ! 

ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....