Рабочая программа кружка "Развивайка" с детьми 3-4 лет
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Родиончева Ольга Альбертовна

Образовательная область"Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_razvivayka.docx134.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей  № 13 «Звездочка»

(МБДОУ д/с № 13)

титульный кружок с печатью.jpg                                                   титульный кружок с печатью.jpg

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Развивайка»

для детей 3 - 4 лет

по образовательной области «Познавательное развитие»

на период 2019-2020 г.

Составители:

О.В. Журавлёва

воспитатель;

О.А. Родиончева

воспитатель

г. Зеленогорск, 2019 г.

Раздел 1.

Целевой

1.1.

Пояснительная записка

Цель и задачи реализации рабочей программы

Принципы формирования рабочей программы

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

Раздел 2.

Содержательный

2.1.

Содержание рабочей программы

2.2.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы

2.3.

Взаимодействие с семьями

Раздел 3.

Организационный

3.1.

Режим дня

3.2.

Перспективное планирование работы педагога

  3.3.

  Традиционные праздники, развлечения и события.

Список литературы

Оглавление

Раздел 1. Целевой

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2014г.

Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Цель: Развитие умственных способностей в ведущих видах деятельности у детей младшего возраста.

Задачи:

  • Формировать первичные представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6 цветов спектра, 4 геометрических фигур, 3 градации величины;
  • Формировать познавательную активность детей при организации ведущих видов деятельности: игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения;
  • Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства;
  • Научить:
  • правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т.к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной;
  • собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
  • соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
  • составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
  • различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
  • ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
  • сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
  • выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой;
  • в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.

Принципы формирования рабочей программы В программе применяются следующие принципы:

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
  • принцип систематичности, регулярности занятий;
  • принцип индивидуализации, формирование индивидуальных образовательных маршрутов.

Каждый ребенок включается в деятельность с учетом его возможностей и способностей, уровня подготовки. Таким образом, создаются условия для его самореализации.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.

Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут.

Память также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление - наглядно-действенное, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

Активно развивается речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок, интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.

Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы; умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения; высказывается в двух-трёх предложениях об эмоционально значимых событиях; начинает использовать в речи сложные предложения.

В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «я сам». Отделение себя от взрослого — характерная черта кризиса 3 лет.

Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Работы схематичны, детали отсутствуют — трудно догадаться, что изобразил ребёнок. В лепке дети могут создавать изображение путём отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в аппликации — располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

  • обогащение активного и пассивного словаря детей;
  • дети различают и называют некоторые цвета спектра (красный, синий, желтый, зеленый);
  • различают и называют некоторые геометрические фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) и соотносят их с формами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • используют сенсорные эталоны (желтый, как солнышко; зеленый, как травка);
  • дети собирают разрезные картинки из 3-4 фрагментов;
  • используют зрительный и тактильный анализаторы при обследовании форм;
  • понимают и используют в речи слова «далеко», «близко», «рядом».

Раздел 2. Содержательный

2.1. Содержание рабочей программы

Обязательная часть

1-й модуль. Закрепить знания основных цветов. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предмета.

2-й модуль. Познакомить детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

3-й модуль. Формировать умение соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький).

4-й модуль. Продолжать учить детей понимать и использовать в речи слова «рядом», «далеко», «подальше», «поближе».

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Модуль

Педагог

Дети

Родители

1

Побуждает называть цвета и подбирать предметы по тождеству (найди такого же цвета)

Взаимодействуют с педагогом в деятельности, выполняют поручения взрослого.

Пополнение сенсорного уголка новыми играми и пособиями по теме «Цвет».

2

Проводит игру-эксперимент по окрашиванию воды, знакомит с оттенками некоторых основных цветов.

Непосредственно участвуют в игре-эксперименте.

Совместно с детьми дублируют игру-эксперимент по окрашиванию воды, продолжают знакомить детей с оттенками основных цветов.

3

Помогает обследовать предметы, выделяя их величину и форму, побуждает включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним.

Включается в совместные с взрослыми практические познавательные действия.

Включается в совместные с ребенком практические познавательные действия.

4

Продолжает накапливать опыт практического освоения  окружающего пространства (помещения группы/участок детского сада.)

Продолжает накапливать опыт практического освоения  окружающего пространства (квартира/детские игровые площадки).

2.2. Вариативные формы и методы реализации программы

Формы

Методы

Дидактическая игра

Наглядный: наблюдение, демонстрация наглядных пособий

Дидактическое упражнение

Словесный: беседа, рассказ педагога.

Игра-занятие

Игровой: дидактическая игра.

Игра-эксперимент

Практический: упражнение и экспериментирование.

Наблюдение

Конструирование  

Игровое упражнение

Игра-соревнование

Игра-развлечение

Праздник

2.3. Взаимодействие с семьями

            Взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания и обучения.

Родители принимают непосредственное участие в занятиях детей: под руководством педагога родители учатся взаимодействовать с ребенком в игре. Устные общие и индивидуальные консультации проводятся по запросам родителей.

Раздел 3. Организационный

3.1. Режим дня

Кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года, один раз в неделю (во второй половине дня) в виде дидактических игр и упражнений. Раз в месяц, на четвертой неделе проводится развлечение на закрепление пройденного материала.

3.2. Перспективное планирование работы педагога

занятия

Содержание занятий

Содержание деятельности

Сентябрь

1

 Дидактическая игра «Спрячь мышку».

Цель: Знакомить детей с шестью цветами спектра и их называние. Формировать умение индикации цвета.

2

Дидактическая игра «Птичка в клетке».

Цель: Знакомить детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Обучать приему обследования формы – обведению пальцем контура формы.

3

Дидактическое упражнение «Накорми мишек».

Цель: Знакомить с параметрами трех величин (большой, поменьше, маленький). Формировать умение выделять параметры величины предметов.

4

 Дидактическая игра «Найди такой же по цвету и по форме»

Цель: Формировать умение сопоставлять цвета предмета с эталоном цвета, классифицировать по основным шести цветам. Обучать детей сопоставлять формы предметов с эталонами формы.

Октябрь

1

Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы».

Цель: Формировать умение соотносить предметы с учетом цвета и формы.

2

Д/и «Кто где спит».

Цель: Продолжать знакомство детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формировать умение детей подбирать по образцу.

3

Д/и  «Игра с мячами».

Цель: Обучать детей выделению параметров величины предметов.

4

Игра-занятие «Чудесный мешочек».

Цель: Формировать умение подбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Закреплять знания цветовых оттенков.

Ноябрь

1

 Игра-эксперимент «Окраска воды».

Цель: Знакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

2

Наблюдение «Какой формы предметы в нашей группе».

Цель: Обучать детей зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.

3

 Конструирование  «Построим башню».

Цель: Обучать пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами, соотнесению 2-3 рядов величин между собой.

4

Д/и«Разноцветные комнаты».

Цель: Закреплять знания основных цветов. Формировать умение выделять цвета с отвлечением от других признаков предмета.

Декабрь

1

Д/и «Украшение для ёлочки».

Цель: Закреплять представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке.

2

Д/и  «Новогодние елочки».

 Цель: Формировать умение у  детей использовать мерки для определения параметров величины.

3

Д/и  «Составные картинки».

Цель: Обучать расчленению изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

4

Лото «Цвет и форма».

Цель: Обучать ориентировке на два признака одновременно (цвет и форма) с отвлечением от третьего (величина).

Январь

1.

Дидактическая игра «Хвост у петуха».

Цель: Закреплять представления об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины.

2.

Дидактическая игра «Магазин».

Цель: Формировать умение сопоставлять цвета предмета с эталоном цвета, классифицировать по цвету, группировать оттенки.

3.

Дидактическое упражнение «Кто выше».

Цель: Обучать правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета.

Февраль

1.

 Дидактическая игра «Много - один»

Цель: Продолжать формировать у детей представления «Много» и «Один». Учить находить один и много предметов на картинке.

2.

 Игра соревнование «Кто быстрее ленту свернет».

Цель: Формировать умение выделять параметры  величины предметов.

3.

Конструирование

«Построим башню»

Цель: Обучать пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Формировать умение соотносить 2-3 ряда величин между собой.

Игра-занятие «Радуга».

Цель: Знакомить детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

Март

1.

Игровые поручения.

Цель: Формировать умение различать и называть игрушки, выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение.

2.

 Д/и «Соберем фрукты»

Цель: Формировать умение различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие.

3.

Игровое упражнение «Найди свой домик».

Цель: Продолжать знакомство с предметами различной формы и величины. Формировать умение соотносить детали, осуществлять набор предметов двух различных форм (шар, куб) и трех величин (большой, поменьше, маленький). Действовать по словесной инструкции, наблюдать за действиями других детей.

Игра-занятие «Платочек для мамы».

Цель: Формировать умение выкладывать орнамент из одноцветных геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве. Развивать восприятие формы.

Апрель

1.

 Д/и «Разноцветные флажки».

Цель: Формировать умение различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Совершенствовать зрительное восприятие.

2.

 Д/и «Принеси и покажи».

Цель: продолжать формировать умение зрительно обследовать формы в усложненных условиях; воспитывать чувство ответственности за выполнение поручения.

3.

 Игровое упражнение

«Найди свою полянку».

Цель: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.

 4.

 Д/у «Как звери выбирали себе место».

 «впереди», «позади».

Цель: Формировать умение различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова «рядом», «далеко», «подальше», «поближе»,

3.3. Традиционные праздники, развлечения и события.

Игровой компонент – неотъемлемая часть обучения воспитанников. На протяжении всего периода обучения для воспитанников проводятся тематические мероприятия.

Наименование мероприятия

Сроки
проведения

Праздник «Осень золотая» (совместно с муз.руководителем)

Октябрь

Игра-развлечение «У куклы день рождения»

Ноябрь

Развлечение «Новый год»

Декабрь

Праздник Разноцветных карандашей

Январь

Игра-развлечение «Вот поезд наш едет, колеса стучат»

Февраль

«В гости к нам спешит весна!!»

Март

«Плывет, плывет кораблик».

Апрель

Развлечение «Праздник бабочек»

Май

Список литературы:

  1. Пилюгина Э. Г. «Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет». «Библиотека воспитателя» / Э.Г. Пилюгина. – М.: Мозаика-синтез, 2007.
  2. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Методическое пособие / Е. А. Янушко. –М.: Мозаика-синтез, 2009.
  3. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие / под ред. И. В. Петровой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  4. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ООО

« ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

  1. «Педагогика нового времени». Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей ДОУ. Воронеж, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с детьми старшей группы (целевой раздел)

Содержание     I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка …………………….……………...………… 2 1.2  Цель рабочей  программы………………………………………....….2 1.3  Задачи рабочей программы:………………...

«Удивительный мир сказок» Дополнительная Рабочая Программа с детьми старшей - подготовительной группы «Морячки» (5-7 лет) на 2016-2018 учебный год

Оглавление:Пояснительная записка…………………………………………………………...3 - 6Список детей…………………………………………………………………………7Перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет………………………………..8 - 9Перспективный план работы с ...

Рабочая программа освоения детьми четвёртого года жизни основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности

Рабочая программа освоения детьми четвёртого года жизни основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности...