КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию на тему «Рыбы» для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гридчина Татьяна Васильевна

Цель: расширение представлений детей о рыбах, их среде обитания.

Задачи:

  • уточнить и расширить у детей представления о рыбах, их разнообразии и образе жизни, строении и размножении, о значении чешуи для их жизнедеятельности;
  • закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги, счет до 5, геометрические фигуры: ромб и треугольник, цвета, понятие о частях целого.
  • развивать любознательность, наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность и речь;
  • развивать у детей интерес к живой природе, к экспериментированию, мелкую моторику;
  • способствовать развитию у детей развитию воображения и творческой активности;
  • воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Кто такие рыбы?», распечатанные задания на каждого воспитанника «Кто, где живет?», заготовки рыб для аппликации, морские камешки, карточки с изображением рыб, глобус, яблоко, материал для эксперимента (прозрачная емкость с водой, два шарика, пластилиновые рыбки).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ryby.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

по познавательному развитию

на тему «Рыбы»

для детей 6-7 лет

подготовительной к школе группы

Составила:                         Воспитатель Гридчина Т.В.

Курск,

2020

Цель: расширение представлений детей о рыбах, их среде обитания.

Задачи:

  • уточнить и расширить у детей представления о рыбах, их разнообразии и образе жизни, строении и размножении, о значении чешуи для их жизнедеятельности;
  • закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги, счет до 5, геометрические фигуры: ромб и треугольник, цвета, понятие о частях целого.
  • развивать любознательность, наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность и речь;
  • развивать у детей интерес к живой природе, к экспериментированию, мелкую моторику;
  • способствовать развитию у детей развитию воображения и творческой активности;
  • воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Кто такие рыбы?», распечатанные задания на каждого воспитанника «Кто, где живет?», заготовки рыб для аппликации, морские камешки, карточки с изображением рыб, глобус, яблоко, материал для эксперимента (прозрачная емкость с водой, два шарика, пластилиновые рыбки).


Ход НОД:

Воспитатель: Доброе утро, ребята (встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу)! Поприветствуем гостей. Перед вами стоит предмет, кто знает, что это за предмет? Как он называется?

Дети: Глобус.

Воспитатель: А кто мне скажет, что такое глобус.

Дети: Глобус – это модель нашей планеты.

Воспитатель: Правильно, глобус – это макет планеты.

Воспитатель: А кто может сказать, что изображено на глобусе коричневым цветом? А что голубым?

Дети: Коричневым цветом изображена суша, а голубым – вода.

Воспитатель: Если мы будем сильно вращать глобус, то он будет казаться голубым. Почему?

Дети: Глобус будет казаться голубым, потому что голубого цвета на нем больше.

Воспитатель: Посмотрите, если мы возьмем яблоко, оно такое же круглое, как и глобус, отрежем от него четвертую часть, то всего лишь эту долю на нашей планете составляет суша, все остальное – вода. А кто живет в воде вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Загадки (слайд 2).

Блещет в речке чистой спинкой серебристой.

Есть глаза, а не моргает.

Крылья есть, а не летает.

Ног нет, да не догонишь.

В воде они живут, нет клюва, а клюют.

У родителей и деток вся одежда из монеток.

Воспитатель: Верно, это рыбы. Сегодня мы узнаем, кто такие рыбы. Какие они бывают. Дети, как вы думаете, к живой или неживой природе относятся рыбы?

Дети: к живой.

Воспитатель: Правильно, рыбы относятся к живой природе, а именно к животным (слайд 3).

Воспитатель: Теперь мы рассмотрим строение рыбы строение рыбы (слайд 4).

Воспитатель: Голова, туловище, хвост, жаберная крышка, на голове – глаза, рот; плавники (спинной плавник, хвостовой).

Воспитатель: Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед, спинной плавник не дает ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают как рули – с их помощью рыба поворачивает влево и вправо (слайд 5). Чем рыбы дышат в воде?

Дети: Кислородом. С помощью жабр (они находятся под жаберной крышкой).

Воспитатель: Дети, а люди дышат с помощью специального органа – легких.

Воспитатель: Итак: рыбы живут в воде, дышат жабрами, плавают с помощью плавников, покрыты чешуей (слайд 6). Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.

Воспитатель: А вы знали что рыбы размножаются с помощью икринок, которые затем превращаются в мальков, из которых и вырастает взрослая рыба (слайд 7).

Воспитатель: А в какой воде живут рыбы?

Дети: В пресной, в соленой, в аквариуме.

Воспитатель: В зависимости от места обитания рыбы делятся на морских, пресноводных и аквариумных (слайд 8).

Воспитатель: Жизнь в океанах, морях очень разнообразна. Там обитают множество видов рыб. Морские рыбы самые красивые, необычные.

Показ слайдов с изображением морских рыб (слайд 9-11). Дети называют.

Далее показ слайдов с речными (слайд 12-14) и аквариумными рыбами (15-17).

Физкультминутка (слайд 18).

Воспитатель: Превратимся в рыбок (надеть каждому изображение рыбки).

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла (наклоны в сторону).

Хвостиком виляла,

Корм себе искала (прыжки: ноги с стороны, вместе).

Возле берега червяк

Извивается вот так (круговые движения бердами: влево-вправо).

Рыбка подплывает,

Червяка хватает (движения ладошками).

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок (хлопки в ладоши перед грудью и за спиной).

Рыбка не попалась,

С червяком осталась (совершаем волнообразные движения ладошками).

Воспитатель: Ребята, внутри у рыбки есть плавательный пузырь, наполненный воздухом, и именно благодаря ему рыбка не тонет. Мы проведем эксперимент, чтобы это доказать (слайд 19). Перед вами аквариум и две рыбки – красная и желтая, которые я слепила из пластилина. В красную я помещу шар, наполненный воздухом, а в желтую – обычный шарик (попрыгунчик) и отпущу рыб в воду. Что произошло?

Дети: Красная рыбка плавает, желтая утонула.

Воспитатель: Таким образом, мы доказали, что воздух внутри плавательного пузыря не дает рыбке утонуть, а передвигается она в воде при помощи плавников и хвоста.

Воспитатель: А сейчас давайте пройдем присядем за столы. Дидактическая игра «Кто, где живет?» (слайд 20).

Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть с морскими камешками (слайд 21, музыка). Пальчиковая гимнастика «Морские камешки».

Воспитатель: Послушайте загадку:

Стоит стеклянный водоем.

Много рыбок разных в нем.

Желтых, черных, красных.

И таких прекрасных (Аквариум).

Вот мы с вами и сделаем сегодня аквариум (слайд 22). Перед вами листы бумаги голубого цвета. Скажите, на какую фигуру похож этот лист?

Дети: Лист бумаги поход на прямоугольник.

Воспитатель: У каждого из вас на столе лежа рыбки. Сколько рыб на столе?

Дети: 5.

Воспитатель: На какие геометрические фигуры похожи рыбы?

Дети: Тело рыбки похоже на ромб, а хвост на треугольник.

Воспитатель: Все они разного цвета. Берем красную рыбку, обратную сторону ее смажем клеем и разместим в правом верхнем углу. Затем синюю – в левом нижнем углу. Затем желтую – в правом нижнем углу. Сиреневую – в левом верхнем углу, оранжевую – в центре листа.

Воспитатель: Вот какой красивый получился аквариум.

Прием рефлексии «Незаконченное предложение»:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Мне понравилось…

Теперь я могу…

Воспитатель: Ребята, вы сегодня замечательно занимались, играли и отвечали на мои вопросы. Вы большие молодцы! В память о нашем сегодняшнем занятии я вам дарю морские камешки с изображением рыб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной области «Познавательное развитие»- формирование элементарных математических представлений. «Путешествие в Простоквашино» Подготовительная к школе группа

Задачи:1.Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по 2,3,4 признакам с использованием кодов и без них (блоки Дьенеша).2. Развивать логическое мышление, внимание, воображение....

КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ФЭМП/ Тема: «На помощь бабушке Федоре» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 г. Ейскамуниципальное образование Ейский район КОНСПЕКТ НОДОО «Познавательное развитие&r...

Конспект ООД по «Познавательному развитию» на тему «Шаги в мир весны» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по «Познавательному развитию», для подготовительной группы.На тему " Шаги в мир весны"Формирование и систематизирование знаний детей о характерных приз...

Конспект НОД по познавательному развитию по теме "Зима" для детей средней группы

Конспект НОД по познавательному развитию  по теме "Зима" для детей средней группы...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Скелет - опора нашего тела" в подготовительной к школе группе

Конспект нод по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему "Скелет - опора нашего тела"...

Конспект ООД по познавательному развитию на тему: “День защиты детей”

Программные задачи: ·         Рассказать детям о празднике – Дне защиты детей;·        Сов...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Насекомые» для детей младшей группы "Пчелка заблудилась"

Цель: расширять представление детей о насекомых, их среде обитания,формировать бережное отношение к живой природе.Задачи: Образовательные:развивать фонематический слух; обогащать словарь дет...