Перспективное планирование по экологическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по экологическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе
Формы работы | |||||
Занятия | Наблюдения | Чтение художественной литературы | Беседы по теме | Игры | Исследовательская деятельность |
Сентябрь | |||||
«К нам в гости пришел котенок» Цель: развивать умение анализировать структуру объекта. Учить различать характерные признаки кота. | ♦ За солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом). ♦ Наблюдения в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце). ♦ За дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой как летом). ♦ За осенними цветами (бархатцы, астры). Полюбоваться их красотой. ♦ За осиной и березой (учить детей сравнивать деревья по форме листьев и по цвету). ♦ За небом (чистое, голубое, серое, тучи на небе). | С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Сутеев «Кто сказал мяу», К. Ушинский «Васька». Фольклор: Песенки - потешки «Как у нашего кота», «У кота ли у кота». Сказки: «Кот, лиса и петух» (русская), «Почему кот моется после еды» (литовская) | «Домашние животные» | «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Да или нет», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты), «Узнай на вкус» (овощи и фрукты). Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши». | «Опыт по выявлению свойств солнечных лучей» (мокрые резиновые мячи выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают). |
Октябрь | |||||
«Рассматрива-ние дерева» Цель: уточнить представления детей о деревьях как о растениях, о составных частях дерева (корень, ствол, ветви, листья). | ♦ За неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных, стало холоднее – надо теплее одеваться). ♦ За ветром. Рекомендуется провести опыт: вынести на улицу вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья. ♦ Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья). ♦ Наблюдение за отлетом перелетных птиц. | Л. Н. Толстой «Спала кошка на крыше», Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу», А. Плещеев «Осень наступила…», К Бальмонт «Осень» Фольклор: стихи - потешки об осени. | «Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем огороде» (беседа об овощах и фруктах). | «Где прятались матрешки», «Найди, о чем расскажу», «Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты), «Узнай по запаху» (овощи, фрукты), «Где спряталась рыбка». | Опыты с водой |
Ноябрь | |||||
«Как звери в лесу готовятся к зиме». Цель: формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей. | ♦ За солнцем, ветром, наблюдения за первым снегом (как снежники кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю). ♦ Начать знакомство со свойствами снега: снег пушистый и легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает: взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая). ♦ Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит. ♦ Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег). Для этого кусочек льда положить на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять. | А. Блок «Зайчик»; В. Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка, живешь?», «Что за зверь?»; В. Бианки «Холодно в лесу зимой»; И. Соколов-Микитов «Еж», «Белка», «Беляк»; А. Фет «Лист сухой валится»; А. Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад»; А. Майков «Осень». Фольклор: загадки о лесных зверях, потешки «Шла лисичка по мосту...», «Сидит белка на тележке», «Волчок-волчок...». | «Что изменилось в нашей одежде», беседы о жизни зверей в лесу (с рассматриванием иллюстраций). | «Овощи и фрукты» (лото), «Угадай, что в руке», «Где спряталась матрешка?», «Найди такой же». Словесные экологические игры: «Зайчик в беде», «Помоги белке». Игровые упражнения: «Найди растение, похожее на травку», «Научи мишку мыть растение» (с элементами моделирования), «Угадай, чей хвост». | Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло. «Что быстрее тает снег или лёд?» |
Декабрь | |||||
«Полив комнатного растения» Цель: показать детям потребность растений во влаге. Обучить процессу поливки. | ♦ За снегопадом. Наблюдения за свойствами снега (снег от тепла тает, снег бывает липкий и рассыпчатый). ♦ За зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки с кормом для птиц или насыпать корм на определенное место. Рассмотреть следы на снегу: чьи следы? ♦ За восходом и заходом солнца. | Л. Аким «Первый снег»; 3. Александрова «Зимняя песенка», «Снежок»; О.Высоцкая «Снежный кролик»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег...»; А. Барто «Снег»; Л. Квитко «Кисонька»; К. Д. Ушинский «Васька»; В. Чарушин «Кролик»; Фольклор: загадки о лесных зверях и о зиме, поговорки о зиме | «Здравствуй зимушка зима», «Как мы играем зимой», «Твоя любимая зимняя игра», «Как можно играть с котенком и щенком». | «Кто во что одет» (моделирование), «Сложи картинку» (изображения кошки и кролика). Подвижные игры: «Лиса и зайцы» (хороводная игра), «Зайка серенький сидит», ботаническое лото «Помоги листочку найти свое растение». | «Таяние снега», «Замерзание воды» Опыт: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная. |
Январь | |||||
«Рассматрива-ние и сравнение золотой рыбки с карасиком» Цель: сформировать общие представления о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб. | ♦ За снегопадом. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает ♦ Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед – что общего и чем отличаются. ♦ За птицами. Вместе с детьми продолжать подкармливать птиц. ♦ За работой дворника: чистит дорожки, посыпает их песком. Наблюдение за снегоуборочной машиной. | Н. Байрамов «Рыбка»; Лейла Берг «Рыбка»; И. Токмакова «Где спит рыбка»; Л. Екимцев «Чего хочется рыбке». Фольклор: песенки - потешки о морозе, загадки о снеге, льде, о рыбке. | «Новогодний праздник дома», «Зимние развлечения на улице». | «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), «Кто где живет» (лото с элементами моделирования), «Сложи картинку» (сложить из 4 частей), Подвижные игры: «Караси и щуки», «Лохматый пес» | Вместе с детьми сделать ледяные игрушки для украшения елки на участке, для чего подкрашенную воду разливают в формочки и замораживают. |
Февраль | |||||
«Рассматривание снегиря» Цель: познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, используя модели. Закрепить знания детей об особенностях поведения снегиря. | ♦ За солнцем: оно появляется все чаще, с каждым днем светит ярче. ♦ За первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине). ♦ За снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становится липким. ♦ За птицами. Обратить внимание на первое веселое щебетание птиц. | А. Барто «Птичка»; В. Жуковский «Птичка» (отрывок); А. Прокофьев «Снегири». Фольклор: загадки про снегиря, песенки - потешки о зиме. | «Если птичка живет дома», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой». | «В зимней столовой», «Птички», «Узнай по голосу, какая это птичка», «Угадай растение по описанию» (бальзамин, китайская роза, фикус). Подвижные игры «Птички и автомобиль», «Какая это птица». | Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Опыт: внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять |
Март | |||||
«Сравнение воробья с вороной» Цель: закрепить знания детей о вороне, используя модели. Учить сравнивать двух птиц, находя признаки сходства и различия. Воспитывать познавательный интерес к птицам. | ♦ Продолжить наблюдение за солнцем (первые признаки весны): солнышко стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть? – солнце стало более ярким. ♦ Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Рассказать детям, что такое тень. Понаблюдать за тенью, которую оставляют предметы разной величины. ♦ За небом: небо чаще бывает голубым, облака светлые. Но зима еще не хочет уходить совсем – утром бывает морозно, иногда падает снег, бывает гололед. ♦ За птицами. Воробьи уже стали чирикать веселее, понаблюдать за поведением воробьев на участке, рассказать детям, что воробьи готовятся вить гнездышки. | С. Я. Маршак «Весенняя песенка»; А. Барто «Птичка», «Кто как кричит»; В. Чарушин «Яшка». Фольклор: загадки и потешки о весне. | «О птицах» (сравнить внешний вид воробья и синицы – на прогулке и по иллюстрациям в группе), «В какие игры мы играем весной», «На что похожи облака», «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день» | «Вороны», «Уточка», «Через ручеек», «Воробушки и кот», «Солнышко и дождик», «Найди, что потерялось» (на прогулке), «Кто где живет», «Угадай по описанию», «Загадайте, а я отгадаю». | «Посадка лука» |
Апрель | |||||
«Путешествие в весенний лес» Цель: формировать представление детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится значительно теплее, снег тает | ♦ За небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогулки тают. (Спросить детей, почему лед тает.) ♦ За растениями. ♦ Выбрать и отметить ветку тополя (отметить красной ленточкой) и проводить длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки, ♦ За птицами и насекомыми: как прилетают первые грачи и просыпаются мухи. ♦ За появлением первых цветов (мать-и-мачеха). | Т.Александрова «На солнышке согрелась ель»; И.Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб» (стихи); Л.Толстой «Пришла весна». Фольклор: песенки - потешки, загадки о деревьях. | «Какие растения живут у тебя дома», «Мамы и их малыши» (появление детенышей у диких животных). | Подвижные игры «К дереву беги», «Через ручеек», «У медведя во бору», «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб», «Угадай по описанию». | Опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет. (Спросить детей, почему кораблик намокает.) Опыт: рассмотреть почки, появляющиеся на деревьях, растереть их и понюхать. |
Май | |||||
«Сравнение одуванчика и тюльпана» Цель: учить детей различать и называть первоцветы. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия у одуванчика и тюльпана, пользоваться предметно-схематическими моделями. Закреплять умение правильно называть основные части растения. | ♦ За солнцем – солнце яркое, теплое, много солнечных дней. Познакомить со свойствами солнечных лучей высушивать все вокруг. ♦ Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать, на что похожи облака. Познакомить детей с грозой. Рассказать, что такое гроза, молния. ♦ Наблюдения в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдения за цветением деревьев: черемухой, вишней. Рассмотреть первые цветы – мать-и-мачеху, подснежник, одуванчик. ♦ Обратить внимание на появление насекомых (задать детям вопрос – откуда они появились?). Рассмотреть майского жука, бабочку. ♦ Рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы. По возможности понаблюдать за грачами или скворцами, понаблюдать, как птицы купаются в лужах. | С. Капутикян «Май»; 3. Александрова «Одуванчик»; С. Маршак «Радуга-дуга»; И. Бунин «Ясным утром»; К. Д. Ушинский «Пчелки на разведках». Фольклор: песенки - потешки «Солнышко», «Дождик-дождик», «Радуга-дуга», «Жаворонки-жаворонки», загадки о животных. | «Какие песенки поет дождь» (предложить детям послушать, как шумит дождь, – в комнате, на улице, когда стоишь под зонтиком), «Что солнце нагревает быстрее?» (почему весной нельзя садиться на камни, на землю), «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детеныши, рассмотреть иллюстрации). | «Найди дерево по описанию», «Что изменилось», лото «Кто где живет?» (с элементами моделирования), «Чья это тень», лото «Кто как двигается» (с элементами моделирования), «Собери цветок из частей». | Опыт: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Повесить сушить на солнце выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как оно будет высыхать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе
Перспективный план работы по гражданско-патриотическомувоспитанию дошкольников во второй младшей группе...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию "Эколята-дошколята" в младшей группе
Перспективное планирование...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе по теме «Волшебница-вода»
Цели: Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек....
Перспективное планирование по «Экологическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения и речи в старшей группе»
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год №Тема занятияСодержание занятияЗадачи занятияСЕНТЯБРЬ1 «Вода –источник жизни»...
Перспективное планирование по «Экологическому воспитанию дошкольников старшей группе»
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год № Тема занятия Содержание занятия Задачи занятия СЕНТЯБРЬ 1 «Вода –источник жизни» Беседы: «Почему вода источник ж...
Фотоотчет :«Экологический ай- стоппер из бросового материала» как технология экологического воспитания дошкольника во второй младшей группе "Ромашка" Апрель 2023г.
Современные дети, воспитанные экранной культурой смартфонов, компьютеров, и других гаджетов , отличаются клиповым мышлением (клиповое мышление — от англ. clip, «фра...
Перспективный план работы по самообразованию по теме: «Сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» во второй младшей группе.
Перспективный план работы по развитию детей второй младшей группы в соответствии содержанием образовательного процесса группы основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ...