Перспективное планирование по экологическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе
методическая разработка по окружающему миру

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по экологическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе

Формы работы

Занятия

Наблюдения

Чтение художественной литературы

Беседы по теме

Игры

Исследовательская деятельность

Сентябрь

«К нам в гости пришел котенок»

Цель: развивать умение анализировать структуру объекта. Учить различать характерные признаки кота.

За солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом).

♦ Наблюдения в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).

За дождем (послушать, как капли стучат по окну; дождик холодный, не такой как летом).

За осенними цветами (бархатцы, астры). Полюбоваться их красотой.

За осиной и березой (учить детей сравнивать деревья по форме листьев и по цвету).

♦ За небом (чистое, голубое, серое, тучи на небе).

С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Сутеев «Кто сказал мяу», К. Ушинский «Васька».

Фольклор:

Песенки - потешки «Как у нашего кота», «У кота ли у кота». Сказки: «Кот, лиса и петух» (русская), «Почему кот моется после еды» (литовская)

«Домашние животные»

«Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Да или нет», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты), «Узнай на вкус» (овощи и фрукты). Подвижные игры:

«Воробушки и кот», «Наседка и цыплята», «Кот и мыши».

«Опыт по выявлению свойств солнечных лучей» (мокрые резиновые мячи выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают).

Октябрь

«Рассматрива-ние дерева»

Цель: уточнить представления детей о деревьях как о растениях, о составных частях дерева (корень, ствол, ветви, листья).

 За неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных, стало холоднее – надо теплее одеваться).

За ветром. Рекомендуется провести опыт: вынести на улицу вертушки и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья.

♦ Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат; рассмотреть опавшие листья).

♦ Наблюдение за отлетом перелетных птиц.

Л. Н. Толстой «Спала кошка на крыше», Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу», А. Плещеев «Осень наступила…», К Бальмонт «Осень»

Фольклор: стихи - потешки об осени.

«Как мы одеваемся осенью», «Что выросло на нашем огороде» (беседа об овощах и фруктах).

«Где прятались матрешки», «Найди, о чем расскажу», «Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты), «Узнай по запаху» (овощи, фрукты), «Где спряталась рыбка».

Опыты с водой

Ноябрь

«Как звери в лесу готовятся к зиме».

Цель: формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей.

 За солнцем, ветром, наблюдения за первым снегом (как снежники кружатся в воздухе, как они медленно падают на землю).

♦ Начать знакомство со свойствами снега: снег пушистый и легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает: взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая).

♦ Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

♦ Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег). Для этого кусочек льда положить на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

А. Блок «Зайчик»; В. Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка, живешь?», «Что за зверь?»; В. Бианки «Холодно в лесу зимой»; И. Соколов-Микитов «Еж», «Белка», «Беляк»; А. Фет «Лист сухой валится»; А. Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад»; А. Майков «Осень».

Фольклор: загадки о лесных зверях, потешки «Шла лисичка по мосту...», «Сидит белка на тележке», «Волчок-волчок...».

«Что изменилось в нашей одежде», беседы о жизни зверей в лесу (с рассматриванием иллюстраций).

«Овощи и фрукты» (лото), «Угадай, что в руке», «Где спряталась матрешка?», «Найди

такой же».

Словесные экологические игры: «Зайчик в беде», «Помоги белке».

Игровые упражнения: «Найди растение, похожее на травку», «Научи мишку мыть растение» (с элементами моделирования), «Угадай, чей хвост».

Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло.

«Что быстрее тает снег или лёд?»

Декабрь

«Полив комнатного растения»

Цель: показать детям потребность растений во влаге.

Обучить процессу поливки.

 За снегопадом.

Наблюдения за свойствами снега (снег от тепла тает, снег бывает липкий и рассыпчатый).

За зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки с кормом для птиц или насыпать корм на определенное место. Рассмотреть следы на снегу: чьи следы?

♦ За восходом и заходом солнца.

Л. Аким «Первый снег»; 3. Александрова «Зимняя песенка», «Снежок»; О.Высоцкая «Снежный кролик»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег...»; А. Барто «Снег»; Л. Квитко «Кисонька»; К. Д. Ушинский «Васька»; В. Чарушин «Кролик»;

Фольклор: загадки о лесных зверях и о зиме, поговорки о зиме

«Здравствуй зимушка зима», «Как мы играем зимой», «Твоя любимая зимняя игра», «Как можно играть с котенком и щенком».

«Кто во что одет» (моделирование), «Сложи картинку» (изображения кошки и кролика).

Подвижные игры: «Лиса и зайцы» (хороводная игра), «Зайка серенький сидит», ботаническое лото «Помоги листочку найти свое растение».

«Таяние снега», «Замерзание воды»

Опыт: набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Январь

«Рассматрива-ние и сравнение золотой рыбки с карасиком»

Цель: сформировать общие представления о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб.

 За снегопадом. Выявить свойства снега: снег белый, от тепла тает

♦ Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед – что общего и чем отличаются.

За птицами. Вместе с детьми продолжать подкармливать птиц.

За работой дворника: чистит дорожки, посыпает их песком. Наблюдение за снегоуборочной машиной.

Н. Байрамов «Рыбка»; Лейла Берг «Рыбка»; И. Токмакова «Где спит рыбка»; Л. Екимцев «Чего хочется рыбке».

Фольклор: песенки - потешки о морозе, загадки о снеге, льде, о рыбке.

«Новогодний праздник дома», «Зимние развлечения на улице».

«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования), «Кто где живет» (лото с элементами моделирования), «Сложи картинку» (сложить из 4 частей),

Подвижные игры: «Караси и щуки», «Лохматый пес»

Вместе с детьми сделать ледяные игрушки для украшения елки на участке, для чего подкрашенную воду разливают в формочки и замораживают.

Февраль

«Рассматривание снегиря»

Цель: познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, используя модели. Закрепить знания детей об особенностях поведения снегиря.

 За солнцем: оно появляется все чаще, с каждым днем светит ярче.

За первыми сосульками (сравнение их по толщине, величине).

За снегом. В конце месяца снег начинает таять, он становится липким.

За птицами. Обратить внимание на первое веселое щебетание птиц.

А. Барто «Птичка»; В. Жуковский «Птичка» (отрывок); А. Прокофьев «Снегири».

Фольклор: загадки про снегиря, песенки - потешки о зиме.

«Если птичка живет дома», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой».

«В зимней столовой», «Птички», «Узнай по голосу, какая это птичка», «Угадай растение по описанию» (бальзамин, китайская роза, фикус).

Подвижные игры «Птички и автомобиль», «Какая это

птица».

Опыт: предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Опыт: внести сосульку в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять

Март

«Сравнение воробья с вороной»

Цель: закрепить знания детей о вороне, используя модели. Учить сравнивать двух птиц, находя признаки сходства и различия. Воспитывать познавательный интерес к птицам.

 Продолжить наблюдение за солнцем (первые признаки весны): солнышко стало более ярким, теплым. Предложить посмотреть на солнце. Почему больно смотреть? – солнце стало более ярким.

♦ Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Рассказать детям, что такое тень. Понаблюдать за тенью, которую оставляют предметы разной величины.

За небом: небо чаще бывает голубым, облака светлые. Но зима еще не хочет уходить совсем – утром бывает морозно, иногда падает снег, бывает гололед.

За птицами. Воробьи уже стали чирикать веселее, понаблюдать за поведением воробьев на участке, рассказать детям, что воробьи готовятся вить гнездышки.

С. Я. Маршак «Весенняя песенка»; А. Барто «Птичка», «Кто как кричит»; В. Чарушин «Яшка».

Фольклор: загадки и потешки о весне.

«О птицах» (сравнить внешний вид воробья и синицы – на прогулке и по иллюстрациям в группе), «В какие игры мы играем весной», «На что похожи облака»,  «Как живется нашим комнатным растениям в выходной день»

«Вороны», «Уточка», «Через ручеек», «Воробушки и кот», «Солнышко и дождик», «Найди, что потерялось» (на прогулке), «Кто где живет», «Угадай по описанию», «Загадайте, а я отгадаю».

«Посадка лука»

Апрель

«Путешествие в весенний лес»

Цель: формировать представление детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится значительно теплее, снег тает

 За небом и солнцем, снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогулки тают. (Спросить детей, почему лед тает.)

За растениями.

♦ Выбрать и отметить ветку тополя (отметить красной ленточкой) и проводить длительное наблюдение за тем, как постепенно распускаются первые листочки,

За птицами и насекомыми: как прилетают первые грачи и просыпаются мухи.

♦ За появлением первых цветов (мать-и-мачеха).

Т.Александрова «На солнышке согрелась ель»; И.Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб» (стихи); Л.Толстой «Пришла весна».

Фольклор: песенки - потешки, загадки о деревьях.

«Какие растения живут у тебя дома», «Мамы и их малыши» (появление детенышей у диких животных).

Подвижные игры «К дереву беги», «Через ручеек», «У медведя во бору», «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб», «Угадай по описанию».

Опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет. (Спросить детей, почему кораблик намокает.)

Опыт: рассмотреть почки, появляющиеся на деревьях, растереть их и понюхать.

Май

«Сравнение одуванчика и тюльпана»

Цель: учить детей различать и называть первоцветы. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия у одуванчика и тюльпана, пользоваться предметно-схематическими моделями. Закреплять умение правильно называть основные части растения.

 За солнцем – солнце яркое, теплое, много солнечных дней. Познакомить со свойствами солнечных лучей высушивать все вокруг.

♦ Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать, на что похожи облака. Познакомить детей с грозой. Рассказать, что такое гроза, молния.

♦ Наблюдения в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдения за цветением деревьев: черемухой, вишней. Рассмотреть первые цветы – мать-и-мачеху, подснежник, одуванчик.

♦ Обратить внимание на появление насекомых (задать детям вопрос – откуда они появились?). Рассмотреть майского

жука, бабочку.

♦ Рассказать детям, что сейчас возвращаются перелетные птицы. По возможности понаблюдать за грачами или скворцами, понаблюдать, как птицы купаются в лужах.

С. Капутикян «Май»; 3. Александрова «Одуванчик»; С. Маршак «Радуга-дуга»; И. Бунин «Ясным утром»; К. Д. Ушинский «Пчелки на разведках».

Фольклор: песенки - потешки «Солнышко», «Дождик-дождик», «Радуга-дуга», «Жаворонки-жаворонки», загадки о животных.

«Какие песенки поет дождь» (предложить детям послушать, как шумит дождь, – в комнате, на улице, когда стоишь под зонтиком), «Что солнце нагревает быстрее?» (почему весной нельзя садиться на камни, на землю), «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детеныши, рассмотреть иллюстрации).

«Найди дерево по описанию», «Что изменилось», лото «Кто где живет?» (с элементами моделирования), «Чья это тень», лото «Кто как двигается» (с элементами моделирования), «Собери цветок из частей».

Опыт: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Повесить сушить на солнце выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как оно будет высыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе

Перспективный план работы по гражданско-патриотическомувоспитанию дошкольников во второй младшей  группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников во второй младшей группе по теме «Волшебница-вода»

Цели: Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек....

Перспективное планирование по «Экологическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения и речи в старшей группе»

Календарно-тематическое  планирование на 2021-2022 учебный год №Тема занятияСодержание занятияЗадачи занятияСЕНТЯБРЬ1  «Вода –источник жизни»...

Перспективное планирование по «Экологическому воспитанию дошкольников старшей группе»

Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год № Тема занятия Содержание занятия Задачи занятия СЕНТЯБРЬ 1 «Вода –источник жизни» Беседы: «Почему вода источник ж...

Фотоотчет :«Экологический ай- стоппер из бросового материала» как технология экологического воспитания дошкольника во второй младшей группе "Ромашка" Апрель 2023г.

Современные дети, воспитанные экранной культурой смартфонов, компьютеров, и  других гаджетов , отличаются клиповым мышлением (клиповое  мышление — от англ.  clip,  «фра...

Перспективный план работы по самообразованию по теме: «Сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» во второй младшей группе.

Перспективный план работы по развитию детей второй младшей группы в соответствии содержанием образовательного процесса группы основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ...