Проект "Широкая масленица" (старший дошкольный возраста).
проект по окружающему миру (старшая группа)

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shirokaya_maslenitsa.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Широкая масленица».

(старший дошкольный возраст)

         Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность. 

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное  искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

  • Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
  • Обогащать духовный мир детей.
  • Обобщить и закрепить  знания детей о празднике «Масленица».
  • Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  • Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Гипотеза: Данная педагогическая деятельность будет способствовать:

  • Приобретению детьми знаний о смене сезонов.  
  • Знакомству с новыми народными песнями, сказками, танцами, играми своей страны.
  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса к родной истории.

Тип проекта: творческий, игровой, групповой.

Длительность: краткосрочный (2 недели).

Участники: дети  старшей логопедической группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Ожидаемый результат:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Мероприятия проекта:

Номер

п/п

Содержание работы

Сроки

Результаты

I. Подготовительный этап (1 неделя)

1.

- Создание условий для формирования интереса к празднику - проведение в группах обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;

- Составления плана совместных действий с детьми и родителями;

- Сбор информации о празднике;

- Подбор материала и литературы по теме проекта.

Работа с детьми:

Беседа «Традиции народа».

Посещение музейно-выставочного центра. Календарный праздник «Как на масляной неделе».

Рассматривание репродукций картин Бориса Кустоедова «Масленица».

Просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали».

Разучивание хороводов «Тень, тень, потетень», «Ой бежит ручьем вода…».

Создание презентации «Русские народные праздники».

Расширение знаний о русском народном празднике «Масленица».

Презентация.

Подбор музыкального сопровождения.

2.

Работа с родителями:

Подбор наглядного материала по теме проекта.

В выходные дни предложить родителям вместе с детьми посетить народные гуляния, организованные в городе.

Создание презентации «Широкая масленица

Знакомство с обычаями русского народа.

II. Формирующий этап.

1.

Работа с детьми:

НОД «Как на Руси весну встречали». «Масленица». (образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с окружающим).

Чтение потешек.

Разучивание русской народной подвижной игры «Золотые ворота».

Просмотр мультфильма «Масленица».

Оформление книжки-малышки «Поговорки, пословицы, стихи, потешки о масленице».

понедельник

Конспект.

Презентация «Широкая масленица».

Книжка – малышка.

2.

Работа с родителями:

Информация для родителей по теме проекта.

Оформление стенда для родителей «Приобщение детей к народным традициям».

1.

Работа с детьми:

Беседа «Символы масленицы». Рассматривание иллюстраций.

НОД «Масленичное солнце» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Аппликация»).

Чтение рассказа Т.Нуждиной «Блины».

Разучивание русской народной подвижной игры «Бубенцы».

вторник

Иллюстрации.

Конспект.

Оформление выставки детских работ.

2.

Работа с родителями:

Участие родителей в проведении мероприятий.

Создание картотеки русских народных подвижных игр.

1.

Работа с детьми:

С/р игра «Ждем гостей».

Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины».

Разучивание частушек о масленице.

Просмотр мультфильма «Смешарики – Масленица».

Слушание русских народных песен о масленице.

среда

Конспект.

2.

Работа с родителями:

Подбор рецептов блинов.

Подбор материала для образовательной деятельности.

Оформление газеты «Ой блины, мои блины».

НОД «Кукла – Масленица».

1.

Работа с детьми:

Беседа «Масляная неделя»

НОД Коллективная работа «Кукла – Масленица». (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Ручной труд»).

Заучивание стихотворения «Масленица».

четверг

Конспект.

Конспект.

2.

Работа с родителями:

Привлечь родителей к оформлению группы к развлечению.

Информация для родителей «Масленица».

Развлечение «Прощание с масленицей».

Оформление стенда.

III. Итоговый этап.

1.

Работа с детьми:

Развлечение «Прощание с масленицей»

пятница

Конспект.

2.

Работа с родителями:

Привлечь родителей к приготовлению блинов, сервировке стола.

Участие в развлечение «Прощание с масленицей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения «Масленица» старшего дошкольного возраста

формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях русского народа....

Развлечение "Встречаем Масленицу" старший дошкольный возраст

В конспекте развлечения детям даются знания об обрядовом празднике Масленице, используются народные песни, заклички, игры. Цель развлечения: продолжать знакомить детей с русским народным фольклором, в...

Масленица. Старший дошкольный возраст

Сценарий проведения праздника Масленицы для детей старшего возраста. Данный сценарий предусматривает проведение праздника в зале, насыщен подвижными играми и веселыми персонажами....

Проект "Масленица!" (старший дошкольный возраст)

Данный проект нацелен на усвоение традиционных культурных эталонов всеми его участниками. В процессе его реализации дети узнают новые песни, сказки, пляски и игры своего народа, формируется ...

Сценарий праздника "Развеселая Масленица" (старший дошкольный возраст)

Сценарий праздника для детей страших и подготовительных групп. Проводиться может как в помещение(музыкальный/спортивный зал) так и на открытом воздухе....

Проектная деятельность Тема: «Блины, блинчики мои. Встречаем Масленицу!» Старший дошкольный возраст

Цель. У детей недостаточно знаний и представлений о народных праздниках, имеющиеся знания не систематизированы....