Проектная деятельность Тема: «Блины, блинчики мои. Встречаем Масленицу!» Старший дошкольный возраст
проект по окружающему миру (старшая группа)

Федорова С. Н.

Цель. У детей недостаточно знаний и представлений о народных праздниках, имеющиеся знания не систематизированы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bliny_blinchiki_moi._vstrechaem_maslenitsu.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Парус» города Анадыря»

Проектная деятельность

Тема: «Блины, блинчики мои. Встречаем Масленицу!»

Старший дошкольный возраст

 

                                                     Воспитатель: Федорова С. Н.

                                                                                                   Срок реализации: 09.03-12.03.2021 г.

г. Анадырь 2021 год

Содержание

Пояснение

Название проекта

«Блины, блинчики мои. Встречаем Масленицу!»

Раздел программы

Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Тип проекта

Краткосрочный (четыре дня)

Вид проекта

Познавательно-творческий

Организатор

Федорова С. Н.

Участники проекта

Педагог, дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель, физический инструктор

Сроки реализации

09-12 марта 2021г.

Методы

Непосредственно ОДД: комплексное, подгрупповые, фронтальные; индивидуальные беседы; наблюдения; рассматривание; чтение художественных произведений и заучивание стихотворений, заклички наизусть; формирование навыков культуры поведения; проектная деятельность; сюжетно-ролевые игры; развивающие и дидактические игры; народные игры; театрализованная деятельность.

Проблемный вопрос

У детей недостаточно знаний и представлений о народных праздниках, имеющиеся знания не систематизированы.

Обоснование проекта (актуальность)

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Цель проекта

Духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности.

Задачи проекта

1.Дать, представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.

2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.

3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.

4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

5. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.

Ожидаемый результат

Воспитатели: пополнение методической «копилки» тематическими конспектами совместной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста, методическими материалами по теме.

Дети: повышение уровня знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о празднике Масленица, о народных играх, обрядах; повышение уровня практических умений детей в рисовании, лепке и аппликации;

Родители: заинтересованное отношение родителей к жизни группы, детского сада. Вовлечь родителей в активное сотрудничество.

1 этап – подготовительный.

Деятельность педагога:

  • Изучить методическую литературу по теме.
  • Определить цели и задачи проекта.
  • Составить план мероприятий на масленичную неделю.
  • Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с русским народным праздником «Масленица».
  • Подбор потешек, закличек, пословиц и поговорок о Масленице, о весне.
  • Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности.

Деятельность детей:

  • Самостоятельная деятельность детей с предметами быта.
  • Рассматривание иллюстрации, книг, альбомов, открыток.
  • ИЗО деятельности: аппликация, рисования, лепка.
  • Разучивание песен, стихов и закличек.

Деятельность родителей:

Выставка рисунков «Блинная Масленица», «Прощай, наша Масленица!».

Оформление альбома «Народные праздники».

Приготовление блинов.

2 этап – формирующий.

Деятельность воспитателя:

  • Организует беседы, народные игры.
  • Чтение художественной литературы (сказки, стихи, песенки).
  • Оказывает помощь при реализации деятельности.
  • Пополнение предметно – развивающей среды группы.
  • Подбор атрибутов для народных игр «Заря», «Гори, гори ясно», «Перетягивание каната», «Снежный тир», «Блины».

Деятельность детей:

  • Пытаются найти способы решения.
  • С помощью педагога выбирают атрибуты для игры.
  • Рассматривают иллюстрации, книги, альбомы, открытки о народном празднике «Масленица».
  • Повторяют за педагогом действия, слова и фразы стихотворений, песен, закличек.

   Деятельность родителей:

  • Привлекать родителей к осуществлению проекта.
  • Создание альбома «Народные праздники».
  • Выставка рисунков: «Блинная Масленица», «Прощай, наша Масленица!».
  • Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для народных игр.

09.03.21 – ОД Тема: «Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме».

Цель: 

-Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре.

-Познакомить с календарно – обрядовым праздником «Масленица»,

восстановить связь времен.

-Познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с     этим праздником.

См. Приложение 1.

Ожидаемые результаты: уточнили знания и представления о народном празднике «Масленица».

10.03.21 - НОД Лепка рельефная декоративная. Тема: «Символ Масленицы – Блин «Солнышко».

Цель:

- Учить детей создавать солнечные образы пластическими средствами.

- Продолжать освоение техники рельефной лепки.  

      - Развивать чувство ритма и композиции.

       - Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Ожидаемые результаты: выставка поделок детей.

11.03.21– Праздничные гуляния «Масленица».

Цель: 

- Приобщать к русским традициям, к родной культуре.

- Создать праздничное настроение.

Ожидаемые результаты: народные игры - забавы, сжигание чучело, угощения блинами.

ОД Аппликация «Солнышко» из ладошек.

Цель: 

- Вызвать у детей интерес к созданию солярных образов в технике аппликации.

- Развивать чувство цвета, формы и композиции.

Ожидаемые результаты: выставка детских поделок.

12.03.21. - ОД Сладкий час «Лакомки».

Цель:

 - Рассказать детям об обычаях празднования Масленицы в других странах.

       -  Закреплять знания обычаев своей страны.

       -  Воспитывать гордость за русский народ.

Аппликация тема: «Масленица» (танграмм в круге).

Цель:

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие абстрактного мышления.

- Сбор геометрических фигур по наглядной схеме.

Ожидаемые результаты: презентация «Масленица в старину», выставка детских работ.

3 этап – итоговый.

Деятельность воспитателя:

  • Анализирует работу.
  • Представляет конспекты.
  • Пополняет развивающую среду группы.
  • Пополнение методической литературы.
  • Оформляет выставки детских работ.

Деятельность детей:

  • Активно играют с предметами быта.
  • Повторяют отрывки из стихотворений и поют песни, заклички о весне, о Масленице.
  • С интересом участвуют в народных играх «Перетягивание каната», «Снежный тир», «Блины», «Малечена -калечина».

 Деятельность родителей:

  • Повышение активности родителей в жизни группы и детского сада.
  • Выставка рисунков «Блинная Масленица», «Прощай, наша Масленица!»
  • Подготовили презентацию «Календарные обряды и обрядовая поэзия».
  • Приготовили угощение, символ Масленицы – блины.

Анализ проекта

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление ближе познакомиться с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость.  Подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Список используемой литературы:

 1. «От рождения до школы».

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

М.: Мозаика – Синтез, 2011.

2. «Художественный труд в детском саду».

Конспекты занятий и методические рекомендации. Старшая группа.

И. А. Лыкова

3. «366 моделей оригами».

Сержантова Т. Б.

М.: Айрис – пресс, 2008. – 192 с.

4.«Развивайте у дошкольников творчество».

Т. Г. Казакова.

М.: Просвещение, 1985.

5. «Детские подвижные игры народов СССР».

М.: Просвещение, 1988.

                                                                                                             Приложение 1.

Тема: «Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме».

Цель:

-Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре.

-Познакомить с календарно – обрядовым праздником «Масленица»,

восстановить связь времен.

-Познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с     этим праздником.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей).

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

 К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины.  Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий.   Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.

«Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?»

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется «Встреча».

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...»

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:

Тин-тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Уж вы не скупитесь,

Масляным кусочком поделитесь!

Подайте широкой Масленице!

Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:

Паршивые блины, по аршину длины! —

и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.

Во вторник — «Заигрыши».

     С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».

Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда «Лакомки». В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг назывался «Разгуляем». Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).

Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница «Тещины вечерки — была гостевым днем». В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

Суббота — «Золовкины посиделки».  Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Последний день Масленицы — «Прощеное Воскресенье». В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно».

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался маслениц масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).


                       

             


           

                                           

                                   

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в о...

Тема самообразования«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктив...

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...

План самообразования по теме «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Тема: Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста.

Представлена комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искат...