Конспект ООД по опытно - экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шакирова Александра Владимировна

Конспект ООД по опытно - экспериментальной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД

Шакировой А.В.

по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Цели: развитие познавательного интереса ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями; ознакомление детей со свойствами жидкостей на примере воды, показать, что вода имеет свойство растворять некоторые вещества.

Задачи:

  1. Выявить вещества, которые растворяются в воде, не растворяются в воде и растворяются в воде не полностью.
  2. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
  3. Развивать умения ставить перед собой цель, планировать свою работу.
  4. Развивать речь и логическое мышление у детей.
  5. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение с различными веществами.

Материалы: сахар, соль, сок лимона, растительное масло, мука; прозрачные стаканчики для воды, ложки, салфетки.

Ход занятия - экспериментирования

1. В гости к детям приходит Капелька. Капелька рассказывает о себе, загадывая детям загадку:

В морях и реках обитаю,

Но часто по небу летаю,

А как наскучит мне летать,

На землю подаю опять. (Вода)

Капелька: Меня зовут Капелька. Я не случайно на землю упала и к вам пришла. Очень хочется мне узнать, что вы про меня знаете.

Воспитатель: Капелька, наши ребята уже изучили много свойств воды.

Капелька: А вот сейчас и проверю, какие вы знаете свойства воды.

(Капелька раздает детям карточки, на которых изображены следующие свойства воды: вода течет; вода разливается; вода не имеет формы; вода не имеет запаха; вода не имеет вкуса; вода прозрачная; вода не имеет цвета; в воде отражают предметы).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вместе с Капелькой мы вспомнили много свойств воды.

2. Постановка исследовательской задачи.

Капелька: Сегодня я вас хочу познакомить с новым свойством воды.

- Ребята, как вы думаете, может ли вода растворять вещества?

Воспитатель: Для того, чтобы мы могли правильно Капельке ответить на вопрос, нам необходимо проделать определенные опыты. Сегодня мы определим с вами, может ли вода растворять сахар, соль, сок лимона, растительное масло и муку.

3. Уточнение правил безопасности.

- Прежде чем начать опыты, нам необходимо вспомнить правила безопасности во время проведения опыта:

- нельзя пить воду из стакана;

- нельзя пробовать вещества на вкус.

4. Выполнение опыта.

- Капелька, покажи нам, пожалуйста, как правильно выполнить опыт, чтобы наши ребята смогли прийти к верному выводу.

Капелька: Может ли вода растворить муку? Сейчас я проделаю опыт, а вы смотрите внимательно. Я беру ложечку муки и аккуратно опускаю в стакан с водой, хорошо размешаю. А потом наблюдаю, растворилась ли мука в воде.

(Капелька показывает детям стаканчик).

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Мука не растворилась полностью, вода стала мутной, а осадок опустился на дно стакана.

Физкультминутка «На речке».

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что мы пришли к речке, в которой жила наша Капелька.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Один, два, три, четыре.

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс;

Одной, другой – это кроль.

Все как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой!

Капелька: Ребята, теперь мы разделимся на четыре команды. Первая команда будет растворять в воде сахар. Вторая команда будет растворять в воде соль. Третья команда будет растворять сок лимона. Четвертая команда будет растворять растительное масло.

На столе у каждого из вас стоит стакан с водой; баночка с веществом; ложечка, которой будете брать данное вещество.

(Команды садятся за столы (или подходят к столам), еще раз вспоминают правила безопасности). Капелька тоже выполняет опыт с командой.

Воспитатель: Какая команда уже готова дать ответ и сделать вывод? Кто хочет ответить?

Вывод №1: соль быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным.

Вывод №2: сахар быстро растворился в воде, раствор остался прозрачным.

Вывод №3: сок лимона быстро растворился в воде, раствор остался прозрачным.

Вывод №4: растительное масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности в виде пленки. Если раствор ложечкой взболтать, то масло на некоторое время приобретет вид мелких капелек, которые затем снова преобразуются в пленку.

Воспитатель: Ребята, какие же вещества у нас полностью растворились в воде?

Дети: Соль, сахар, сок лимона.

Воспитатель: Ребята, какое вещество у нас не растворилось в воде?

Дети: Растительное масло.

Воспитатель: Ребята, какое вещество растворилось в воде не полностью?

Дети: Мука.

Воспитатель: Ребята, а теперь результаты опыта нам необходимо зафиксировать в дневнике наблюдений.

Задание: Расставьте цифры под стаканами: 1 – вещество растворилось; 2 – вещество растворилось не полностью; 3 – вещество не растворилось.

5. Итог.

- Ребята, что вы сегодня узнали интересного?

- Все ли вещества могут растворяться в воде?

(Вывод: Не все вещества могут растворяться в воде).

- Вам понравились опыты – эксперименты с водой?

Мальчик и девочка выразительно читают для Капельки стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

(Дети благодарят Капельку и приглашают в гости на следующее занятие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»

Программное содержание:                                                   ...