План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Особенности строения насекомых».
план-конспект по окружающему миру

Ануфриева Ирина Сергеевна

            Урок изучения нового материала  по технологии РКМЧП

Цель: Познакомится с особенностями строения насекомых,  выявить общие и отличительные признаки насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tehnologii_rkmchp_2_klass_nasekomye.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по окружающему  миру

в 3 классе.

Тема: «Особенности строения насекомых».

        Урок изучения нового материала  по технологии РКМЧП        

Учитель: Ануфриева И.С.

Цель: Познакомится с особенностями строения насекомых,  выявить общие и отличительные признаки насекомых.

Задачи:

Предметные: -научить определять насекомое по существенным признакам

Метапредметные:

-Развивать познавательные  УУД ( анализ, сравнение);

- Развивать регулятивные  УУД (оценивание, контроль);

- Развивать коммуникативные УУД ( умения строить речевые высказывания, умения взаимодействовать в группе)

Оборудование:

- демонстрационные картинки с насекомыми;

- пазлы для деления на группы с изображением бабочки и пчелки;

- тексты для чтения;

- памятка для самостоятельной работы с таблицей;

- индивидуальные карточки с насекомыми;

- демонстрационные карточки плана работы на уроке;

- фрагмент видеофильма про насекомых.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация.

Учитель загадывает  загадку, сопровождая показом видеофильма

Это группа животных, которые живут и в воздухе, и в воде, и на суше. Их можно встретить и на равнинах, и в лесу, и на полянах, и в саду, и в огороде. Что же это за животные?

Д. – насекомые.

У.- А каких насекомых вы знаете?

  - Что можете рассказать о них?

(На доске составляется кластер с ответами)

Проблематизация

У. Правда ли, что все насекомые по внешним признакам одинаковые?

Учащиеся пытаются дать ответ, опираясь на свои знания

У._ А почему тогда все они объединены в один класс?

Целеполагание

У. –А кто хотел бы узнать ответ на это вопрос?.

В таком случае, вы без труда сформулируете цель нашего урока.

На доске написана цель,  продолжите ее сами:

На уроке мы научимся отличать __________________ по____________ признакам.  (насекомых, внешним )

Критерии оценивания

У. – А как мы поймем, что достигли цели?

( ответы детей)

У. Чтобы мы видели, как мы достигаем цели, на доске будет вывешен план работы и напротив каждого этапа,  каждый из вас будет  ставить:

 5 баллов  - если все сделано правильно

- 1 балл -  за каждый этап невыполненного задания

0 баллов – задание не выполнено.

В конце урока подсчитаем баллы.  

У.- кто подсчитал, какое максимальное количество баллов он может получить ?

( 20 баллов)

Планирование

У.- Для достижения нашей цели необходим  план работы.

Как вы думаете, правильно ли он составлен? Почему?

 Давайте вместе составим правильный план работы.

( На доске вывешены карточки для составления плана работы.  Их надо выстроить в логическом порядке. Учащиеся составляют план работы)

Сделай вывод.

Выяви общие признаки насекомых.

Найди отличительные признаки насекомых.

Познакомься с особенностями строения насекомых.

Работа по плану

У.- Сегодня мы будем работать в группах.

Для этого каждый из вас возьмет фрагмент картинки и  найдет товарища,  у которого есть другой фрагмент. Собрав все фрагменты, вы объединитесь в одну группу.

 ( У каждого на столе фрагменты пчелы или бабочки)

Чтение текста с пометками (технология критического мышления)

+ - я это знаю

?- это для меня новое

(Учащиеся самостоятельно читают текс, ставят пометки. )

Составление кластера

(Учитель дополняет кластер на доске новыми сведениями.)

Работа  с картинками по памяткам. (технология критического мышления)

У.- А сейчас мы сами побудем исследователями и попробуем разобраться, что же должно быть у животного, чтоб мы считали его насекомым?

  1. Индивидуальная.( Каждый ученик получил свою картинку, он ее рассматривает и пользуясь памяткой , заносит в таблицу данные)
  2. Групповая работа (Каждый участник своей группы делится с товарищами данными, которые у них получились. Если  результаты совпадают, то данные обводятся зеленой ручкой, а если не совпадают, то ставится вопрос, который в дальнейшем требует разъяснения.
  3. Коллективная работа.

(Данные со всех групп заносятся в таблицу на доске.

Вопросы, которые возникли, выслушиваются и разъясняются)

Название насекомого

ноги

тело

крылья

окраска

ПАМЯТКА

  1. -Смотрю на ноги

-Считаю кол-во ног.

-Записываю.

  1. Смотрю на тело

-Записываю

       3. Смотрю на крылья.

          - Считаю количество крыльев

          - Записываю.

       4. Смотрю на окраску.

          Беру карандаш нужного цвета, рисую круг и закрашиваю его.

       5. Сравниваю свои наблюдения в группе.

       6. Если нужно, дополняю записи.

Вывод:

У.-   Какими признаками должны обладать животные, чтоб мы решили, что это насекомые?

- Какие признаки не существенные?

Физминутка

У. Мы с вами хорошо поработали, выявили признаки насекомых.

А теперь попробуйте сами  доказать, что на картинке, которую вы держите, нарисовано насекомое.

( Учащимся раздаются картинки и они, опираясь на признаки, доказывают, что перед ними насекомое или не насекомое)

Скорпион, медведка, жук- плавунец, паук, колибри, богомол, кузнечик, клоп …

Подведение итогов

Рефлексия

У.- Какую цель сегодня ставили на уроке?

-  По каким признакам мы поймем, что перед нами насекомое?

- А на что не обратим внимание?

-Достигли ли вы поставленной цели?

- Кто набрал 19-20 баллов за урок? Тот поработал на «Отлично»

- У кого  16-18 – «Хорошо»

- Какие  ошибки были в ходе работы?

- Почему?

Перспектива

-Все ли вопросы, которые возникли при чтении текста, мы разобрали?

-Хотелось ли вам узнать что-то больше об этом классе?

-Кто хочет подготовить сообщение о насекомых?

Текст  для  чтения с пометками

Насекомые

Насекомые- самый многочисленный класс животного мира. В нем не менее одного миллиона видов.

Все насекомые имеют шесть ног, а на теле у каждого особые полоски- насечки, поэтому все эти животные получили название насекомые.

Человек издавна наблюдал за поведением насекомых и сравнивал их с действием человека. Так появились названия многих насекомых:

- «земледельцы» - жуки, живущие в почве;

- «ткачи» - тутовый шелкопряд, кокон которых состоит из шелковых нитей;

- «строители» - муравьи, пчелы, осы;

-« Изготовители бумаги» - осы.

Тело насекомых состоит из трех отделов – голова, грудь и брюшко. К груди прикреплены три пары ног. Почти у всех насекомых есть две пары крыльев и чувствительные усики, или антенны.

У разных насекомых разное строение ног:

Кузнечик имеет «прыгательное» строение, жук-плавунец- «плавательное», медведка – «копательное», а богомол – «хватательное».

Подумайте, почему так?

Глаза насекомых сложены из множества отдельных маленьких глазков. Чем больше глазков, тем лучше насекомое видит.

Кому необходимо острое зрение? Прежде всего крылатым охотникам. Это стрекозы, мухи, осы.

Подумайте, для чего оно им нужно?

А вот термитам и жукам, живущим в пещерах, глаза не нужны- вот они и исчезли. На месте глаз у них только темные пятнышки.

По способы питания насекомые делятся на хищников ( стрекозы, мухи, жуки-навозники) и тех, которые питаются соком растений (осы, пчелы, бабочки).

Подумайте, разное ли будет строение ртов этих насекомых?

Самоанализ

Дата проведения урока: 2019 г.                                                          

Число обучающихся по списку: 11 человек                                 

Предмет: окружающий мир

Ф.И.О. учителя: Ануфриева Ирина Сергеевна

Тема урока: « Особенности строения насекомых».

Цель урока: Познакомится с особенностями строения насекомых,  выявить общие и отличительные признаки насекомых.

Задачи:

Предметные: -научить определять насекомое по существенным признакам

Метапредметные:

-Развивать познавательные  УУД ( анализ, сравнение);

- Развивать регулятивные  УУД (оценивание, контроль);

- Развивать коммуникативные УУД ( умения строить речевые высказывания, умения взаимодействовать в группе)

На уроке я использовала:

Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии, игровые приемы.

Методы по источнику  знаний: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Оборудование: программы:  мультимедийная презентация в программе Microsoft PowerPoint, учебник «Окружающий мир» под редакцией Плешакова, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы), памятки.

По типу – это урок изучения нового материала.

Проведённый урок соответствует тематическому планированию Данный урок по теме «Особенности строения насекомых» один в разделе

При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 2 класса: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера.

           Этапы урока:

Для активизации внимания и разнообразия форм работы в основе каждого этапа использовались игровые моменты. Все этапы логично связаны.

1 этап: Актуализация знаний.

 Мотивация деятельности учащихся.

Его цель – Актуализировать то, что учащимся уже известно..  Использовалась загадка

2 этап: Проблематизация.

Цель:  Выявить проблему по данной теме

3 этап: Целеполагание, выстраивание плана работы и критерии оценивания

Цели этого этапа –самостоятельное формулирование  цели и задач урока. Составление плана действия. Формулирование правила.

4 этап: Основной этап урока

Цель:  освоение  новых знаний и применение новых знаний на практике - при помощи учителя, отработка алгоритма выявления признаков насекомых

5 этап: Самостоятельная работа. Работа индивидуальная, потом групповая.

Цель: научить учащихся алгоритму нахождения существенных и несущественных признаков. Была использована технология «Критического мышления»

6 этап:  Самостоятельная работа.

Цель: проверка уровня сформированности знаний полученных за урок.

7  этап. Рефлексия и оценивание

Цель этапа – подведение итогов работы. Формулирование оценочных выводов и обобщений.

8. этап.  Определение перспективы.

Цель:  выявление вопросов, которые остались, а у слабых учащихся определения дополнительных заданий для успешного усвоения темы.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах урока использовала красочную компьютерную презентацию, памятку и карточки, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету, развивать их воображение, внимание, память.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно.  Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.

Цели в течение урока были достигнуты.

Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.

Труд детей был оценён, были выставлены  положительные отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 1-й "Бережем природу"

Занятие из цикла "50 уроков мудрости". Цель  занятия - формирование духовно-нравственных качеств, детей старшего дошкольного возраста....

План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 2-й "Дружба"

Занятие из цикла "50 уроков доброты". Цель занятия -  духовно- нравственное воспитание....

План-конспект занятия "Уроки доброты" Урок 3-й "Благодарность"

Занятие из цикла "50 уроков доброты". Цель занятия - духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного влзраста....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе тема: «Мир насекомых»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  основная общеобразовательная школа №20 города Новокуйбышевск городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение...

План-конспект НОД по Художественно-Эстетическому развитию. Лексическая тема « Насекомые» (Средняя группа)

План-конспект НОД по Художественно-Эстетическому развитию.Лексическая тема « Насекомые»(Средняя группа)Тема художественно-эстетического развития: аппликация из кругов «Божия коровка»Задачи:«Познавател...

План-конспект окружающий мир в первой младшей группе. Тема: «Насекомые вокруг нас»

Цель. Формировать у детей представление о насекомых.Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое...

План конспект по ФЭМП в подготовительной группе на тему: Урок-путешествие в царство Математики»

Цель: Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений;    Задачи:- способствовать закреплению знаний о числах первого десятк...