Рабочая программа по курсу «Ознакомление с мировой культурой» для детей от 6 до 7 лет
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Барышникова Марина Николаевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_natsionalnoy_kulture.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездный»

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

__________

РЕКОМЕНДОВАНО

решением педагогического совета

от «___» __________________ 201__ г.

протокол № __

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________

приказ от «___» ____________ 201__г.

 

Рабочая программа

по ознакомлению с мировой культурой

в группе общеразвивающей направленности №  10 « Кассиопея» для детей  5-6  лет

Сведения о разработчиках:

Барышникова М.Н. воспитатель 1 кв. категории.

2018\2019 учебный год

Тамбов

Пояснительная записка

Рабочая программа в области «Познавательное развитие» для детей 5-6 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:

  • основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;
  • основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный»;
  • программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой
  • Программа  Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой «Развитие у детей представлений об истории и культуре»;
  • Актуальность
  • Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки.
  • Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.
  • К сожалению, практика показывает, что никто не знает, во что превращается большой объем информации из разных источников в голове маленьких детей. Обрывки фактов, даты, странные имена типа Мефодий перемешиваются с потоком информации из телевизора, книжек и компьютерных игр и порой превращаются в настоящую альтернативную историю древнего и настоящего мира.
  • Очень важно, что первостепенными принципами обучения и воспитания детей в детском саду являются: целостность, системность, последовательность, связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, опережение (создание зоны опережающего развития), при этом используется технология "погружения" в историю как среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка.

Проблема:

  • исторические и культурологические сведения подаются детям недостаточно разнообразно, часто без учета имеющегося исторического опыта;
  • не в полной мере используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с историей и культурой народов мира;
  • в методических пособиях часто описание культуры и быта древнего народа не находит продолжения в описании современного мира, что создает отрывочное представление о данной культуре у детей;
  • отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды в детском саду.

Таким образом,  для ребенка приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.

Поиск решения проблем привел к необходимости вывести ведущей идею данной программы: "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ".

  •  Цель программы –развитие устойчивого интереса к познанию русской истории и воспитание уважительного отношения к культуре других народов.

Задачи:

  1. Познакомить детей с народами – соседями России
  2. Дать представления об особенностях жизни человека, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей разных национальностей
  3. Познакомить с традиционными занятиями данного народа. Дать представление о религии и культуре данного народа.
  4. Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
  5. Учить доброжелательно относиться к окружающим, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
  6. Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.

Особенности психологического облика современных детей дошкольного возраста:

  • разрозненный неорганизованный опыт общения с историей и искусством;
  • преобладание роли зрелищно–событийных ощущений;
  • склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм с греч. – наслаждение);
  • потребность к смене эмоциональных состояний;
  • склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с историческими персонажами и персонажами произведений искусства);
  • регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения и образы.

Отсюда вытекают целевые ориентиры:

Дети знакомы с природой и климатом изучаемой страны, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешнем виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в месяц

Длительность образовательных ситуаций в неделю

Форма организации образовательного процесса

18

2

25 мин

групповая

                                                                                       Учебно-тематический план.

№ п/п

Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе

Объем

учебной нагрузки (часы)

1.2.

Наша Родина Россия.

2

3.4.

Тамбов старинный и современный

2

5

Мордва

1

6

 Татары

1

7

Башкиры

1

8

Казахстан

1

9

Север. Ханты-манси.

1

10

Камчатка. Коряки

1

11.

Украина

1

12.

Белоруссия

1

13.

Северный Кавказ

1

14.

Дагестан

1

15.

Чечня

1

16

Армения

1

17

Цыгане

1

18

Итоговое занятие

1

                               Расширенное комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с мировой культурой

№ пп

Дата

Организованная образовательная деятельность

Методическое обеспечение

Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности

 10 группа

2 группа

6 группа

Темы организованной образовательной деятельности

Программные задачи

1

10.09.2018

Россия-многонациональная  страна.

Формирование представлений о расположении России на карте; формирование чувства гордости за свою Родину Знакомство с понятием «Родина», «малая родина», углубление знаний о России, основных народах, проживающих на территории (русские, татары, мордва)

Рисование «Российская символика»

2

24.09.2018

Наша Родина Россия

Формирование представлений о расположении России на карте; формирование чувства гордости за свою Родину

Чтение З.Александрова «Родина»

Аппликация «Русская беоезка»

3

08.10.2018

Тамбов старинный

Формировать представления о прошлом нашего города, расширять представления о происхождении города, воспитывать патриотические чувства

Чтение сказа «Цна и Студенец»

Аппликация «Герб г. Тамбова»

4

22.10.2018

Тамбов современный

Закреплять знания о современном городе,  его достопримечательностях, закреплять знания о символике.

Д/и «Опиши, мы угадаем»

Презентация «Достопримечательности Тамбова»

5

19.11.2018

«Знакомство с татарской культурой»

Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине;

Познакомить с культурой и традициями татарского народа, особенностями национального костюма.

Раскрашивание «Национальный татарский костюм»

Лепка «Чак-чак»

6

03.12.2018

 «Культура и традиции мордовского народа»

Воспитывать любовь к своей Родине; формировать представление о России как о многонациональной стране, формировать представления о мордовском   национальном костюме, традициях; воспитывать уважение к людям других национальностей.  Продолжать знакомить детей с традициями, обрядами и праздниками народов, проживающих на территории Мордовии;

Рисование «Панара» (рубаха Просмотр мультфильма –мордовская сказка «Кургораш»

7

17.12.2018

Народы России. Башкиры

Познакомить с народом Башкирии,  с историей башкирского народа, с местом их проживания – Урал,  с основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, сбор меда),  с особенностями жилища (юрта).  Расширить представления детей о быте и традициях башкирского народа,  приобщать детей  к башкирской национальной культуре.                                                                                                  Познакомить детей с башкирской женской национальной одеждой, с национальными музыкальными инструментами

Сказки «Сказ о курае»,  «Лиса-сирота»,

Чтение легенды о происхождении башкир;

Презентация «предметы быта башкир»

8

21.01.2019

  «Путешествие в Казахстан»                            

расширить знания детей  о Казахстане,   о столице Казахстана – Астане,

О государственной символике РК. Формировать знания детей о казахском народе, о национальной культуре,  обычаях, играх.

Воспитывать толерантность и дружбу между народами, уважение к  народным традициям.

Раскрашивание кукол в казахском костюме.

9

04.02.2019

Знакомство с жизнью коренных народов Севера- ханты-манси.

  Формировать представления о своеобразии жизни коренных жителей края ханты и манси, ненцы, о богатстве родной природы.

 Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Раскраски: Хантыйский костюм;  Чтение хантыйских сказок: «Карты с золотом», «Мышка и лось»

10

018.0.2019

 Народы Камчатки

«Путешествие к корякам»

формировать знания детей о культуре и быте коренных малочисленных

народов Севера Камчатки – коряков.

- Закрепить знания детей в названии коренных малочисленных народностей –

коряки, ительмены, эвены, чукчи;

- Дать знания о своеобразии жизни коряков: жилища, национальной одежды, труде;

Конструирование «Чум»

Корякская сказка

Просмотр

11

04.03.2019

 Традиции  и обряды украинского народа

Формировать знания об Украине, как независимом государстве с богатым культурным наследием, своими традициями Ознакомление с культурой, традициями ,  обычаями и праздниками  украинского народа .воспитывать патриотические чувства;

Слушание украинских песен.

Аппликация «Плетень»

Подвижная игра «Казаки»

Просмотр мульфильмов «Жил-был пес», «Колосок».

12

018.03.2019

 «Традиции и обычаи белорусского народа»

Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.

Познакомить с  Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда, кушанья, промысел.  

Познакомить с символикой этой страны: флаг, гимн, герб; главным городом – Минском.  

Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.

Белорусские подвижные игра «Заплетися, плетень». 

Чтение белорусских народных сказок «Лёгкий хлеб», «Пых», «Мена», .

13

01.04.2019

Путешествие по Северному Кавказу

Расширять представления детей о народах, проживающих на Северном Кавказе,  познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа;  расширять круг знаний детей о традициях, обычаях, укладе жизни народов Северного Кавказа; формировать способность к познанию костюма народов, населяющих Северный Кавказ.  Воспитывать уважение к людям разных национальностей, стремление жить  в мире и дружбе со всеми народами.  

 Лепка из соленого теста «Лаваш» Рассматривание картин иллюстраций, предметов, изделий народного творчества. Народов Кавказа.

14

15.04.2019

Знакомство с республикой Дагестан

Дать понятие о том, что человек – это главное богатство нашей страны. Обогатить и закрепить знания о республике Дагестан, о ее природных богатствах; воспитание чувства патриотизма,  познакомить с символикой Республики Дагестан.

 Раскрашивание дагестанского ковра

Просмотр мультфильмов – сказки Дагестана  «Храбрый козлик»,  «Синяя птица,» к «Кюка»,

15

29.04.2019

Наши друзья - чеченцы

 Формирование культуры толерантности.  Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре.  Воспитание уважения к языку, традициям, обычаям к народу Чечни.

 Просмотр видео- чечнские танцы»

Аппликация «Украсим кортали»

16

06.05.2019

Армения

Расширить знания детей о национальностях, живущих рядом.

Развить познавательный интерес к людям разных национальностей, к их

традициям и обычаям. Воспитание уважительных чувств и чувств толерантности не только к друзьям и близким, но и ко всем окружающим людям. Знакомство детей с народными играми разных национальностей, понимание их значимости и смысла.

Просмотр видео «Горы и природа Армении»

Мультфильмы- армянские сказки

17

20.05.2019

 Культура и обычаи цыганского народа

Познакомить  с обычаями и  традициями цыганского народа;  вызвать толерантное отношение детей разных национальностей  друг к другу и к другим национальностям.

Воспитание чувства гордости за национальную культуру цыганского народа;

Просмотр мультфильма «Когда то мы были птицами» - цыганская притча.

Просмотр видео «Цыганские песни и танцы»

18

Итоговое занятие

В

В группах создается развивающая предметно-пространственная  среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:

  1. островок "лента времени", интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее),
  2. дидактические игры с культурно - историческим содержанием,
  3. оборудование для национальных подвижных игр,
  4. мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).
  5. аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).
  6. костюмерная, отражающая элементы национальной одежды, костюмы для драматизаций и сюжетно-ролевых игр.

Перечень информационных источников, необходимых для реализации данной парциальной программы

  1. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов.
  2. Князева О.П., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Комарова Т. С. Дети в мире творчества.
  3. Комарова Т. С, Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве..
  4. Курочкина Н.А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством
  5. История вещей, традиций, обычаев
  6. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей.
  7. Ильин М. Сто тысяч почему
  8. Матъе М., Рубинштейн Р. День египетского мальчика. Кари, ученик художника. Глиняный конверт: Исторические повести..
  9. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В.Смирницкой.
  10. Научно-популярные издания для детей
  11. Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ..
  12. Иллюстрированная мировая история (греки, римляне, викинги, славяне, ранние цивилизации). Штрихи времени (города, одежда, жилище, пища, спорт, развлечения, изобретения, путешествия, транспорт и др.) / Пер. с англ..
  13. Как бы ты жил (в Древнем Риме, среди ацтеков, в Древнем Египте) / Пер. с англ.
  14. Мифология
  15. Библейские повествования
  16. Боги и герои.
  17. Мифы Древней Греции.
  18. Мифы и сказки древнего Египта.
  19. Мифы древних славян.
  20. Мифы народов мира. Энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ознакомление с мировой культурой"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста...

Отчет по теме самообразования «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».

Отчет по теме самообразования "Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников"...

Программа по ознакомлению с мировой культурой для старшего возраста

Программа  по ознакомлению с мировой культурой в старшей группе детского сада. Дети знакомятся с культурой народов, населяющих Россию....

Рабочая программа по образовательной области " Познавательное развитие" по курсу «Национальный калейдоскоп» (ознакомление с русской культурой) для детей от 4 до 5 лет на 2019 /2020 учебный год

Цель программы  состоит  в приобщении детей ко всем видам национального искусства  русского народа – от архитектуры до живописи, от  хороводной  игры  до театра и м...

Рабочая программа по курсу "Ознакомление с мировой культурой" для детей 6-7 лет.

Рабочая программапо ознакомлению с мировой культурой в группе общеразвивающей направленности №  _2__ « Галактика » для детей  6-7 лет.  Све...

Итоговое мероприятие по курсу «Ознакомление с мировой культурой»

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа....