Отчет по теме самообразования «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».
методическая разработка (подготовительная группа)

Барышникова Марина Николаевна

Отчет по теме самообразования "Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_podg._gr.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет  по  теме  самообразования  «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».

В течение 2018 – 2019  учебного года  я работала над темой самообразования «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».

Актуальность

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования прописано: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыком уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Цели воспитания толерантности:

•        формирование основ толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста;

•        воспитание  потребности и готовности к  взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

•        повысить собственную компетентность в решении задач, связанных с воспитанием толерантности у детей старшего дошкольного возраста;

•        изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;

•        формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

•        воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности;

•        воспитывать уважение и любовь к своей многонациональной Родине;

•        создать условия для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста;

•        развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию;

•        обеспечить единое образовательное пространство, формирования у детей толерантности в педагогическом  процессе.

В течение учебного года я проделала следующую работу:

1.Провела  анализ литературы и имеющегося опыта по проблеме;

2.Разработала  планирование по теме опыта работы,

3.Создала подборку дополнительного исторического материала;

4. Сделала подборку  базовых конспектов занятий.

5.Определила  пути взаимодействия со специалистами д/сада (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, инструктором по танцам).

6.Изучила эффективность внедрения технологии "погружения" с точки зрения привлечения детей дошкольного возраста к культуре народов разных стран.

7.Внедрила в практику работы с дошкольниками технологию "эмоционального погружения в историю";

8.Разработала  план по внедрению технологии "погружения" в историю и культуру разных народов, ее последовательные этапы.

                                                 Учебно-тематический план.

№ п/п

Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе

Объем

учебной нагрузки (часы)

1.

Народы мира. Знакомство с политической картой мира. Прошлое и настоящее народов ( источники изучения жизни народов в разные эпохи)

1

2.

Что такое музей. Какие бывают музеи. Виртуальный музей. Почему вещи попадают в музей.  Вещь как отражение человека.  

1

3.

Лента времени.  Путешествие по ленте времени от древности до наших дней.

1

4.

Первобытный человек. Как человек стал создавать культуру.

1

5.

Жизнь и культура древних славян.

1

6.

 Основание Москвы. Москва – столица России.

1

7.

Эпоха Петра 1.

1

8.

Культура древнего и современного Египта.

1

9.

Культура древней Индии.

1

10.

Современная Индия.

1

11.

Культура древнего  Китая.

1

12.

Современный Китай.

1

13.

Античная культура древней Греции.

1

14.

Современная Греция.

1

15.

Древний Рим.

1

16.

Современная Италия.

1

17.

Сохранение культуры на протяжении веков. Индейцы .

1

18.

Современная Америка

1

При организации работы  использовала  приемы:

познание культурно- исторических сведений через систему "круга знаний", которое позволяет детям выбрать разные источники получения знаний:

компьютер(Point-презентации культур разных стран, компьютерные развивающие программы);

библиотека группы, детского сада, (литературно- художественные источники, энциклопедии);

развивающая среда группы;

телевизор + видеомагнитофон (подборки исторических мультфильмов, видео энциклопедий, DVD обучающих фильмов, программ);

музыкальный центр (прослушивание аудио записей музыки разных стран),

привлечение сотрудников детского сада как источников знаний (инструктор по физкультуре - игры народов мира, музыкальный руководитель -, песни и музыка  народов мира, инструктор по танцам- танцы народов мира,).

использование детьми полученных знаний в игровой, художественно-творческой деятельности;

 Работа  была построена в соответствии с психологическими особенностями ребенка. Непринужденная форма проведения развивающих занятий помогала заинтересовать детей и поддерживать устойчивый интерес на протяжении всего занятия.

Культура России легла в основу для развития исторических представлений  у дошкольников.

Культура американских индейцев. Огромный интерес вывали  у ребят люди другой расы, живущие на другом континенте, имеющие другое мировоззрение, другие обычаи, но так похожие своей непосредственностью на детей. Игра "в индейцев", наиболее полно отвечает потребности дошкольников в сенсорном, двигательном и эмоциональном накоплении опыта.

Античность. Без элементарных знаний античной культуры невозможно говорить о культуре вообще. В работе использовалось то, что является символами античности.

В культуре Древнего Египта очень интересовали детей пирамиды как одно из чудес света, фараоны и мумии. Доступным для дошкольников эта тема помогала сделать игровая форма подачи, использование обширной коллекции DVD- мультипликационных фильмов (« Коля, оля и Архимед», Мифы Древней Греции» и др. ) видеозаписей, компьютерных развивающих игр, презентации «Культура Древнего Рима», Культура Древнего Китая и Древне Индии» и др.

Индия, Китай - колыбель восточной культуры. Россия и Китай граничат друг с другом, народы общаются более тесно и все лучше узнают о культуре и искусстве друг друга.

Все это способствовало  решению следующих задач:

Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира;

Дать представление об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителем изучаемой эпохи;

Познакомить с традиционными занятиями данного народа;

Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности;

Формы организации деятельности:

интеграция программного содержания занятий из данной системы работы в занятия познавательного, речевого, художественно- творческого цикла;

совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы);дидактические игры, развивающие представления детей о культуре и быте народов мира, понимание слов, отражающих представления о русской культуре, подвижные игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, умение управлять своими движениями;

настольно-печатные игры с историческим содержанием позволяют вывести ребенка на уровень символического замещения, что способствовало  дальнейшему развитию речевого мышления.

Тематический план работы.

Развитие представлений происходило  и через игровые занятия, где дети постепенно развивали  представления о культуре, быте народов мира. Закрепление шло в течение недели, ежедневно в одном из видов детской деятельности (художественно- творческая, игровая, речевая, исследовательская) с учетом перспективного плана занятий и необходимой индивидуальной работы. Тема прослеживается в течение месяца от занятия к занятию на разном уровне сложности, по принципу "от простого к сложному".

В группе создана  развивающая среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:

островок "лента времени", интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее,

мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).

аудио и видео  записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).

Работа с родителями.

В начале учебного года на родительском собрании я рассказала родителям о предстоящей работе по ознакомлению детей с мировой культурой. Результатом было организация   в  группе  мини-музея «Древняя Греция и Древний Рим от древности до современности.»  в группе №11 и Мини- музея «Путешествие в Китай» в группе №3.

Результаты работы

В процессе обучения и воспитания детей отслеживались результаты роста уровня сформированности умений и навыков. Дети познакомились с природой и климатом изучаемой страны, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешнем виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее. Всей системой своей работы, развиваю познавательную и речевую активность детей, речевое общение между сверстниками, взрослыми.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как технологии "погружения» активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Результатом моей работы стало:

1.Создание мини-музеев «Знакомство с Китаем», «Древняя Греция и Древний Рим от древности до современности» в группах.

2.Проведение открытых мероприятий для родителей:

«Путешествие в Китай»

«Путешествие в Грецию и Италию»

3. Изготовление панно «Река времени».

4.Проведение мастер класса для педагогов « Путешествие по «реке времени»: история возникновения осветительных приборов».

5.Участие во Всероссийском педагогическом   конкурсе «Методическая разработка по ФГОС» на  образовательном портале «Профипед.»- 1 место.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной,  поэтому я себя я поставила цель на будущее продолжать работу  по этой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеобразовательный проект "Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа"

Проект направлен на воспитание у дошкольников терпимости, уважения к себе и другим в условиях многонациональной культурной среды. Его актуальность обусловлена тем, что проблема воспитания социокультур...

Презентация "Ознакомление с мировой культурой"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста...

Программа по ознакомлению с мировой культурой для старшего возраста

Программа  по ознакомлению с мировой культурой в старшей группе детского сада. Дети знакомятся с культурой народов, населяющих Россию....

Рабочая программа по курсу "Ознакомление с мировой культурой" для детей 6-7 лет.

Рабочая программапо ознакомлению с мировой культурой в группе общеразвивающей направленности №  _2__ « Галактика » для детей  6-7 лет.  Све...

Итоговое мероприятие по курсу «Ознакомление с мировой культурой»

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа....