Отчет по теме самообразования «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».
методическая разработка (подготовительная группа)
Отчет по теме самообразования "Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_podg._gr.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».
В течение 2018 – 2019 учебного года я работала над темой самообразования «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».
Актуальность
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования прописано: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыком уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Цели воспитания толерантности:
• формирование основ толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста;
• воспитание потребности и готовности к взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
• повысить собственную компетентность в решении задач, связанных с воспитанием толерантности у детей старшего дошкольного возраста;
• изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;
• формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
• воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности;
• воспитывать уважение и любовь к своей многонациональной Родине;
• создать условия для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста;
• развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию;
• обеспечить единое образовательное пространство, формирования у детей толерантности в педагогическом процессе.
В течение учебного года я проделала следующую работу:
1.Провела анализ литературы и имеющегося опыта по проблеме;
2.Разработала планирование по теме опыта работы,
3.Создала подборку дополнительного исторического материала;
4. Сделала подборку базовых конспектов занятий.
5.Определила пути взаимодействия со специалистами д/сада (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, инструктором по танцам).
6.Изучила эффективность внедрения технологии "погружения" с точки зрения привлечения детей дошкольного возраста к культуре народов разных стран.
7.Внедрила в практику работы с дошкольниками технологию "эмоционального погружения в историю";
8.Разработала план по внедрению технологии "погружения" в историю и культуру разных народов, ее последовательные этапы.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
1. | Народы мира. Знакомство с политической картой мира. Прошлое и настоящее народов ( источники изучения жизни народов в разные эпохи) | 1 |
2. | Что такое музей. Какие бывают музеи. Виртуальный музей. Почему вещи попадают в музей. Вещь как отражение человека. | 1 |
3. | Лента времени. Путешествие по ленте времени от древности до наших дней. | 1 |
4. | Первобытный человек. Как человек стал создавать культуру. | 1 |
5. | Жизнь и культура древних славян. | 1 |
6. | Основание Москвы. Москва – столица России. | 1 |
7. | Эпоха Петра 1. | 1 |
8. | Культура древнего и современного Египта. | 1 |
9. | Культура древней Индии. | 1 |
10. | Современная Индия. | 1 |
11. | Культура древнего Китая. | 1 |
12. | Современный Китай. | 1 |
13. | Античная культура древней Греции. | 1 |
14. | Современная Греция. | 1 |
15. | Древний Рим. | 1 |
16. | Современная Италия. | 1 |
17. | Сохранение культуры на протяжении веков. Индейцы . | 1 |
18. | Современная Америка | 1 |
При организации работы использовала приемы:
познание культурно- исторических сведений через систему "круга знаний", которое позволяет детям выбрать разные источники получения знаний:
компьютер(Point-презентации культур разных стран, компьютерные развивающие программы);
библиотека группы, детского сада, (литературно- художественные источники, энциклопедии);
развивающая среда группы;
телевизор + видеомагнитофон (подборки исторических мультфильмов, видео энциклопедий, DVD обучающих фильмов, программ);
музыкальный центр (прослушивание аудио записей музыки разных стран),
привлечение сотрудников детского сада как источников знаний (инструктор по физкультуре - игры народов мира, музыкальный руководитель -, песни и музыка народов мира, инструктор по танцам- танцы народов мира,).
использование детьми полученных знаний в игровой, художественно-творческой деятельности;
Работа была построена в соответствии с психологическими особенностями ребенка. Непринужденная форма проведения развивающих занятий помогала заинтересовать детей и поддерживать устойчивый интерес на протяжении всего занятия.
Культура России легла в основу для развития исторических представлений у дошкольников.
Культура американских индейцев. Огромный интерес вывали у ребят люди другой расы, живущие на другом континенте, имеющие другое мировоззрение, другие обычаи, но так похожие своей непосредственностью на детей. Игра "в индейцев", наиболее полно отвечает потребности дошкольников в сенсорном, двигательном и эмоциональном накоплении опыта.
Античность. Без элементарных знаний античной культуры невозможно говорить о культуре вообще. В работе использовалось то, что является символами античности.
В культуре Древнего Египта очень интересовали детей пирамиды как одно из чудес света, фараоны и мумии. Доступным для дошкольников эта тема помогала сделать игровая форма подачи, использование обширной коллекции DVD- мультипликационных фильмов (« Коля, оля и Архимед», Мифы Древней Греции» и др. ) видеозаписей, компьютерных развивающих игр, презентации «Культура Древнего Рима», Культура Древнего Китая и Древне Индии» и др.
Индия, Китай - колыбель восточной культуры. Россия и Китай граничат друг с другом, народы общаются более тесно и все лучше узнают о культуре и искусстве друг друга.
Все это способствовало решению следующих задач:
Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира;
Дать представление об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителем изучаемой эпохи;
Познакомить с традиционными занятиями данного народа;
Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности;
Формы организации деятельности:
интеграция программного содержания занятий из данной системы работы в занятия познавательного, речевого, художественно- творческого цикла;
совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы);дидактические игры, развивающие представления детей о культуре и быте народов мира, понимание слов, отражающих представления о русской культуре, подвижные игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, умение управлять своими движениями;
настольно-печатные игры с историческим содержанием позволяют вывести ребенка на уровень символического замещения, что способствовало дальнейшему развитию речевого мышления.
Тематический план работы.
Развитие представлений происходило и через игровые занятия, где дети постепенно развивали представления о культуре, быте народов мира. Закрепление шло в течение недели, ежедневно в одном из видов детской деятельности (художественно- творческая, игровая, речевая, исследовательская) с учетом перспективного плана занятий и необходимой индивидуальной работы. Тема прослеживается в течение месяца от занятия к занятию на разном уровне сложности, по принципу "от простого к сложному".
В группе создана развивающая среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:
островок "лента времени", интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее,
мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).
аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).
Работа с родителями.
В начале учебного года на родительском собрании я рассказала родителям о предстоящей работе по ознакомлению детей с мировой культурой. Результатом было организация в группе мини-музея «Древняя Греция и Древний Рим от древности до современности.» в группе №11 и Мини- музея «Путешествие в Китай» в группе №3.
Результаты работы
В процессе обучения и воспитания детей отслеживались результаты роста уровня сформированности умений и навыков. Дети познакомились с природой и климатом изучаемой страны, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешнем виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее. Всей системой своей работы, развиваю познавательную и речевую активность детей, речевое общение между сверстниками, взрослыми.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как технологии "погружения» активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Результатом моей работы стало:
1.Создание мини-музеев «Знакомство с Китаем», «Древняя Греция и Древний Рим от древности до современности» в группах.
2.Проведение открытых мероприятий для родителей:
«Путешествие в Китай»
«Путешествие в Грецию и Италию»
3. Изготовление панно «Река времени».
4.Проведение мастер класса для педагогов « Путешествие по «реке времени»: история возникновения осветительных приборов».
5.Участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Методическая разработка по ФГОС» на образовательном портале «Профипед.»- 1 место.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, поэтому я себя я поставила цель на будущее продолжать работу по этой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеобразовательный проект "Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа"
Проект направлен на воспитание у дошкольников терпимости, уважения к себе и другим в условиях многонациональной культурной среды. Его актуальность обусловлена тем, что проблема воспитания социокультур...
Презентация "Ознакомление с мировой культурой"
Презентация для детей старшего дошкольного возраста...
Программа по ознакомлению с мировой культурой для старшего возраста
Программа по ознакомлению с мировой культурой в старшей группе детского сада. Дети знакомятся с культурой народов, населяющих Россию....
Рабочая программа по курсу "Ознакомление с мировой культурой" для детей 6-7 лет.
Рабочая программапо ознакомлению с мировой культурой в группе общеразвивающей направленности № _2__ « Галактика » для детей 6-7 лет. Све...
Итоговое мероприятие по курсу «Ознакомление с мировой культурой»
Продолжать знакомить детей с традициями русского народа....