Главные вкладки

    Отчет по теме самообразования «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Барышникова Марина Николаевна

    Отчет по теме самообразования "Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_podg._gr.docx26.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отчет  по  теме  самообразования  «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».

    В течение 2018 – 2019  учебного года  я работала над темой самообразования «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».

    Актуальность

    Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования прописано: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыком уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

    Цели воспитания толерантности:

    •        формирование основ толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста;

    •        воспитание  потребности и готовности к  взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов.

    Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

    •        повысить собственную компетентность в решении задач, связанных с воспитанием толерантности у детей старшего дошкольного возраста;

    •        изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста;

    •        формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

    •        воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности;

    •        воспитывать уважение и любовь к своей многонациональной Родине;

    •        создать условия для развития толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста;

    •        развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию;

    •        обеспечить единое образовательное пространство, формирования у детей толерантности в педагогическом  процессе.

    В течение учебного года я проделала следующую работу:

    1.Провела  анализ литературы и имеющегося опыта по проблеме;

    2.Разработала  планирование по теме опыта работы,

    3.Создала подборку дополнительного исторического материала;

    4. Сделала подборку  базовых конспектов занятий.

    5.Определила  пути взаимодействия со специалистами д/сада (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, инструктором по танцам).

    6.Изучила эффективность внедрения технологии "погружения" с точки зрения привлечения детей дошкольного возраста к культуре народов разных стран.

    7.Внедрила в практику работы с дошкольниками технологию "эмоционального погружения в историю";

    8.Разработала  план по внедрению технологии "погружения" в историю и культуру разных народов, ее последовательные этапы.

                                                     Учебно-тематический план.

    № п/п

    Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе

    Объем

    учебной нагрузки (часы)

    1.

    Народы мира. Знакомство с политической картой мира. Прошлое и настоящее народов ( источники изучения жизни народов в разные эпохи)

    1

    2.

    Что такое музей. Какие бывают музеи. Виртуальный музей. Почему вещи попадают в музей.  Вещь как отражение человека.  

    1

    3.

    Лента времени.  Путешествие по ленте времени от древности до наших дней.

    1

    4.

    Первобытный человек. Как человек стал создавать культуру.

    1

    5.

    Жизнь и культура древних славян.

    1

    6.

     Основание Москвы. Москва – столица России.

    1

    7.

    Эпоха Петра 1.

    1

    8.

    Культура древнего и современного Египта.

    1

    9.

    Культура древней Индии.

    1

    10.

    Современная Индия.

    1

    11.

    Культура древнего  Китая.

    1

    12.

    Современный Китай.

    1

    13.

    Античная культура древней Греции.

    1

    14.

    Современная Греция.

    1

    15.

    Древний Рим.

    1

    16.

    Современная Италия.

    1

    17.

    Сохранение культуры на протяжении веков. Индейцы .

    1

    18.

    Современная Америка

    1

    При организации работы  использовала  приемы:

    познание культурно- исторических сведений через систему "круга знаний", которое позволяет детям выбрать разные источники получения знаний:

    компьютер(Point-презентации культур разных стран, компьютерные развивающие программы);

    библиотека группы, детского сада, (литературно- художественные источники, энциклопедии);

    развивающая среда группы;

    телевизор + видеомагнитофон (подборки исторических мультфильмов, видео энциклопедий, DVD обучающих фильмов, программ);

    музыкальный центр (прослушивание аудио записей музыки разных стран),

    привлечение сотрудников детского сада как источников знаний (инструктор по физкультуре - игры народов мира, музыкальный руководитель -, песни и музыка  народов мира, инструктор по танцам- танцы народов мира,).

    использование детьми полученных знаний в игровой, художественно-творческой деятельности;

     Работа  была построена в соответствии с психологическими особенностями ребенка. Непринужденная форма проведения развивающих занятий помогала заинтересовать детей и поддерживать устойчивый интерес на протяжении всего занятия.

    Культура России легла в основу для развития исторических представлений  у дошкольников.

    Культура американских индейцев. Огромный интерес вывали  у ребят люди другой расы, живущие на другом континенте, имеющие другое мировоззрение, другие обычаи, но так похожие своей непосредственностью на детей. Игра "в индейцев", наиболее полно отвечает потребности дошкольников в сенсорном, двигательном и эмоциональном накоплении опыта.

    Античность. Без элементарных знаний античной культуры невозможно говорить о культуре вообще. В работе использовалось то, что является символами античности.

    В культуре Древнего Египта очень интересовали детей пирамиды как одно из чудес света, фараоны и мумии. Доступным для дошкольников эта тема помогала сделать игровая форма подачи, использование обширной коллекции DVD- мультипликационных фильмов (« Коля, оля и Архимед», Мифы Древней Греции» и др. ) видеозаписей, компьютерных развивающих игр, презентации «Культура Древнего Рима», Культура Древнего Китая и Древне Индии» и др.

    Индия, Китай - колыбель восточной культуры. Россия и Китай граничат друг с другом, народы общаются более тесно и все лучше узнают о культуре и искусстве друг друга.

    Все это способствовало  решению следующих задач:

    Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира;

    Дать представление об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителем изучаемой эпохи;

    Познакомить с традиционными занятиями данного народа;

    Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности;

    Формы организации деятельности:

    интеграция программного содержания занятий из данной системы работы в занятия познавательного, речевого, художественно- творческого цикла;

    совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы);дидактические игры, развивающие представления детей о культуре и быте народов мира, понимание слов, отражающих представления о русской культуре, подвижные игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, умение управлять своими движениями;

    настольно-печатные игры с историческим содержанием позволяют вывести ребенка на уровень символического замещения, что способствовало  дальнейшему развитию речевого мышления.

    Тематический план работы.

    Развитие представлений происходило  и через игровые занятия, где дети постепенно развивали  представления о культуре, быте народов мира. Закрепление шло в течение недели, ежедневно в одном из видов детской деятельности (художественно- творческая, игровая, речевая, исследовательская) с учетом перспективного плана занятий и необходимой индивидуальной работы. Тема прослеживается в течение месяца от занятия к занятию на разном уровне сложности, по принципу "от простого к сложному".

    В группе создана  развивающая среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:

    островок "лента времени", интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее,

    мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).

    аудио и видео  записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).

    Работа с родителями.

    В начале учебного года на родительском собрании я рассказала родителям о предстоящей работе по ознакомлению детей с мировой культурой. Результатом было организация   в  группе  мини-музея «Древняя Греция и Древний Рим от древности до современности.»  в группе №11 и Мини- музея «Путешествие в Китай» в группе №3.

    Результаты работы

    В процессе обучения и воспитания детей отслеживались результаты роста уровня сформированности умений и навыков. Дети познакомились с природой и климатом изучаемой страны, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешнем виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее. Всей системой своей работы, развиваю познавательную и речевую активность детей, речевое общение между сверстниками, взрослыми.

    Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как технологии "погружения» активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

    Результатом моей работы стало:

    1.Создание мини-музеев «Знакомство с Китаем», «Древняя Греция и Древний Рим от древности до современности» в группах.

    2.Проведение открытых мероприятий для родителей:

    «Путешествие в Китай»

    «Путешествие в Грецию и Италию»

    3. Изготовление панно «Река времени».

    4.Проведение мастер класса для педагогов « Путешествие по «реке времени»: история возникновения осветительных приборов».

    5.Участие во Всероссийском педагогическом   конкурсе «Методическая разработка по ФГОС» на  образовательном портале «Профипед.»- 1 место.

    Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной,  поэтому я себя я поставила цель на будущее продолжать работу  по этой теме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Общеобразовательный проект "Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа"

    Проект направлен на воспитание у дошкольников терпимости, уважения к себе и другим в условиях многонациональной культурной среды. Его актуальность обусловлена тем, что проблема воспитания социокультур...

    @Воспитание толерантности через знакомство детей с культурой и традициями хакасского народа».

    В данной работе представлен материал, который содержится  в центре «Родная Хакасия» с целью знакомства детей с традициями национальной культуры хакасского народа.Цель:Стимулировать развитие интер...

    Презентация "Ознакомление с мировой культурой"

    Презентация для детей старшего дошкольного возраста...

    Программа по ознакомлению с мировой культурой для старшего возраста

    Программа  по ознакомлению с мировой культурой в старшей группе детского сада. Дети знакомятся с культурой народов, населяющих Россию....

    Рабочая программа по курсу "Ознакомление с мировой культурой" для детей 6-7 лет.

    Рабочая программапо ознакомлению с мировой культурой в группе общеразвивающей направленности №  _2__ « Галактика » для детей  6-7 лет.  Све...