Общеобразовательный проект "Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа"
проект (средняя группа) на тему
Проект направлен на воспитание у дошкольников терпимости, уважения к себе и другим в условиях многонациональной культурной среды. Его актуальность обусловлена тем, что проблема воспитания социокультурной толерантности - приоритетный вопрос системы российского образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательный проект «Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа»
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Лямбирского муниципального района РМ
Образовательный проект
«Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа»
Подготовили:
Воспитатели: Акимова А.Н., Синдянкина Н.А.
Лямбирь 2014 г.
Воспитание социальной толерантности у детей.
Актуальность
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде, поэтому воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, может помочь дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и к другим в дошкольном детстве способствует толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.
Проблема воспитания социокультурной толерантности в условиях нестабильности общества – приоритетный вопрос системы российского образования. Еще Л.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождение ее в социум. Следовательно, система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должен быть построен как социокультурная субъект – субъектная среда, обусловливающая воспитание у детей толерантности друг к другу.
Толерантность это умение с пониманием относиться к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности. Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов, это единство познавательного эмоционально - нравственного и поведенческого компонентов.
Цели: формирование у детей дошкольного возраста навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса. Воспитания любви к национальной культуре, традициям мордовского народа.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям представления об обычаях и традициях мордовского народа, как об истоке воспитания толерантности.
- создать условия для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
Развивающие:
- развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
- развивать речевые и исполнительские способности.
Воспитательные:
- воспитывать в дошкольниках чувство гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он родился и живет.
- воспитывать уважения к традициям и обычаям мордовского народа.
Проблема:
Перемены, происходящие в нашей стране, привели к тому, что:
- утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
- исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;
- забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;
- девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.
А ведь без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности. Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Гипотеза.
На основе изучения традиций и обычаев мордовского народа формируется толерантные отношения между детьми разных национальностей.
Для эффективного толерантного воспитания детей дошкольного возраста будет создана предметно – развивающая среда.
Новизна
Сегодня во многом судьба страны зависит от судьбы ее образования. Кризис образования во многом связан с тем «нравственным вакуумом», в котором оказалось новое поколение. Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультурной компетенции. Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и воспитания прерванной связи времени, мы пришли к выводу о необходимости приобщения дошкольников к живительному источнику народной мудрости – традициям и обычаям мордовского народа.
В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.
Исследование в области дошкольной педагогики свидетельствует о том, что ничего так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.
Срок - долгосрочный (09.03.2013 – 31.05.2014)
Тип проекта: познавательный.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап
2. Практический этап
3.Заключительный этап.
- Подготовительный этап.
- подбор и изучение научно – методической литературы.
- подбор художественной литературы.
- подбор иллюстративного материала тестирование родителей.
- диагностика детей.
- подготовка конспектов и сценариев, дидактических и пальчиковых игр.
Ожидаемые результаты:
- Подобрана детская литература по ознакомлению детей с мордовскими народными традициями и обычаями.
- В группе созданы условия для ознакомления детей с традициями и обычаями мордовского народа.
- Разработана программа по оказанию профессиональной помощи родителям, воспитателям по вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с обычаями и традициями мордовского народа.
- Практический.
Содержание | Цель | Сроки проведения | Участники | |
| Знакомство детей с мордовской национальной культурой. Познакомить детей с предметами быта и утварью мордовского народа | Сентябрь | дети, воспитатели дети, воспитатели родители, воспитатели | |
| Воспитывать уважения к людям, создавшим красоту мордовского народа Познакомить детей с осенними народными праздниками: «Сексень ши» - праздник урожая «Покров» | Октябрь Октябрь | дети, воспитатели дети, воспитатели родители, воспитатели | |
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание» | Познакомить с мордовской народной игрой, правилами игры. Способствовать заучиванию потешки и её применению в режимных моментах | Ноябрь | дети, воспитатели, физкультурный руководитель дети, воспитатели, родители родители, воспитатели | |
| Помочь детям запомнить колыбельную песню. Воспитывать любовь к своей семье и её традициям | Декабрь | дети, воспитатели, музыкальный руководитель дети, воспитатели | |
| Познакомить детей с зимними народными праздниками: «Святки», «Рождество», «Одие. Новый год» Вызывать интерес к мордовскому народному фольклору. | Январь | дети, воспитатели, родители дети, музыкальный руководитель | |
| Формировать представления детей о покровительницах земли мордовской (Вирь-ава, Ведь – ава, Лудо – ава и т.д.) Продолжать знакомить детей с мордовскими народными сказками. Развивать ловкость, смелость, интерес к народной игре. | Февраль Февраль | дети, воспитатели дети, воспитатели дети, физкультурный руководитель дети, воспитатели, родители | |
| Познакомить детей с народными мифами. Познакомить детей с весенними народными праздниками «Масленица», «Пасха» Воспитывать любовь к искусству и творчеству мордовского народа. | Март Март | дети, воспитатели дети, воспитатели, родители дети, родители | |
| Учить правильно читать скороговорку , развивать тембр речи, дикцию. Развивать интерес к музыкальным – фольклорным играм. | Апрель | дети, воспитатели дети, воспитатели, музыкальный руководитель | |
| Познакомить детей с летними народными праздниками «Троица» Помочь запомнить прибаутку. Знакомить детей с мифологическими персонажами | Май Май | дети, воспитатели, родители дети, воспитатели, родители дети, воспитатели, воспитатели, родители |
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта
- дети будут знать и называть свою малую родину.
- национальность.
- традиции и обычаи мордовского народа.
- использовать в активной речи потешки, считалки, загадки, прибаутки.
- уметь играть в мордовские народные игры.
- будут знать сказки и узнавать сказочных героев в произведениях изобразительного искусства.
- у детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, доброжелательное отношение кдруг другу независимо от национальности, социального статуса.
- Заключительный этап.
1. Фотоальбом.
2. Развлечение с родителями и детьми.
3. Информационные буклеты для родителей.
IV. Методическое обеспечение.
- Демонстрационный и дидактический материал.
- Методическая литература.
- Конспект сценарием, праздников, развлечений.
- Конспект НОД.
Литература:
1. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. (О.В. Бурляева и др. – г. Саранск: Мордовское книжное издательство 2011г.).
2. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем».
3. Мы – Мордва. Саранск. Издательский центр мой МГУ имени Н.П. Огарева 2007г.
4. Древняя Мордва. Саранск. Издательский – центр мой МГУ имени Н.П. Огарева 2007г.
5. Валдоня (светлячок). Программа и методические рекомендации для дошкольных учреждений РМ. Саранск.2001г.
6. Мордовский народ, что нас волнует? – Саранск.1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья
Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа
Хочу представить вашему вниманию презентацию о цикле мероприятий, проведенных мной в подготовительной группе детского сада, направленных на патриотическое воспитание детей через ознакомление с традици...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа
Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к пр...
Работа воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников....
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ.
В статье рассматривается работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с культурой и традициями народов Поволжья...
Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...
Деловая игра к педсовету №3 «Этнокультурное воспитание детей на основе культурно-исторических традиций мордовского народа» на тему: «Знатоки мордовского края»
Данный материал позволит систематизировать знания педагогов о родном крае, повысить их профессиональное мастерство, познавательную активность, пополнить знания по истории, культуре, природе родного кр...