Общеобразовательный проект "Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа"
проект (средняя группа) на тему

Проект направлен на воспитание у дошкольников терпимости, уважения к себе и другим в условиях многонациональной культурной среды. Его актуальность обусловлена тем, что проблема воспитания социокультурной толерантности - приоритетный вопрос системы российского образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общеобразовательный проект «Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа»

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района РМ

Образовательный проект

«Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа»

Подготовили:

Воспитатели: Акимова А.Н., Синдянкина Н.А.

Лямбирь 2014 г.

Воспитание социальной толерантности у детей.

Актуальность

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде, поэтому воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, может помочь  дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и к другим в дошкольном детстве   способствует  толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.

Проблема воспитания социокультурной толерантности в условиях нестабильности общества – приоритетный вопрос системы российского образования. Еще Л.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождение ее в социум. Следовательно, система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должен быть построен как социокультурная субъект – субъектная среда, обусловливающая воспитание у детей толерантности друг к другу.

 Толерантность это умение с пониманием относиться  к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности.  Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов, это единство познавательного эмоционально - нравственного и поведенческого компонентов.

Цели: формирование у детей дошкольного возраста навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса. Воспитания любви к национальной культуре, традициям мордовского народа.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям представления об обычаях и традициях мордовского народа, как об истоке воспитания толерантности.

- создать условия для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

Развивающие:

- развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

- развивать речевые и  исполнительские способности.

Воспитательные:

- воспитывать в дошкольниках чувство гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он родился и живет.

- воспитывать уважения к традициям и обычаям мордовского народа.

  

Проблема:

         Перемены, происходящие в нашей стране, привели к тому, что:

  • утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
  • исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества;
  • забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;
  • девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.

А ведь без памяти – нет традиций,  без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности. Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

Именно народная культура  способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Гипотеза.

 На основе изучения традиций и обычаев мордовского народа формируется   толерантные отношения между детьми разных национальностей.

Для эффективного толерантного воспитания детей дошкольного возраста будет создана   предметно – развивающая среда.

Новизна

Сегодня во многом судьба страны зависит от судьбы ее образования. Кризис образования во многом связан с тем «нравственным вакуумом», в котором оказалось новое поколение. Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультурной компетенции. Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и воспитания прерванной связи времени, мы пришли к выводу о необходимости приобщения дошкольников к живительному источнику народной мудрости – традициям и обычаям мордовского народа.

В традициях национальной культуры дети черпают мордовские нравы, обычаи и мордовский дух свободы и творчества.

Исследование в области дошкольной педагогики свидетельствует о том, что ничего так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный         руководитель.

Срок - долгосрочный (09.03.2013 – 31.05.2014)

Тип проекта: познавательный.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап

2. Практический этап

3.Заключительный этап.

  1. Подготовительный этап.

- подбор и изучение научно – методической литературы.

- подбор художественной литературы.

- подбор иллюстративного материала тестирование родителей.

- диагностика детей.

- подготовка конспектов и сценариев, дидактических и пальчиковых игр.

Ожидаемые  результаты:

  1. Подобрана детская литература по ознакомлению детей с мордовскими народными традициями и обычаями.

  1. В группе   созданы условия для ознакомления детей с традициями и обычаями мордовского народа.

  1. Разработана программа по оказанию профессиональной помощи родителям, воспитателям по вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с обычаями и традициями мордовского народа.

  1. Практический.

Содержание

Цель

Сроки проведения

Участники

  1. Беседа «Народная культура мордвы»

  1. Экскурсия в нацию избу ДОУ

  1. Памятка для родителей «Как воспитать маленького патриота»

Знакомство детей с мордовской национальной культурой.

Познакомить детей с предметами быта и утварью мордовского народа

Сентябрь

дети, воспитатели

дети, воспитатели

родители, воспитатели

  1. Рассматривание куклы в мордовском национальном костюме.

  1. Беседа «Осенние народные праздники»

  1. Сообщение на родительском собрании  «Основы патриатического воспитания дошкольников»

Воспитывать уважения к людям, создавшим красоту мордовского народа

Познакомить детей с осенними народными праздниками: «Сексень ши» - праздник урожая «Покров»

Октябрь

Октябрь

дети, воспитатели

дети, воспитатели

родители, воспитатели

  1. Мордовская народная игра «В зайчиков» «Нумалыэсе» - эрз.

  1. Заучивание потешки «Ай, вцици, ациций»

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание»

Познакомить с мордовской народной игрой, правилами игры.

Способствовать заучиванию потешки и её применению в режимных моментах

Ноябрь

дети, воспитатели, физкультурный руководитель

дети, воспитатели, родители

родители, воспитатели

  1. Заучивание колыбельной песни «Утю – балю, дитятко»

  1. С-р игра «Семья»

  1. Анкетирование «Традиции семейного чтения»

Помочь детям запомнить колыбельную песню.

Воспитывать любовь к своей семье и её традициям

Декабрь

дети, воспитатели, музыкальный руководитель

дети, воспитатели

  1. «Зимние народные праздники»

  1. Слушание эрзянской народной песни «Баю –баю-баю-бай»

Познакомить детей с зимними народными праздниками: «Святки», «Рождество», «Одие. Новый год»

Вызывать интерес к мордовскому народному фольклору.

Январь

дети, воспитатели, родители

дети, музыкальный руководитель

  1. Беседа о богах и сказаниях мордвы.

  1. Рассказывание мордовской сказки «Диль, дильдедынока»

  1. Мордовская народная подвижная игра «В волков», «Верьгизыэсэ»

  1. День именинников (для детей родившихся зимой)

Формировать представления детей о покровительницах земли мордовской (Вирь-ава, Ведь – ава, Лудо – ава и т.д.)

Продолжать знакомить детей с мордовскими народными сказками.

Развивать ловкость, смелость, интерес к народной игре.

Февраль

Февраль

дети, воспитатели

дети, воспитатели

дети, физкультурный руководитель

дети, воспитатели, родители

  1. Знакомство с мифами и их персонажами.

  1. Беседа «Весенние народные праздники»

  1. Посещение кукольного театра «Крошка» с родителями

Познакомить детей с народными мифами.

Познакомить детей с весенними народными праздниками «Масленица», «Пасха»

Воспитывать любовь к искусству и  творчеству мордовского народа.

Март

Март

дети, воспитатели

дети, воспитатели, родители

дети, родители

  1. Разучивание и чтение скороговорки «Митя тей, Митя тов, Митя совасьаксялов»

  1. Музыкально – фольклорная игра «Ручеек»

  1. Сообщение «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

Учить правильно читать скороговорку , развивать тембр речи, дикцию.

Развивать интерес к музыкальным – фольклорным играм.

Апрель

дети, воспитатели

дети, воспитатели, музыкальный руководитель

  1. Беседа «Весенние народные праздники»

  1. Заучивание прибаутки «Лето приди, приди»

  1. Беседа о персонаже «Мода - ава» (богиня плодородия)

  1. Пополнение национального уголка атрибутами «Задание родителям»

Познакомить детей с летними народными праздниками «Троица»

Помочь запомнить прибаутку.

Знакомить детей с мифологическими персонажами

Май

Май

дети, воспитатели, родители

дети, воспитатели, родители

дети, воспитатели,  

воспитатели, родители

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта

- дети будут знать и называть свою малую родину.

- национальность.

- традиции и обычаи мордовского народа.

- использовать в активной речи потешки, считалки, загадки, прибаутки.

- уметь играть в мордовские народные игры.

- будут знать сказки и узнавать сказочных героев в произведениях изобразительного искусства.

- у детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, доброжелательное отношение кдруг другу независимо от национальности, социального статуса.

  1. Заключительный этап.

1. Фотоальбом.

2. Развлечение с родителями и детьми.

3. Информационные буклеты для родителей.

IV. Методическое обеспечение.

  1. Демонстрационный и дидактический материал.
  2. Методическая литература.
  3. Конспект сценарием, праздников, развлечений.
  4. Конспект НОД.

Литература:

1. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. (О.В. Бурляева и др. – г. Саранск: Мордовское книжное издательство 2011г.).

2. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем».

3. Мы – Мордва. Саранск. Издательский  центр мой МГУ имени Н.П. Огарева 2007г.

4. Древняя Мордва. Саранск. Издательский – центр мой МГУ имени Н.П. Огарева 2007г.

5. Валдоня (светлячок). Программа и методические рекомендации для дошкольных учреждений РМ. Саранск.2001г.

6. Мордовский народ, что нас волнует? – Саранск.1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Хочу представить вашему вниманию презентацию о цикле мероприятий, проведенных мной в подготовительной группе детского сада, направленных на патриотическое воспитание детей через ознакомление с традици...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к пр...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ.

В статье рассматривается работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с культурой и традициями народов Поволжья...

Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...

Деловая игра к педсовету №3 «Этнокультурное воспитание детей на основе культурно-исторических традиций мордовского народа» на тему: «Знатоки мордовского края»

Данный материал позволит систематизировать знания педагогов о родном крае, повысить их профессиональное мастерство, познавательную активность, пополнить знания по истории, культуре, природе родного кр...