Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа
проект (младшая группа) на тему

Хевсокова Татьяна Ивановна

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Метод проекта наиболее приемлем, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kray_nash_rodnoy.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 п.Мичуринского муниципальное образование

Успенский район

Разработчик проекта:

Хевсокова Татьяна Ивановна,

воспитатель

МБДОУ д/с №17 п.Мичуринский

Муниципальное образование

Успенский район

п. Мичуринский 2014г.

Аннотация:

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Метод проекта наиболее приемлем, так как позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа»

Основные разработчики проекта

Хевсокова Татьяна Ивановна, воспитатель МБДОУ д/с №17

Цель и задачи проекта

Цель: Систематизация знаний педагогов и детей о родном поселке, культуре кубанского народа.

Задачи:

  1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данному вопросу, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования
  2. Разработать положение о смотре – конкурсе уголков краеведения в группах.
  3. Создать в ДОУ условия, способствующие нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, воспитывающие чувство привязанности к своему родному поселку, восхищения его красотой, создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
  4. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку
  5. Расширить представления о родном поселке и его особенностях, познакомить детей с достопримечательностями родного края.
  6. Повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Сроки и этапы реализации проекта, основные мероприятия

Реализация проекта рассчитана на один год: с августа по май и включает в себя три этапа:

  1. Организационно – подготовительный (август – сентябрь).

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно – образовательный процесс.

  1. Основной (октябрь – апрель).

Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание уголков краеведения в группах.

  1. Заключительный (май).

Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Исполнители проекта

Воспитатели

Дети старшего дошкольного возраста

Родители воспитанников

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Пробуждение интереса к истории и культуре своего поселка, любви к родному краю.

Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свой родной поселок, желание сохранить его чистым и красивым..

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Актуальность проекта

 Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного поселка с Родиной в целом.

Для того чтобы организовать процесс краеведческого образования, педагогу необходимо реализовать ряд задач, готовность к решению которых определяет его профессиональную компетентность. Успешность работы возможна в том случае, если он понимает, каким должен быть результат данного процесса.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранитьчеловеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, у истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Гипотеза: Если в воспитательно – образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению  знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.

Цель: Систематизация знаний педагогов и детей о родном поселке.

Задачи:

  1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данному вопросу, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования
  2. Создать в ДОУ условия, способствующие нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, воспитывающие чувство привязанности к своему родному поселку, восхищения его красотой, создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
  3. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.
  4. Расширить представления о родном поселке и его особенностях, познакомить детей с достопримечательностями родного края.
  5. Повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Ресурсное обеспечение:

  1. Экспонаты музейной комнаты ДОУ
  2. Книги
  3. Журналы
  4. Художественные произведения

Этапы проведения:

  1. Организационно – подготовительный.
  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
  • Анкетирование педагогов. Цель: выявить знания о родном поселке, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.
  • Создание творческой группы
  • Разработка положения о смотре – конкурсе, определение критериев, этапов, порядок представления материала.
  • Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.
  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
  • Совместное составление плана работы над проектом.

  1. Основной

Организация работы с педагогами, детьми, родителями воспитанников

Работа с педагогами

Формы и методы работы

Дата проведения

Консультация «Создание предметно –пространственной среды в детском саду по краеведению»

Сентябрь

Деловая игра «Знай свой край родной, познакомь с ним детей»

Октябрь

Семинар – практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек»

Ноябрь

Смотр – конкурс уголков краеведения в группах

Декабрь

Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности «Семья. Родословное древо моей семьи»

Январь

Консультация «Поэт Г.А. Золотов».

Январь

Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности«Мой поселок»

Февраль

Педагогический совет «Люби и знай свой край родной»

Март

Работа с детьми

Образовательная область

Формы и методы работы

Социализация

Дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Викторины «Достопримечательности Успенского района», «Растительный и животный мир», «Конкурс знатоков родного края»

Познание

Экскурсии по поселку, в музейную кмнату

 МБОУСОШ №3, к памятникам.

Составление генеалогического дерева.

Цикл занятий «Путешествие в историю», «Быт и традиции», «Мое имя, его значение», «Семья. Родословное дерево моей семьи», «Символика Краснодарского края и Успенского района»

Рассматривание фотографий родного края и беседа о том, что на них изображено

Коммуникация

Составление творческих рассказов «Мой любимый поселок»

Беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Моя дружная семья»

Чтение художественной литературы

Знакомство с творчеством Г.А. Золотова, со стихами поэтов Успенского  района.

Экскурсия в библиотеку.

Музыка

Знакомство с играми бабушек и дедушек

Знакомство с творческими  коллективами «Гармония», «Каруселька» Дома культуры поселка.

Художественное творчество

Выставка рисунков «Моя семья», «Мой поселок»

Физическая культура

Подвижные игры «Салки», «Горелки», «Гуси, гуси», «Красочки», «12 палочек», «Городки», «Лапта» и другие.

Работа с родителями воспитанников

Формы и методы работы

Дата проведения

Беседы с родителями о важности данной проблемы

В течение года

Оформление папки – передвижки «Люби и знай свой край родной»

Сентябрь

Изготовление и выставка  семейных альбомов

Декабрь – январь

Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта

В течение года

Консультации «Ребенок и окружающий мир», «Расскажите детям о своем любимом месте поселка», «Куда пойти с ребенком в выходной день»

1 раз в квартал

  1. Заключительный

Обобщение результатов работы

Анализ деятельности

Презентация «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через знакомство с культурой своего народа»

Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Предполагаемые результаты:

  1. Пробуждение интереса к истории и культуре своего поселка, любви к родному краю.
  2. Формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свой родной поселок, желание сохранить его чистым и красивым..
  3. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.

Список литературы:

  1. Солнцева, О.В. Особенности организации краеведческого образования дошкольников [Текст] / О.В. Солнцева, Е.В. Коренева-Леонтьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011 №10 с. 5-17
  2. Н.А. Бондарева. Воспитание девочки и мальчика средствами этнопедагогики.
  3. Н.А. Бондарева. О жилье (традиционно  бытовая культура кубанского народа)
  4. Н.А. Бондарева. Кубанские народные ремесла (информационный материал)
  5. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истории русской народной культуры.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание», №11-1997, №2,№3,1998г.
  7. 7. П.З. Фролов «Традиции и обычаи казаков» Краснодар 2006г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"

Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национал...

«Использование национальных подвижных игр в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края»

Выступление на педагогическом совете на тему :"Использование  национальных подвижных игр  в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"...

нравственно-патриотическоевоспитание

нравственно - патриотическое воспитание...

Доклад тема Приобщение детей дошкольного возраста к традициями и культуре народов мордовии

В дошкольном возрасте важно приобщение к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинает развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим нар...

Конспект НОД по приобщению детей старшей группы к традициям и обычаям народов Саратовской области

Тема: «Традиции народов Саратовской области. Народные праздники»Цель: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычая...