Конспект НОД "Живые растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мазур Елена Владимировна

Конспект НОД по формированию целостной картины мира "Живые растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zhivye_rasteniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Живые растения.

Программные задачи: систематизировать и дополнить знания детей о строении растений, познакомить детей с названиями незнакомых им комнатных растений, их свойствами, как живых организмов.

Формирование умений: учить ставить простейшие опыты, фиксировать его результаты, делать выводы.

Развитие речи: составление рассказа по рисунку, загадкам, расширение словаря, внимания, зрительной памяти.

Цель работы: доказать, что растения- живые организмы.

Материал к занятию: отросток комнатного растения, целлофановый пакет, желудь, семена знакомых детям растений (подсолнух, яблоня, фасоль и др.), отросток любого растения с хорошо различимым корнем, растворимые чернила, прозрачная бутылка, белая гвоздика или молодой побег дерева.

Предварительная работа: во время прогулки рассмотрим с детьми цветы одуванчика, обратим внимание на то , что они то открываются, то закрываются. Выясним,  куда обращены цветки и листья различных растений утром, днем и вечером.

Найти на участке место, где под большими деревьями растут их «детки». Это будет наглядной иллюстрацией к вопросу о размножении растений.

Во время прогулки рассмотрим выходящие на поверхность корни деревьев. Отметим их большую длину, силу, которая позволяет растущим корням пробиваться даже через асфальт.

                                         Ход занятия.

В гости к детям приходит Почемучкин. Он приветствует детей.

Почемучкин. Моя бабушка передала вам подарок. Она сказала: «Неси осторожно, оно живое!» мне не терпится посмотреть, что же внутри?!

Это всего лишь маленькое растение! Разве растения живые?! Неужели моя бабушка ошиблась?

В-ль. Ребята, как мы ответим на вопрос Почемучкина? Как выяснить , кто прав? (ответы детей).

Почемучкин. Я точно знаю, что звери, птицы, рыбы, насекомые- живые существа.

В-ль . Ребята, давайте рассмотрим картинки «Свойства живых существ» и определим, что свойственно всем живым существам?

Они двигаются, питаются, дышат, выводят потомство, растут.

Почемучкин. Если бы все это происходило с растениями, можно было бы сказать, что и они- живые существа.

В-ль. Значит, нам нужно доказать, что растения растут, питаются, размножаются, двигаются и дышат.

Давайте придумаем и нарисуем с вами рисунки: рост, питание, размножение, дыхание, движение. И докажем с помощью опыта, что растения- живые.

                                        Рост.

В-ль. Ребята, вы уже знаете из собственного опыта , что травы, кустарники, деревья растут. Поделитесь своими наблюдениями с Почемучкиным.

Дети рассказывают о том, как из небольшого побега, листочка выросло большое комнатное растение; о том, как быстро выросли весной травы и листья на деревьях; о том, что ели растут кончиками лап и верхушками, прибавляя в год по ярусу .

В-ль. Зная это мы можем сосчитать ,сколько лет каждой ели.

Скорость роста растений различна. Рекордсменом является род бамбука (дендрокаламус гигантский) – он может вырасти за сутки на 90 см.

Лишайники вырастают на 1 мм. в год , зато могут существовать даже на камнях.

                                                   Размножение.

В-ль давайте рассмотрим семена различных растений. Как с их помощью размножаются растения.

Внутри разбухшего семечка фасоли можно рассмотреть зачаток будущего растения.

Материнские растения  «позаботились» о своем потомстве- в семенах есть запас питательных веществ.

Дети, расскажите мне о растениях- детках, как мы с вами размножали комнатные растения.

Ответы детей.

                                              Питание.

Почемучкин. Я догадался, мы с вами выяснили, что растения растут. Почему эти слова так похожи? (ответы детей) . А чтобы расти нужно хорошо есть. Верно?

Дополним знания детей о том, как питаются растения.

В-ль. Ребята, зеленые листья растений умеют при помощи солнечных лучей «делать» питательные вещества «прямо из воздуха». Поэтому растения и поворачиваются вслед за солнышком.

У нас с вами есть небольшой отросток. Давайте рассмотрим с помощью лупы его корни. Корни – это «добытчики» воды и солей. Чем больше отростков на корне тем большее количество воды и питательных веществ всасывает растение из почвы.

В-ль. Думаю, вы легко догадаетесь, о чем эта загадка:

                                   Царства темного жильцы

                                   Ползут в разные концы,

                                   Неустанно влагу пьют,

                                   Всем растеньям жизнь дают.  (корни).

В-ль. Вы уже знаете, для чего служат корни растениям (чтобы добывать из земли воду и питательные вещества, а также чтобы удерживать растение в почве.)

Но что же происходит с водой, добытой корнями , дальше?

Узнать это помогут опыты, которые мы подготовили с вами заранее.

Пожалуйста, покажите Почемучкину, какую работу мы проделали.

(В бутылку с водой налили чернила, перемешали. В одну поставили белую гвоздику, в другую -молодой побег.)

В-ль. Как вы думаете, что мы с вами увидим?

Ответы детей.

В-ль. Давайте проверим ваши догадки.

-Гвоздика поменяет цвет и станет , в зависимости от выбранных чернил и их концентрации, голубой, розовой или сиреневой.

- А что же произошло с побегом? Аккуратно разрежем побег пополам, отметим, что окрасились только продольные «полоски» (сосуды). Именно по ним поднимается вода от корней ко всем частям растения.

Почемучкин. Ребята, я так и не понял, для чего вы добавили в воду чернила?

Ответы детей.

В-ль. Ребята, источником питательных веществ для растений служит особая часть поверхности Земли- почва. В старину существовали особые обряды , сопровождавшие посев семян. Люди верили, что уважительное отношение к земле поможет им вырастить богатый урожай. Землю называли кормилицей, матушкой. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Почемучкин. Я много раз видел, как сеют семена пшеницы на соседнем поле, как появляются всходы, как они растут и на них появляются зернышки- новые семена. Но я никогда не видел, чтобы деревья и кустарники дышали или бегали!

                                        Дыхание растений.

В-ль. Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт и докажем, что растения дышат.

Давайте подышим над стеклом. Оно станет влажным, помутнеет, так как вместе с воздухом мы выдыхаем пары воды.

Если листик растения обернуть целлофановым пакетом (аккуратно) , или накрыть небольшое растение стеклянной банкой, то вскоре можно будет наблюдать выделение  капелек воды  (явление транспирации- испарения воды листьями растений, сопутствующее процессу дыхания).

                                     Движение.

В-ль. Пока мы ждем результатов нашего опыта, давайте рассмотрим рисунки «Движение».

Рассмотрим примеры движения, зарисованные детьми по результатам наблюдений.

Подсолнух- цветок поворачивается вслед за солнцем, движущимся по небу.

Цветки одуванчика- утром раскрываются, вечером и перед дождем закрываются.

Недотрога- «пружинка» внутри плода, выстреливающая семенами.

Изогнутый ствол растений- результат движения к солнцу.

Листья комнатных растений развернуты к солнцу.

Листья мимозы стыдливой в ответ на прикосновение мгновенно сворачиваются- как бы исчезают. Это приспособление спасает их от поедания.

Лист венериной мухоловки мгновенно складывается пополам, как только на него садится насекомое. Торчащие из него длинные зубцы запирают жертву. Лист откроется вновь примерно через десять суток, когда переварит «обед».

                          Игра «Это- да! Это- нет!»

Предложим детям «превратиться в деревья», определим, что будет корнями (ступни), что- стволом (ноги и туловище), что- ветвями (руки) , что листочками.

Будем выполнять различные движения, комментируя, могут ли так двигаться растения.

Например: прыжки, бег, приседания- нет;

Махи руками, наклоны головы, туловища, тянуться к свету- да.

В-ль Ребята, догадайтесь, что у меня в руке? Я вам подскажу.

                               В золотой клубочек

                               Спрятался дубочек.  (желудь).

У меня в руке тысяча желудей. Почему?

Да потому, что из этого желудя вырастет дуб, а на нем вырастут тысячи желудей!

В семени любого растения- новое растение.

Посмотрите на картинки: у каких растений люди используют в пищу семена, у каких плоды, у каких растений ни семена, ни плоды не едят (картофель, свекла, морковь).

Ответы детей.

Давайте мы с вами придумаем загадки о комнатных растениях по определенной схеме.

Например: «Растение с круглыми пушистыми светло- зелеными листьями, прямым стеблем, мелкими красными цветами». (герань).

Предложить детям найти растение по описанию, вспомнить его название.

В-ль. Ребята , сегодня мы с вами проделали большую работу.

Что нового, интересного вы узнали о растениях?

Ответы детей.

Давайте посмотрим на рисунки, результаты наших опытов и сделаем вывод:

Являются ли растения живыми существами?

Ответы детей.

Как мы с вами нашли ответ на этот вопрос?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Растения лекари"

ознакомление с лекарственными растениями...

Конспект занятия "Растение как живой организм"

Материал занятия может быть интересен воспитателям детских садов и родителям....

Конспект занятия "Растение как живое существо"

Конспект занятия с применением здоровье сберегающих технологий...

Конспект НОД "Растения нашего края"

Конспект НОД "Растения нашего края" способствует систематизировать знания  детей о растениях, закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о с...

конспект лекарственные растения Забайкалья

региональный компонент Забайкалья...

Конспект "Лекарственные растения Кубани"

Закреплять знания о лекарственных и их свойствах....

Конспект НОД " Растение в подарок маме". Размножение комнатных растений.

Цель: Формирование умения выращивать черенки комнатных растений.Задачи:Знакомить с черенкованием – одним из способов размножения комнатных растений.Развивать умение правильно сажать в землю чере...