Экологическое воспитание
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сарыцина Оксана Викторовна

Конспект занятия по экологическому воспитанию для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №73

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Экологическая тропа осень»  с использованием современных образовательных технологий

                                             

Конспект составила:

воспитатель

Сарыцина Оксана Викторовна

Возраст: 4-5 лет

Длительность:  20 лет

Цель: Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе.

-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, систематизировать знания о пользе растений для человека и животных

-воспитывать любовь и бережное отношение к растениям

-активизировать словарь, умение рассуждать, мышление, логику

Технологии: Экологическая тропа,  беседа, наблюдения, ИКТ.

Интеграция образовательных областей:  Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие

Предварительная работа. Наблюдение за растениями в природе. Дидактическая игра «Кто быстрее найдет дерево». Рисование на тему «Осенний лес».

Материалы и оборудование. Объекты природы на участке детского сада: клумба с цветущими растениями, пень, деревья, кустарники и скворечник. Дед Лесовичок (взрослый в костюме или игрушка). Поднос или ведерко.

Прохождение экологической тропы. (Объекты выбирается с учетом особенностей участка или парка)

Дети выходят на улицу, их встречает Дед Лесовичок. Он здоровается и обещает, что самые внимательные смогут увидеть изменения, произошедшие в осенний период.

Остановка 1 «Клумба».                                                                      

Д.Л. –Какие растения вы видите? (Астра, георгин, бархатцы, космея, ноготки, настурция)                                                                              

Рассмотрите листья и цветы повнимательнее. Астра зацветает в конце августа, ее цветы бывают красные, синие, белые, фиолетовые

Для чего выращивают растения на клумбах? Вы принимали участие в уходе за цветами или садовыми растениями? (Воспитатель обобщает ответы детей)    Остановка 2 «Сирень».                                                                                

Д.Л. – Вспомните, как называется это кустарник? (Сирень) А еще какие кустарники вы знаете? (шиповник, калина)                                        

Какие изменения, произошли с сиренью? Вспомните, как она цвела.

Остановка 3 «Пень»                    

Д.Л. – Что такое пень? (После того, как дерево спиливают, остается пень). А живет кто-нибудь в нем? (Правильно, в нем живут жучки и паучки. Это их дом, он согревает и дает им приют всю зиму). Из пня может вырасти травка, цветок, грибы (опята) и даже дерево. (Дети рассматривают пень, делятся впечатлениями)

Остановка 4. «Скворечник»

Д.Л. – Как называется этот маленький домик? (Скворечник)    

Кто в нем живет? А почему там маленькое отверстие? Для чего ступенечка? Почему сейчас в скворечнике нет птиц? (Воспитатель обобщает ответы детей,  и сообщает, что скворцы перелетные птицы, они уже улетели в теплые края. Скворцы, уничтожая насекомых, спасают растения от нашествия насекомых)

Игра: «Раз, два, три к дереву ( березе, сосне,..) беги!» (проводится 2-3 раза)

Д.Л. – Вспомните, дети. Как береза выглядела весной, летом.    

А сейчас на макушке у березы листья пожелтели, значит, согласно народной примете, весна будет ранней.                                                                  

А теперь обратите внимание на хвойное дерево-ель. Какие изменения произошли с елью осенью? На деревьях висят еловые шишки. Внутри шишек находятся крылатые семена. Эти являются пищей для некоторых животных (белки) и птиц (клесты). У ели маленькие иголки, это и есть листья, но видоизмененные, поэтому и говорят про ель: «Зимой и летом одним цветом». Хвоинки тоже опадают, но постепенно и круглый год, поэтому мы этого не можем заметить. (Дети рассматривают хвоинки). Ель - одно из древнейших растений в русском лесу. Растет ель около 500 лет, цветет один раз в 5-6 лет. У лиственных деревьев листья к зиме опадают, они менее морозоустойчивые, чем хвоинки. Зимой, в стужу, корни почти не могут брать из земли воду, а листья испаряют много воды, тянут ее из дерева, поэтому лиственные деревья и сбрасывают листья на зиму, чтобы не высохнуть, не погибнуть. Иголки имеют меньшую поверхность и испаряют меньше воды, к тому же они смолистые, а смола смягчает, защищает от мороза и удерживает влагу. Поэтому держится хвоя зимой и летом.                                    

Д.Л. – Обратите внимание еще на одно дерево. Вы его видели в своей группе. Как оно называется…(дуб). Как у А.С. Пушкина говорится…(«У лукоморья дуб зеленый…»). Какие изменения произошли с дубом осенью? Как называются его плоды? (Воспитатель обобщает ответы детей). Дуб начинает плодоносить, когда проживет 40-50 лет. Есть примета: «Много желудей на дубе - к теплой зиме».

 А что можно сделать с желудями?                                                                                                                                                                                    

 (Посадить – вырастет новый дуб, покормить животных, например, свиней, сделать муку - сварить кашу, а еще можно сделать интересные поделки)

Д.Л. –Вы, дети, можете собрать немного желудей для поделок, но не собирайте все - оставьте на зиму птицам и животным.

Давайте теперь сожмем и разожмем кулачки и покружимся как осенние листья. (Читает стихотворение Н. Нищевой «Осенние листья»)

Раз, два, три, четыре, пять,                      

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Д.Л. – А еще вы можете собрать по пять красивых листочков для поделок, только выбирайте самые яркие и красивые. Все умеют считать до пяти? (Да!)

Под произведение А. Вивальди «Осень» дети благодарят за интересную встречу и прощаются с дедом  .                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...