Конспект ИОС "Удивительные камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Программное содержание:

  • Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
  • Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
  • Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
  • Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ios.docx289.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальная исследовательская работа в старшей группе.

«В Царстве камней»

Конспект ИОС "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Программное содержание:

  • Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
  • Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
  • Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
  • Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Демонстрационный и раздаточный материал.

  1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
  2. Фотографии драгоценных камней.
  3. Сказочная героиня – Хозяйка медной горы.
  4. Шкатулка с сокровищами.
  5. Ящик ощущений.
  6. Набор схем – рисунков.
  7. Шапка ученого.
  8. Знаки: вопросительный, восклицательный.
  9. Набор камней на каждого ребенка.
  10. Лупы.
  11. Стакан с водой, ложка.
  12. Весы.
  13. Пластилин.
  14. Карандаши цветные и простые.
  15. Салфетки.
  16. Коллекция камней и изделий из них.
  17.  Мел, грифель от простого карандаша, соль.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Беседы: «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни;   Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия

Дети заходят в группу и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю побеседовать о камнях и об  их свойствах.

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче, в реке…

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме.

Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать учёными-исследователями  и изучать камни? Это очень сложная, но интересная работа.

Мы будем, как настоящие учёные,  исследовать свойства камней. Присаживайтесь. В нашей группе есть коллекция камней, очень интересных, необычных. Эту коллекцию мы собрали вместе с вами.

Наша планета Земля  дарит нам огромное разнообразие камней.

-Гранит

-Жёлто-коричневый кремень

-Слюда

-Пемза-лёгкий пористый камень, похожий на губку. Это окаменевшая лавовая пена.

-Каменная соль

-Бурый и каменный уголь

-Известняк

-Мрамор

Это всё, ребята, так называемые простые камни. Посмотрите, что можно делать из этих камней!  (картинки….)

     Ребята, сегодня  мы с вами  будем делать опыты с  этими камнями.

Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами все камни. Я попрошу каждого из вас выбрать для себя любой понравившийся камень.  И мы начнём их исследовать. Каждый  получит карточки. Мы должны будем вместе с вами их заполнить по мере проведения опытов с камнями. Когда мы отметим в карточках все свойства камней, о которых узнаем при проведении наших исследований, то у нас получатся настоящие паспорта для исследуемых  камней. Готовы?

Тогда давайте приступим…

Каждому ребёнку раздаётся карточка с изображением знаков, символов, используя которые, необходимо заполнить таблицу. (см. Приложение 1)

Опыт № 1. Определение цвета.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте воспользуемся помощниками вашей умной  головы. Будут работать ваши глаза.

Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак)

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602705/img1.gif

Опыт № 2. Определение формы.

(Ребята определяют форму камня и результат фиксируют в карточке)

Опыт № 3. Определение размера.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602705/img2.gif

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Поэтому давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику, которая поможет  снять напряжение с кистей и пальцев рук:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/006a/000d94f9-21fcf8bc/hello_html_493398ac.png

Опыт № 4. Определение характера поверхности.

    Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. В этом нам помогут  ещё одни помощники вашей умной головы – органы осязания. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый?  

Какой вывод мы можем сделать?

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602705/img3.gif

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

Опыт № 5. Издают ли камни звуки?

Дети, а давайте теперь выясним, могут ли камни издавать звуки?  Призовём на помощь органы слуха. Для того, чтобы узнать, издают ли камни звуки, мы возьмём  два камешка: один из которых был тяжелее, а другой легче. Затем мы постучим камешками друг о друга. Что происходит? Что вы слышите, ребята? Легкий камень издал тихий звук, а тяжелый- громкий.

        Таким образом, можно сделать вывод, что разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.

А теперь, ребята, давайте перейдём с вами в следующую лабораторию. Что вы видите на столе? (ЛУПЫ, ВЕСЫ, СТАКАНЫ С ВОДОЙ)

Опыт № 6. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята?  (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.

 Опыт № 7. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602705/img4.gif

Опыт № 8: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Значит, что мы можем сказать?

Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602705/img5.gif

Опыт №9. Плавучесть.

Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/602705/img6.gif

Опыт № 10.

Ребята, этот опыт поможет  нам выяснить, что камни могут менять цвет. Мы взяли камешки разного цвета и поместили их в емкость с водой. Давайте достанем его из воды. Посмотрите, что с ними произошло?  Камни стали мокрыми и цвет камней  стал более ярким).  Молодцы, вы очень внимательные дети. Мокрые камешки стали темнее.

В результате чего, мы пришли к выводу, что мокрые камни меняют цвет.

Опыт № 11: «Твердый или мягкий?»

Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Пластилин изменил форму, а почему (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.

Вывод: Камень твёрдый, твёрже пластилина.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на ваши карты, которые мы начали заполнять с начала наших исследований.  У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Это паспорт камня, который вы исследовали. Кто хочет сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) 

Мы определили, что камень:

- гладкий, шершавый;

- тонет;

- тяжелее воды;

- издает звуки;

- плотный материал;

- меняет цвет;

- удерживает тепло.

       А знаете ли вы?.. Ребята, я хочу с вами поделиться интересными сведениями. Вы ведь учёные и должны многое знать!

      Опыт. Мел.

Загадка:

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске. (Мел.)

Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Мел залегает глубоко под землей.

Очень часто мы с вами рисуем в группе еще одним камнем. Вы наверно догадались это наши простые карандаши. Внутри у них очень мягкий камень – графит.

Вывод: камнем можно писать, рисовать.

Опыт. Соль.

Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (Камни едят птицы.) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого?

      Вывод: соль можно есть.

      Ребята, но ведь камни бывают не только простые, но и драгоценные. Это такие камни, из которых делают украшения. Сама хозяйка Медной горы решила заглянуть к вам в гости! Предлагаю посмотреть на картинки. Здесь представлены лишь некоторые из драгоценных камней. Может быть, вам станет интересно, и вы пожелаете начать собирать коллекцию драгоценных камней. А мы их потом также исследуем. ( см. Приложение 2)

    Посмотрите! Что это?

Ребята! Это, наверное, Хозяйка медной горы решила сделать вам сюрприз за вашу работу  и оставила вам шкатулку с сокровищами. Шкатулку вы возьмете и рассмотрите сокровища через лупу. Ребята! Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели,  расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД исследовательской и опытно - экспериментальной деятельности.Тема: "Камни и свойство камней".

Дать элементарные представления о камнях и их свойствах при помощи  исследовательской  и опытно - экспериментальной деятельности....

Рисование на камнях с детьми подготовительной группы на тему: «Живые камни».

Задачи: создание художественных образов на основе природных форм – камней;  познакомить с приёмами рисования на камнях разной формы;развивать творческое воображение;  воспитывать ...

Конспект занятия "Камни"

Цель занятия: создание условий для развития познавательных и творческих способностей дошкольников, вовлечение их в исследовательскую деятельность...

Конспект НОД "Камни"

Цель: ознакомление детей с многообразным миром камней, создать условия для развития познавательных, художественно-эстетических  и исследовательских способностей.Задачи: - актуализировать зна...

Конспект занятия «Камни и их свойства» в старшей группе

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами. Формировать умение обследовать природный материал, развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе, любознательно...