Проект «Покормите птиц зимой»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Сагдиева (Сазанова) Светлана Николаевна

Для детей средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» п. Малиновский

Проект

«Покормите птиц зимой».

(средняя группа)

Разработчик проекта: Сазанова С.Н

п. Малиновский 2019г

Тема проекта: «Покормите птиц зимой»

Проблема: Наблюдая за синичками и воробьями на прогулке, рассуждали с детьми: «Что кушают птички, холодно ли им? Почему?», «Как и чем мы можем помочь этим птичкам?».

Цель: расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах.

Задачи :

 1. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

2. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании.

3. Формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах

4. Развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников.

5. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Вид проекта: информационно-творческий.

Образовательные области: социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1неделя).

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

1. Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

2. Разработка и накопление методических материалов по теме.

3.Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной (практический).

1. Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

2. Домашние задание родителям.

III этап – заключительный

1.Выставка творческих работ.

3. Организация и участие родителей в экологической акции «Домик для птиц».

4. Изготовление «Эко кормушек» для птиц с детьми и родителями.

5.Оформление собранного материала в виде лэпбука.

План мероприятий.

Понедельник:

1. Введения воспитанников в проблемную ситуацию.

Наблюдая за синичками и воробьями на прогулке, рассуждали с детьми:

«Что кушают птички, холодно ли им? Почему?», «Как и чем мы можем помочь этим птичкам?», «Нужна ли наша помощь зимующим птичкам?»

2. Разучивание пальчиковой игры «Воробьи- воробушки»

3. Аппликация «На кормушке птички, снегири, синички».

4. Чтение художественной литературы Л. Воронкова «Птичьи кормушки»  

5.Подвижные игры.

Вторник:

1. Просмотр мультфильма «Высокая горка».

2. Слушание музыкального произведения «Пение птиц».

3.Беседа с родителями о проведении экологической акции «Домик для птиц».

4.Наблюдение на прогулке «Зимующие птицы»

5.Разучивание стихотворения «Синица»

Среда:

1. Словесная игра «Кто как кричит?»

2.Разучивание пальчиковой игры «Сколько птиц в кормушке нашей…»

3.Изготовление кормушек родителями.

4.Подвижные игры.

5.Наблюдение на прогулке «Какой воробей»

Четверг:

1.Беседа по картине «На кормушке».

2.Дидактическая игра «Собери птичку».

3. Наблюдение на прогулке «Наблюдение за вороной»

4. Рисование с помощью ладошки «Голубь».

5. Рассказывание стихов, загадок про зимующих птиц,

Пятница:

1. Изготовление «Эко кормушек» для птиц.

2. Викторина: «Кто больше знает о птицах?»

3. Подвижные игры.

4. Развешивание кормушек на участке детского сада.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по аппликации

«На кормушке птички: снегири, синички!»

Программное содержание:

1.Учить детей передавать в аппликации образ птицы, вырезать по частям из цветной бумаги, соблюдая относительную величину. Передавать окраску птиц разной породы (снегири, синицы). Учить работать ножницами. Учить располагать изображения на листе.

2.Закрепить умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции.

 Развивать эстетическое восприятие.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки. Рассматривание альбома «Зимующие птицы».

Материалы к занятию: образец, туловище красного и желтого цвета, крылышки черного цвета, клюв черного цвета, клей-карандаш, салфетка, клеенка.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Дети, мы с вами часто наблюдали за птицами, прилетающими на участок. Каких птиц вы видели на кормушке?

Дети: Синичек, воробьев.

Воспитатель: Зимой на кормушку прилетают синицы, воробьи, голуби и другие птицы. Эта птичка прилетает очень редко, но не заметить ее нельзя: очень яркая окраска. Грудка у птички ярко-красная. Это птица – снегирь.

(Демонстрация картинки)

А вот послушайте загадку еще об одной красивой птичке.

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Дети: Это синичка.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем делать из бумаги замечательных птичек.

Основная часть:

Порядок выполнения работы:

1. Предложить детям самим выбрать, какую птицу они хотят выполнить.

2. Рассматривание образца. Обратить внимание на детали изображения, их геометрические формы.

3. Подготовка деталей для птиц. (Крылья) Разрезать прямоугольник черного цвета по диагонали. Получится два треугольника. Это крылья.

4. Расположить детали аппликации на клеёнке с опорой на образец.

5. Наклеить последовательно каждую деталь.

6. Наклеить получившиеся изображения птиц на плакат (ватман, находя место в общей композиции.)

Воспитатель: Вот такая красивая получилась картина. На нашу кормушку слетелась большая стайка снегирей и синичек. И всем хватило места и корма.

Ребенок:

«Снегири» Е. Кохан

Снегири, снегири,

Как осколочки зари

Рдеют на дорожке.

- Ты, мороз, их не бери-

Обожжешь ладошки!

Ребенок:

«Зимние соловьи» М. Садовский

Снег хрустит, искрится,

Стужа злей и злей,

Но поет синица –

Зимний соловей.



Предварительный просмотр:

Беседа по картине «На кормушке»

Задачи:

1.Продолжать уточнять знания детей о зимующих птицах;

2.Развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание.

3. Воспитывать у детей заботливое отношение  к птицам.

Ход занятия

Организационный момент.

Прослушивание пения  птиц  в лесу  с музыкой.

Педагог: Вот такие звуки можно было услышать летом в лесу, а сейчас лес молчаливый, задумчивый. Куда делись птицы? Ребята, а все птицы улетел и в теплые края? Давайте угадаем птиц, которые остались с нами зимовать.

Игра «Узнай по описанию»

Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?)  (воробей)

Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) (синица)

Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?)  (снегирь)

Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев  (дятел)

Черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает  (ворона)

Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) (сорока)

(Вспоминаем  потешку «Сорока-белобока».

При каждом правильном ответе педагог  выставляет соответствующую фигурку птицы.

2. Объявление темы.

Педагог: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.

3. Составление рассказа.

Педагог  предлагает детям подумать, что нам нужно, чтобы помочь птицам зимой?

- Почему дети решили сделать кормушку?

- Что им для этого понадобилось?

- Где дети повесили кормушку?

- Кто с радостью прилетал к кормушке?

- Как нужно заботиться о птицах зимой?

Педагог  просит придумать имена детям.

4. Физкультминутка  «Птички»:

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели

И дальше полетели.

5. Рассказы детей.

Педагог предлагает составить рассказ, используя мнемотаблицу.

Примерный рассказ, составленный детьми

Наступила зима. Птицам стало холодно и голодно. Таня и Ваня сделали кормушку для птиц. Ваня повесил ее на дерево. Таня подала Ване семечки. Ваня насыпал семечки в кормушку. Ребята ушли домой. Таня и Ваня стали наблюдать из окна. К кормушке подлетела синичка. Немного погодя прилетел еще снегирь. Птицы склевали семечки и улетели. Ребята были довольны, что птицы сытые.

6. Игра «Сосчитай птиц и кормушки».

Выставляется кормушка.

Педагог дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры воспитатель говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.



Предварительный просмотр:

                       Викторина «Кто больше знает о птицах?»


Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах, стимулировать мыслительную деятельность, учить работать сообща, воспитывать товарищеские отношения между детьми. 
Задачи:
- формировать навыки работы в группах
- развивать творческие способности
- воспитывать интерес, любовь и чуткое отношение к птицам. 
Предварительная работа: 
Беседы, проведение наблюдений за птицами на участке, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах, прослушивание аудиозаписей. 
Оборудование:
1) Демонстрационный материал: картинки с изображением зимующих птиц: ворона, воробей, дятел, голубь, сорока, синица, снегирь, разрезные картинки с изображением зимующих птиц, кормушки и корм для птиц. 
2) Раздаточный материал: разрезные карточки к упражнению «Составь птицу», картинки с изображением зимующих птиц: ворона, воробей, голубь, сорока, синица, снегирь
Ход деятельности: 
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру «Умники и умницы». Вы уже много знаете о зиме и о том, как живут зимой птицы, и легко справитесь со всеми заданиями. Для начала нам с вами надо разделиться на две команды (дети делятся и придумывают названия для команд). Каждой команде будут заданы вопросы, и за каждый правильный ответ вы будете получать смайлики. Победит та команда, у которой по окончании игры смайликов будет больше. 
ЗАДАНИЕ 1
Первое задание – разминка. 
В ней вы должны будете отгадать загадки. Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает один смайлик. 
Слушайте:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
(Воробей)

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?
(Клёст)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...(Сорока)

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный (дятел)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять   (Снегирь)

ЗАДАНИЕ 2
Воспитатель:
 А сейчас мы с вами поиграем в игру «Составь  и угадай птицу» (разрезные картинки) 
ЗАДАНИЕ 3
Воспитатель:
 Следующее задание называется «Отгадай, чей голос?»Вы должны назвать птицу чей голос услышите. Кто больше правильно назовёт та команда получит смайлик.

Физминутка
Воспитатель
: Давайте  мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите картинку понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку) 
Мы кормушку смастерили, 
Мы столовую открыли. 
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели, 
А во вторник, посмотри, 
Прилетели снегири. 
Три вороны были в среду, 
Мы не ждали их к обеду, 
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв. 
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей, 
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок. 
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье. (дети « летают» по группе)
ЗАДАНИЕ 4
Воспитатель:
 А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час? 
Мы кормушку смастерили, 
Мы столовую открыли. 
Поползень, лесной – сосед, 
Будет вам зимой обед. 
В гости первый день недели. 
К нам синицы прилетели. 
А во вторник, посмотри, 
Прилетели снегири. 
Три вороны были в среду. 
Мы не ждали их к обеду, 
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев. 
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей. 
А в субботу на пирог. 
Налетело семь сорок. 
З. Александрова «Новая столовая»
Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку. 
Молодцы, и с этим заданием справились! 
ЗАДАНИЕ 5
Воспитатель:
 Ребята, давайте поиграем в игру «Узнай по описанию». 
Я буду описывать птиц, а вы должны угадать, о какой птице идет речь. Воспитатель: Эта птица ведёт ночной образ жизни: днём спит, а ночью охотится на мышей, полёвок, насекомых. У неё острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летает совершенно бесшумно. 
Воспитатель: Эта птица - лесной доктор. Он ловко, передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. 
Дети, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о зимующих птицах. А теперь настало время подвести итоги, какая же из команд стала победителем. 
По итогам проведённой викторины победила дружба. 



Предварительный просмотр:

Загадки про зимующих птиц.

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)

а замёрзших ветках птички –
Крохотули-невелички.
Очень яркие, с румянцем,
Пиджачок на спинке с глянцем.
Накормлю я их обедом:
Угощу рябиной, хлебом.
Пусть горят, как фонари
Чудо-птички… (Снегири)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.(Воробей)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ...
  (Сорока)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ... (Сорока)



Предварительный просмотр:

Подвижные игры про зимующих птиц:

«Кот и воробышки»

Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы. 

Ход: кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой.

Воробышки приближаются к коту:

Котя, котенька, коток,

Котя - черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту

«Птички в гнездышках»

Цель: упражнять в беге в разных направлениях с одновременным выполнением махов прямыми (согнутыми) руками; развивать пространственную ориентацию; реакцию.

Ход: дети делятся на 3-4 группы и становятся внутри гнезда (обручей или кругов из шнуров). По сигналу вос-ля «полетели» - вылетают из гнезда и разбегаются по всему залу, выполняя ролевые действия. По сигналу «птички, в гнезда» - убегают на свои места. Повторяется 3 раза.

«Попрыгай, как….» 

Цель: упражнять в умении передавать образ животного в движении; развивать положительное отношение к самостоятельному выполнению движений; воображение в передаче образных движений.

Ход: дети изображают прыжки животных, птиц, насекомых, которых знают. Воспитатель проходит мимо и старается угадать, если она ошиблась, дети говорят: «Нет, не угадали», и сами называют животное. Если угадала:» Правильно, угадали».

«Совушка» 

Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро реагировать на звуковой сигнал, сохранять статичность позы некоторое время; развивать выдержку; организованность. Ход: все дети - птички, один - сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. Снова дается сигнал «день». Варианты: можно подавать такие сигналы «день наступает - все оживает», «ночь наступает - все замирает»; или сигналы могут быть музыкальные: день - громкая музыка, ночь - тихая.

«Воробушки и автомобиль»

Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности

Ход: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки. На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» - говорит вос-ль, и дети прыгают со скамейки (20см), бегают врассыпную, подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» - ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.



Предварительный просмотр:

Наблюдения на прогулке:

«Зимующие птицы»

Цель - закрепить знание детей о зимующих птицах. Формировать желание заботиться о живых существах.

Наблюдение:

Обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.

«Какой воробей»

Цель: уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах (воробей)

Наблюдение:

Воробей большая птичка или маленькая? (Это маленькая бойкая птичка.)

Какие части тела у воробья? (Голова, клюв, глаза, туловище, крылья, хвост и лапки.)

Как выглядит воробей? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами.)

Какого цвета крылья и хвост? (Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой.)

Какого цвета головка? (Серая)

Где живут воробьи? (В городе, поселках)

Почему воробьи так любят соседство с людьми?( Возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки. Под козырьком подъезда или балкона).

Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробушки, где могут поселиться?

-Ребята. А вы знаете стихи о воробьях?

Ответы детей.

Наблюдение за вороной

Цели: расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Наблюдение:                                                                                                             Вопросы:  Как выглядит ворона?  Чем она питается? Зимующая или перелетная эта птица? Как ворона кричит?

Ворона — крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Зимует и живет она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона — птица всеядная. Кричит она «кар-кар».

Хромая старая ворона  

Давно живет в саду моем.                                                                        

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Наблюдение  за  сорокой

Цели:  формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках;  воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.               

Наблюдения:                                                                                                            

Вопросы: Как выглядит сорока?   Чем она питается? Как стрекочет? Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. «Белобока» — потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности. А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее.  Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи. От нас она не улетает зимой, а перебирается поближе к людям



Предварительный просмотр:

Стихотворения про птиц:

Снегирь

Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зёрнышка нет у вороны
И от холода нет обороны...

Про воробья

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые, 
Прижались у окна.
Озябли пташки малые, 
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.

Свиристели.

Свиристели, свиристели
Как рябину углядели?
С ели быстро улетели,
На рябину налетели.
Осмотрели всё вокруг
И тихонько сели в круг.

Синичка.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень, Тири-тири, тень-тень-тень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Большое количество птиц гибнет в холодный перид года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность....

Проект "Покормим птиц зимой"

Экологический проект «Покормите птиц зимой» Разработчик проекта:  Минникеева Елена Геннадьевна,воспитатель высшей квалификационной категории,МДОУ «Детский сад №112», г.Саратов Тип...

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Тип проекта: познавательно- практико- исследовательский. Проект реализован в подготовительной группе Сроки реализации: декабрь- апрель 2011-2012гг. Самое лучшее...

проект "покормим птиц зимой"

составлен проект для детей первой младшей группы....

Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...

«Изготовление кормушек для птиц из бросового материала в домашних условиях» в рамках проекта «Покормите птиц зимой»

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птиц...

Методическая разработка.Проект "Покормите птиц зимой... или кормушки для птиц в зимний период"

Проектная деятельность с детьми средней группы.Есть индивидуальный план работы с детьми и индивидуальная работа с родителями по проекту....