Проект "Защитим пернатых"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Цикунова Лариса Сергеевна

Проект по экологии "Защитим пернатых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zashchitim_pernatyh.docx838.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проект " Защитим пернатых!"

в подготовительной группе

Цель проекта:

Изучение образа  жизни и поведения птиц зимой. Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения  количества особей, развитие интереса к живой природе, воспитание  экологической  культуры, бережного отношения ко всему живому.

Задачи проекта:

-расширить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли  человека в жизни птиц.

-провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;

-организовать регулярную подкормку птиц.

-изготовление  родителями (вместе с детьми) кормушек;
- сделать анализ и обобщить результат.


Актуальность

Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.

Задача  взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Практическая  значимость проекта

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости  его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить  природу.


Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение детей к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.       

Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц данной местности и их изучения. Даже только время от времени наполняемая кормушка способна увеличить разнообразие птиц в станице и её окрестностях. Особенно интересно проследить, как растет число видов-посетителей в течение ряда лет, и какие факторы влияют на его увеличение. В дальнейшем мы планируем провести исследование, которое поможет ответить на вопросы, вызвавшие у нас интерес.

После завершения проекта дети смогут:

-закрепят умение классифицировать зимующих и перелётных птиц;

-научатся различать птиц по внешнему виду;

-смогут узнавать и называть зимующих птиц; будут знать, как правильно наблюдать за птицами у кормушки;

-у детей будет сформировано умение получать сведения об объекте наблюдения и умение применять знания в процессе практических действий.

Ожидаемый результат:

-дети, имеющий представление о зимующих птицах; умеющий совместно с родителями изготовить кормушку; знающий каким кормом и как подкармливать птиц; зимой регулярно подкармливающий птиц; умеющий наблюдать, анализировать собственную деятельность и делать выводы.

Участники проекта:  дети  подготовительной  группы  «Тополёк» , родители  воспитанников, воспитатель.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Срок проведения - январь.

- Основной (практический) этап.

Срок проведения – февраль .

- Заключительный этап.

Срок проведения - март

План  реализации проекта

-Наблюдение за зимующими птицами; рассматривание иллюстрации с изображением жизни птиц в зимнее время.

-Разучивание стихотворений, песен, пословиц о птицах.

-Чтение сказок и рассказов о жизни птиц.

-Составление связанного рассказа по сюжетным картинам "Как помочь птицам зимой",  составление  мини-рассказов  о птицах.

-Придумывание детьми сказки "Если б я был птицей".

- Придумывание историй "Как я спас птичку".

-Проведение выставки кормушек, сделанных своими руками.

- Разгадывание кроссвордов про птиц.

-Просмотр документальных видеофильмов о зимующих и  перелетных птицах  нашей  области.


Вопросы, направляющие  проект

Основополагающий  вопрос

-Как тебе живется, птица?

Проблемные  вопросы

-Остаются ли птицы зимовать?

-Будут ли  птицы пользоваться помощью человека?

Исследовательская  деятельность:

- Решение проблемных ситуаций

- Как воздух помогает птицам летать?

- Почему  птицы  могут  летать  по воздуху, а  человек  нет?

Развивающие вопросы

-Чем птицы питаются, если нет кормушек?

-Из чего можно сделать кормушку?

-Как правильно наблюдать за птицами у кормушки?

-Зависит ли внешний вид птицы (клюв, лапы) от способа питания?

-Почему снегирь и синица зимой прилетают ближе к жилью человека?

-Какие птицы зимуют в нашей местности?


Методы и приёмы:

1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.

Этапы работы:

1. Теоретический

Задачи:

-расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания

-обсуждение цели и задач с детьми и родителями

-создание необходимых условий для реализации проекта.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Водоёмы покрыты льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам. Многие птички погибают.

Вывод: зимующим птицам нужно помогать.

2. Практический.

Проведение природоохранной акции:

- экскурсии по экологической тропе;

- изготовление  совместно с родителями  кормушек;

- выставка кормушек;

- размещение кормушек;

- уход за кормушками;

- заготовка корма для птиц;

- подкормка и наблюдение за птицами

- тематические выставки (фотовыставка, выставка книг);

- выставка детских работ (рисунки; аппликации; рисунки-раскраски с математическими  примерами; фигурки  птиц, сделанных из пластилина, поделки );

Развитие  речи:

- составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Как помочь птицам зимой", мини-рассказы о птицах;

Ознакомление  с  художественной  литературой:

- В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», В. Бианки "Кусок  хлеба", Ю. Дмитриев "Снегирь", Г. Скребицкий , В. Чаплина "Чем  дятел  зимой  кормится", И. Полуянов "Гвоздик", Н. Плавильщиков " Не  видевши, не поверишь", загадки и стихи.


Дидактические игры:

- "Меню для птиц",  "Один - много", "Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?", "Четвертый лишний", "Угадай и назови", " Кто здесь лишний?"

Подвижные игры:

- «Совушка», «Собачка и воробьи», " Гуси", "Воробушки и автомобиль",  и т.д..

3.Заключительный этап.

- Проведение игры - викторины для детей "Знатоки  птиц"

- Обработка  результатов по реализации проекта;

- Презентация  проекта;

- Изготовление  кормушек

- Анализ полученных результатов, сравнение того, что получилось с тем, что было задумано;

- Оценка воспитанниками, педагогом и родителями своего участия в проекте;

- Оценить пользу проведенного творческого дела (наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам).


Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько  гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце ест

И для птиц тепло.

А. Яшин

Зима – трудное время для птиц. Это значит, что птицам приходится очень тяжело в этот период. Для того чтобы не замёрзнуть, птицам нужно много корма. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться — естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. Орнитологи утверждают: если не помочь птицам в зимний период, то из десяти синиц до весны доживут только две. Гибнут птицы не от холода, а от голода. И помочь птицам выжить могут только люди.
Реализация проекта

Проект "Зимующие птицы" был заведен нами в январе. Во время прогулок, наблюдая за птицами, воспитанники детского сада  №1 «Берёзка» отметили, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно. Сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений замело снегом и поэтому птицам нечего есть. Мы решили: птицам надо помогать! Затем мы обратились к родителям, вместе с ними обсудили, как можно помочь птицам. Совместно с родителями и администрацией д/с решили организовать работу в проекте «Зимующие птицы». В группе мы обсудили основные направления деятельности в проекте, определили цели и задачи, предполагаемый результат, выяснили возможности, определили средства.

Для того чтобы успешно реализовать проект, мы с родителями собрали в группе библиотечку познавательной и художественной литературы. Дети в группе под руководством воспитателя и самостоятельно изучали эту литературу. Дома с родителями ребята изучали информацию в интернете о птицах, населяющий нашу местность, их образе жизни, искали информацию о том, чем можно подкармливать птиц в зимний период и как изготовить кормушки, которая расширила кругозор родителей и воспитанников, способствовала организации природоохранной деятельности. Дети с большим интересом рассказывали, что они узнали нового, отгадывали загадки, читали стихи, сказки и рассказы.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми проводятся занятия по познавательному развитию «Кто такие птицы?», «Как зимой помочь птицам?», «Где зимуют птицы?», на которых дети расширили свои представления о птицах, об их образе жизни. С детьми организованы беседы, в ходе которых воспитанники систематизируют знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Мы с детьми обсуждаем, каким кормом необходимо кормить птиц. Наши птицы предпочтение отдавали хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника. Ребята узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред.

Чтобы поддержать интерес воспитанников к теме «Птицы» и закрепить их знания, оформлены дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу" и др. В играх дети систематизировали знания о зимующих птицах, уточнили "меню" для птиц.

C:\Users\User\Desktop\IMG_20200129_132404.jpg

В это время для родителей оформлены консультации "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц", чтобы они тоже приняли активное участие в проекте и оказали помощь детям в природоохранной деятельности.

Воспитанники с родителями дома изготовили кормушки из разного материала: 

C:\Users\User\Desktop\IMG_20200205_073852.jpgC:\Users\User\Desktop\IMG_20200205_090719.jpg

 В группе организована выставка кормушек. Во время занятий мы с детьми обсудили, какие кормушки прослужат дольше, куда и как их надо укрепить, чтобы не повредить деревья. Мы с воспитанниками тщательно изучили территорию и решили закрепить кормушки на деревьях, а одну кормушку - расположить возле нашего окна, чтобы мы смогли наблюдать за птицами и во время занятий и игр.

Надеюсь, что в ходе реализации проекта появятся активные участники, которые каждый день из дома будут приносить различный корм и кормить птиц. Некоторые воспитанники свои кормушки развесили и возле своих домов, они с родителями подкармливают птиц, наблюдают за их поведением и рассказывали всем, какие птицы прилетали на кормушки.

C:\Users\User\Desktop\IMG-20200205-WA0015.jpg

        

C:\Users\User\Desktop\IMG-20200131-WA0009.jpgC:\Users\User\Desktop\IMG-20200131-WA0008.jpgC:\Users\User\Desktop\IMG-20200131-WA0006.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план проекта " Пернатые любимцы"

Перспективный план составлен в помощь воспитателям , желающих  через проектную деятельность приобщить детей в миру природу....

Конспект тематического педагогического собрания В форме устного журнала «Пернатая карусель»

Цель:  презентация методического сборника «Пернатая карусель», в который вошел материал о птицах.Формировать у педагогов потребность и желание сотрудничать с родителями по вопросам экологич...

"Пернатые друзья"

Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...

"Столовая для пернатых"

Данный материал использовался в акции "Покормите птиц"...

Экологическая сказка: "Пернатые истории"

Этот материал можно использовать на занятиях и развлечениях....

Интегрированное занятие "Пернатые друзья"

Закрепление представления детей о птицах. Воспитание бережного отношения к природе....

Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"

Сценарий  разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в  совместной деятельности....