Конспект ООД по познавательному развитию «Новые бумажные истории»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Алексеева Людмила Васильевна

                                                            

Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Дети не имеют понятия, откуда появилась бумага, как ее изготавливают, не знают видов бумаги. Цель моего занятия- познакомить детей с историей возникновения бумаги, точнять и расширять представления детей о внешнем виде бумаге, ее видах, качествах и свойствах, научить детей устанавливать причинно – следственные связи в процессе элементарных опытов с бумагой.  Занятие рекомендовано для  старшего возраста. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_novye_bumazhnye_istorii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82 комбинированного вида города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

Организованной образовательной деятельности по образовательной области  «Познавательное развитие» по теме                                                                         «Новые бумажные истории»                                                                                         старшей группы «А»

Составила и провела:

                                                                                                                                                                          Алексеева Л.В.

                                                                                                           воспитатель

Программное содержание:

Познакомить детей с историей возникновения бумаги. Уточнять и расширять представления детей о внешнем виде бумаге, ее видах, качествах и свойствах.

Развивать умение обследовать бумагу, выявлять ее свойства (мнется, рвется, впитывает воду и намокает), устанавливать причинно – следственные связи в процессе элементарных опытов с бумагой.                                                                                        

Развивать зрительное внимание, логическое мышление, воображение. Формировать  потребность в проявлении  самостоятельности и активности в процессе опытов, умение делать предположения, высказывать свою точку зрения,  развивать диалогическую речь.

Воспитывать устойчивый познавательный интерес к  изучению свойств бумаги, изменениям происходящим с ней в процессе элементарных опытов.  

Предшествующая работа:

-рассматривание энциклопедий, познавательной литературы

-чтение художественной литературы  

-познавательные беседы о бумаге

-изобразительная деятельность

Словарь

 «лесорубы», «сплавщики», «бензопила», «береста», «пергамент»

Материалы и оборудование:

Компьютер, презентация «Откуда пришла бумага», иллюстративный материал («Предметы из бумаги», «История бумаги в картинках») .

 Квадратные листочки бумаги, ёмкость с водой, материал для аппликации.

 Cхемы на каждого ребёнка для фиксирования результатов опытов.

 

Ход организованной образовательной деятельности:

Дети в группе стоят около воспитателя.

Воспитатель: 

 -Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.

 Придумано кем – то просто и мудро

 При встрече здороваться: «Доброе утро! »

 «Доброе утро! » - солнцу и птицам.

 «Доброе утро! » - улыбчивым лицам.

 А сейчас улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу.

 Дети садятся на стульчики перед монитором.

Воспитатель:

 -Ребята, сегодня к нам пришел  необычный гость.

 воспитатель обращает внимание детей на монитор компьютера. Там появляется Учёная Сова.

 Воспитатель:   Вы узнали  его? Назовите, кто это.                                    

Дети:   Сова.

Воспитатель: Правильно, это сова. Что вы знаете об этой птице?

 (ответы детей)

Воспитатель:  Сова в народе считается птицей ученой, она все знает и обо всем может нам рассказать. Посмотрите, что она нам принесла?

Дети:  Конверт.

Воспитатель:   Ребята, а из какого материала сделан этот конверт? Правильно, из бумаги. Сова нам сегодня хочет рассказать о бумаге, откуда она появилась, и как она приходит к нам в дом.  

Воспитатель приглашает детей сесть на стулья, демонстрирует презентацию « Откуда пришла бумага».

Слайд1 Древние люди

Древние люди рисовали и писали на камнях свои послания.  Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Наши далёкие предки сушили их на солнце или обжигали в огне, чтобы закрепить текст. (глиняная табличка). Позже наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Писали и на шкурах животных. Этот материал называли пергамент. Он заменял людям бумагу.

Слайд2 Аудиозапись «Откуда пришла бумага»

Сегодня я хочу вам рассказать о том, откуда же пришла к нам бумага. Почему же мы говорим, что бумагу делают из дерева? Конечно, бумага не растет на деревьях.  Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу. Там надо спилить.

Слайд 3 Жужжит в умелых руках лесоруба бензопила (пила с мотором на бензине).

Слайд 4.Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешит трактора.

Слайд 5. Они обрубают ветки потянут тяжелую ношу к реке.

Слайд 6.Река - самая просторная дорога для леса. Голубая дорога приведет стволы на бумажный комбинат.

Слайд 7. Деревья там распиливают, измельчают.  Все это делают машины. Получается жидкая масса, его разливают, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага.

Слайд 8.  Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Бумага готова.

Воспитатель: Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет на прилавки магазинов. Чей труд вложен в подготовку каждого листочка бумаги?

Какие профессии людей вы запомнили?

Ответы детей.(Лесорубы)

Воспитатель: Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Вы будете не только рисовать, но и писать. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради относитесь к ним бережно.

Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть изделия из бумаги. Найдите их и назовите..  (дети находят и называют предметы из бумаги)

Воспитатель проводит игру «Найди предметы сделанные из бумаги назови их». После этого, воспитатель организует уточняющую беседу о бумаге.

 

Воспитатель:

-А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

.Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?

Ответы детей

 Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А как вы думаете, можно сшить одежду из бумаги? Построит дом. Мост, дорогу?Бумага прочная?

(ответы детей).

Сова предлагает  нам проверить ваши предположения и приглашает вас в лабораторию, где мы найдем ответы на наши вопросы. Закройте глаза и скажите все вместе: Раз, два, три, в лабораторию  заходи.

Дети заходят в лаборатори, садятся на стулья. Воспитатель обращает  внимание детей на тарелочки, где лежат листочки бумаги.

 Воспитатель:   А чтобы проверить, сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, что будет, если бумагу смять, скомкать? Как вы думаете? А какая бумага рвется быстрее? (ответы детей).

Дети  мнут бумагу и выясняют ее свойства-бумага мнется.

Отражают это в таблицах, схемах.

Воспитатель: Сделаем вывод и выставляем весёлый Смайлик: «Бумага мнется».

 Воспитатель: А теперь проверим, можно ли порвать бумагу? Какую бумагу легче рвать? Почему? (ответы детей)

 Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага рвется».

Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.

 Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая намокла быстрее? (ответы детей)

 Сделаем вывод и приклеиваем значок: «Бумага намокает и распадается».

Воспитатель:  Назовите, какие свойства бумаги вы узнали? (Бумага мнется, рвется, намокает). Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги. Беречь книги, картонные коробочки, в которых лежат игры.

 

Воспитатель проводит игру «Бывает, не бывает».

 Воспитатель: Если я назову вам предмет, и он сделан из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал) .

Воспитатель: Учёная Сова рассказала нам  откуда появилась  бумага,  помогла нам выяснить свойства бумаги. А еще Сова знает как бумага помогает людям создавать разные поделки.

Сегодня я предлагаю вам показать сове как мы делаем поделки из мятой бумаги.

Воспитатель выставляет картину со стволами деревьев.

Воспитатель: Сделаем для нашей гостьи красивую работу - осенний лес из бумаги. Для этого нам понадобиться мятая бумага. Возьмите заготовки, сомните их и наклейте на картину. (Дети выполняют работу).

 Воспитатель: Посмотрите, какой красивый лес у нас получился. Я думаю, что Учёной Сове он тоже очень понравился. И она с удовольствием проведёт в нём зиму.

 А наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться в группу. Ребята, кто к нам приходил? Где мы с вами побывали? Что интересного  узнали? Какие свойства бумаги мы узнали? (дети перечисляют – вся бумага мнется, рвется, намокает) . Все эти свойства нам помогут и в дальнейших работах.

- У вас на столах лежат смайлики. Покажите ваше отношение к проделанной работе. Понравилось ли вам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "История возникновения праздника Рождество Христово" в подготовительной к школе группе.

Что такое праздник? Это радостный день, в который люди поздравляют друг друга. Все любят праздники, к их встрече готовятся. В эти дни люди чаще улыбаются друг другу. Для нас, христиан, особенно ...

Конспект развлечения по познавательному развитию на тему «История Зайчишки - Шалунишки и его друзей» для детей средней группы

Цель: формировать знания о правилах безопасности жизнедеятельности через театрализованное представлениеЗадачи:- формировать понятие «можно – нельзя» к различным ситуациям на улице и ...

Конспект ООД по познавательному развитию по теме: «История символа Победы»

Развитие познавательного интереса у ребенка к истории страны....

Конспект НОД по Познавательному Развитию на тему: «История Блокады Ленинграда» старшая группа

Цель: Познакомить детей с героическим прошлым города Ленинграда.Задачи:Познакомить детей с героической историей обороны города Ленинграда, примерами боевых подвигов защитников Ленинграда;Расширить пре...

Конспект НОД (ОО познавательное развитие) Тема : «Из истории посуды»

Материал будет полезен педагогам работающим с детьми старших и подготовительных групп....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "История возникновения праздника Рождество Христово" в подготовительной к школе группе.

Цель: формирование основ духовно–нравственной личности дошкольника,воспитание интереса к православным праздникам и традициям русскогонарода.Задачи:- познакомить с историей возникновения пра...