Конспект НОД (ОО познавательное развитие) Тема : «Из истории посуды»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Потапенко Каролина Витальевна

Материал будет полезен педагогам работающим с детьми старших и подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_iz_istorii_posudy.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

НОД (познавательное развитие)

 для детей подготовительной к школе группы .

Тема :  «Из истории посуды»

Цель: Познакомить детей с историей посуды. 

Задачи :

Закреплять знания о материале, из которых она сделана. Способствовать развитию познавательных способностей. Продолжать развивать речь как средство общения. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Воспитывать бережное отношение к посуде и чувство взаимопомощи.
Оборудование и материал: Слайды с предметами старинной посуды, современной посуды, мяч.

Предварительная работа: Просмотр мультфильма К.И. Чуковского «Федорино горе». Чтение сказки о блюдцах. Экскурсия на кухню, дидактические игры «Такая разная посуда», «Назови посуду», беседы о посуде, рассматривание альбома «Посуда».

Ход :

Воспитатель: Колокольчик, мой дружок, 
Собери детей в кружок. (звонит)
Начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

Игра «Из чего сделана посуда?»  (с мячом)

Проводится с перекидыванием мяча. Воспитатель называет предмет, Дети – прилагательное характеризующее материал, из которого он сделан.

Например:

Вилка из металла – металлическая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева – деревянная

Тарелка из пластмассы – пластмассовая

Чашка из фарфора – фарфоровая

Воспитатель: Вы уже догадались, речь сегодня будет о посуде.

Давным-давно, древние люди обходились без посуды. Овощи и фрукты ели сырыми, а мясо жарили на огне и ели его руками. Но очень скоро поняли, что это не очень удобно.

История посуды уходит своими корнями в древние века. Слоны уже были, а вот посудные лавки – еще нет. Считается, что первая посуда появилась примерно семь тысяч лет назад. Лепили ее из простой глины и вручную.

Выходила посуда корявая, некрасивая и непрочная. Постепенно люди поняли, что не всякая глина для посуды подходит. Глина (с добавками) получила название«керамика». Кроме керамической начали делать оловянную, а также серебряную и золотую посуду. Давняя история и у деревянной посуды. Горшки и миски – первая посуда в Древней Руси. Делали их из дерева, а позднее из металла. В городах развивалось гончарное мастерство. Вот тогда-то и пришли к нам кастрюли, противни и сковороды.

Воспитатель: Как вы думаете, когда появилась первая посуда?

Дети: Очень давно, семь тысяч лет назад.

Воспитатель: Из чего делали посуду?

Дети: из глины, керамики, олова, серебра, золота, дерева.

Воспитатель: Давайте выясним, какие предметы относятся к посуде.

В чём готовят еду? Из чего пьют? Чем едят? и т.д.

Дети: перечисляют виды посуды.

Воспитатель: Вот как много разной посуды в доме. Есть кухонная посуда, столовая, чайная. Давайте поиграем.

Динамическая игра «Посуда»

(на развитие координации речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных)

Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик: одна рука на поясе, другая

Очень важный, как начальник.                                                 изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,                                                    (Присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.                        

 Вот фарфоровые блюдца,                                                   (Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни -  разобьются.

Вот серебряные ложки,                                                           (Потянулись, руки вверх, сомкнуть над

Голова на тонкой ножке головой)

Вот пластмассовый поднос,                                                    (Легли на ковер, вытянулись)

Он посуду нам принес.

Воспитатель: Продолжаем нашу беседу о посуде.(Во время рассказа воспитатель показывает слайды).

История посуды невозможна без тарелок.

Сначала сами столы отчасти представляли собой тарелки. Например, в Европе, в VIII веке, и не где-нибудь, а на королевских пирах, пища выкладывалась в специальные углубления, выдолбленные в дубовых столах. Еду брали руками и отправляли в рот. Позже (примерно XIII век), еду из углубления на столе уже перекладывали на большие круглые куски хлеба. Это была как бы индивидуальная порция, а хлебный ломоть – прообраз тарелки. И только с XIV века во Франции начинают пользоваться чем-то похожим на современные тарелки. Делали их тогда из олова и дерева.

Из тарелок на Руси не только ели. Ими, к примеру, цари награждали своих подданных.

Ложка известна человечеству очень давно. В Европе в древности ложки были деревянными. Египтяне делали ложки из слоновой кости, дерева и даже из камня. Римляне – часто из бронзы и серебра.

Нож – пожалуй, самый древний столовый прибор. Естественно, поначалу никаким столовым прибором он не был. Просто каждый мужчина, добытчик, имел нож. Сначала каменный, а потом, по мере развития всего и вся, дело дошло и до металлического. Носили нож, например, за поясом, в специальных ножнах. Только в XVI веке, постепенно во время трапез начали использовать специальные ножи.

Первые вилки, еще с двумя зубцами, появились, судя по всему, где-то на Среднем Востоке в IX веке. Были они совершенно прямые. А вот в Россию вилку привезла Марина Мнишек. До XVIII века вилку в России называли «рогатиной» или «вильцами».

Тарелки, ложки, ножи, вилки – все это, конечно, хорошо. Но без кастрюли, в которой готовится еда – «и ни туды, и ни сюды». Сначала, понятное дело, был горшок. Глиняный, потом керамический. Именно в горшках варили каши и супы, а также просто кипятили воду. В них тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разные продукты. Кастрюля – это известная всем нам металлическая емкость для приготовления (варки) пищи. На кухнях можно увидеть чугунные, алюминиевые кастрюли, кастрюли из нержавеющей стали, эмалированные и с антипригарным покрытием. И форма у кастрюль вся разная.

Первые сковороды тоже были глиняными. Сковорода – родственница кастрюли, а потому, как и она, может быть чугунной, алюминиевой, из нержавейки, с антипригарным покрытием. Делятся сковороды и по предназначению: блинные, для рыбы, мяса и т.д.

Воспитатель: В конце нашей беседы послушайте стихотворение:

Для чего нужна посуда?
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еду кладут
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд – 
Варят, жарят и пекут. 


Рефлексия: Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос - Могут ли люди сейчас обходиться без посуды? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема: Мой замечательный нос.

Повторить и закрепить знания детей о пользе носа в оздоровлении нашего организма, культурно-гигиенические навыки ухода за носом.Воспитывать заботу о своем здоровье.Прививать желание ежедневно оздоравл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной  группе детского сада, образовательная область "Познавательное развитие" Тема «Космическая история"...

Конспект НОД по познавательному развитию Тема: История жилища человека

 Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Основной разв...

Конспект ООД по познавательному развитию «Новые бумажные истории»

                                                      ...

Конспект ООД по познавательному развитию. Тема «Большие и маленькие кубики» во 2 группе раннего развития

Цель: учить детей понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький.Задачи:Обучающие:- сортировать предметы по размерам;- учить понимать и использовать в речи понятия: большой,...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Посуда"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Посуда"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: «Познавательное развитие» Тема «Такая разная посуда…» (занятие с элементами экспериментирования для детей 5-6 лет)

Вид занятия: групповая непосредственно-образовательная деятельность.Форма образовательной деятельности: игровая.Цель: Закрепление знания детей о посуде, ее назначении, материале, из которого она сдела...