День птиц "Здравствуйте, птицы"
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа)

Плахина Марина Владимировна

день птиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marina_stsenariy.docx144.9 КБ

Предварительный просмотр:

День птиц «Здравствуйте, птицы!»

                                                     *воспитатель д/с «Капелька»  Плахина Марина Владимировна

Цель: Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека.

Задачи:

Формирование у школьников глубокого интереса к изучению биологических наук;

Развития творческого мышления учащихся;

Формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.

Ход мероприятия.

Ведущий 1.

Стучится к нам в окно весна,

Тепло и солнце принесла!

И нам не скрыть сиянье лиц в чудесный праздник!

Праздник птиц!

Ведущий 2.

Зима не даром злится-

Прошла ее пора

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все гонит зиму вон,

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Ведущий 1.

Здравствуйте дорогие педагоги и ребята! Поздравляем Вас с праздником –  Днем птиц! Ежегодно орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их.

Ведущий 2.

                    Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их- не счесть!

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Ведущий 1

Насколько хорошо вы знаете жизнь птиц, мы узнаем из нашей сегодняшней игры. За каждый правильный ответ в нашей игре вы будете получать жетон в виде птиц. У кого будет больше жетонов в конце игры, тот станет знатоком птиц и получит приз. Те, кто займет 2-5 место, тоже получат призы, как знатоки и помощники птиц. Начинаем нашу игру.

Ведущий 2.

1 конкурс « Разминка»

Ребенок курицы? (Цыпленок)

Птица, которая любит стоять на болоте на одной ноге? ( Цапля)

Считают, что эта птица приносит детей в клюве? ( Аист)

Какая птица самая большая в мире? ( Страус)

Какая птица выше всех летает? ( Орел)

Пингвин- птица или нет? ( Птица)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? ( Кукушка)

Какая птица достает себе пищу подо льдом? ( Оляпка)

Какая птица может летать хвостом вперед? ( Колибри)

Какая птица умело подражает голосам птиц? ( Скворец)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

Какая птицы прилетают к нам с юга первыми? ( Грачи)

 Какие птицы ночуют зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? ( Королек)

Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут)

У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? ( У клестов)

Какая птица к зиме белеет? ( Белая куропатка)

Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (сорочье гнездо плоское, а воронье- круглое с крышкой)

Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? ( Береговая ласточка, щурка, зимородок)

Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

Какая из наших птиц быстрее всех летает? ( Стриж)

Какая птица самая маленькая в мире? ( Колибри)

Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)

У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла- 15 см)

Когда температура тела воробья ниже- зимой или летом? ( Одинакова)

Птица, истребляющая грызунов? ( Сова)

Птица с абсолютно черным оперением? ( Ворон)

Каких птиц называют альбиносами? ( Птиц, которые не имеют пигмента)

У кого самый удивительный нос? ( У клеста- крестом, у фламинго- бумерангом)

Самые быстрые птицы? ( соколы- 300 км/ч, стрижи 170 км/ч)

Какие птицы не высиживают яиц? ( Кукушки)

Ползающие птицы? (Поползень)

Кто такой лесной петух? (Глухарь)

Какая птица может ходить под водой, а зимует она в пустотах подо льдом, куда попадает через прорубь? (Оляпка)

Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)

Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)

Какая птица выше всех летает? ( Орел )

Назовите птицу которая может спать во время полета? ( Аист)

Ведущий 1.

А сейчас мы проверим, хорошо ли вы, ребята знаете названия птиц. Перед вами висит кроссворд. Я читаю вопрос. Кто знает поднимает руку. Если правильный ответ пишет ответ и получает жетон.

Конкурс « Кроссворд»

Вопросы:

Эти птицы ловят летающих насекомых. Когда они охотятся, то сидят на высоко расположенных ветках и слетают с них, чтобы схватить добычу. Они обитают почти по всей Европе вплоть до средней Азии. Их можно встретить в садах, парках, в светлых лиственных лесах. ( Мухоловка)

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь – был таков (Пеликан)

Длинноногий , длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. ( Журавль)

Это крупная птица с мощным телом, длинной шеей и массивными ногами. Она ходит медленно, размерено. Когда она летит, мощно взмахивает крыльями. Эти птицы являются одними из самых тяжелых птиц, способных к полету. Близкими родственниками этих птиц являются журавли (  Дрофа)

Эти птицы являются всеобщими любимцами, они очень живые и подвижные. Большинство видов ярко окрашены.Одни из самых известных видов: кеа, волнистый какаду. (Попугай).

Большинство этих птиц одето в переливчатое зеленоватое оперение . свое имя они получили по способу питания: эти птицы пьют нектар цветов, но поедают также и мелких животных. Клюв у них тонкий и немного изогнутый вниз. Он идеально подходит для того, чтобы вставлять его внутрь цветка.( нектарница).

За густыми камышами

Белый столб стоит с клещами.

К сожаленью, эти клещи

Любят лишь живые вещи:

Не какие-нибудь гвоздики

С их простыми шляпками,

А лягушек- попрыгушек

С зелененькими лапками! ( Аист)

Эта птица весьма примечательна. Переставляя, как ходули, свои длинные ноги, шагает она по африканской саванне, охотясь на саранчу, мышей, змей и другую добычу. Ее длинные голенастые ноги похожи на ноги аиста, а клюв напоминает клюв хищной птицы. Однако ближайшими родственниками этой птицы являются журавли и куры. Водится эта птица исключительно в Африке. Свое название она получила благодаря пучкам перьев, торчащих на задней поверхности головы. Выглядят они так, словно птица заложила за ухо пучок перьев для письма. ( секретарь)

Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет. ( соловей).

Это часто встречающаяся в Европе птица. Везде в садах и парках можно слышать ее голос. Если птица взволнованна; она издает резкие звуки « так-тик-тик», которые можно услышать и при ее взлете, а также вечером, когда птица ищет место для сна. Тихое, похожее на голос флейты пение настраивает на грустный  лад. В садах и парках эта птица живет относительно недавно. Еще в предыдущем столетии это была главным образом лесная птица. Ученые предполагают, что возможность найти больше корма в городах и деревнях привела в тому, что эти птицы изменили свой образ жизни. (Дрозд).

Проживает в странах жарких,

А в нежарких-

В зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам  (павлин)

Среда обитания этой птицы, как следует из ее названия, прежде всего заросли камыша на берегах озер и болот. Некоторые  виды обитают на поросших кустарником сырых лугах. Поющие птицы обычно сидят на самом кончике камышового стебля или на кончиках ветвей кустарника. Они строят изумительные гнезда, стенки которых вплетены в стебли нескольких соседних камышинок. Гнезда птицы строят глубокими, чтобы оттуда не выпадали яйца и маленькие птенцы, если камыш раскачивается сильным ветром или даже бурей. (Камышевка.)

Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)

14. Когда б он всюду не совал

Свой длинный острый нос,

Наш сад давно бы уж завял,

А лес был гол и бос:

Умолк у всех бы на глазах

И облетел бы, и зачах!.. (Дятел.)

15. Долгое время эта птица страдала от преследований человека, так как птица охотилась на тетеревов, дроздов и соек, голубей, серых куропаток и фазанов. Этих птиц человек-охотник хотел иметь бы для себя. То же самое касается и млекопитающих, за которыми охотилась эта птица. Это не только белки, но и кролики, и зайцы - словом, охотничья дичь. Поэтому эта птица считалась вредителем и при случае отстреливалась. (Ястреб.)

16. Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

17. От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь –

Раскрасавец красногрудый,

Житель севера... (Снегирь.)

18. Я не будильник, но бужу,

Я с бородой и в шпорах.

С большою важностью хожу

И вспыльчив, словно порох. (Петух.)

19. Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

20. В болоте плачет,

А из болота не идет. (Кулик.)

21. Едва возвратится

Этот певец

В свой, на шесте,

Деревянный дворец,

Как все понимают –

Весна наступает,

И долгой зиме

Скоро будет конец. (Скворец)

Ведущий 1. 

Следующий конкурс « птицы наши барометры». 

По поведению птиц в природе вам необходимо догадаться, какую погоду они предсказывают.

Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю)

Ласточки летают то вверх, то вниз. ( Жди бури)

Стрижи летают низко с криком. (К дождю)

Воробьи прячутся под стреху. (К буре)

Свистит снегирь. (Скоро зима будет).

Снегирь под окнами чирикает. (к оттепели)

Иволга издает резкие, похожие на кошачий визг , звуки. ( К ненастью).

Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К теплой погоде).

Воробьи купаются в песке. (Будет дождь).

Вороны садятся на верхушки деревьев ( Перед морозом).

Вороны садятся на снег. ( К оттепели).

Ласточки купаются и часто летают в гнездо. ( К дождю).

Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди…..( хорошую погоду).

Днем сова кричит( К дождю).

Ведущий 2.

На нашей планете живут

Чудесные создания.

Они летают и поют,

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы,

На земле вдруг пропадут?

Букашки, жучки, червячки,

На деревья нападут.

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки-

Вот что будет,

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут- пропадут!

И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

Чик- чирика воробья…

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

Конкурс « Назови птицы»

Теперь по очереди называем птицы, не повторяясь. Выигрывает тот, кто больше вспомнит названий птиц.

Ведущий 2. 

С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких- то птиц « Брачный союз»длится вечность ( например лебеди), у других всего один сезон. Образуйте птичьи пары предложенных птиц.

Конкурс «птичья пара»

Курица     - петух                                     орлица-орел

Гусыня      -гусь                                       тетерка- тетерев

Селезень   -утка                                      глухарь- глухарка

Голубка     -голубь                                  фазанка- фазан

Перепелка   -перепел

Индейка      -индюк

Ведущий 1.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понравятся- посмотри

Что за звуки, за песни польются.

День- деньской от зари до зари!

( И. С. Никитин)

Конкурс « Узнай по голосу птицу»

Звучат голоса птиц.

Ведущий2.

Мы хотим, чтобы птицы пели.

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубые небеса,

Чтобы речка серебрилась.

И была на ягодах роса!

Конкурс « Птица не птица»

Овсянка-птица;                                                             Кардинал-птица;

Утконос- млекопитающее;                                         Плодожорка-насекомое;

Тукан- птица ( тукан);                                                  Выхухоль-млекопитающее;

Аистник-растение;                                                       Перепелка-птица;                                                    

Муравьед-млекопитающее;                                     Пеночка- птица.

Ведущий 1

Конкурс «Почта».

Ребята на нашу почту пришло три письмо. Угадайте кто их написал.

1. У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост  темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилеток нарядилась, а  Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой в бескормицу ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я ?

Ответ: Синица.

2. Размер: длина тела до 1,52 м; размах крыльев до 2,60 м.

Признаки: оперение у самцов и самок белое; клюв красный с черным концом и черным подклювьем; у основания клюва виден черный нарост; маленькие птенцы одеты в серо-коричневый пух;

Питание: питается водными и прибрежными растениями; поедает также траву.

Размножение: строит в камышах огромные гнезда, использует для этого тростник и другие растения; в кладке 5-8 белых яиц в прочной известковой скорлупе.

Среда обитания: полудикая птица, обитающая на прудах, озерах и медленно текущих реках; круглый год обитает в отдельных районах Европы и Азии.

Ответ: Лебедь.

3. Размер: длина около 45 см.

Признаки: оперение черное; у самцов красное темя; у самок красный затылок;                          желтый; глаза желтые; лазает по деревьям с помощью широко расставленных конечностей;    издает громкий звук «кле».

Питание: питается муравьями и другими насекомыми (короедами, пауками).

Размножение: обживает дупла деревьев; в кладке 3-5 белых яиц.

Среда обитания: хвойные и лиственные леса; птица неперелетная; встречается на большей части территории Европы и Азии.

Ответ: Черный дятел.

Ведущий 2.

Молодцы ребята! И последний конкурс нашего праздника- это « Пословицы». Я начинаю, а вы продолжаете. Пословицы и поговорки о птицах.

Плоха та птица, ( которой гнездо свое не мило)

Гусь свинье (не товарищ)

Ворон ворону, ( глаз не выклюнет).

Всяк кулик, ( свое болото хвалит)

Слово не  воробей, (вылетит не поймаешь)

Лучше синица в руках, ( чем журавль в небе)

Старого воробья ( на мякине не проведешь)

На чужой сторонушке, ( рад своей воронушке).

Ведущий 1.

На этом наш праздник, посвященный дню птиц подошел к концу. Вы уже многое знаете о природе и о поведении птиц. Давайте же узнаем кто стал лучшим знатоком птиц.

Подведение итогов.

Награждение ребят.

Ведущий 2.

И хотелось бы напомнить вам, как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней! Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость.

Ведущий 1.

Никогда не забывайте, что природу нужно беречь!.

Лишь дыханье весны над землей пролетит.

Нежным пухом оденется лес,

Чья-то звонкая песня незримо звучит,

Из лазури прозрачных небес.

Побежали ручьи, запестрели цветы,

И навстречу румяной весне

Льется чистая песня певца красоты

И гремит, и звенит в вышине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День прилёта птиц-сценарий весеннего развлечения для детей старшего дошкольного возраста

Передача музыкально- художественными средствами отношения детей к весенней природе.Познавательный материал о птицах, стихи, песни, игры, главными персонажами которых являются птицы...

15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Е. Носове, в день его рождения.

Многие из нас,  взрослых,  из детства, наверное, помнят,  как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в лесу ребёнка ожидае...

Тематический день "Зимующие птицы нашего города"

Цель: развитие познавательно-исследовательской, музыкально-художественной и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.Задачи: поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность в позна...

Тема: «День Жаворонка или день сорока птиц».

• познакомить детей с днём 22 марта – днём «жаворонков», днём «сорока птиц»; • рассказать о традициях встречи весны у русского народа, закреплять представление о весне как времени прилёта перелёт...

Покормите птиц зимой( 15 января - день зимующих птиц !)

Консультация для родителей на тему: «Покормите птиц зимой».15 января -  день зимующих птиц.Подготовила воспитатель: Юрченко Елена НиколаевнаГБДОУЦРР детский сад №48Красносельского рай...

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы Тема: «День Жаворонка или день сорока птиц».

Конспект совместной деятельности с детьми средней группыТема: «День Жаворонка или день сорока птиц»....

Развлечение «День зимующих птиц. Накормите птиц зимой»

Представлен конспект развлечения "День зимующих птиц. Накормите птиц зимой". Целью развлечения является воспитание заботливого отношения к птицам, желание помогать им в зимних трудных услови...