Тема: «КАК ПОЯВИЛСЯ КАЛЕНДАРЬ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ольга Викторовна Тарасова

Тема: «КАК ПОЯВИЛСЯ КАЛЕНДАРЬ»

Возрастная группа: старшая группа.

 Интегрирующие дисциплины (интегратор и вспомогательная дисциплина): познавательное развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое.

Место занятия в изучаемой теме, курсе: обучающее.

Задачи:

1. Формировать представления детей о календаре: познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календарей, показать их, вызывать стремление планировать свою жизнь, используя календарь.

2. Закрепить понятие «время», уточнить знание способов его фиксирования, измерения, закрепить умение планировать свою деятельность

3. Уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе; развивать связную речь детей;  побуждать к самостоятельной передачи образов, используя доступные худ. средства.

4. Воспитывать уважительное отношение к мнению и труду товарищей по группе.

Предварительная работа: чтение сказки 12 месяцев; беседа о временах года; наблюдение за сезонными изменениями.

Материал: различные виды настольных, настенных, карманных календарей и т.д.; лист ватмана, краски, карандаши, клей, ножницы, трафареты цветов, листиков и тд.; мяч; конверт с письмом; картинки с временами года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал дошкольного отделения МАОУ «Байкаловская СОШ»- «Булашовская ООШ»

 Тема: «КАК ПОЯВИЛСЯ КАЛЕНДАРЬ»

                   Интегрированное занятие по познавательной деятельности.

Интегрирующие дисциплины (интегратор и вспомогательная дисциплина): познавательное развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое.

                                                                                          Тарасова Ольга Викторовна

                                                                                        Воспитатель 1 категории

             

Тема: «КАК ПОЯВИЛСЯ КАЛЕНДАРЬ»

Возрастная группа: старшая группа.

 Интегрирующие дисциплины (интегратор и вспомогательная дисциплина): познавательное развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое.

Место занятия в изучаемой теме, курсе: обучающее.

Задачи:

1. Формировать представления детей о календаре: познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календарей, показать их, вызывать стремление планировать свою жизнь, используя календарь.

2. Закрепить понятие «время», уточнить знание способов его фиксирования, измерения, закрепить умение планировать свою деятельность

3. Уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе; развивать связную речь детей;  побуждать к самостоятельной передачи образов, используя доступные худ. средства.

4. Воспитывать уважительное отношение к мнению и труду товарищей по группе.

Предварительная работа: чтение сказки 12 месяцев; беседа о временах года; наблюдение за сезонными изменениями.

Материал: различные виды настольных, настенных, карманных календарей и т.д.; лист ватмана, краски, карандаши, клей, ножницы, трафареты цветов, листиков и тд.; мяч; конверт с письмом; картинки с временами года.

              Содержание образовательной деятельности

1. Организационный момент.  

Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность, заинтересовать предстоящей работой.

-Дети, я сегодня пришла в детский сад и нашла под дверью письмо. Но одна я не стала его читать и решила дождаться вас. А вы хотите узнать, кто его прислал?    ( Да)

- А прислала его нам девочка Настенька.  Кто вспомнит, в какой сказке живёт девочка с таким именем?      (12 месяцев)

-Послушайте загадку, которую нам прислала Настенька:

        Двенадцать братьев

        Друг за другом бродят,

        Друг друга не обходят.            

Кто это, о каких братьях идёт речь?  (Месяцы)

- Хорошо, молодцы! Ой, а здесь ещё одна загадка, слушайте внимательно! Если вы отгадаете, то получите сюрприз от Настеньки!

        Каждый день он роняет листок,

        А как год пройдёт –

         Последний лист отпадёт.

- Что это? Да, сложная загадка, хитрая наша Настенька, не хочет так просто дарить подарки, а хочет она, чтобы вы подумали, вспомнили и узнали что-то новое! А вы хотите много знать? А получить сюрприз?  

-Давайте, тогда немного вспомним.    

2. Закрепление пройденного материала.

Цель: закрепить интерес к предыдущему занятию, к понятию «время», уточнить знание способов его фиксирования, измерения, закрепить умение планировать свою деятельность.

- Что помогает нам и всем людям отсчитывать время?  Кто, вспомнит?  (Часы)

- А зачем нам   нужно знать который час и следить за временем?   (ответы детей)

-Верно, хорошо. Я вам задавала задание на дом, выяснить у родителей, нужны ли им часы и следят ли они за временем. Кто выполнил -это задание?  (Заслушать ответы детей)

- Да, оказывается и нам с вами и взрослым очень нужно знать сколько время и следить за временем.

-Но ведь нам нужно узнать что-то новое для того, чтобы отгадать загадку. Вы хотите узнать, с чем мы сегодня познакомимся?

3. Изучение нового материала.

Цель: Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их, вызывать стремление планировать свою жизнь, используя календарь.

- А сегодня, мы ещё познакомимся с одним предметом, который тоже помогает нам отсчитывать время. Что это?  (показываю календари).

- Верно, посмотрите, какие они разные.  Рассматриваем. Пожалуйста, выберите, какой календарь вам больше нравится?

-Сегодня я расскажу вам, как появился календарь и какие они бывают.

 Беседа о календаре. Календарь – это перечень дней в  году.  В году очень много дней: 365. В каждом месяце разное количество дней. В некоторых месяцах 31 день, а в других:30 дней. Найдите самый короткий месяц- в нем меньше всего дней.  Все дни года люди разложили на месяцы, их получилось 12. Какие месяца вы знаете? Назовите их. Какой идёт сейчас месяц?

-Да, а ещё они указывают на время года. Мы можем сосчитать с помощью календаря, сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. Вот- здорово!

-Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь?  В чём он помогает людям?   (дети – знать какой месяц, день, год)

(Рассматриваем календари – перекидной, карманный, настенный, настольный, отмечаем их яркость и схожесть друг с другом.)

-Итак, зачем нам нужен календарь?

С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь.

Физкультминутка  «Часики».

История появления календаря.

-Дети, а были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звёздам и луне. Наш календарь появился очень давно. Его родина – Древний Египет. Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Сириус. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней разделили и добавили к этим частям. Так появился первый календарь.  

- Интересно?

4. Закрепление изученного материала.

Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; развивать связную речь детей;  закреплять устный счёт;  побуждать к самостоятельной передачи образов, используя доступные худ.  средства.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

-Хорошо, молодцы. Вы были внимательны, поэтому верно назвали признаки. Ой, да мы же совсем забыли про загадку.  (Читаю повторно последнюю загадку).

(Дети отгадывают –календарь.)

-Верно, мы сегодня узнали много нового, интересного о календаре и поэтому отгадали загадку.

- Давайте посчитаем, с помощью календаря, сколько месяцев в году?   (12)

-Помог нам в этом календарь сосчитать?   (Да)

 - Сколько дней до выходных?  

- Назовите, сколько времён года вы знаете? Что помогло вам ответить на мои вопросы?    (календарь)

  - Ребята, а у нас в конверте есть ещё – СЮРПРИЗЫ, от Настеньки! Ей, очень радостно, что вы отгадали загадку, узнали много нового и интересного!

Достаю из конверта – снежинки, цветочки, осенние и весенние листочки.

- Эти сюрпризы соответствуют времени года, выберите себе, какие вам больше нравятся. (Делимся на 4 группы)

- Вам понравился сюрприз Настеньки?    (Да)

- А давайте мы тоже для неё сделаем красивый календарь и отправим ей по почте! (Коллективная работа детей по изготовлению календаря)

5. Итог.

- Молодцы, ребята! Вы очень старались! И теперь у Настеньки будет свой календарь, который будет ей помогать планировать своё время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия НОД "Познание. Целостная картина мира" Тема "Как появился календарь"

Конспект поможет познакомить детей с историей возникновения календаря; рассказать о различных его видах; поможет вызвать желание и интерес к планированию своего времени и жизни. Моим детям это занятие...

Конспект НОД в старшей группе "Как появился календарь".

Это занятие   для знакомства детей старшего возраста с понятием календарь, его разновидностями, значением для человека. Построено на  интересных играх с использованием различных материалов, ...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы с элементами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ по теме: «Как появился календарь»

Программное содержание: Формирование у детей представлений о календаре и его значение, познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их, развивать...

Как появился календарь

Задачи: 1.Закреплять у детей понятие «время», знакомить с разновидностями календаря и его назначением для людей.2.Развивать умение измерять время при помощи календаря.3.Воспиты...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Как появился календарь»

Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать и показать разные виды календарей (издания давних лет и современные)....

Познавательное развитие "Как появился календарь"

МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»     Конспект образовательной деятельности Мир природы. Мир человека.с детьми 5 – 6 летТема: «Как по...