Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Как появился календарь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Анна Николаевна Чеканова

Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать и показать разные виды календарей (издания давних лет и современные). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendar.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Как появился календарь»

Программное содержаниепознакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать и показать разные виды календарей (издания давних лет и современные). Воспитывать желание помогать сказочному персонажу.Активизация словаря: перекидной, настенный, карманный, отрывной.

Ход.

Мотивационная часть.

-Ребята, посмотрите-ка, пока мы с вами играли в приёмной, у нас в группе побывал какой-то шалун

И устроил беспорядок, набросал каких-то листиков, а сам куда-то спрятался. Давайте, наведём порядок – соберём листочки.

-Ребята, посмотрите, а листочки какие-то необычные. Что вы видите на них? (цифры) А цифры все одинакового цвета? А какие они? (Правильно, одни чёрные, а другие красные). Посмотрите, а под цифрой ещё что-то написано. Послушайте,я вам прочитаю: понедельник, вторник, среда. Что это я прочитала? (дни недели).

Сколько дней в неделе? (7).

А какие бывают дни недели? (рабочие и выходные)

Сколько рабочих дней в неделе? (5).

А выходных? (2).

Вот на этих листочках рабочие дни недели обозначены чёрным цветом, а выходные и праздничные – красным. А ещё, ребята, на листочках написаны названия месяцев – ноябрь, декабрь.

-Вы знаете, ребята, а я кажется, догадалась, кто хозяин этих листочков, вот только где он прячется не знаю. (Раздаётся звон колокольчика).

-А вот и ещё кто-то к нам в гости пожаловал? (вношу человечка- календарика).

2. Основная часть.

- Здравствуйте, ребята! Хоть мы с вами не знакомы, но может быть вы узнаете меня?

Под новый год пришёл я в дом,

Таким румяным толстяком,

Но день за днём листки терял,

И вот совсем худым я стал».

Да ещё к вам так торопился, что по дороге растерял много своих листочков.

- Ребята, вы узнали, кто этот румяный мальчик? Правильно ребята, это отрывной календарь.

Ты, календарик, не переживай, наши ребята собрали все твои листочки, ты пока отдохни с дороги и послушай, о чём мы с ребятами будем говорить.

-Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь? В чём он помогает людям? (дети – знать какой месяц, день, год)

-Да, а ещё они указывают на время года. Мы можем сосчитать с помощью календаря, сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. Вот- здорово!

Итак, зачем нам нужен календарь?

С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь.

Так вот, ребята, оказывается – это листочки отрывного календаря и на них написано не только число, название, дней недели и месяца. А ещё в нём есть разные полезные советы для взрослых и детей. Посмотрите, ребята, сюда. Оказывается есть не только отрывные календари, но и много других.

Вот этот календарь называется настенный. А как вы думаете, почему он так называется? Какой он? (большой) Правильно, он большой и может поместиться только на стене, отсюда его название – настенный. На нём написаны названия месяцев, дней недели и числа.

А вот этот календарик совсем маленький, и называется он карманный, потому что из-за своего небольшого размера он может поместиться в любом кармане, и тот человек, у которого есть такой календарь, может в любое время посмотреть и узнать какой месяц, число и день недели. А вот посмотрите, какой необычный календарь – называется он перекидной.

Он помещён на специальную подставку и у него, как и у отрывного календаря, есть листочки,на которых тоже написано число,день недели и название месяца. А как вы думаете,почему его назвали перекидным? (потому что листочки закреплены на специальной пружине и перекидываются с одной стороны на другую). А у вас дома есть календари? Какие они? Зачем они нужны дома?

Физминутка.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Заниматься нам пора!

-Ребята, а хотите, я расскажу вам, как появился календарь?

Календарём мы пользуемся каждый день,он верный помощник. Как и другие привычные вещи, он только кажется простым. На самом- то деле над созданием календаря трудились многие люди в течение тысячелетий. Слово «календарь» в переводе с латинского языка означает первый день месяца и нужен, чтобы вести правильный, без пропусков и повторений счёт суток.

Как у каждого народа свой язык, так и был свой календарь. Народных календарей было придумано много. Люди пользовались узелковым календарём. Что же это за календарь? Люди брали обыкновенную верёвочку и на ней завязывали узелки, а потом ежедневно развязывали по одному узелку и приблизительно определяли, когда должно наступить, то или иное время года. Такими календарями пользовались индейцы, якуты, инки.

А у нас в России пользовались деревянными календарями.

У нас на Руси были свои славянские названия у каждого месяца:

Декабрь назывался студень, т. е. на улице очень холодно, студёно.

Февраль - снежень, потому что очень много метелей.

Март – капельник

Апрель – снегогон, потому что солнце снег с полей гонит

Октябрь - грязник.

Ребята, а сейчас мы пользуемся такими календарями? Нет, потому, что они оказались не совсем точными. Поэтому люди придумали лунный календарь. Они заметили, что Луна меняет свой облик примерно через каждые семь дней,т. е. через неделю. Оказывается, что бывают такие дни, когда Луны не видно на небосклоне. Потом на небе появлялся тоненький рожок – молодой месяц, затем Луна начинает расти,появляется её половинка, и в конце становится полной,похожей на светящийся шар.

Наблюдая за луной, люди поняли, что смена времён года зависит не от Луны, а от Солнца, поэтому они и придумали солнечный календарь,основанный на движении Солнца по небу.

Люди наблюдали за Солнцем, за изменениями звёздного неба и сделали важное открытие – Солнце всегда проходит по одной и той же дороге в определённый период времени.

Первый солнечный календарь появился в стране под названием Египет, он был очень простым и удобным. Год делился на 12 равных месяцев, каждый месяц содержал 30 дней. Так появился первый календарь. А уже значительно позже в Древнем Риме очень точно подсчитали, сколько дней в году, и создали календарь, которым мы  пользуемся и сейчас.

 Поиграем в игру «Назови дни недели».

Вос-ль: «День недели называй – мяч соседу передавай».

3. Рефлексивная часть.

Вопросы детям:

Понравилось или не понравилось вам это занятие?

Что понравилось? Что не понравилось?

Понравился ли вам герой, который приходил в гости? Узнали ли вы что-то новое?

Про какие календари вы сегодня узнали?

Какие больше понравились?

Какие удобные?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»

Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-с...

"Олимпийские зимние виды спорта" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

"Олимпийские зимние виды спорта"Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

МБДОУ Ытык-Кюельский детский сад «Туйаара»              Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей груп...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Кубанская горница»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Кубанская горница»Цель: изучение быта Кубанского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям каз...