Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Кубанская горница»
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Кубанская горница»

Цель: изучение быта Кубанского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям казачьей семьи.

Задачи:

Образовательная: приобщить воспитанников к истокам казачьй народной культуры; обобщить имеющиеся знания о малой родине; обогатить словарный запас детей («Красный угол», «Бабий кут», рубель);расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре русского народа (горница: её внутреннее убранство; особые места в кубанской хате).

Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук; умение выполнять несложные танцевальные упражнения под музыкальное сопровождение, исполнять знакомые песни.

Воспитательная: воспитание любви и уважения к истокам казачьй народной культуры, гордости за свой народ, Отечество; доброжелательности по отношению к сверстникам; желания узнавать новое.

Методы: словесный, познавательный, игровой.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, чтение сказок, художественное слово (стихи о Родине, загадки, пословицы, потешки, небылицы).

 

Раздаточный материал: картинки сказок, предметов обихода прошлого и настоящего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Кубанская горница»

Цель: изучение быта Кубанского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям казачьей семьи.

Задачи:

Образовательная: приобщить воспитанников к истокам казачьй народной культуры; обобщить имеющиеся знания о малой родине; обогатить словарный запас детей («Красный угол», «Бабий кут», рубель);расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре русского народа (горница: её внутреннее убранство; особые места в кубанской хате).

Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук; умение выполнять несложные танцевальные упражнения под музыкальное сопровождение, исполнять знакомые песни.

Воспитательная: воспитание любви и уважения к истокам казачьй народной культуры, гордости за свой народ, Отечество; доброжелательности по отношению к сверстникам; желания узнавать новое.

Методы: словесный, познавательный, игровой.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, чтение сказок, художественное слово (стихи о Родине, загадки, пословицы, потешки, небылицы).

Раздаточный материал: картинки сказок, предметов обихода прошлого и настоящего.

Ход занятия

Организационный момент:

Хозяйка: Здравствуйте, гости званые, гости желанные! Ото всех дверей, Ото всех ворот торопись скорей, собирайся в хоровод. Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие. Я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт. Мы совершим путешествие по казачьей хате, ее еще горницей называли. А теперь, милости прошу в нашу горницу.

Хозяйка: Главный в хате – «Красный угол». Как вы думаете, почему «красный »? (ответы детей)

Хозяйка: Красный угол в казачьей хате - это значит красивый, главный. Самое чистое и светлое, нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь расположены иконы. Тут же в углу стоял длинный дубовый стол, за которым усаживали дорогого гостя. Встречали не с лестью, а с честью. Потчевали гостя самыми лучшими яствами, которые только были у хозяев, приговаривая: «Пироги, да каша – пища наша».А о чем пойдет пойдет речь дальше, вы узнаете из загадки: 

Супротив стоит Арина,

долгий рот свой разиня.

Зимой она все ест да кричит,

зато летом голодная спит!

Что же это отгадайте? (Печь). 

Ну, конечно же, наша печь-толстушка.С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь (ответы детей).

Правильно, человек, который умел класть печь, – печник – пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовалось как можно меньше.Печь не только обогревала избу, была многофункциональной. Как вы знаете, для чего ещё люди использовали печь, вам помогут эти картинки (ответы детей).

Кубанский народ всегда славился своим гостеприимством, а какие поговорки вы знаете о печи и о хате?

  Что есть в печи – всё на стол мечи.

  Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

  Красна дивка косами, а хата пирогами.

  Умел гостя звать – умей и угощать.

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята, вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (ответы детей).

Картинки сказок. (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д.дети называют названия сказок и чем они)(Слышится плач ребёнка).

Хозяйка: Ой, кто же там плачет? (Ответы детей)

Малыш лежит в кроватке — люлькой называется. Вешали её на крюке, забитом в потолке. Как же его успокоить? (спеть колыбельную). 

Какие колыбельные пели вам ваши мамы (Ответы детей). 

Давайте споём «Баю-баюшки- баю!».Уложила мамка своё дитятко, а сама печь да варить, прясть да шить на всю большую семью. И место для этого у неё было между печью и стеной дома, которое называли «бабий кут» или куток – это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Были у неё инструменты-помощники, а какие вы узнаете из загадки

Загадки:

Из русской печи

Кашу тащит, калачи.

Чугунок очень рад

,Что его схватил …(ухват)

(дети показывают ухват)

Ой, что это за свалка?

Да это же наша… (прялка)!

Зовут ее Настасьюшкой – рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки. Днём спит, отдыхает, а как только вечер настанет – при лучине прядёт, бабам работы придаёт.

Гладит платья и рубашки,

Отутюжит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг

– Имя у него...(утюг).

Ребята, это утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать картинку рубель)

.Хозяйка: А чем освещалось жилье казака?(ответы детей)

Жилые помещения традиционно освещались лучиной. Как вы думаете, из чего она? (Ответы детей).

 Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы.А что вы видите у окна?(ответы детей)Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк .а что хранили в нем?

Дети Там хранились одежда для всей семьи. Казачьи костюмы были праздничные и будничные (на каждый день).

Хозяйка: Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали – спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно. И предлагаю поиграть в игру, которая называеться  «Клубочек»

Хозяйка: а какой то шалун, игрался с клубочками да и размотал их,а клубочки эти не простые, на каждом клубочке ворох пословиц, да вот красный выпал из корзинки и пословицы о труде размотались, надо его смотать да пословицы собрать.

( Дети по очереди, наматывая нитку, произносят пословицы)

  1)Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  2)Кто не работает, тот не ест.

  4)Глаза страшатся, а руки делают.

  5)Кончил дело – гуляй смело.

  6)Землю красит солнце, а человека — труд.

7)Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

8)Маленькое дело лучше большого безделья.

9)Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Хозяйка: «Делу – время, а потехе – час». Ведь казаки умели не только работать, но и отдыхать – песни петь, да танцы плясать. (Девочки танцуют танец под песню «Светит месяц», мальчики играют на инструментах).

Светит месяц, светит ясный,

Светит яркая луна

К вам, к ребятам из детсада

Пришла в гости старина.

Вы про избу всё узнали.

Хлебосольный наш народ,

Что пословица родная

И сейчас средь нас живет

Хороводы с колыбельной

И частушачный задор,

Поговорка и загадка –

Это русский всё фольклор.

Светит месяц, светит ясный.

Светит яркая луна.

Вы и пели и плясали

Расставаться нам пора! 

Подведение итогов.

Хозяйка:

Куда мы с вами сегодня совершили экскурсию? (ответы детей)

С какими предметами старины познакомились? (ответы детей)

А что понравилось вам больше всего? (ответы детей)

Хозяйка: Дорогие ребята! Любите свою Родину большую и малую, берегите её природу, храните традиции и обычаи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»

Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-с...

"Олимпийские зимние виды спорта" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

"Олимпийские зимние виды спорта"Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

МБДОУ Ытык-Кюельский детский сад «Туйаара»              Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей груп...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Как появился календарь»

Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать и показать разные виды календарей (издания давних лет и современные)....