Рабочая программа по образовательной деятельности кружка "Удивительный мир" (вторая младшая группа)
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Кранчева Ирина Николаевна

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, активными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями, именно в этом заключается направленность данной программы по организации познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prog._kruzhok_udivitelnyy_mir_2_ml.gr_.docx39.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Аленький цветочек» муниципального образования город Саяногорск

                       

                         

Рабочая программа

по образовательной деятельности

кружка «Удивительный мир»

(вторая младшая группа)

                                                                                                                             

Автор- составитель: Кранчева И.Н.,                                                                                                                            воспитатель      

                                                                                             

                                                             

                                                               

Саяногорск 2019

     

Пояснительная записка

«Опыт - всему учитель»

Юлий Цезарь                                                                                                       

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, одна из главных задач педагога – «формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» и создание для этого благоприятных условий.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Детям важно давать возможность экспериментировать, фантазировать, высказывать свои суждения, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, находить свое место в коллективе, сопереживать, заботиться о других.

Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором дети воспринимают знания в готовом виде, сегодня уже недостаточен. Наряду с ним следует использовать технологии системно-деятельностного подхода. Они ориентированы на формирование личности ребенка и его развитие в самостоятельной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством познавательно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней деятельность ребенка, тем быстрее и полноценней он развивается.

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, при осуществлении непосредственной образовательной деятельности, в общении со сверстниками. Чем разнообразней деятельность ребенка, тем быстрей и полноценней он развивается.

Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему» и «Как?». При этом педагог выступает равноправным партнером, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным позволяет развивать у него важнейшие операции мышления:

  • анализ (наблюдая за объектами дети рассматривают и изучают их);
  • сравнение (дети находят сходство и различие предметов и материалов, из которых они сделаны);
  • умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы применения предметов в различных областях);
  • обобщение (дети учатся объединять предметы, относя их по группам к живой или неживой природе, рукотворному миру, на основе выделения существенных признаков).

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, активными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. Именно в этом заключается направленность данной программы. Согласно китайской пословице, усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Цели и задачи программы

Цели экспериментирования, как одной из форм организации детской поисково-исследователь деятельности:

  • создание условий для поддержания интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворения детской любознательности;
  • создание условий для развития познавательных способностей (анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения)

Задача воспитателя помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить ее в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе экспериментирование, способствует развитию, самостоятельной, творческой личности.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента решаются следующие задачи:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
  • развивается речь (словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется, рвется, ломается; высоко-низко, мягкий-твердый и т. д.)
  • происходит накопление фонда умственных умений;
  • формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности,
  • формируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов; трудовые навыки.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в течение 2019-2020 учебного года.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа кружка охватывает младший дошкольный возраст: дети 3-4 лет, вторая младшая группа.

Формы и режим организованной образовательной деятельности

Работа с детьми младшего дошкольного возраста направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий важно сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), побуждать сравнивать сходные по внешнему виду предметы, формировать умения сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Основное содержание исследований на занятиях кружка предполагает формирование следующих представлений:

  1. о природных явлениях (вода, ветер)
  2. о предметном мире;
  3. о способах исследования объекта.

№ п/п

Содержание исследовательской деятельности

Количество

1

Неживая природа

13

2

Живая природа, человек

1

3

Рукотворный мир

2

Всего

16

Алгоритм проведения эксперимента (по А.И. Ивановой):

  • постановка исследовательской задачи (помогает воспитатель);
  • повторение и закрепление правил соблюдения безопасности в ходе экспериментирования;
  • проведение эксперимента (под руководством воспитателя);
  • наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов;
  • формулировка выводов (помогает воспитатель).

Занятия кружка во второй младшей группе проводятся два раза в месяц, во второй половине дня с группой детей из 12 человек, продолжительностью 15 минут (в соответствии с ФГОС).

 На занятиях кружка, осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. Руководствуясь личностно-ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, педагог на занятиях предусматривает решение следующих задач:

  1. создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы;
  2. побуждение детей к познавательно-исследовательской деятельности путём постановки разнообразных вопросов и проблем, предлагающих выход на самостоятельное решение;
  3. учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей;
  4. установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, самостоятельной и совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Основным условием реализации программы кружка   является творческое отношение к работе самого педагога.

Планируемые результаты работы:

  • с удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым;
  • любопытен, задает вопросы «Что такое, кто такой, что делает, как называется?»;
  • самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму;
  • проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов;
  • соблюдает правила безопасности при экспериментировании.

Содержание воспитательно-образовательной работы

Педагогическая диагностика образовательного процесса проводится по методике 2 раза в год: вводная (октябрь), итоговая (апрель).

Педагогическая диагностика на 2019-2020 учебный год

ФИО ребенка

Любознатель

ность и активность

Представление о природе

Эмоциональность и отзывчивость

Способность планировать свои действия

Общение со сверстниками

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

октябрь

апрель

Перспективный план работы кружка

«Удивительный мир» на 2019-2020 учебный год.

Месяц

Тема

Цель

Материалы и оборудование

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА: ВОДА

Октябрь

1.Узнаем, какая вода?

         (стр.53-55)

   Выявить свойства воды: жидкая, прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

   Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна

пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья - с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

2.Изготовление цветных льдинок.

   Познакомить с тем, что в воде растворяется краска; вода замерзает на холоде, переходит из жидкого состояния в твердый лед.

   Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.

Ноябрь

ВОЗДУХ

1.Что в пакете?

   Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Уточнить представления о свойствах воздуха: легкий, прозрачный, невидимый.

Большой черный полиэтиленовый пакет, полиэтиленовые пакеты по количеству детей, аудиозапись «шум ветра».

2. Игры с соломинкой.

   Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Продолжать знакомить со свойствами воздуха (легкий, прозрачный).

   Трубочки для коктейля (или от сока), емкость с водой.

Декабрь

1.Реактивный шарик.

(стр.103)

Помочь выяснить свойство воздуха (упругость), понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

   Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой надут сильно — упругий).

2. Надувание мыльных пузырей

   Научить пускать мыльные пузыри через соломинку; познакомить с тем, что при попадании  воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

   Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости

(не использовать туалетное мыло).

СВЕТ, ЦВЕТ

Январь

  1. Солнечные «зайчики»
  2. (стр.137-139)

   Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом)

Зеркала

2. Волшебная кисточка.

   Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого — оранжевый, синего и красного — фиолетовый, синего и желтого —

зеленый).

   Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка;

пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров; образец для закрашивания, в котором три тройки воздушных шаров (в каждой тройке два шара закрашены — красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один — нет).

Февраль

ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ

1. Легкий-тяжелый.

   Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Развивать умения определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые).

   Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы

и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый», «легкий»).

ЗВУК

2. Что звучит?

   Развивать умения определять по издаваемому звуку предмет. Развивать слуховое восприятие.

   Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина,

емкость с водой, стакан.

Март

1. Музыка или шум?

   Развивать умения определять происхождение звука и различать музыкальные и

шумовые звуки.

   Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные

пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).

ТЕПЛОТА

2. Горячо-холодно

   Развивать умения определять температурные качества веществ и предметов.

Емкости с водой разной температуры, ванночка.

Апрель

1. Чудесный мешочек.

   Продолжать развивать умения определять температуру веществ и предметов

   Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики,

пластины, шарики).

ЖИВАЯ ПРИРОДА: ЧЕЛОВЕК

2.Наши помощники – органы чувств.

(стр.120-121)

 Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши —

слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус, пальцы — определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.  

«Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить

запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком;

мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой

Май

ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР. СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ

1.Бумага, ее качества и свойства

(стр140-141)

   Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет,

белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

   Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с

водой, алгоритм описания свойств материала.

2.Ткань, ее качества и свойства

(стр.141-142)

   Исследовать свойства ткани. Развивать умения узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура

поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

   Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов,

ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Развлечение «Путешествие с Капелькой»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной; развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;

закреплять культурно - гигиенические навыки;

развивать чувство взаимовыручки; воспитывать

Список литературы

  1. Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. - М.: ТЦ
  2. Марудова, Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»
  3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
  4. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2016                                    
  5. Рыжова, Н.А. Волщебница вода: учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
  6. Шапиро, А.И. Секреты знакомых предметов. Лужа. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Художественное творчество» (вторая младшая группа)

Рабочая программа расчитана на детей 3-4 лет, определяя для них содержание и организацию образовательног процесса с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому на...

Рабочая программа по образовательной области «Коммуникация» во второй младшей группе /3 -4 года/ на 2013-2014 учебный год

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости общеобразовательной программы дошкольного образования  и коррекционной программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации воспитательно- образовательной деятельности с детьми второй младшей группы № 3 общеразвивающей направленности на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа для детей 3-4  лет общеразвивающей  второй младшей  группы № 3  «Смешарики» на 2019-2020 учебный год разработана на основе  основной общеобразова...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Говорушки" во второй младшей группе

Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы №12 «Подсолнушек» (на 2020 -2021 учебный год)

Приложение №12к основной образовательной программедошкольного образованиямуниципального автономного дошкольногообразовательного учреждения муниципального образования г. Нягань «Д/с№10 &laqu...

Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности детей в первой младшей группе

ull; Цель данной программы: обеспечение реализации задач развития детей младшего дошкольного возраста (от 2 до 3 лет) по основным направлениям развития основной общеобразовательной программы МАДОУ М...