Рабочая программа по образовательной деятельности кружка "Удивительный мир" (вторая младшая группа)
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, активными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями, именно в этом заключается направленность данной программы по организации познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prog._kruzhok_udivitelnyy_mir_2_ml.gr_.docx | 39.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Аленький цветочек» муниципального образования город Саяногорск
Рабочая программа
по образовательной деятельности
кружка «Удивительный мир»
(вторая младшая группа)
Автор- составитель: Кранчева И.Н., воспитатель
Саяногорск 2019
Пояснительная записка
«Опыт - всему учитель»
Юлий Цезарь
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, одна из главных задач педагога – «формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» и создание для этого благоприятных условий.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Детям важно давать возможность экспериментировать, фантазировать, высказывать свои суждения, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, находить свое место в коллективе, сопереживать, заботиться о других.
Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором дети воспринимают знания в готовом виде, сегодня уже недостаточен. Наряду с ним следует использовать технологии системно-деятельностного подхода. Они ориентированы на формирование личности ребенка и его развитие в самостоятельной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством познавательно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней деятельность ребенка, тем быстрее и полноценней он развивается.
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, при осуществлении непосредственной образовательной деятельности, в общении со сверстниками. Чем разнообразней деятельность ребенка, тем быстрей и полноценней он развивается.
Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему» и «Как?». При этом педагог выступает равноправным партнером, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным позволяет развивать у него важнейшие операции мышления:
- анализ (наблюдая за объектами дети рассматривают и изучают их);
- сравнение (дети находят сходство и различие предметов и материалов, из которых они сделаны);
- умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы применения предметов в различных областях);
- обобщение (дети учатся объединять предметы, относя их по группам к живой или неживой природе, рукотворному миру, на основе выделения существенных признаков).
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, активными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. Именно в этом заключается направленность данной программы. Согласно китайской пословице, усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Цели и задачи программы
Цели экспериментирования, как одной из форм организации детской поисково-исследователь деятельности:
- создание условий для поддержания интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворения детской любознательности;
- создание условий для развития познавательных способностей (анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения)
Задача воспитателя помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить ее в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе экспериментирование, способствует развитию, самостоятельной, творческой личности.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента решаются следующие задачи:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы;
- развивается речь (словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется, рвется, ломается; высоко-низко, мягкий-твердый и т. д.)
- происходит накопление фонда умственных умений;
- формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности,
- формируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов; трудовые навыки.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в течение 2019-2020 учебного года.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа кружка охватывает младший дошкольный возраст: дети 3-4 лет, вторая младшая группа.
Формы и режим организованной образовательной деятельности
Работа с детьми младшего дошкольного возраста направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий важно сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), побуждать сравнивать сходные по внешнему виду предметы, формировать умения сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Основное содержание исследований на занятиях кружка предполагает формирование следующих представлений:
- о природных явлениях (вода, ветер)
- о предметном мире;
- о способах исследования объекта.
№ п/п | Содержание исследовательской деятельности | Количество |
1 | Неживая природа | 13 |
2 | Живая природа, человек | 1 |
3 | Рукотворный мир | 2 |
Всего | 16 |
Алгоритм проведения эксперимента (по А.И. Ивановой):
- постановка исследовательской задачи (помогает воспитатель);
- повторение и закрепление правил соблюдения безопасности в ходе экспериментирования;
- проведение эксперимента (под руководством воспитателя);
- наблюдение результатов;
- фиксирование результатов;
- формулировка выводов (помогает воспитатель).
Занятия кружка во второй младшей группе проводятся два раза в месяц, во второй половине дня с группой детей из 12 человек, продолжительностью 15 минут (в соответствии с ФГОС).
На занятиях кружка, осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. Руководствуясь личностно-ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка, педагог на занятиях предусматривает решение следующих задач:
- создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи данной программы;
- побуждение детей к познавательно-исследовательской деятельности путём постановки разнообразных вопросов и проблем, предлагающих выход на самостоятельное решение;
- учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей;
- установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, самостоятельной и совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Основным условием реализации программы кружка является творческое отношение к работе самого педагога.
Планируемые результаты работы:
- с удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым;
- любопытен, задает вопросы «Что такое, кто такой, что делает, как называется?»;
- самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму;
- проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов;
- соблюдает правила безопасности при экспериментировании.
Содержание воспитательно-образовательной работы
Педагогическая диагностика образовательного процесса проводится по методике 2 раза в год: вводная (октябрь), итоговая (апрель).
Педагогическая диагностика на 2019-2020 учебный год
ФИО ребенка | Любознатель ность и активность | Представление о природе | Эмоциональность и отзывчивость | Способность планировать свои действия | Общение со сверстниками | |||||
октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель |
Перспективный план работы кружка
«Удивительный мир» на 2019-2020 учебный год.
Месяц | Тема | Цель | Материалы и оборудование |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА: ВОДА | |||
Октябрь | 1.Узнаем, какая вода? (стр.53-55) | Выявить свойства воды: жидкая, прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. | Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья - с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей. |
2.Изготовление цветных льдинок. | Познакомить с тем, что в воде растворяется краска; вода замерзает на холоде, переходит из жидкого состояния в твердый лед. | Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки. | |
Ноябрь | ВОЗДУХ | ||
1.Что в пакете? | Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Уточнить представления о свойствах воздуха: легкий, прозрачный, невидимый. | Большой черный полиэтиленовый пакет, полиэтиленовые пакеты по количеству детей, аудиозапись «шум ветра». | |
2. Игры с соломинкой. | Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Продолжать знакомить со свойствами воздуха (легкий, прозрачный). | Трубочки для коктейля (или от сока), емкость с водой. | |
Декабрь | 1.Реактивный шарик. (стр.103) | Помочь выяснить свойство воздуха (упругость), понять, как может использоваться сила воздуха (движение) | Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой надут сильно — упругий). |
2. Надувание мыльных пузырей | Научить пускать мыльные пузыри через соломинку; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. | Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло). | |
СВЕТ, ЦВЕТ | |||
Январь |
| Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом) | Зеркала |
2. Волшебная кисточка. | Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого — оранжевый, синего и красного — фиолетовый, синего и желтого — зеленый). | Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров; образец для закрашивания, в котором три тройки воздушных шаров (в каждой тройке два шара закрашены — красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один — нет). | |
Февраль | ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ | ||
1. Легкий-тяжелый. | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Развивать умения определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые). | Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый», «легкий»). | |
ЗВУК | |||
2. Что звучит? | Развивать умения определять по издаваемому звуку предмет. Развивать слуховое восприятие. | Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан. | |
Март | 1. Музыка или шум? | Развивать умения определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.). |
ТЕПЛОТА | |||
2. Горячо-холодно | Развивать умения определять температурные качества веществ и предметов. | Емкости с водой разной температуры, ванночка. | |
Апрель | 1. Чудесный мешочек. | Продолжать развивать умения определять температуру веществ и предметов | Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики). |
ЖИВАЯ ПРИРОДА: ЧЕЛОВЕК | |||
2.Наши помощники – органы чувств. (стр.120-121) | Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус, пальцы — определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств. | «Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой | |
Май | ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР. СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ | ||
1.Бумага, ее качества и свойства (стр140-141) | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. | |
2.Ткань, ее качества и свойства (стр.141-142) | Исследовать свойства ткани. Развивать умения узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). | Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. | |
Развлечение «Путешествие с Капелькой» | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной; развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы; закреплять культурно - гигиенические навыки; развивать чувство взаимовыручки; воспитывать |
Список литературы
- Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. - М.: ТЦ
- Марудова, Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»
- Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2016
- Рыжова, Н.А. Волщебница вода: учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.
- Шапиро, А.И. Секреты знакомых предметов. Лужа. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Художественное творчество» (вторая младшая группа)
Рабочая программа расчитана на детей 3-4 лет, определяя для них содержание и организацию образовательног процесса с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому на...
Рабочая программа по образовательной области «Коммуникация» во второй младшей группе /3 -4 года/ на 2013-2014 учебный год
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости общеобразовательной программы дошкольного образования и коррекционной программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели...
Рабочая программа воспитателя по организации образовательной деятельности с детьми второй младшей группы №2 на 2017-2018 уч. год
Рабочая программа воспитателя...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА организации воспитательно- образовательной деятельности с детьми второй младшей группы № 3 общеразвивающей направленности на 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа для детей 3-4 лет общеразвивающей второй младшей группы № 3 «Смешарики» на 2019-2020 учебный год разработана на основе основной общеобразова...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Говорушки" во второй младшей группе
Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы №12 «Подсолнушек» (на 2020 -2021 учебный год)
Приложение №12к основной образовательной программедошкольного образованиямуниципального автономного дошкольногообразовательного учреждения муниципального образования г. Нягань «Д/с№10 &laqu...
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности детей в первой младшей группе
ull; Цель данной программы: обеспечение реализации задач развития детей младшего дошкольного возраста (от 2 до 3 лет) по основным направлениям развития основной общеобразовательной программы МАДОУ М...