Развлечение - экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста «Необычные приключения лягушонка».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Абрахина Екатерина Александровна

Развлечение эксперементирование для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развлечение - экспериментирование  

для детей старшего дошкольного возраста

«Необычные приключения лягушонка»

Воспитатель Абрахина Е.А.

Цель: развитие любознательности, интереса к экспериментированию.

Задачи: закрепить,  расширить  знаний детей о свойствах бумаги, воздуха, магнита, светового луча, мокрого песка, агрегатных состояний воды.

Материалы и оборудование:

Игрушка би-ба-бо «Лягушонок», емкости с водой, емкость с песком, лейка с водой,  пробки от бутылки или камушки, бумажные цветы-кувшинки, бутылка газированной воды, стаканчики, маленькие виноградинки, магнитно-маркерная доска с нарисованными цветами, магниты в виде пчелок, 2 бутылки с пищевым уксусом, пищевая сода, ложка, воздушный шарик с пищевой содой, краситель, жидкое моющее средство, поднос, литровая банка с горячей водой, крышка с дырочками, контейнер с кубиками льда, небольшое зеркало, фонарик, лист белой бумаги, столы, мольберт, маркеты.

Ход развлечения:

Воспитатель приглашает детей в гости к маленькому лягушонку (письмо, аудио запись и т.д.). Получив согласие, приводит дошкольников в заранее подготовленное помещение и рассказывает сказку и демонстрирует опыты.

Жил-был маленький лягушонок Квака со своей семьёй. Они жили в пруду. По вечерам, прежде чем лечь спать, лягушонок его семейство устраивало лягушачий концерт. Наквакавшись, все быстро засыпали, вот только Квака не спал. Он сидел на берегу пруда, смотрел на звезды и мечтал о путешествиях в новые места. Рядом с прудом пролегла лесная тропинка. Лягушонок смотрел на нее и думал: "Если я пойду по этой тропинке, то обязательно попаду в еще незнакомое мне место на земле. Однажды утром Квака проснулся и отправился в путешествие. Шел он по берегу  речки и увидел необычайную красоту: на поверхности воды плавало много загадочных цветов. Это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и лягушонок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1 Определение свойства бумаги.

Опускаем в воду бумажные цветы с закрученными лепестками. Буквально на глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему?

Вывод:  Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, рыбок, которые резвились на солнышке. Они, то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали.

Опыт № 2 Определение свойства воды.

Берем стакан со свежей газированной водой, бросаем в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». Почему так происходит?

Вывод: В воде имеется воздух, он легче воздуха, этим воздухом дышат рыбки.

Шел, шел лягушонок и увидел перед собой полянку, которая была усыпана разноцветными цветами. К цветам подлетали насекомые и громко жужжали, это были пчелы.

Опыт № 3 Взаимосвязь насекомых и растений, цепочка питания.

Подносим «пчелок» к магнитно-маркерной доске с нарисованными цветами. Пчелки  магнититься к цветкам. Почему они летят на цветок?

Вывод: магниты притягиваются к железу, а пчелки летят к цветам, питаются нектаром.

Квака пошёл дальше и увидел небольшое болото, оно бурлило 

(На поверхности болота постоянно поднимаются пузырьки. Это выходит из-под ила, который скопился на дне, болотный газ. Он образуется при гниении растительных остатков под воздействием бактерий без доступа воздуха).

Опыт № 4 «Цветной вулкан»

В емкость насыпаем две чайные ложки соды и добавляем столовую ложку средства для мытья посуды. Наливаем в стакан уксус, покрашенный пищевым красителем. Выливаем жидкость в емкость и видим,  как появляется густая окрашенная пена.  

Вывод: В результате взаимодействия уксуса с содой  выделяется углекислый газ. Жидкое мыло и краситель, взаимодействуя с углекислым газом, образуют цветную мыльную пену — таким образом, получается «бурление».

Всё интересно было лягушонку.

Но тут подул ветер, на небе появились тучи, пошел дождь.

Опыт № 5 Определение свойств воды (агрегатные состояния: пар, вода, лед).

Наливаем в литровую банку горячей воды. Банку закрываем крышкой с дырочками, сверху кладем несколько кубиков льда. Что происходит со льдом?

Горячий водяной пар поднимется к холодной крышке, лед начинает таять от теплого воздуха, в дырочки  стекает талая вода, «идет» дождь.

Вывод: Вода имеет несколько состояний, которые зависят от температуры.

Но Квака совсем не испугался, наоборот он чувствовал себя счастливым, потому что он любил дождь. Вскоре дождь закончился, снова появилось солнце, лягушонок увидел радугу.

Опыт № 6.

Погружаем зеркальце в воду, саму миску располагаем так, чтобы на зеркало попадали солнечные лучи (либо направляем луч фонарика). При необходимости меняем угол наклона предметов. В воде свет должен преломиться и разбиться на цвета, так что листом белой бумаги можно будет «поймать» небольшую радугу.

Вывод: световой луч, проходя через воду, разделяется на семь составляющих цветов. Получается радуга.

Какая она яркая, красивая.  Лягушонку так захотелось рассмотреть её ближе. Но как? Нужно до нее долететь. На чём? Конечно же, на воздушном шаре!

Опыт №7 «Любимые шарики».

В воздушный шарик насыпаем соду, бутылку наполняем уксусом, надеваем на горлышко воздушный шарик, высыпаем соду из шарика в бутылку и наблюдаем, как шарик надувается. 

Вывод: В результате взаимодействия уксуса с содой  выделяется углекислый газ.

Квака получил огромнейшее удовольствие от своих открытий. Вдруг он обернулся и понял, что он ушёл очень далеко от дома.

Он … заблудился. Как же ему вернуться домой? Тут он увидел, что на мокром песке остались его следы…

Опыт № 8 Определение свойств песка.

Песок в песочнице смачиваем водой, делаем отпечатки на песке разными предметами 

Вывод: Мокрый песок может принимать любую нужную форму,  на нем легко сделать четкие отпечатки.

Лягушонок понял, что он найдёт дорогу домой. Он поскакал по своим следам назад, домой.

День подходил к закату. Лягушонку понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный мир, но у него осталось много вопросов:

Почему же распускаются кувшинки?

Почему плавают рыбки?

Почему идет дождь?

Почему остались следы на песке?

Почему пчелы летят на цветы?

Почему…

Он шёл домой и думал, что завтра он снова обязательно отправиться в путешествие снова.

После сказки взрослые с детьми делятся впечатлениями, пробуют ответить на вопросы Квака. Вместе с взрослым зарисовывают модели опытов на мольберте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Необычное в обычном"

Целью является знакомство детей с агрегатными состояниями веществ в неживой природе при использовании метода моделирования маленькими человечками (ММЧ)...

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста " Веселые приключения у Маши и Миши"

Конспект спортивного развлечения содержит игры и игровые упражнения для  профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики рук, ловкости и выносливости. В основу сюжета взяты мультфильмы "...

Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.

Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Дорожные приключения Шапокляк»

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Дорожные приключения Шапокляк»...

Физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Зимние приключения"

Цель: обеспечить радостное эмоциональное настроение и ценностное отношение к физической культуре через совершенствование двигательных способностей и любознательности детей. Формировать у детей знания ...