Методическая разработка интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Военная техника Великой Отечественной Войны»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Шемякина Наталья Юрьевна

Методические рекомендации разработаны в помощь педагогам для проведения непосредственно образовательной деятельности и памятных мероприятиях в Год памяти и славы в честь 75-й годовщины Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Они предназначены педагогам дошкольных образовательных учреждений, которые готовят соответствующие методические рекомендации. Представленные материалы носят рекомендательный характер. Любой педагог может воспользоваться ими либо непосредственно, либо в качестве конструктора, помогающего выстроить познавательное или праздничное мероприятие в соответствии с собственными профессиональными предпочтениями, с особенностями контингента группы, с учетом разработанной в дошкольном образовательном учреждении, муниципалитете, регионе системой мероприятий по празднованию 75-й годовщины Великой Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voennaya_tehnika_v_gody_vov.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Росинка», г. Козьмодемьянск, Республика Марий Эл.

Методическая разработка интегрированной

непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

 «Военная техника Великой Отечественной Войны»

Шемякина Наталья Юрьевна,

воспитатель

стаж: 15 лет

МДОУ д/с №1 «Росинка»

г. Козьмодемьянск

г. Козьмодемьянск

2020г.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Программные задачи:

  • познакомить детей  с  событиями   Великой  Отечественной
    войны. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная»;
    дать представление о том, что она была освободительной, велась
    во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины;
  • познакомить  с  техникой времен ВОВ;
  • способствовать развитию патриотических чувств – любви к Родине, чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
  • способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения.

Методы и приемы:

  • Наглядные (показ, демонстрация);
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
  • Игровые (дидактическая  игра, игра малой подвижности, графический диктант).

. Предварительная подготовка:

  • подбор литературы по теме;
  • разработка конспекта НОД;
  • подготовка наглядного материала (презентация);
  • подготовка раздаточного материала;
  • подготовка технического обеспечения.

Оборудование:

  • Ноутбук, колонки, интерактивная доска;
  • Листы бумаги в клеточку, простые карандаши по количеству детей;
  • Иллюстрации военной техники;
  • Макет танка, макет самолета.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Вводное слово воспитателя.
Воспитатель: Ребята, послушайте строки из песни «Главный Праздник». Слова Николая Мазанова.
Немало праздников у нас,
Хороших праздников немало,
Но повторяю каждый раз,
Что этот день - всему начало.
Что без него, что без него,
И счастья мира мир не ведал,
И не было бы ничего,
Когда бы не было Победы!
2.Оснавная часть. Введение в тему. Беседа о Дне Победы.

Презентация Великая Отечественная Война Слайд 2
Воспитатель: Ребята, а кто мне ответит, какой праздник мы отмечаем 9 мая?

Дети: 9мая мы отмечаем День Победы.

Воспитатель: Верно, а почему он так называется «День Победы»?

Дети: В это день наши солдаты защитили нашу страну от врагов.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам расскажу, как начиналась война.
Звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. Лебедева- Кумача)

Прослушиваем первый куплет, дальше воспитатель рассказывает

под чуть слышное продолжение песни.

Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации
Воспитатель: Слайд 3  Когда-то, давным-давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были еще маленькими, на нашу страну рано утром 22 июня 1941 года напали злые враги – немецко-фашистские захватчики. Их называли фашистами. Фашисты – это были злые, жестокие люди. Они решили, что на всей Земле должен остаться только их народ, который они считали самым лучшим. А все другие народы они хотели уничтожить. Слайд 4  Их главный руководитель – Гитлер собрал свою армию, вооружил её танками, самолётами, пулемётами и напал на нашу страну. Слайд 5 Фашисты хотели сделать наших людей рабами. Они хотели захватить и Москву – столицу нашей Родины. Весь народ встал на защиту страны. Так началась Великая Отечественная война.

Почему её так называют? Слайд 6  Великой ее назвали потому, что не видел еще свет войны такой огромной, такой разрушительной. Никогда еще не сталкивалось в сражении столько солдат, столько самолетов и танков, никогда еще не было разрушено столько городов, убито столько людей. Ужасная была война! Слайд 7 А Отечественной зовут ее потому, что защищали в той войне наши солдаты свое отечество – родные поля, дома, любимых жен и детей. Защищали свободу родной страны  от злых фашистов. Слайд 8 1418 дней длилась Великая Отечественная война.

Слайд 9 Фашистские варвары разрушали и жгли города, деревни, школы нашей Родины. Фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома.

Слайд 10 Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой страшной войне погибли очень много людей. Слайд 11 И вот наконец настал тот долгожданный день, когда наша армия очистила землю от фашистов и захватила главный город Германии Берлин. Слайд 12 9 мая 1945 года война закончилась нашей победой.

Воспитатель: Ребята, а что помогло нашим солдатам одержать победу?

Дети: Нашим солдатам помогло одержать победу - храбрость, мужество, смелость, выносливость, любовь к Родине...

Воспитатель: Да, вы правы, но еще нашим солдатам помогла военная техника. А вот какая, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Гусеницы две ползут, башню с пушкою везут.

Дети: Танк

Воспитатель: Правильно, это танк. Давайте рассмотрим танк.

(Рассматривание макета танка Т – 34)

- Ребята, а что есть у танка?

Дети: корпус, башня с пушкой, гусеницы……

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, почему танк ездит  на гусеницах, а не на колесах?

Дети:  Гусеницы нужны чтобы быстрее передвигаться, чтобы можно было задавить, победить всех врагов….

Воспитатель: Танку гусеницы необходимы для того, чтобы передвигаться не по дорогам, а по полям, лесам, болотам. Площадь опоры гусениц больше чем площадь опоры колес. Что позволяет танку не застрять в болоте или в поле при любой погоде. А зачем танку нужна кабина?

Дети: Кабина нужна для того, чтобы танкист мог стрелять в разных направлениях.

Воспитатель: Все вы говорите верно. А знаете ли вы, что танки впервые появились на полях сражения. Это были большие военные машины, которые сделаны из прочного железа, чтобы враг не мог пробить броню танка. (Броня – это основа танка). Танки защищают нашу страну на земле.

Танк-это боевая машина, сочетающая огневую мощь, броневую защиту и высокую подвижность. Михаил Ильич Кошкин — советский конструктор,

начальник Харьковского завода, создавший знаменитый танк Т-34.

Несмотря на успехи в применении, отмечали и недостатки - тесная башня, массивный люк.  В 1944 году Т-34 улучшили, поставив новую башню с 85 мм пушкой. Новый танк получил название Т-34 - 85. С такой пушкой советский танк мог на равных биться с большинством немецких танков. Именно этот танк стал символом Победы, участвовал во всех крупных сражениях и первым вошел в Берлин.

- Ребята, а как вы думаете, кто управляет танком?

Дети: Танком управляет танкист.

Воспитатель: Внутри танка находятся люди - экипаж: командир, стрелок, механик и радист.

Воспитатель: Ребята, чтобы танкист мог управлять танком, он должен быть метким. Я предлагаю вам побыть танкистами и проверить, какие вы меткие.

Проводится графический диктант «Танк»

Необходимо от отмеченной точки следуя инструкциям выполнять задания, если вы сделаете все правильно, то вернетесь в эту же точку. После этого увидите получившийся  предмет.

Воспитатель: Следующая загадка.

Птица по небу летит, человек внутри сидит.

Дети: Самолет.

Воспитатель: Верно. Давайте внимательно рассмотрим самолет.

Рассматривание макета самолета

- А что есть у самолета?

Дети: корпус, крылья, шасси…

Воспитатель: Ребята, самолет сделан из прочного металла, но в военное время самолеты делась из плотного картона, при попадании в такой самолет вражеского снаряда, он быстро загорался, и пилоту приходилось прыгать из кабины (катапультироваться). И чтобы не разбиться при прыжке, у каждого летчика был парашют

Воспитатель: Для чего самолету шасси?

Дети: Для того, чтобы взлететь.

Воспитатель: Что  еще нужно самолету, чтобы взлететь?

Дети: Крылья

Воспитатель: Чтобы взлететь, самолету необходимы крылья специальной конструкции и мотор, который передает энергию колесам. После включения мотора самолет набирает скорость, разгоняясь на взлетной полосе.

Самолёт – самый быстрый вид транспорта. Все самолёты прилетают и улетают из аэродрома. Самолёт – это боевая машина, защищая нашу страну в воздухе. Самый массовый боевой самолет в истории, каким долгое время был штурмовик «Ил-2», кажется, стал рекордсменом по количеству прозвищ. «Бетонный самолет» — так прозвали его немецкие летчики: «Ил-2» обладал плохой маневренностью, однако при этом сбить его было очень трудно. Летчики даже шутили, что «Ил-2» может лететь «на половине крыла, да на честном слове». Наземные войска вермахта, видя в нем постоянную угрозу, называли самолет «мясником» или «Железным Густавом». Сами конструкторы называли «Ил-2» просто — «летающий танк». А в Красной армии самолёт из-за необычной формы корпуса получил прозвище «горбатый». 

- Кто управляет самолётом?

Дети: Лётчики.

Воспитатель: А теперь пришло время немного отдохнуть и представить себя летчиком.

Физкультминутка «Самолёт»:

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)

Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите,(Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

 Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место ты остановись! (Стоят на местах.).

Воспитатель: А сейчас отгадайте очередную загадку о военной технике

Имя девичье носила

И врага огнём косила,

Вражьи замыслы поруша,

Легендарная.

Дети: «Катюша».

Рассматриваем иллюстрации боевой машины «Катюша»

Воспитатель:  Совершенно верно. В июле 1941 года свой первый залп сделала легендарная «Катюша» - боевая машина реактивной артиллерии. Многие солдаты уверены «если б не она, родная, победы могло бы и не быть…».  Долгое время  «Катюша» для фашистов была загадкой и сеяла среди них ужас и панику. Послушайте стихотворение:

Грозно небо заалело,
Слышен скрежет, рёв и вой – 
Мчатся «огненные стрелы»
Из машины боевой.
Планы оккупантов руша,
Убивая всех подряд, 
Реактивный залп «Катюши»
Превращал сраженье в ад –
От ракет земля горела,
Всё гремело и рвалось,
Словно ненависть кипела,
Шли в атаку боль и злость,
Мстя врагу за наши беды,
За убитых им солдат.
«Вот оружие Победы!» –
Про «Катюшу» говорят.

Показ иллюстрации бронетранспортеров

Воспитатель:  Ребята посмотрите внимательно на картинку и скажите, что это за вид военной техники?

Дети: На картинке изображен бронетранспортер.

Воспитатель: Для чего нужна была эта техника?

Дети: На них подвозились снаряды на поле сражения, вывозились раненые солдаты.

Воспитатель: Правильно, ребята. Бронетранспортеры – это надежная защита и опора для пехоты. Раненых могли вывозить под непрерывным огнем врага.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай по звуку»

Дети слушают звуки (движущегося танка, самолета, залпы «Катюши» и т.д.) и угадывают название техники

Воспитатель: А сейчас отгадайте очередную загадку о военной технике:

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном ...

Дети: Корабле.

Показ иллюстраций кораблей

Воспитатель: Большие надводные корабли - линкоры - вооружены орудиями, пулеметами, крылатыми ракетами.  Крейсер - это корабль поменьше, а миноносец - корабль сторожевой.

- Скажите, а кто служит на корабле?

Дети: На корабле есть капитан.

Воспитатель: Да, он в ответе за весь корабль. Ему помогают помощник капитана и штурман, прокладывающий в море курс. Боцман следит за порядком на корабле. Радист поддерживает связь с землей и другими судами.

Дидактическая игра «Кому, что нужно?»

- А теперь посмотрите на стол и разложите, пожалуйста, предметы, которые необходимы для каждой военной профессии.

Дети раскладывают карточки-предметы

 Воспитатель: Какие вы молодцы. Все верно разложили. А сейчас давайте встанем в круг.

Рефлексия

- Ребята, о чем сегодня говорили?

-О какой военной технике вы сегодня узнали?

- Что вам было интересно?

-Что показалось трудным?

- О чем бы вы хотели еще узнать?

Воспитатель: Мне было очень интересно сегодня с вами беседовать.

Переход в самостоятельную деятельность

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Мы - военные моряки». Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: А какой военный транспорт нам нужен?

Дети: Нам нужен военный транспорт – корабль.

Предлагаю детям построить корабль из крупного мягкого конструктора и распределить роли для игры.

Список использованной литературы:

  1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  2.  tp://ped-kopilka.ru/blogs/olga-anatolevna-sorvanova/zagadki-o-voenoi-tehnike.html
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/03/09/fizkultminutki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по безопасности дорожного движения

Представленный конспект развлечения поможет сформировать осознанно-правильное отношение к соблюдению правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного в...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитии речи (ОНР) по теме «Мебель»

Целевая аудитория:  Воспитатели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Конспект  занятия  предназначен для детей старшего дошкольного возраста  со вторым уровн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Великая Отечественная Война»

НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Великая Отечественная Война"...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Зимушка-Зима»

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Зимушка-Зима»Приоритетная образовательная область: «Познавател...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Неделя бобра»

Данная методическая разработка представляет собой серию занятий организованной образовательной деятельности, объединенных одной темой и посвященных самому известному обитателю Воронежского государстве...