Конспект НОД "Государственные символы России"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мазур Елена Владимировна

Конспект НОД "Государственные символы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gos._simvoly_rossii.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     МБДОУ № 29

                                 ст. Темиргоевская.  

Конспект

непосредственной образовательной           деятельности.

Познавательное развитие.

(ФЦКМ).

«Государственные символы

России».

(подготовительная группа).

                                                                       Воспитатель

                                                                                         

                                                                                         Мазур Елена

                                                                                         Владимировна.

                                                                                     

                                                                                                       

                       

                 «Государственные символы России.»

Программные задачи: формировать начальные представления о происхождении современного герба, о функциональном назначении герба.

Формировать элементарные представления о происхождении знамен.

Познакомить детей с музыкой и словами Гимна РФ; рассказать, как нужно себя вести, когда звучит гимн.

Речевое развитие и обогащение словаря: знамя, стяг, древко, полотнище, навершие.

Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага; познакомить  с их символическим значением.

Материал к занятию: карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением государственной символики, денежные знаки, видеоматериалы по теме, аудиозапись гимна России.

                                               Ход занятия.

В-ль: Ребята, у каждого человека на земле есть свое Имя, Отчество и Фамилия. Каждый человек гордится своим именем, своей фамилией, особенно, если этот человек прославился в науке или искусстве. И этими людьми гордится уже вся страна, и даже весь мир.

    Есть свое имя и у нашей Родины. Какое имя носит наша Родина?

Дети: Россия.

В-ль: Верно, Россия. Ребята, нашу страну можно узнать не только по имени, но и по гимну, флагу и гербу.

     Гимн- самая главная песня нашей страны, ее должны знать все люди, которые живут в России и не только знать, но и относиться к ней с трепетом и уважением.

     Музыку к нашему гимну написал композитор Александров, а слова, хорошо вам известный поэт Сергей Михалков, тот самый, который написал всеми вами любимого Дядю Степу.

     Послушайте, пожалуйста, музыку Гимна России. Я попрошу всех встать, потому что гимн слушают стоя, это знак уважения к своему государству, к своей Родине.

(звучит Гимн Российской Федерации).

В-ль: А теперь мы послушаем слова нашего гимна .(чтение)

В-ль: Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои гимны, гербы и флаги. Мы знаем наш гимн, а теперь поговорим о гербе. Герб- отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение: «эмблема», «символ». Мы можем сказать, что золотой двуглавый орел- эмблема, или символ России.

      Зачем же нужен герб?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы и другие люди, приезжающие из других стран, видят герб- двуглавого орла и бело-сине- красный флаг на границе Российской Федерации. (предложить детям рассмотреть современные российские монеты).

В-ль: Ребята, что изображено на монетах?

- Как называются монеты, на которых изображен всадник?

- Почему они так называются?

      Копье Святого Георгия Победоносца дало название  монетке- копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змея. (предложить детям сравнить современные рубли и копейки, монетки советского периода и зарубежные).

В-ль: Ребята, чем эти монеты похожи, а чем отличаются?

       Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, которые подтверждают подлинность важных документов. Кроме гербов стран существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы- отличительные знаки.

( предложить детям рассмотреть и описать герб России, посмотреть видеофильм).

В-ль: Ребята, посмотрите, золотой фон напоминает сияющее своими лучами солнце, а всадник, поражающий змея , показывает победу справедливости над силами зла.

       Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними- одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой- держава. На груди орла в красном щите- серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

В-ль: Флаг нашей страны, как и герб, имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли , села или городка. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, т. е. часть войск называлась стягом.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие – «острожник».

Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги: древко ,полотнище,  навершие. Чаще всего стяги были красного цвета: червленые или багряные. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых- «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя». Когда в России правил царь Алексей Михайлович, отец Петра 1, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо и грозно «Орел». На его борту разместили 22 пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по Волге- реке, и для него потребовался опознавательный знак.

Царь Алексей Михайлович приказал изготовить материю червленую, белую и лазоревую, а Петр 1 во время северной войны дал русскому флоту и армии бело- сине- красный флаг.

И в те времена , и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет обозначает мир и чистоту совести, синий- небо, верность и правду, красный- огонь и отвагу.

Белый, синий и красный цвета издревле почитались на Руси. Мы говорим: «сине море», «белый свет», «весна- красна», «красна девица».

Белый, синий и красный цвета отвечали народным приметам, представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос : верхней  белого, средней- синего, и нижней- красного цвета.

(рассказ иллюстрируется показом видеофильма и наглядным материалом).

В-ль: Ребята, сегодня вы узнали о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете гордиться нашей Родиной и когда вырастете, может быть, прославите ее своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами или артистами, а будете врачами, учителями и рабочими, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте : Россия всегда будет гордиться вами, вашими делами и поступками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Символы России" в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Символы России»Цель:  уточнить представления воспитанников о государственных символах Росси...

Конспект занятия "Символы России"

Цель:   расширить  кругозор  детей  о  государственной  символике  России,  способствовать  принятию детьми  нравственных  ценностей:  ...

Конспект ООД "Символы России".

Конспект ООД по ознакомлению с нетрадиционными символами России....

Конспект занятий "Символы России"

Цель: знакомить с символами России. Задачи: обобщить знания детей о государственных символах России: флаге, гимне, гербе.  Закрепить знания детей о символическом значении цветов государствен...

Конспект «Береза-символ России»

Конспект «Береза-символ России»...

Конспект ОД «Символы России" средняя группа

Конспект ОД «Символы России" средняя группа Цель: Познакомить детей с неофициальными символами России: ромашкой и берёзой....