методическая разработка "Перелётные птицы"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Капустина Ольга Сергеевна

Методическая разработка в группе среднего возраста по теме "Перелётные птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме недели: «Перелетные птицы»  (средняя группа)

Цель: обогащать представления детей о перелетных и зимующих птицах, об образе жизни птиц, особенностях их строения и поведения; учить описывать птиц.

Задачи: 

- расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов; закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц.

- активизировать в речи названия перелётных птиц и их птенцов.

- продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида птиц.

- продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию стихотворения.

- развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее и подражать голосам птиц с помощью музыкальных произведений.

- воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к птицам.

ПРС: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц и их гнезд, альбом «Птицы», книги о птицах.

Работа с родителями: Консультация для родителей «Всё о перелётных птицах»; предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за зимующими птицами, посоветовать родителям поиграть с детьми дома в д/и «Опиши птицу по внешнему виду».

Итоговое мероприятие: Соревнование по отгадыванию загадок про птиц; выставка детских рисунков.

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

НОД

Режимные моменты

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ознакомление с окружающим миром «Перелетные птицы»  

Задачи: 

- познакомить детей с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем);

- объяснить, почему этих птиц называют перелетными;

- закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы»;              -  формировать умение детей правильно отвечать на вопросы;  

-  учить составлять описательный рассказ о птице на картинке.     

- развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;

- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, расширять представления о том, как люди заботятся о перелётных птицах.

 

ФЭМП (занятие по плану, связать с темой недели)

Дидактические игры:

«Кто где зимует?».

«Птицы» - учить узнавать и называть перелетных птиц.

«Чей хвост?» - учить по хвосту находить знакомую птицу.

«Сколько птичек?» - учить считать до пяти, активизировать в речи названия птиц.
«Угадай по описанию».

«Четвертый лишний».

Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц.

Наблюдение за сорокой - расширять представление о птицах, прилетающих на участок д\с.

Загадка. Непоседа пестраяПтица длиннохвостаяПтица говорливая, Самая болтливая (Сорока).

«Назови фигуры, из которых построена птичка» -закреплять знания о геометрических фигурах.

Раскраски по теме «Перелетные птицы» - совершенствовать навыки работы с карандашами. При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.

Фотографии/схемы построек по теме недели.

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

НОД

Режимные моменты

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи:

- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

- развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, ловкость, быстроту, кругозор;

- учить двигаться по сигналу, развивать скорость;

- выполнять ведущую роль в игре, осознанно относиться к выполнению правил игры

П/и «Птицы и кошка»
П/и «Перелет птиц» (Все говорят: Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо- птички летят, колокольчики звенят!)

«Птички, в гнездышки» (По команде «Птички летают» - все дети изображают птиц. По команде «Птички, в гнездышки!» - дети разлетаются по своим гнездам)

Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят!

«Совушка» (Совушка-сова, большая голова

На суку сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!)

«Голуби» (Выбирается ястреб и хозяйка. Остальные дети – голуби. Ястреб становится в стороне, хозяйка гонит голубей «Кыш-кыш». Голуби разлетаются, а ястреб их догоняет. Затем хозяйка зовет голубей «Гули-гули». Голуби слетаются к хозяйке).

Игра с мячом «Поймай и назови».

Малоподвижная игра: «Угадай, кто позвал».

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

НОД

Режимные моменты

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Беседа с элементами ИКТ (видеоролик): «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?».

Чтение рассказов Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Куприн А.И. «Скворец».

Разучивание стихотворений о птицах: «Скворец», «Ласточка»

Загадывание загадок о перелетных птицах;

Д/и «Отгадай и забери» (выбрать из всех выложенных птиц перелетную) - развитие навыков классификации.
Физкультминутка: «Ласточки летели»

Пальчиковая игра: «Встречаем птиц», «Ласточка».

Создать условия для Игры с мелким конструктором «Скворечники для птиц» - умение делать постройку устойчивой и интересной; творческое проявление в постройке; бережно и с любовью относиться к птицам.

Сюжетно-ролевая игра (сюжет «Семья собирается на прогулку в лес») - развитие речевой активности, умение договариваться друг с другом, улучшение детских взаимоотношений.

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

НОД

Режимные моменты

Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи:

- развивать умение внимательно слушать воспитателя, окружающих детей;

- рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, использовать в беседе накопленные знания;

- учить понимать образный смысл загадок;

- формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение;

- учить внимательно слушать воспитателя и ответы др. детей, не перебивать говорящего; 

- учить называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Беседа: «Перелётные птицы»

Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, навыки словообразования.

Чтение М.Горький «Воробьишко» - познакомить детей с литературной сказкой, формировать способность сопереживать героям, доброжелательно к ним относиться; воспитывать интерес к художественной литературе.
Загадывание загадок про птиц.

Описательный рассказ «Птицы нашего участка» - побуждать детей к составлению описательных рассказов (4-5 предложений) с использованием модели, схемы.

Пальчиковая гимнастика «10 птичек стайка».

Словесные игры: «Назови ласково».

«Птицы и их детеныши».

«Расскажи о птице».

«Улетает - не улетает».

«Домино».

«Лото».

Настольно-печатная игра «Собери картинку». 

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

НОД

Режимные моменты

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

- учить сравнивать и передавать в рисунке и лепке особенности и характерные черты строения птиц;

- учить слушать тексты, развивать внимание, память;

- познакомить с новым художественным произведением;

- способствовать развитию интереса к малому фольклорному жанру;

- создать условия для двигательных образных импровизаций под музыку – развитие творческого воображения;

- обеспечить условия для самостоятельной работы детей (предложить ножницы для развития навыков вырезывания).

Аппликация с элементами рисования «Скворушка».

Лепка «Птица» - учить лепить птиц по типу народных игрушек; знакомить с особенностями декоративной лепки, формировать интерес и эстетическое отношение к предметам.

Разучивание поговорки: «Всякая птица своим пером гордится»

Чтение сказки В. Осеевой «Сороки».

Рассматривание и обсуждение скульптуры малых форм: образы птиц, их выразительность, используемые материалы (дерево, глина)

Трафареты «Птицы» - развитие моторики рук.

Работа с раскрасками «Птицы»

«Вырезаем птиц» (работа с ножницами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Птицы - верные друзья"

Учебно-методическое пособие "Птицы - верные друзья" спосособствуют развитию у детей знаний об окружающем мире,   о птицах, обитающих в регионе, об их внешнем виде, повадках. Способствует раз...

Собственная методическая разработка "Птицы зимующие и перелётные"

Конспект открытого урока по дифференциации звуков Р-Рь....

Методический материал "Птицы - наши друзья"

Птицы являются неотъемлемой частью нашей природы. Они окружают людей, а поэтому будет интересно узнать факты о птицах. Кукушки, орлы, канарейки – каждая из этих птиц заманчива по-своему. Интерес...

Методический материал "Птицы - наши друзья"

Птицы являются неотъемлемой частью нашей природы. Они окружают людей, а поэтому будет интересно узнать факты о птицах. Кукушки, орлы, канарейки – каждая из этих птиц заманчива по-своему. Интерес...

Методическая разработка "Птицы весной"

Методическая разработка к проекту "Птицы весной"Классификация проектаПо тематике: информационно - исследовательский .Состав участников: дети старшей «Б» группы, родители, воспита...

Методическая разработка "Птицы - наши друзья"

Конспект НОД с использованием интерактивных технологий....

Методическая разработка "ПТИЦЫ ЗИМОЙ"

Цель:-закреплять знания о зимующих и перелетных птицах-воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.Ход: Звучит музыка «Времена года» П.И. ...