Непосредственная образовательная деятельность в средней группе «Что мы знаем о воздухе?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Паршина Татьяна Валерьевна

Конспект нод "Что мы знаем о воздухе?"  для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parshina_na_otkrytoe_zanyatie.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная  образовательная деятельность в средней группе «Что мы знаем о воздухе?»

Программное содержание:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, передаёт запахи и т. д.)

2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека.

3. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

4. Активизировать речь и обогащать словарь: воздух бесцветный, не имеет запаха, не видим.

5. Учить детей договариваться в процессе совместной деятельности, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа: наблюдение за воздухом на прогулке, отгадывание загадок.

Оборудование: листы бумаги, воздушные шары, пластиковые стаканы, трубочки,  предметные картинки (по 1- на ребёнка).

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие.
    Воспитатель приглашает детей в круг:

Поднимайтесь, ребятишки,
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать, 
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!

Я пришла к вам не одна – 
Гостей в группу привела!
- Поздоровайтесь, ребята.

Дети: Здравствуйте, гости!  (садятся на стульчики полукругом или на ковер)

В – ль: Ребята, у меня есть загадка для вас, давайте вместе ее отгадаем и  тогда вы узнаете, что я вам сегодня принесла. Слушайте внимательно: Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. Что это? (Воздушный шар)  

Дети: Воздушный шар.

В – ль: Правильно, Ой, ребята, посмотрите, а вот и шарик к  нам прилетел. Что ты, шарик,  говоришь?  Ребята мне шарик загадал загадку, помогите отгадать. Шарик, можно мне ребята помогут, а вы ребятки готовы мне помочь?

Дети: Да!

Восп – ль: Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это? (Воздух)

Ребята, а вы хотите узнать много всего самого интересного про воздух?  

Дети: Хотим.

Воспитатель: Для этого нам нужно много исследовать, изучать, проводить опыты. А как называют людей, которые этим занимаются?

Дети: Ученые.

Восп – ль: А вы хотите стать учеными?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну,  тогда закройте глазки и повернитесь вокруг себя. Давайте скажем волшебные слова «Абра - Кадабра». Все, теперь мы с вами ученые. А шарик приготовил для нас первое задание – нам с вами нужно поймать воздух, а Вы умеете ловить воздух?

Дети: Нет.

В – ль: А вот шарик меня научил воздух ловить, хотите, и я научу вас?

Дети: Да!

В – ль: Тогда возьмите пакет и посмотрите, что в нём?

Дети: Он пуст.

В – ль: И правда, пустой. Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь давайте наберем в него воздух, вот так (показываю) и закрутим  его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Восп-ль: Верно, молодцы. Оказывается воздух можно поймать и находится он внутри предметов, например, мы надуваем шар – там находится воздух, качаем колесо, матрас надувной – и там тоже воздух. Давайте еще раз поймаем воздух (повторяем тоже самое).  (принесла 2 шарика – один – надутый, другой - сдутый) Ребята, как вы думаете, что случилось, почему второй шарик такой худой и грустный?

Дети: В нём нет воздуха, он сдулся.

В-ль: А что надо сделать, чтобы шарик опять стал толстым и весёлым?

Дети: надуть его.

В – ль: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: воздух.

В – ль: Откуда же берётся воздух?

Дети: мы его выдыхаем.

В – ль: Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. (Дети вдыхают через нос, а выдыхают через рот.)

Физминутка:

Я надул воздушный шарик (имитируют надувание шарика, одновременно разводя руки в стороны)

Укусил его комарик (воспроизводят звук комара)

Лопнул шарик - не беда (говорят «Бах» и одновременно соединяют руки перед грудью)

Новый шар надую я (имитируют надувание шарика, одновременно разводя руки в стороны)

Повторить 2-3 раза

Теперь подставьте ладошки ко рту, вдохнём и выдохнем. Что вы почувствовали?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: А как возникает ветерок?

Дети: Это движение воздуха.

В – ль: Все правильно!

В – ль: Ребята, а где ученые проводят опыты?

Дети: В лаборатории.

В – ль: Верно. Лаборатория – это место, где ученые занимаются исследованиями, проводят опыты, изучают. Давайте вместе повторим это сложное слово, а то мне кажется, шарику трудно его запомнить (повторяем все вместе, затем инд – но несколько человек). Ну а шарик приготовил нам еще одно задание. Приглашаю вас, ученые, пройти в нашу лабораторию для проведения опытов. Но сначала, послушайте правила, как нужно вести себя в лаборатории: Не шуметь и руками ничего не трогать без разрешения (проходят за столы). Посмотрите, беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит?

Дети: появляются пузырьки.

В – ль: А теперь вы ребята попробуйте подуть в трубочки. Откуда же появились пузырьки?

Дети: Мы выдыхаем воздух,  и он выходит пузырьками.  

Восп – ль: А сейчас давайте вместе надумаем самый большой пузырь и постараемся его не лопнуть. Подходите  все ко мне. Ну что, хотите поиграть?

Дети: Хотим (проводится игра «Пузырь»)

В – ль: Ребята, как вы думаете, что внутри нас?

Дети: Воздух.

В – ль: Скажите, а вот мы с шариком не знаем, есть ли у воздуха запах?      

Дети: запаха нет.

В – ль: Вдохните. Вы верно говорите: воздух действительно не имеет запаха. Давайте проверим. Возьмите корку апельсина. Что вы чувствуете?

Дети: (вызываю 1 ребенка) пахнет апельсином

(даю остальным детям проверить)

В – ль: Как вы думаете, это воздух пахнет или апельсиновая корка издает такой аромат?

Дети: запах идёт от апельсиновой корочки

В – ль: Ребята, значит, запах передаётся по воздуху. Ребята, воздух имеет запах?

Дети: нет

В – ль: Как же мы чувствуем запахи?

Дети: они передаются воздухом, и мы их чувствуем.

В – ль: А вы знаете, что запах может спрятаться. Предлагаю вам поиграть со мной в игру «Узнай  по запаху» Как вы думаете, какой запах спрятался в этой коробочке?  (спрашиваю несколько детей , остальные проверяют) (открываю коробочку, а там ватка смоченная духами) (Приготовить коробочки с ваткой и духами, чеснок, лук)

Воспит: Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Воздух находится вокруг нас повсюду. Для чего он нужен человеку?

Дети: чтобы дышать.

В – ль: Ребята, а зачем нужен воздух, может мы можем обойтись и без него?  

Дети: Нет.

В – ль: Давайте проверим. Все люди дышат через нос. Давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем:

(ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку.  Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох»,  голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох»,  голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.)

Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (дети пробуют не дышать)

Восп-ль: Видимо, без воздуха и, правда, жить не возможно. Ребята, а кому нужен воздух, кто не может жить без него?

Дети: люди, животные, растения.

Восп-ль: Верно, сейчас я вам предлагаю сыграть со мной в игру, заодно и вспомним, кому же нужен воздух, а кто может и обойтись без него. (проводится Д\и «Кому нужен воздух»: Дети встают полукругом.  На полу лежат 2 обруча – синий и красный. Каждый ребенок берёт карточку с картинкой, называет предмет и говорит, нужен ли этому предмету воздух, затем встает в соответствующий обруч: синий – воздух нужен; красный – не нужен).

Молодцы! Ребята, давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе (если дети затрудняются, помочь им). Воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет запаха - только передаёт чужие запахи. Он нужен для жизни людям, животным и растениям.

Шарик оставляет в подарок игру «Воздушный  футбол» или игра с мыльными пузырями.

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности «Что мы знаем о воздухе?»

Выполнила: Паршина Т.В.

 воспитатель МКДОУ  

«Детский сад № 7»

 «Улыбка»

Г.Лесосибирск, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по социальному миру в средней группе "Что мы знаем о воздухе?"

конспект занятия "Что мы знаем о воздухе?" включает интересный познавательный материал. а так же проведение опытов с детьми....

Конспект совместной деятельности для детей средней группы «Что мы знаем о воде»

Уточнить знание детьми значения воды для всего живого. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственн...

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в средней группе." Что мы знаем о воздухе".

Цель:Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, есть везде, нужен для жизни.Задачи:2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека.3. Развивать познавательну...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Что мы знаем о воде?"

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе"Что мы знаем о воде?Интегративная направленность при усвоении знаний имеет очень важн...

Родительское собрание средняя группа Нетрадиционное родительское собрание в средней группе «Что я знаю о своём ребёнке 4-5 лет?»

Автор: Погорелова Н.Ю.Организация: Крюковская СОШ дошкольное отделение.Адрес: Московская область, Городской округ Чехов. Д.Крюково д. 17Цель: Стимулировать у родителей интерес к родительскому собранию...