Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по методике А.И.Савенкова "Видимые – невидимые отпечатки» из раздела (Что мы знаем о себе?)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Проскурня Елена Вениаминовна

Цель: учить детей организации самостоятельной исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidimye-nevidime_otpechatki.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе  по методике  А.И.Савенкова

"Видимые – невидимые отпечатки» из раздела (Что мы знаем о себе?)

 

   Цель: учить детей организации и проведении самостоятельной исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес.

   Задачи: 

- развивать умение детей анализировать объект по этапам, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы; активизировать словарный запас, развивать связную речь; через организацию продуктивной деятельности развивать мелкую моторику пальцев рук.

-упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «провести эксперименты», «понаблюдать»);

-проверять правильность выдвинутых гипотез, упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения.

Материал и оборудование: лупы «сыщиков», блокноты, мягкие кисточки,  уголь для рисования, влажные салфетки;

знаки-символы с  изображением «методов исследования»:

- подумать самостоятельно;

- посмотреть в книгах;

- провести эксперименты;

- понаблюдать.

 

Ход занятия

1.Мотивация  Ребята, по дороге в детский сад мне  повстречался  Домовенок  Кузя. Он слышал, что в нашей группе есть ребята-«сыщики», которые могут  расследовать самые интересные и таинственные дела. А еще он рассказал о том, что сыщики умеют снимать отпечатки пальцев, и просит ребят его научить, чтобы он стал настоящим сыщиком.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Домовенку?  

Дети: - Да!

 

2. Постановка практической задачи, выдвижение гипотезы.

Воспитатель: -  Тогда давайте уточним, что такое отпечатки пальцев?  Для чего они нужны?  Все ли отпечатки у людей одинаковы?

Воспитатель: Вы даете разные ответы на мои вопросы. Высказываете свои предположения.– Давайте проверим, так ли это.

Гипотезы: (предположения, которые будут проверяться)

- отпечатки пальцев - это следы;

- они все одинаковые!!!

3. Выбор методов исследования и  планирование деятельности.

Составление плана исследования

Воспитатель: Итак, мы начинаем увлекательное путешествие в мир «Человека».

- А теперь предположим, что нужно «сыщикам для работы»? (лупы,…..)

Воспитатель: Посмотрите на доску, а еще им необходимы знаки, и двигаться по ним нужно в строгом порядке, не пропуская очередности.

- А какие же  знаки  нам  помогут провести расследование, и научится снимать отпечатки пальцев, а потом рассказать обовсем Домовенку Кузе, давайте вспомним,  их названия?

( Подумать самостоятельно, спросить у взрослого,  посмотреть   в  книге, провести опыт, понаблюдать)

 Воспитатель: - А что мы делаем,  когда узнаем  что-то новое? (Ответы детей)

(Дети): В своих блокнотах  рисуем  рисунки или знаки.

1. Первый метод исследования «Подумать самостоятельно» (дети начинают двигаться по карте) Первый знак

Воспитатель: - Давайте вспомним, какие части тела есть у человека. (Дети рассматривают демонстрационные таблицы и называют части тела)

- Голова.  

- Зачем она нужна?  (ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.), и на ней расположены органы чувств. Назовите их.

- Какая ещё часть тела есть у человека? (Туловище)  

- А что расположено  на туловище? (Руки и ноги)

- Для чего они нужны?

- Ребята, сожмите пальцы в кулачок и уберите руки назад за спину, а теперь  возьмите со стола любой предмет,  не поворачивайтесь.  

-Вы справились с заданием? (Нет) Почему?

-А теперь выставьте  руки вперед, но не разжимайте кулачки. А так? Вам удобно взять, что либо, со стола? (Нет)

- А теперь давайте уточним, чем мы с вами берем книги со стола, или игрушки с полки?

Отгадайте загадку:

Пятерка братьев неразлучна, 
Им вместе никогда не скучно. 
Без них нам трудно жить на свете:
Не сможем шить, играть, держать.
Они нужны нам, чтоб трудиться,
Чтоб кушать, мыться, рисовать (это пальцы)

Воспитатель:- Ребята, какие слова в загадке вам подсказали ответ? (Играть, кушать держать и т.д.)

Воспитатель: Итак, пальцы нам помогают, что либо, удерживать в руках

2. Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»

Воспитатель:  Следующий метод – «Посмотреть в книгах» (ответы детей)

 Воспитатель: - А знаете ли вы ребята, в чем заключается работа настоящих «сыщиков»? (ответы детей)

Воспитатель:  И здесь нам пригодятся познавательные книги, журналы, которые мы  пожем пролистать, найти нужные картинки, а затем попросить взрослого о них прочитать. Итак, сыщики,  расследуют таинственные дела, помогают находить людей, которые совершают нехорошие поступки. А находят они с помощью отпечатков пальцев, которые они оставляют на предметах, когда берут и держат их в руках.

ПРОСМОТР  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МУЛЬТФИЛЬМА  

ИЗ СЕРИИ «ФИКСИКИ».

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите научиться снимать отпечатки пальцев, как это делают настоящие сыщики?

-Тогда давайте возьмем  руки лупу и  через лупу рассмотреть свои пальцы.

-Что мы видим?

(Ответы детей) (Ниточки, полоски)

Воспитатель: - Видим рисунок из множества округлых тонких линий-ниточек, собирающихся в кругу к центру подушечки пальца. Эти линии у всех людей разные, не бывает одинаковых отпечатков, и по этим отпечаткам можно распознать любого человека.

Воспитатель:- А вы хотите увидеть свой отпечаток?

ЗАРИСОВКА ПАЛЬЧИКОВ (работа в блокнотах)

3. Третий метод наблюдений «Эксперимент».

Воспитатель: - Я предлагает вам  подойти к столам, на которых разложены  блокноты и плоские мисочки с «волшебным порошком» из талька и угольной сажи, затем подышать на палец и плотно приложить его к бумаге.

- Отпечаток стал видимым? (НЕТ)

- А  теперь давайте все вместе  аккуратно кисточкой нанесем  на это место волшебный порошок, слегка встряхнем, и наш отпечаток пальца стал (ВИДИМЫМ)

- Почему это произошло?  (нанесли порошок)

ОФОРМЛЕНИЕ ОПЫТА (ВИДИМЫЕ - НЕВИДИМЫЕ ОТПЕЧАТКИ)

 Воспитатель поясняет: на поверхности подушечки пальца есть немного жира, и если наш палец к чему-либо прикасается, этот жир отпечатывается на предметах. «Волшебный порошок прилипает к жировым отпечаткам, а черный цвет смеси способствует тому, что отпечаток становится видимым.

- А теперь проверим вторую гипотезу. Все ли отпечатки одинаковы. Поменяемся блокнотами, и сравним свой отпечаток с другими.  

 Анализ  (обобщение знаний детей по данной теме):

Воспитатель:- Ребята, благодарю вас за помощь в расследовании. Что больше всего вас  заинтересовало?

Воспитатель: - А теперь мы с вами сможем научить  Домовенка, как снять отпечатки пальцев с руки?

Дети: -  Да.

- Я думаю, что у него все получится, а наш рассказ мы отправим ему письмом по его адресу: Домовенку Кузе. В лес.

 

 

 

 

   

       

 .

 

                                                                 

 

  

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"

Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...

Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)

Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно исследовательской деятельности с использованием технологии проектной деятельности «Водная лаборатория»

Образовательная область: Познавательное развитиеОбласти интеграции: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей и «Коммуникация».Используемые педагогические технологии:...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...