Исследовательская деятельность "Глиняные превращения"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Мария Алексеевна Машкалева

Гипотеза: Можно предположить, что  глина пригодна для лепки.

 

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с глиной.

Задачи:

1.      Расширять представления детей о свойствах глины (мягкая – при лепке можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая – может расколоться).

  1. Стимулировать использование исследовательских действий, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются свойства материала – глина.
  2. Способствовать овладению способами обследования глины и пластилины, включая простейшие опыты.
  3. Развивать умение аккуратно пользоваться глиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelska_1_gruppa.docx492.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №92 общеразвивающего вида» г.Сыктывкар

Исследовательская деятельность в младшей группе «Глиняные превращения»

Выполнила:

Машкалева М.А.

Группа №1

2019-01-23

Вид исследовательской – исследовательская деятельность.

Возраст детей: 2-3 года.

Участники реализации проекта:

Педагог: Машкалева Мария Алексеевна

Воспитанники: дети ранней  группы

Родители: ранней группы

Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя)

Гипотеза: Можно предположить, что  глина пригодна для лепки.

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с глиной.

Задачи: 

  1. Расширять представления детей о свойствах глины (мягкая – при лепке можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая – может расколоться).
  2. Стимулировать использование исследовательских действий, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются свойства материала – глина.
  3. Способствовать овладению способами обследования глины и пластилины, включая простейшие опыты.
  4. Развивать умение аккуратно пользоваться глиной.

Ожидаемые результаты:

  1. Обогатить представление детей о свойствах объектов экспериментирования (глина);
  2. Приобретение детьми навыков и умений лепить из глины;
  3. Развитие у детей творческих способностей, любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Этапы проекта

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

Подготовительный

  • Подготовка исследовательской деятельности  
  • Изучение источников по заявленной проблеме.
  • Подбор методического материала по данной теме.
  • Разработка консультаций для родителей.

Помощь в подготовке к проекту;

Деятельностный

 Работа выстраивалась в трёх направлениях:

•        С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности педагогов и детей, родителей и детей.

•        С родителями – посредством проведения педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»

Завершающий

•        Разработка дальнейших рекомендаций по развитию артикуляционной моторики в зависимости от результатов диагностики.

  • Изготовление различных фигур из глины
  • Обобщение опыта  работы по исследовательской деятельности и его представление.

 

Содержание проекта

Формы

Тема

Цель

Пособия

Ответственный

Понедельник 25.12.2017г

Беседа

Беседа-наблюдение с детьми по теме: «Знакомство с глиной»

Подготовить к работе с глиной 

Глина

Воспитатель

Консультация для родителей

«Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста»

Познакомить  более подробно лепкой.

Папка-передвижка

Воспитатель

Вторник 26.12.2017г

Презентация

«Волшебная глина»

Познакомить детей, для чего нужна глина.

Мультимедийка

Воспитатель

Игра-эксперемент

Нюхаем, трогаем

Закрепить представление детей об органах чувств, их назначении.

Глина, пластилин

Воспитатель

Среда 27.12.2017г

Эксперемент

«Что происходит когда в твердую глину добавляешь воду?»

 Научить наблюдать детей

Глина и вода

Воспитатель

Индивидуальная работа

Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, по теме: «Глина».

Развивать познавательную активность.

Альбом

Воспитатель

Четверг 28.12.2015г

Домашнее задание

«Слепить дома из глины что либо»

Вовлечение родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе  через совместное творчество детей и родителей.

Глина

Родители

Беседа

«Что можно сделать из глины?

Дать элементарное представление

Иллюстрации

Воспитатель

Консультация для родителей

«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

Посоветовать родителям какие опыты совместно с детьми могут провести дома.

Папка-передвижка

Воспитатель

Пятница 29.12.2017г

Лепка

«Угощение для животных»

Научить детей лепить угощение для животных из глины.

Глина

Воспитатель

Выставка

«Глиняные поделки»

Воспитывать бережное отношение к чужой работе и оценивание.

Поделки

Воспитатель и родители

Используемые интернет ресурсы:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-znakomstvo-s-glinoi.html;
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-lepka-iz-gliny-kak-odin-iz-sposobov-snjatija-naprjazhenija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html;
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/01/03/opisanie-igr-eksperimentov-s-ispolzovaniem-kartochek-dlya;
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-volshebnaja-glina-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html;
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-na-temu-opytno-yeksperimentalnaja-dejatelnost-s-detmi-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html.

Приложение

«Знакомство с глиной»

Программное содержание:

Познакомить с элементарными правилами поведения, этикой общения и

приветствиями, с материалом лепки - глиной, её свойствами, со структурой её

поверхности; подготовить к работе с глиной; развивать коммуникативные

способности по отношению к сверстникам и взрослым; воспитывать культуру

поведения; развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными

рукавами и содержать рабочее место в чистоте и порядке.

Предварительная работа: наблюдение, чтение художественной литературы,

беседа, рассматривание.

Словарная работа: сыпучий, твердый.

Материалы и оборудование: колобок (игрушка); сухая глина,

 глиняная посуда, плитки, игрушки из глины, доски для

лепки.

Методические приемы: беседа, рассказ, показ.

Работа с родителями: чтение художественной литературы, просмотр

мультфильмов.

Ход занятия.

Организационный момент. Знакомство с колобком.

По полу катится колобок. Воспитатель обращает на него внимание детей

(далее в роли колобка выступает воспитатель).

Колобок (поёт) Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл…

Куда я прикатился?

Дети отвечают«В детский сад».

Воспитатель. Здравствуй,Колобок! Меня зовут Надежда Владимировна,

очень рада с тобой познакомиться.

Далее Колобок знакомится с детьми. Воспитатель подсказывает ребёнку

(если необходимо,что надо сказать в том или ином случае: «Здравствуй,

Колобок, меня зовут Ирина», «Очень приятно, меня зовут Оля».

Беседа с Колобком.

Колобок. Дети, объясните мне, что такое детский сад?

Ответы детей. Это где мы играем, спим, учимся. Это наш «второй дом».

Колобок. Чему воспитатели научили вас в детском саду?

Ответы детей. Лепит, петь, играть.

Колобок. Я тоже люблю петь, вот послушайте песенку, которую часто пою.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

В чистом поле затеряюсь и назад не ворочусь,

Я качусь и кувыркаюсь, я качусь и кувыркаюсь,

Я качусь и кувыркаюсь, кувыркаюсь и качусь.

Как здорово и весело у вас в детском саду! И все это благодаря вашим

воспитателям. Они проводят игры, учат вас рисовать, лепить, читать стихи. Я

расскажу бабушке и дедушке, что у вас в группе добрые, веселые и

заботливые воспитатели.

Воспитатель. Дети, Колобок о вас узнал много интересного. Вы умеете петь,

лепить, читать стихи, а теперь,давайте мы покажем, как мы умеем играть.

Игра называется «Ай да малыши!».

Дети поют вместе с воспитателем и под музыку делают следующие

движения:

Мы ногами топ-топ-топ (ходят по комнате)

Мы в ладоши хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)

Ай да малыши!

Ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем (идут за воспитателем)

И в ладоши ударяем (хлопают в ладоши)

Топ-топ, ножки, топ! (стоя на месте, топают)

Хлоп-хлоп, ручки хлоп! (хлопают руками)

Ай да малыши!

Ай да малыши!

Воспитатель. Ребята, мы с вами попели. Поиграли, а нашему Колобку пора

домой. Давайте мы ему скажем «До свиданья!».

Дети прощаются с Колобком, и он уходит.

Воспитатель. Дети, а теперь мы с вами познакомимся с глиной.

Воспитатель. Глина - твердая, отламывается кусочками. Глина - природный материал ; давным- давно человек нашел глину в земле и

стал делать из неё разные предметы. Ребята, возьмите по кусочку сухой

глины и сделайте из неё разные предметы. Ребята, возьмите по кусочку

сухой глины и сделайте из неё колобок.

Дети. Не получается слепить. Глина – твёрдая.

Воспитатель. Ребята, а что нужно сделать, чтобы глина стала мягкой,

пригодной для использования.

Дети. Добавить воды.

Дети. берут чашечки, кладут в них глину и добавляют воду. Воспитатель

Помогает им сделать необходимую консистенцию.

Воспитатель. Ребята, что стало с нашей глиной?

Дети. Она стала мягкой.

Воспитатель. Давайте, мы теперь с вами слепим нашего колобка.

Творческая работа.

Дети берут глину и начинают лепить колобка. Воспитатель помогает ребятам.

Воспитатель. Какие вы, ребята, молодцы! Вы очень постарались и у вас

Получились очень красивые шарики-колобки.

Воспитатель готовые работы ставит на поднос.

Вывод. Ребята, мы с вами узнали, что глина – твердая.. Из сырой глины легко лепить, так как она мягкая. Мне очень понравилось, как вы лепили, играли, пели. Вы- молодцы!

Консультация для родителей «Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста»

Здоровье – это, прежде всего гармония

с собой и природой.

Если человек отдаляется от нее,

перестает прислушиваться к своему

организму, то он оказывается незащищенным

от заболеваний.

Народная мудрость

«Лепка из глины – как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста»

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глинойблаготворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервноенапряжение. Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Конечно, в наших условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире.

Консультация для родителей «Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста»

Развитие психических процессов у ребенка

В лепке сочетаются два вида деятельности: умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

Лепка чрезвычайно полезна - этот вид творчества, который:

• прекрасно координирует движение рук;

• способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев;

• формирует образное мышление и воображение;

• учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.

В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, какцеленаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п. При регулярных занятияхлепкой ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, начинает планировать свои действия и доводить их до конца.

Занятия с глиной предоставляют возможности для психологической разгрузки,снятия внутреннего напряжения«расковывают» ребенка и взрослого.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-145768-1411496967.jpg

Обычно считается, что глина — это материал для декоративно-прикладного творчества и из нее нужно делать поделки, сувениры и украшения.

Но глина — это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в песочнице, строя из нее все необходимое для игры, не боясь сломать или испортить. Когда поделка из глины высохнет, она становится достаточно прочной и может еще некоторое время поработать игрушкой.

Любые занятия лепкой помогают ребенку осваивать пространство, развивают егоконструктивные способности, учат находить правильные соотношения частей и целого, развивают мелкую мускулатуру пальцев.

Лепка из глины особенно полезна, потому что внимание ребенка не отвлекается на разные цвета и он сосредоточивается именно на пространственных особенностях работы. Кроме того, глина имеет характерную и очень разнообразную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувствительность к материалу. Обожженная глиняная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребенок может пользоваться в настоящей жизни или играть и очень этим гордиться.

В ребенке постоянно вертится рой фантазий, которые он не может ни высказать, ни воплотить из-за своих ограниченных технических возможностей. Взрослым кажется, что сам он не может ничего путного выдумать и сделать. Конечно, он не может сделать, потому что у него маленькие, слабенькие ручки, небольшой опыт, мало слов для самовыражения. Но идей у него предостаточно, и часто они вовсе не так фантастичны, как кажется взрослым.

Глина — это как раз тот материал, с которым он может легко справиться. Она лучше пластилина, потому что гораздо мягче. И она лучше карандашей и красок, потому что из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть. Если, конечно, не внушать ребенку, что из глины можно лепить только чашки, свистульки и тарелки, а лепить машину, самолет и Бабу Ягу — дурной тон. Сглиной каждый легко может стать мастером.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-145768-1411497001.jpg

В дополнение к этому работа с глиной имеет глубокое психологическое воздействие. Она сближает людей с их чувствами. Она позволяет облегчить понимание и выход эмоций (особенно негативных, таких, как раздражение, агрессия, гнев,например, дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те, кто испытывает чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущение контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необходимое ощущение своего Я. Дети, находящиеся под сильным контролем со стороны взрослых, могут расслабиться и вдоволь навозиться вглиняной «грязи», снимая тем самым накопленное напряжение. Работа с глиной – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Точно такое же воздействие оказывает глина и на взрослых людей – замученных и уставших родителей, находящихся в постоянном стрессе менеджеров и руководителей, испытывающих постоянное напряжение кормильцев семьи…

Для деток лепка из глины — не просто удовольствие, а еще и полезное развивающее занятие. Работа с глиной развивает тактильные и моторные навыки, а также чувство формы и объема. С помощью лепки из глины дети и взрослые снимаютнапряжение и страхи, развивают мелкую моторику рук. В процессе занятий у ребенка развивается творческое воображение и фантазия, улучшается мелкая моторика рук и самое главное, ребенок приобретает навыки взаимодействия с другими детьми. Кроме того, развивая мелкую моторику рук, у ребенка лучше проходит развитие речи. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В процессе занятий вы можете не только стать ближе со своим ребенком, но иснять собственное напряжение и зарядиться положительной энергией.

Лепите для здоровья и удовольствия!

 Игра «Нюхаем, трогаем»

Задача: Закрепить представление детей об органах чувств, их назначении.

Развивать умение определять запах, форму и структуру поверхности.

Воспитывать познавательный интерес к человеку.

Материалы:  глина, пластилин.

                           Описание игры - эксперимента:

На столе разложены материалы, детям предоставляется возможность изучить предметы самостоятельно. В ходе этого знакомства воспитатель  беседует с детьми, задавая вопросы:

  1. Пахнут ли эти предметы?
  2.  «Отгадай на ощупь»

Вывод: Что было бы, если бы у нас не было носа, ушей, пальцев.

Конспект беседы «Глиняные игрушки»

 

Цель: Знакомить детей с понятием русские народные игрушки, дать элементарные представления о видах игрушек (филимоновские, дымковские и т.д.). Приобщать к русско-народному искусству.

Задачи:

-  развивать интерес у детей к народным игрушкам

- воспитывать у детей бережное отношение к традициям своих предков, любовь к своей родине.

Воспитатель. Дети вы же любите играть?

Дети. Да

Воспитатель. Посмотрите, как много у нас игрушек, и все разные. Назовите свои любимые игрушки.

Дети. Называют свои любимые игрушки.

Воспитатель. Из каких материалов они сделаны?

Дети. Из металла, пластмассы, резины, меха, ткани.

Воспитатель. Что умеют делать ваши игрушки?

Дети. Двигаться, летать, ездить, петь, разговаривать.

Воспитатель. Откуда они берутся?

Дети. Их делают на фабриках, они продаются в магазинах.

Воспитатель. А в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители. Или долгими, длинными вечерами их делали игрушечных дел мастера и потом продавали на ярмарках.

Посмотрите какие игрушки были раньше у наших пробабушек и продедушек.

Дети смотрят, трогают.

Консультация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»

У детей младшего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствуют формированию экологического мировоззрения. В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях:

*специально организованное обучение

* совместная деятельность педагога с детьми

* самостоятельная деятельность детей.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми, ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Предлагаемая ниже структура занятия-экспериментирования является примерной и может быть скорректирована в практике работы.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы.

7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

Организация мини-лабораторий в детском саду.

В мини-лабораториях может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т. д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т. п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т. д., бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т. д.) песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т. д.

Материалы для организации экспериментирования

1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

10. Фотопленки.

11. Полиэтиленовые пакетики.

12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

13. Спилы дерева.

14. Вата, синтепон.

15. Деревянные катушки.

16. Киндер-сюрпризы

17. Глина, песок.

18. Вода и пищевые красители.

19. Бумага разных сортов.

Содержание исследовательской деятельности детей

Работа с детьми направлена на создание условий, для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

- Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)

- Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

- Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

- Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

В процессе исследования -экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).

План работы по опытно-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Тема: «Вода вокруг нас»

"Узнаем, какая вода?"

Цель:Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества.

"Изготовление цветных льдинок"

Цель:Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде и в ней растворяются краски

"Ходят капельки по кругу"

Цель:Дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе.

Тема:«Воздух вокруг нас»

"Где спрятался воздух?"

Цель:Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет форму.

"Игры по обнаружению воздуха".

Цель:Обнаружение воздуха в пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. .

"Воздух поет и свистит"

Цель:Знакомство со свойствами воздуха и ветра. Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха

"Пузырьк. Вертушка для ветра"

Цель:Продолжаем знакомить детей со свойствами воды и воздуха.

Тема:«Физические явления»

"Угадай чей голосок?"

Цель:Научить определить происхождение звука и различать музыкальные и шумовые инструменты.

«Поиграем с солнышком».

Цель:Познакомить детей с температурой, научить определять температурные качества веществ и предметов

"Материал".

Цель:Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево, бумага, ткань) и их свойствами

«Тяжелый-легкий». «Плывет- тонет».

Цель:П]Тема: "Элоказать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов.

Тема: Электричество".

"Свет".

Цель:Узнать из каких цветов состоит солнечный луч.

«Как увидеть молнию?»«Почему горит лампочка?»

Тема:«Камни, песок, глина и почва вокруг нас»

"Песок, глина".

Цель:Продемонстрировать свойства глины и песка: сыпучесть, рыхлость. Изменения их свойств при взаимодействие с водой

"Бьется- не бьется?"

Цель:Свойства предметов (стекла, дерева, камня

«Веточка березы»

Цель:Наблюдать за появлением листочков на веточке поставленной в воду.

Посадка семян зерновых, лука.

Цель:Уточнить представление детей о посадке лука, зерновых культур, необходимости света и воды для роста и развития растения.

«Знакомство со свойствами глины»

Дети слышат плач.

Воспитатель: Ребята, кто-то плачет, слышите?

Дети подходят к воспитателю. У воспитателя на руке игрушка би-ба-бо медвежонок.

Воспитатель: Мишутка, что случилось?

Мишутка: Я разбил любимую мамину тарелку.

Воспитатель показывает разбитую глиняную тарелку.

Мишутка: Что мне делать, мама будет ругать меня.

Плачет.

Воспитатель: Мишутка, давай мы с ребятами посмотрим можно ли ее починить.

Воспитатель показывает детям разбитую тарелку.

Воспитатель: Как вы думаете можно тарелку починить?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего была сделана тарелка?

(Воспитатель дает детям потрогать тарелочку)

Дети: Из глины. 

Воспитатель: Правильно, материал, из которого была сделана тарелка, называется – глина.

На столах приготовлены кусочки глины, пластилина, баночки с водой, деревянные палочки, салфетки на каждого ребенка.

Воспитатель: А сейчас давайте мы подойдем к нашим столам и посмотрим, что на них лежит.

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что лежит перед вами на тарелочке красного цвета?

        

Если дети затрудняются ответить, то педагог предлагает им произвести обследовательские действия.

Воспитатель: Возьмите в руки, помните, то, что взяли с тарелочки красного цвета. Что это?

Дети: Пластилин.

Воспитатель: Возьмите в руки и помните теперь то, что лежит на тарелочке синего цвета. Как вы думаете, что это?

Дети: Это глина.

Воспитатель: А похожи ли между собой глина и пластилин?

Дети: Да, похожи!

Воспитатель: А чем?

Дети: Из пластилина и глины можно лепить разные поделки.

Воспитатель: А чем отличаются пластилин от глины? А вот об этом мы узнаем, когда проведем экспериментирование.

На столах у каждого ребенка стоит поднос, на котором находятся по два прозрачных стаканчика с теплой водой, по кусочку пластилина и глины (на тарелочках разного цвета), деревянные палочки для размешивания.

Воспитатель: Дети, берем один стаканчик и ставим поближе к себе, теперь возьмите кусочек пластилина и опустите его в стаканчик с водой, палочкой попробуйте размешать пластилин в воде.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Что мы видим? С пластилином произошли какие-нибудь изменения, когда мы его поместили в воду?

Дети: Нет!

Воспитатель: А вода изменила свой цвет?

Дети: Нет!

Воспитатель: А теперь берем другой стаканчик с водой и опускаем туда кусочек глины, размешиваем и наблюдаем, что происходит с глиной и водой.

Дети выполняют задание.        

Воспитатель: Что мы увидели?

Дети: Глина растворилась в воде. А вода стала мутной.

Воспитатель: Дети, что мы узнали о глине и пластилине?

Дети: Пластилин в воде не растворился, а глина – растворилась.

Воспитатель: Какая стала вода, где мы растворяли глину?

Дети: Вода в стаканчике, где была глина, стала мутной, не прозрачной.

Воспитатель: А изменилась ли прозрачность воды в стаканчике, где был пластилин?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, какой мы можем с вами сделать вывод?

1-й ребёнок: Пластилин в воде не растворяется, и вода остаётся прозрачной.

2-й ребёнок: А глина в воде растворяется, и вода становится мутной.

Воспитатель: А сейчас проведем небольшую физкультминутку.

        Дети с педагогом выполняют движения согласно текста.

Привезли мы глину с дальнего бугра    (взявшись за руки, идут по кругу)

Ну-ка за работу, чудо-мастера               (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь                    (лепят ладошками)

А потом распишем                                  (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки печь                         (лепят ладошками)

Печка жаром пышет                                (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи - не калачи                                (машут указательным пальцем)

А в печи - игрушки!                                 (вытягивают руки вперед).

Воспитатель: А сейчас, так как у нас есть глина, а у Мишутки была сделана тарелочка, которую он разбил, из глины, то давайте для Мишуткиной мамы слепим красивые и новые тарелочки.

Дети садятся за столы. Педагог детям объясняет, как нужно лепить тарелочку из глины.

Воспитатель: Дети, берем кусочек глины, скатываем его между ладошками в шар, затем сплющиваем. Вот у нас и получилась тарелочка. Теперь каждый берет колпачок от фломастера и той стороной, где у колпачка нет отверстия, мы наносим узор.

        

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все постарались порадовать Мишуткину маму, и сделали очень красивые тарелочки. Мишутка, а тебе понравились тарелочки, которые  сделали наши дети для твоей мамы?

Мишутка: Да! Спасибо, дети, мне очень понравились ваши тарелочки. И думаю, что моя мама будет очень рада, если я передам ей ваши замечательные тарелочки. А вы мне их отдадите?

Дети: Да! Да! Да!

Дети Мишутке отдают свои поделки для его мамы. Мишутка прощается с детьми и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково-исследовательская деятельность . Конспект занятия "Что такое превращение?"

Знакомство со словом «превращения», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращение на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал». Освоение схемы «превращения». Форм...

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности "Превращения фасоли"

Занятие для детей  средней группы.  Сочетает познавательно- исследовательскую (посадка фасоли) и продуктивную деятельность.  (лепка)....

Исследовательская работа Превращение из куколки в бабочку

Исследовательская работа проводилась совместно с  воспитателем и семьей воспитанницы.Данный проект подходит для старшего дошкольного возраста....

Познавательно-исследовательский проект "Превращение головастика в лягушку"

Индивидуальный познавательно-исследовательский проект "Превращение головастика в лягушку", выполненный  для муниципального конкурса исследовательских и проектных работ воспитанников ДОУ...

Исследовательская работа "Превращение куколки в бабочку"

Исследовательская работа "Превращение куколки в бабочку"...

Поисково-исследовательская деятельность "Превращение бумажного снеговичка"

Поисково-исследовательская деятельность: свойства бумаги при намокании....