Конспект НОД на тему: «Помощь человека птицам»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мансурова Резеда Фанаисовна

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Помощь человека птицам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная

школа №15 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Конспект НОД на тему: 

«Помощь человека птицам»

образовательная область: социально-коммуникативное развитие

возрастная группа: старшая группа

Мансурова Резеда Фанаисовна

Цели: расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах.

Задачи:

– формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;

– рассмотреть способы оказания помощи птицам в холодное время года;

– углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли);

– классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;

– обогащать словарь, упражнять в образовании сложных прилагательных;

– воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование: изображения и картинки птиц на каждого ребенка; карандаши и листы бумаги; перья, веер; картинки с буквами «П», «З»; мяч.

Ход НОД

I. Вводная часть.

– Дети, сегодня мы с вами поиграем в игры, но не в простые игры, а в такие, где нужно хорошо думать и отвечать. Вы готовитесь идти в школу, а там много придётся думать.

Сначала послушайте загадку.

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это …  (птица).

– Вы отгадали правильно, сегодня мы узнаем много интересного о птицах.

II. Основная часть.

1. Зимующие птицы.

– А сейчас мы вспомним, какие птицы обитают в нашем краю. Вы любите загадки?

(загадки о зимующих птицах)

– О каких птицах были эти загадки? (о зимующих птицах).

– Да, правильно. Эти птицы зимующие, потому что никуда от нас не улетают, они зимуют в наших краях.

Чем питаются зимующие птицы? (плодами деревьев: яблони, рябины; семенами растений).

– А как вы думаете, где живут эти птицы? Как, заботится о них человек? (устраивает кормушки, подкармливает птиц).

– Ребята, а почему зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная? (ответы детей)

– А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? (ответы детей).

Птицам трудно прокормиться, ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так: найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны. А чем питается дятел? (ответы детей).  А почему синички зимой прилетают ближе к дому человека? (ответы детей)

Воспитатель показывает картинку с изображением синички.

– Посмотрите, какие красивые у нее перья: на груди – желтые, на голове – черные, на щеках – белые, крылья и хвост покрыты перьями синеватого цвета, поэтому эту птичку называют синичкой. Ребята, а как вы думаете, что ест синичка весной и летом? (ответы детей).

– Верно, весной и летом они поедают много разных букашек, насекомых, которых достают из-под коры деревьев своим клювом. Этим синички помогают деревьям, спасают их от вредителей. А чем мы можем подкормить синицу зимой? Что она любит больше всего? (синицы у нас зимуют (человек их подкармливает салом), а потом они улетают (кочуют) в тайгу).

– Мы с вами вспомнили зимующих птиц, назовите их (дети перечисляют).

 2. Динамическая пауза «Непоседа воробей».

Воробьишко наш на воле, (разводят руки в стороны)

Скачет он в широком поле. (подскоки сначала на правой, потом на левой ноге)

«Вредных насекомых я ищу, полакомиться я хочу!» (наклоны туловищем вперед)

Был на крыше, на лугу, (руки «домиком» над головой, затем приседают).

А теперь взлететь хочу.

Полететь над небесами,

Над горами и холмами. (бегают по кругу, взмахивая руками).

«Улетел я из гнезда,

Храбрый и отважный я!»

Но подул вдруг ветерок, (обмахивают руками лицо).

Озяб непоседа-дружок (руки сгибают в локтях и скрещивают).

«Без мамы просто беда,

Возвращаться в гнездо мне пора!» (садятся на свои места).

3. Перелетные птицы.

– А сейчас отгадайте еще загадки.

(загадки о перелетных птицах)

– О каких птицах были эти загадки? (о перелетных птицах).

– Верно. Перелетные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми, которые с приходом холодов забиваются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в теплые страны, а весной они возвращаются в родные края.

Итак, с наступлением холодов осенью начинается перелёт птиц. Первыми улетают насекомоядные птицы, позднее всех улетают водоплавающие. Почему? (замерзают реки и озёра).

– А сейчас пройдите за столы. Рассмотрите изображение. Кто изображён? (птицы).

– Обведите только перелётных птиц (обводят).

 Каких птиц вы обвели? (дети называют).

– Предлагаю поиграть. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы (берут). Я читаю стихотворение и та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

4. Закрепление изученного.

– Сейчас мы поиграем в игру «В каком доме живёт птица?» Видите у нас в группе буквы «П» и «З» это домики для птиц. «П» – для перелетных птиц, а «З» для зимующих птиц. Я показываю птицу, а вы «летите» к тому домику, где живёт эта птица.

– Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

        У аиста длинные ноги, он какой?  … /длинноногий/.

        У аиста длинный клюв, он …   /длинноклювый/.

        У ласточки длинный хвост, она  …  /длиннохвостая/.

        Ласточка любит тепло, она …   /теплолюбивая/.

        У ласточки острые крылья, она …  /острокрылая/.

        У соловья звонкий голос, он …  /звонкоголосый/.

III. Заключительная часть.

–  Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?

– О каких птицах  вы узнали?

– Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огородах, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь, правда? Ребята, помогайте птицам пережить трудную зимнюю пору. Устраивайте для них кормушки, помните, что голодная птица может погибнуть и от легкого мороза, а сытой и стужа не страшна!        

– Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали.

Встали в круг. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.

Руку правую подали, руку левую пожали и сказали «Молодец».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Помощь космическому другу»

Конспект для детей 6-7 лет. Включен элемент школьного урока....

Конспект занятия на тему: " Помощь лесным жителям."

Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы».Цели:Образователь...

Конспект мероприятия на тему: «Помощь Доктору Айболиту»

Конспект мероприятия на тему:  «Помощь Доктору Айболиту»...

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности во 2 младшей группе. Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «Помощь птицам в зимний период»

Цель: расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Задачи: Дать детям представление о видах питания зимующих птиц. Развивать наблюдательность, умение сравнивать. Воспитывать соч...

Конспект ОД по теме «Помощь при укусах»

Ребята следует помнить,что укусы животных могут нанести большой вред здоровью. Существуют меры безопасности по предотвращению нежелательных последствий от укуса. Их необходимо...

Конспект занятия Мир природы и человека ПТИЦЫ

Данное занятие проводится с целью ознакомления  детей о птицах, среде их обитания....