Проект «Веселый огород»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Павлова Ольга Владимировна
Цель проекта: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества. Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений. Прорастить семена, вести наблюдение за этим процессом.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_veselyy_ogorod.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Веселый огород»

Направление проекта: познавательно – исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы – возрастная группа (5-6 лет), воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: 1 месяц

Характеристика проекта: по количеству участников – коллективный, по контингенту – детско-родительский, по характеру деятельности – творческий, по продолжительности – краткосрочный.

Актуальность: Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников и, изучив детский интерес детей нашей группы, нами был разработан проект «Веселый огород», который направлен на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности на основе организации поисковой – исследовательской деятельности.

 В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Мы понимаем, что для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления, памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.

Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка очень важна.

Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания «Весёлый огород».

Цель проекта: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества. Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений. Прорастить семена, вести наблюдение за этим процессом.

Задачи:

Учить правильно, ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

Развивать познавательные и творческие способности детей.

Формировать осознанно – правильное отношение к труду человека, к окружающей природе.

Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения; активизировать словарь (корень, семена, луковица, рассада, посадить).

Учить детей ставить перед собой цель – подготовить инструменты, рабочее место и убрать за собой.

Формировать положительные взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками.

Получить положительные эмоции от полученных результатов.

Методы и приемы:

словесный – чтение художественной литературы; заучивание стихов, загадок; беседы; консультации;

наглядный – показ, наблюдение, сбор фотоматериала, информация для родителей;

практический – дети самостоятельно выполняют задания, дидактические и сюжетно – ролевые игры.

Средства: земля, семена, контейнеры для рассады, лейка, эстетическое оформление проекта.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, загадки, пословицы. Сбор, приобретение и накопление различного (методического, технического и эстетического) материала. Составление рассказов с детьми «Что росло у нас на огороде?».

Ожидаемый результат: Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе экологического, нравственного и личностного отношения к действительности. Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется растение.  

Выставка детских рисунков «От семени к ростку».

Предполагаемые результаты:

  1. У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
  2. Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
  3. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
  4. Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
  5. Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
  6. Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий. 
  7. Взаимодействие с родителями: привлечение родителей в познавательную деятельность.  

Подготовительный этап:

Во время работы в природном уголке дети замечают стаканчик с семенами, и тут же у них возникает вопрос: «Что это за семечки?». Мой ответ, что это семена, с помощью которых можно вырастить целый огород, например, на нашем окне, очень удивил детей. Возникло обсуждение между детьми по вопросу: «Как посадить эти семечки?» «Как можно вырастить урожай на нашем окне?» Отсюда и возникла тема огорода на окне «Огород на окне».

Были заданы вопросы:

Что знаем?

Что хотим узнать?

Как можем найти ответы?

1.Урожай растет на земле;

2.Урожай бывает разными: овощи, фрукты

3.У растений есть листья.

4.Растения растут на улице только летом.

5.На даче выращиваем овощи.

6.Из овощей варят суп.

7.Овощи полезные.

1.Где растут растения?

2.Откуда берутся растения?

3.Как посадить семечко?

4.Как правильно ухаживать за растениями?

5.Как появляются корешки?

6.Из чего состоят растения?

1.Спросить у родителей, бабушек, дедушек.

2.Прочитать книжки.

3.Рассмотреть иллюстрации с изображением растений.

Изучив интересы детей, был проведен ряд мероприятий.

Мероприятия

  • Разработан перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности.
  • Изготовить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения за луком.
  • Изготовить героев инсценировки «Хороводная - Огородная».
  •  Сделать подборку стихов и загадок об овощах.
  • Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование)
  • Разбивка огорода на подоконнике.
  • Изготовление табличек - указателей с названиями растений.

Работа с родителями

  • Консультация для родителей «Зеленый мир на окне».
  • С помощью родителей собрать коллекцию семян.
  • Изготовление атрибутов для огорода – Чучелка, дом, дерево, макет огорода.
  • Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.

Исследовательский этап:

Рассматривание семян (гороха, огурцов, посадка лука).

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевые игры «На даче», «Овощной магазин»;

Игра-драматизация «Чудесное лукошко».

Дидактическая игра «Собери урожай», «Во саду ли, во городе», «Чудесный мешочек».

Подвижная игра «Хороводная-Огородная»,

Познавательная деятельность:

Беседы «Узнаем какая земля?», «Вода и растения», «Человек и растения», «Лук от семи недуг».

Занятие с детьми «Посадим лук»

Социально – коммуникативное развитие:

Посадка лука.

Художественно-эстетическое развитие:

Художественное творчество: Рисование «Наши растения», «Овощи и фрукты», «Наш лучок»

Изготовление атрибутов для оформления огорода

Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке», «Урожай в банке».

Лепка. «Тарелочка с овощами и фруктами», «Синьор-помидор», «Зайка-огородник».

Развитие речи:

Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Мужик и медведь», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», «Чиполино» Джанни Родари, «Огурцы» В.Осеева.

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме размеру, вкусу).

Заключительный этап:

Пройдя все этапы проекта «Веселый огород» дети, родители и педагоги сделали для себя много открытий, многому научились:

Данный проект способствовал формированию познавательного мышления и сенсорных способностей у детей, а также способствовал расширить и обогатить имеющиеся знания о необходимых условиях для роста растений в комнатных условиях.

В ходе проекта расширялись представления детей об овощах и фруктах. Работа по ознакомлению детей с природой продолжается и в настоящее время.

Дети научились ухаживать за растениями

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорками, стихами, сказками, загадками. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводилась непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, беседы.

В группе была оформлена выставка детских рисунков «От семени к ростку», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки.

Благодаря такой познавательно-исследовательской работе у детей формируется собственный жизненный опыт, у ребёнка, развивается:

• способность наблюдать, сравнивать, сопоставлять, планировать свои действия,

• умение изобретать, самостоятельно делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, эмоционально реагировать при встрече с прекрасным, контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде, оценивать их с позиции «хорошо-плохо».

Список использованной литературы:

  1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников».
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников».
  3. Иванова А.И. «Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».
  4. Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду».
  5. Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры».
  6. Николаева С.Н. «Игра в экологическом воспитании дошкольников».
  7. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».
  8. Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
  9. Сигимова М.Н. «Познание мира растений».
  10. Сигимова, М.Н. «Мир природы глазами ребенка».
  11. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду».

Использование интернет ресурсов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Веселый огород"

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях в условиях Крайнего Севера, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности че...

Экологический проект "Веселый огород"

Познавательно-исследовательский проект "Веселый огород". (средний дошкольный возраст)...

Проект "Веселый огород"

Исследовательский долгосрочный проект "Веселый огород"...

Проект "Веселый огород"

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях и цветах, на то, как ухаживать за растениями и цветами....

Познавательно – исследовательский проект «ВЕСЕЛЫЙ ОГОРОД "

В проекте рассматриваются следующие проблемы:Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений.О пользе чеснока детям.Пос...

Проект "Веселый огород"

Материал предназначен для работы со старшими дошкольниками по экологическому воспитанию...

Проект "Веселый огород"

Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности че...