Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми
методическая разработка по окружающему миру

Максимова Татьяна Александровна

совместная деятельность направлена на формирование

ключевых компетенций дошкольника  в ходе решения игровых и познавательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.a._maksimova_.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Включенность

 детей в игровую деятельность

как условие формирования

ключевых компетенций дошкольника»

Максимова Татьяна Александровна,

воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад № 16 «Тополек»

       

Телефон:

8(39195)2-44-78

г. Енисейск

Пояснительная записка

Тема занятия: «Путешествие на Север из Енисейска»

Цель: Формирование ключевых компетенций  дошкольников  в процессе разрешения детьми  специально смоделированной проблемно-игровой ситуации.

Характеристика группы: в группе 25 воспитанников,  из них мальчиков 16, девочек 9.  Внимание у детей устойчивое, отмечается высокий уровень познавательной активности, имеются начальные общие представления о географическом положении материков, дети  знают названия материков, различают их на карте. При работе в команде дети умеют выбирать  способы правильного построения ответов, удерживают  задачу на протяжении всего занятия. В группе  2 застенчивых ребенка, четверо детей способны сами инициировать детскую деятельность, у двоих уровень коммуникативных навыков ниже возрастной нормы, приоритетной деятельностью для детей является продуктивная, в которой  они осознают собственную успешность.

 Образовательная работа с детьми осуществляется по программе, разработанной на основе примерной программы дошкольного образования «Истоки» (Авторский коллектив:  Алиева Т.И., Парамонова Л.А.,.М., Рыжова Н.А. и др).

Тема занятия «Путешествие на Север из Енисейска» соответствует теме комплексно-тематического плана «Кругосветное путешествие». Тема реализуется в течение 2-х недель.

Вид занятия: познавательно-исследовательская деятельность  с выходом на продуктивную деятельность.

 Занятия познавательно-исследовательской  направленности проводятся 2 раза в неделю, занятия продуктивной деятельностью осуществляются 2 раза в неделю.

Тип занятия: познавательно-развивающее

Программное содержание: формировать начальные общие представления о географическом положении и названии материков, развивать у детей навыки ориентирования на глобусе, совершенствовать умение оперировать  символическими средствами, развивать умение вести беседы, опираясь на собственный опыт и кругозор.

Задачи:

  1. Актуализировать  имеющийся опыт решения познавательных и практических задач;
  2. побуждать детей оперировать символами и образами;
  3. поддерживать детские коммуникации;
  4. поощрять и поддерживать любознательность, самостоятельность, познавательную активность;
  5. создавать ситуации для совместного решения игровых и познавательных  задач;
  6. инициировать самооценку и взаимооценку.

Материалы: мягкая игрушка – белый медвежонок, три мяча с контурами материков, цветные полоски, в виде стрелок, песочные часы (5 минут), ватман, маркер, гуашь синего и белого цвета, прозрачные пластиковые листы, губки по количеству детей.

Предварительная работа: знакомство с глобусом, названием материков, расположением их на карте, просмотр мультфильма про Умку, рассматривание книг, энциклопедий, посвященных Северному полюсу, его обитателях, слушание песен из мультфильма про Умку, о маме, о дружбе.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств (коммуникативные, самостоятельность, ответственность за свой выбор, познавательные навыки); формирование предпосылок к учебной деятельности. Расширение кругозора дошкольников, развитие умения опираться на имеющийся опыт  при решении познавательных задач. Появляется умение оперировать символическими средствами для составления маршрутов. Расширение  словарного запаса (маршрут, путь, дорога), развитие диалогической речи. Формируется умение задавать вопросы. Приобретаются навыки сотрудничества, партнерских отношений. Формируются предпосылки рефлексии.

                                                              Структурные компоненты занятия

Этап занятия, продолжительность

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды  деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой, до 1 мин.

Создание атмосферы психологической безопасности, эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка детей

Внесение игрового персонажа, игровой момент «Ласковое слово для белого мишки»

Введение ограничений через обговор правил

Приветствие, доброе пожелание, установление контакта

Приветствие, участие в игре.

Психологическая готовность, эмоциональный настрой на деятельность

Вводно-организационный, 1-2мин.

Организация направленного внимания

Беседа «Где живет  белый медвежонок?»

«Логика делового разговора»

Включает детей в диалог через вопросы делового характера

Участвуют в диалоге.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания, введение в тему деятельности.

Мотивационно-побудительный

Актуализация

5  мин.

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее целях и задачах

Актуализация имеющихся  представлений.

Создание проблемной ситуации: как белый медведь здесь оказался, что делать? Воспитатель вносит новое оборудование мяч - («Глобус»), ставит конкретные вопросы  на логику рассуждения,  ставит проблемные задачи.

Объединение в группы.

Создание проблемной ситуации, требующей разрешения.

Направление деятельности детей наводящими и проблемными вопросами.

Осознают и  принимают поставленную задачу.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях,  задают и отвечают на вопросы.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Дети направлены к их собственному опыту и кругозору.

Практическая работа, 8-10 мин

Выбор способов и приемов действия, применение знаний и умений.

Продуктивная детская деятельность. Групповая форма работы.

Коммуникации внутри групп.

(Выстраивание и обозначение маршрутов)

Коммуникации между группами

Смена деятельности

Организация творческой работы детей, организация взаимодействия в достижении и обсуждении результата, эмоциональная поддержка.

 Дети выполняют и обсуждают творческую работу, взаимодействуют друг с другом (задают вопросы, узнают новое в процессе деятельности,

выбирают, сравнивают,

помогают, договариваются, оценивают себя и своих сверстников).

Оперируют символическими средствами для составления маршрутов.

Выявляют и обсуждают различия в маршрутах.

Рефлексивно-корригирующий, 3-4 мин.

Формирование логического мышления.

Формирование предпосылок рефлексии

Диалоговое  обсуждение.

Прием «Три вопроса».

Удерживанеие  паузы

Безоценочное общение с детьми

Логика делового разговора

Использование сигнала -  «знак готовности»

Ограничение во времени – песочные часы

Приемы привлечения внимания

Включение детей в диалог по поводу имеющихся у них представлений о Севере.

Формулируют уже имеющиеся у них представления и то, что им еще хотелось бы узнать по теме, определяют, как это можно сделать

Созданы условия и дети включены в процесс рефлексии.

Обозначена зона актуального ближайшего развития.

Заключительный этап – переход к новому виду деятельности (продуктивная)

3 мин…..

Создать ситуацию для проявления эмоций: сочувствие, сопереживание, желание помочь.

Обращение детей к игровому персонажу.

Музыкальное сопровождение

Смена деятельности и мизансцен

Организует диалог по поводу друзей, которые есть у Медвежонка дома  на севере.

Включаются в диалог, переходят к продуктивной деятельности.

Дети готовы отразить свои впечатления от предыдущей деятельности  в творческих работах….

                                                                                  Сценарный план занятия

Ход занятия

Действия воспитателя и детей

1.Психологический настрой

Внесение игрового персонажа белого медвежонка, игра  «Ласковое слово для мишки»

Воспитатель организует  игру, в руках у него игрушка - белый медвежонок:

- Встаньте так, чтобы вам было удобно.

- Всем удобно?

- Каждый из вас будет передавать  белого медвежонка, и говорить ласковое слово для него.

Обговор правил игры и введение ограничений:

-В какую сторону начнем передавать мишку?

-Когда мы будем передавать мишку, мы будем говорить ему на ушко или громко, чтобы все слышали?

- Если кто – то затрудняется назвать, что будем делать?

-Долго не держим мишку в руках, если затрудняешься – передавай другому другу.

Воспитатель вместе с детьми следит за соблюдением правил игры, о которых вместе договорились.

После того как дети передали мишку и назвали ему ласковые слова, спросить:

- А как зовут медвежонка?

 Выслушиваются  варианты  ответов детей,  дети договариваются, как будут звать медвежонка.

2.Вводно-организационный  этап, беседа «Где живет белый медведь?»

Воспитатель организует беседу, используя прием «Логика делового разговора», выслушиваются  все детские версии, а потом все вместе приходят к общему мнению.

- Как вы думаете, где живет белый медведь (его имя)?

- Где находится Север? Далеко или близко?

-Как называется самый-самый север?

- Где это?

- Как и где нам можно посмотреть?

- Что такое глобус?

Воспитатель, беседуя с детьми, формально готовит их к предстоящей деятельности, активизирует их собственный опыт, привлекает произвольное внимание, вводит в тему деятельности.

3.Мотивационно-побудительный этап, актуализация имеющихся представлений.

Внесение нового оборудования «Глобус», создание проблемной ситуации.

Дети в группе обнаруживают мяч, на котором нанесены изображения материков. Примерные вопросы к детям:

- На что это похоже?

- Чем похоже?

- А где здесь Северный полюс?

-  Где живет наш белый мишка?

Воспитатель задает конкретные вопросы на логику и рассуждения, дети в свою очередь, осознают и принимают поставленную задачу, участвуют в диалоге, высказывают свое мнение

- А мы где живем?

На глобусе заранее нарисована яркая красная точка, если дети не смогут найти место самостоятельно, то педагог может подсказать, что эта красная точка их родной город.

- Как можно добраться к дому белого медведя?  Мы можем показать ему дорогу домой? Как?

-На глобусе можем показать?

4.Практическая работа.  Объединение в три команды «поровну», рефлексия проделанной работы

Педагог предлагает объединиться в три команды и предлагает по глобусу в каждую команду.

- У нас есть три глобуса, давайте разделимся поровну

- Кто уже собрался в команду, поднимите руки.

Создана ситуация, когда дети сами довариваются и приходят к единому мнению. Если ребенок, оказался один, вне команды, предложить ему самому выбрать, в какую группу он пойдет.

- Опустите руки в тех командах, где вас  поровну.

Данная ситуация предполагает развитие  математических представлений: посчитать и разделить.

Воспитатель дает задание командам:

-А теперь в каждой команде выберите свой маршрут, свой путь, свою дорогу, по которому можно будет добраться на Северный полюс, где живет мишка. Маршрут может быть разный, через разные места и страны, по воде и по суше, длинный и короткий, как вы захотите. Главное добраться до Северного полюса.

Воспитатель предлагает детям взять стрелки из цветной самоклейки, и проложить путь ими. Обговаривается, что на выполнение задания им дается 5 минут.

Воспитатель занимает позицию  наблюдателя и режиссера, обращает внимание детей друг на друга при работе в команде, напоминает о времени, при необходимости использует приемы привлечения внимания.

Например, воспитатель тихо говорит: «Кто меня слышит – поднимите руку, кто меня слышит – погладьте себя по голове, кто меня слышит – топните ногой»

После того, когда внимание детей привлечено, предлагается заслушать команды.

-Давайте рассмотрим, какие получились у вас маршруты.

 - Кто будет начинать?

Используются любые способы выбора первого (считалки, по желанию, жеребьевка, вытягивание номера).

Выясняется, для кого команда будет рассказывать и показывать маршрут (для мишки, для всех, для одной  команды, что будут делать остальные команды?)

Воспитатель организует дело для всех команд.

- Расскажите про свой маршрут, где он проходит. На чем, по вашему мнению, можно поехать, полететь, поплыть?

Обсуждает с детьми результат о проделанной работе, предлагает им сравнить свой маршрут с другими командами:

- У кого самый длинный маршрут?

-  А у кого самый короткий?

- Куда мы с вами добрались и на чем?

5.Рефлексивно-корригирующий. Диалоговое обсуждение,  прием «три вопроса»

Дети садятся в кружок перед ними лист ватмана, разбитый на три колонки,  в каждой колонке по одному вопросу:

Что мы знаем о Северном полюсе? Что мы хотим о нем узнать? Где мы можем это узнать?

Воспитатель озвучивает каждый вопрос в отдельности, записывает высказывания  детей в колонки.

Дошкольники формулируют уже имеющиеся у них представления (зона актуального развития)  и то, что им хотелось бы узнать по теме (зона ближайшего развития), определяют, как им это можно сделать. Имеющаяся информация может стать основой детского  проекта «Северный полюс», который поможет сформировать познавательные способности детей, проявит их инициативу, подключит к работе взрослых.

6.Заключительный этап – переход к новому виду деятельности (продуктивной) Мотивация на новый вид деятельности

-Кто  встречает белого мишку на Северном полюсе?

Педагог выдерживает паузу, предоставляя возможность детям подумать и высказать свои предположения.

- Давайте нарисуем  друзей нашему мишке, ведь без них нельзя прожить на свете.

Педагог предлагает выбрать для творческой деятельности все, что детям необходимо:

Дети подходят к столу  и самостоятельно выбирают: губки, прозрачные пластиковые пластины, гуашь синяя и белая, емкости с водой, кисти и т.д.

- Нарисуйте друзей нашему мишке и придумайте ему имя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Совместная деятельность педагога с детьми "Откуда текут молочные реки" с использованием ИКТ.Старший дошкольный возраст

Методическая разработка включает в себя конспект совместной деятельности  по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром и медиа-презентацию "Откуда текут молочные реки?"...

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми по конструированию. Строительство «Сказочной деревни»

Это смешанный, сложный, среднесрочный монопроект по конструированию с детьми старшей группы.Основной целью данного проекта являлось :развитие коллективных взаимоотношений между детьми.В процессе ...

Методическая разработка "Совместная деятельность педагога с детьми по экспериментированию "Воздух".

О том, как можно весело, интересно, познавательно провести совместную деятельность по экспериментированию в младшей группе....

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми " Путешествие с магнитом в царство льда и холода ".

Игры с мягнитом на выявление его свойств и расширение кругозора детей об обитателях севера....

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми старшего возраста по теме «Что такое хорошо и что такое плохо.»

Совместная деятельность педагога с детьми с использованием информационных технологий...

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми во II младшей группе на тему « Моя Семья»

Дан конспект совместной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе на тему "Моя семья". Выделена интеграция образовательных областей. Определены задачи педагога. ...

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми по теме "Народная мудрость и современные дети"

Цель: Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.Задачи: воспитательные: В действиях и поступках сказочных героев находить и противопоставлять трудолюбие-лень, добро-зло, храбрость-тру...